Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 мая 2016, 05:00

Риск "разводки" при покупке полиса ОСАГО в регионах — 33%

Перемирие между автолюбителями и страховщиками оказалось поддельным, как и расходящиеся в регионах полиса ОСАГО. Как и год назад, Центробанк вяло и нехотя бьет тревогу. Лайф публикует, в каких регионах автолюбителям тяжелее всего купить полис по сраведливой цене.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Каждая третья страховая компания в регионах нарушает закон при продаже ОСАГО, говорится в исследовании Общероссийского народного фронта, которое есть у редакции.

Среди макрорегионов хуже всего с обязательной автостраховкой в Северо-Кавказском и Южной федеральных округах, здесь шансы купить полис ОСАГО без накруток только 50/50. По всем субъектам РФ в антилидерах Амурскам область: тут сразу 83% компаний допускают те или иные нарушения. Почти так же печально в Рязанской и Кировской областях, Краснодарском крае, Республике Крым. Не зафиксировано нарушений в работе страховых компаний в Подмосковье, Смоленске, Новгороде, Грозном, Перми, Самаре.

Как уверяют в ОНФ и подтверждают независимые правозащитники, в столицах (Москве и Санкт-Петербурге) страховщики стараются не нарушать законы, поэтому эти регионы не вошли в исследование. Всего проверено 577 субъектов страхового дела, проведён опрос среди 793 автовладельцев.

В большинстве случаев автомобилисты жалуются на очереди: от нескольких часов в точках продаж до трёх месяцев в случаях, когда компании продают полисы по письменному заявлению или очередь движется по предварительной записи. Фактически автовладельцев шантажируют: не купил дополнительных услуг — не получишь полис, отмечают активисты ОНФ. В самих страховых объясняют это отсутствием бланков, но региональные СМИ не раз сообщали, что таким аргументом орудовали работники "Росгосстраха" — зато полис с допуслугами можно было приобрести без проблем, только в два раза дороже.

Фрагмент мониторинга страховых компаний ОНФ
"Схема навязывания допуслуг очень проста — клиент приходит в офис компании, хочет купить "автогражданку". Никаких проблем, заключите ещё и договор страхования жизни на случай падения самолёта и получите ОСАГО. А если нет — извините, у нас полисы кончились, приходите через месяц"

Основная причина, по которой небольшие страховые компании ограничивают продажу полисов — большое количество судебных исков по возмещению ущерба после ДТП, отмечают эксперты. По закону, в случае признания размера выплаты недостаточным для ремонта пострадавшего автомобиля, страховая компания выплачивает не только спорную сумму, но и штраф в размере 50% этой суммы. По статистике, больше всего судебных разбирательств проходит именно на юге России — в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде.

Занимаются этими судебными разбирательствами, как правило, не сами автовладельцы, а набившие в данном деле руку автоюристы, работающие за вознаграждение. Именно их страховщики и считают основной причиной своих убытков во многих регионах — к тому же, в провинции ОСАГО в среднем в полтора раза дешевле, чем в Москве. Небольшие компании теряют деньги на спорах с автоюристами и вынуждены: а) закрываться, б) переключаться на другие направления страхования, в) злоупотреблять.

Фрагмент мониторинга страховых компаний ОНФ

Затянувшаяся ОСАГО о Форсайтах

Представители Центробанка подтвердили Лайфу, что проблема с заключением договоров ОСАГО в ряде регионов действительно есть. Причины носят комплексный характер: это и активность автоюристов, и спорные судебные решения. Они приводят к тому, что растёт доля нестраховых выплат, связанных со штрафами и оплатой юридических услуг. Некоторые страховые компании навязывают допуслуги, чтобы покрыть убытки от судебных процессов.

— У Банка России есть свой план разрешения ситуации — мы предлагаем изменить законодательство, чтобы сделать продажу электронных полисов ОСАГО обязательной для всех страховых компаний с 1 января 2017 года. Сейчас это право, а не обязанность страховщиков. Кроме того, Банк России проводит надзорные мероприятия. Если мы видим элементы навязывания, нарушения страхового законодательства, компании штрафуются, получают предписания о недопустимости такой практики, — рассказали в Банке России.

При этом, как показывает статистика самой отрасли (Российский союз автостравховщиков), убытки из-за судебных решений мало влияют на доходность бизнеса. За 2015 год итоговые сборы по автогражданке составили 220,2 млрд руб., выплаты по ДТП — 121,9 млрд руб., что составляет лишь 55% от сборов, прибыль страховщиков — 48 млрд руб.

— Страховые компании хотят продавать полисы исключительно в благополучных и неубыточных регионах. Согласно закону об "автогражданке", выплаты по ОСАГО должны составлять не менее 80% от сборов компании. На деле же ни разу за 12 лет практики ОСАГО до этого не доходило, — отметил Николай Тюрников, гендиректор "ГлавСтрахКонтроль".

Страховщики не видят в дополнительных услугах ничего страшного. Собеседник Лайфа в "Росгосстрахе" сообщил, что кросс-продажи (реализация двух сходных продуктов) — это нормальная практика маркетинга, и любой хороший продавец её использует. Кроме того, существует пятидневный "период охлаждения", во время оного клиент, который приобрёл вместе с ОСАГО какую-либо дополнительную услугу, может от неё отказаться и получить деньги назад. Представитель "Росгосстраха" заявил, что все случаи навязывания допуслуг на местах компания расследует.

Убедившись в возможности безнаказанно нарушать закон, страховщики будут снова и снова воспроизводить уже отработанные схемы: искусственные очереди, рассмотрение заявлений до 30 суток, отсутствие бланков, технические проблемы с серверами и подобные проблемы, говорит руководитель проекта ОНФ "За права заёмщиков", депутат Госдумы Виктор Климов. Уже подготовлен законопроект, которым предлагается установить ответственность для физических лиц до 5 тысяч рублей (сейчас привлечь к ответственности можно только должностных лиц), для страховых компаний увеличить штраф до 500 тысяч рублей.

"Снижение количества жалоб, которое фиксировал надзор и общественные организации в этой проблематике летом-осенью 2015 года, было связано не с тем, что нарушения прекратились. Потребители, во-первых, просто устали жаловаться (в большинстве случаев это не приводит к результату), во-вторых, сказалась сезонность. История вопроса показывает, что без жёстких санкций вакханалию на рынке ОСАГО прекратить вряд ли удастся"

Проблемы ОСАГО уводят россиян с цивилизованной дороги

Вполне логично, что в условиях очередей, дефицита полисов и переплаты за ОСАГО многие автовладельцы предпочитают покупать поддельную страховку или ездить вообще без неё. Несмотря на борьбу с "серыми" страховщиками, купить пустой бланк ОСАГО до сих пор можно в "газели" практически возле любого МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД). Стоить он будет порядка 1,5-2 тыс. руб., что в 5-10 раз меньше средней цены "настоящего" ОСАГО. Однако ответственность в этом случае будет достаточно суровой.

Например, знакомый корреспондента Лайфа Дмитрий З. из Москвы приобрёл автомобиль со страховкой, до окончания срока действия которой оставалось полгода. Проверить её подлинность он не подумал, продавец показался надёжным. Однако после встречи с сотрудниками ДПС (не первой, кстати) выяснилось, что бланк страховки "липовый", и Дмитрию пришлось долго доказывать полицейским свою непричастность к подделке документов. Езда с поддельным ОСАГО может обернуться арестом на срок до шести месяцев, а предъявление такого документа в страховую компанию после ДТП квалифицируется как мошенничество и наказывается штрафом либо лишением свободы на срок до двух лет.

Поэтому многие из тех, кто не выдержал очередей и постоянного подорожания ОСАГО, предпочитают ездить вообще без страховки, оплачивая время от времени штрафы. Но не стоит забывать, что в случае аварии весь ущерб пострадавшему такой любитель экономии будет возмещать из своего кармана.

Как сообщил Лайфу руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту ОНФ Армен Оганесян, на улицы регионов уже вернулись 90-е годы: примерно 30% водителей ездят с битами или другим оружием, чтобы решать вопросы на дорогах, казалось бы, уже забытыми методами.

 

 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров