Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 

Главные урбанисты мира назвали Казань лидером инноваций

Всемирно известный эксперт, профессор Вукан Вучик похвалили татарстанскую столицу за транспортную реформу.
Главные урбанисты мира назвали Казань лидером инноваций

В рамках образовательного проекта «Made in Kazan» с лекцией о городах и транспортных системах выступил ведущий урбанист, профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик. Специалист по развитию дорог и общественного транспорта, по книгам которого учатся все урбанисты мира, часто консультирует по вопросам транспорта власти многих передовых мегаполисов. Несколько советов он припас и для Казани.

В начале своей лекции спикер напомнил о значении транспортной составляющей в жизни городов. Именно средоточие сухопутных и водных путей определило появление многих мировых столиц. Большинство из них возводили для пешего или конного передвижения, то есть с плотной застройкой. И сегодня основная проблема всех этих городов, как адаптировать под них современную транспортную инфраструктуру? В Европе сначала помогли метро и трамваи. В 20-30 годы прошлого века общественный транспорт способствовал развитию городов и притоку населения. С 1930 по 1960 годы резко выросло количество личного автотранспорта. Тут и возникли первые проблемы. Постоянно растущему числу машин на исторически узких улицах просто не было места.

Главные урбанисты мира назвали Казань лидером инноваций

- Планировщики пришли к автомобильным городам, концепт был разработан в 30-е годы в США, и потом это настигло и Европу, и другие страны. Мы полюбили машины, ведь - это удобно. Но если город очень плотный, транспортная система нарушается, возникают пробки. Это становится хронической болезнью. В ответ мы расширяем улицы, строим больше дорог и парковок. Многие города это испробовали. В конце-концов в штатах поняли, что в городе, построенном на частном транспорте, жить просто невозможно. Физически и экономически он не выгоден, - поясняет Вукан Вучик.

По словам лектора, это проблема большинства растущих городов. И поначалу планировщики мегаполисов ошибочно полагали, что будущее за личным автотранспортом. К тому же, были лоббисты от автопроизводителей, которые выступали против общественного транспорта. Они даже скупали участки дорог с рельсами и асфальтировали их, тем самым снижая пропускную способность улиц. Ведь в один автомобиль не уместится столько людей, сколько в трамвай, призывает к здравому смыслу Вучик. И, тем не менее, эту ошибку допустили власти многих мегаполисов.

- Проектировали города, которые практически устраняли пешеходов. В США есть огромное количество пространств, где абсолютно нет тротуаров, то есть города ориентированы только на частный транспорт. Посмотрите на такие города, как Хьюстон или Детройт. Детройт - это многоуровневые развязки, везде один бетон - рай для автомобилей, но это просто полный караул для жителей! - возмущается лектор.

Далее Вучик приводит в пример исследование Великобритании, где диагностировали схожие транспортные проблемы, и дали решения в части исторических городов. Хороший выход - развивать сеть городских автобусов, но в смешанном трафике они не привлекательны для горожан, им нужны выделенные полосы.

- Вы посмотрите на Тверскую в Москве! Мало кто пользуется городскими автобусами, потому что они едут еще медленнее. Секрет здесь в том, чтобы улучшать систему общественного транспорта, чтобы она конкурировала с автомобилями. Для этого и нужны отдельные пути, будь то полоса или рельсы, - призывает спикер.

Преимущества общественного транспорта в большей надежности и вместительности пассажиров, развивает мысль профессор и сетует, что американские политики поняли это не сразу. Правительство штатов субсидировало парковки и строительство новых шоссе, а про городские автобусы говорили, что это частные компании, дескать, пусть те сами занимаются вопросом развития. Таким образом, автомобилизация росла, а общественный транспорт приходил в упадок. Выход из ситуации предложили французские исследователи. Суть их стратегии заключалась в том, что города должны развернуться лицом к своим жителям. Очень продвинутое решение, по словам спикера, исходило от немцев еще в 1967 году. В нем прозвучала верная идея о том, что мобильными должны быть все слои населения. Говоря о нежелании людей пересаживаться на общественный транспорт, чтобы разгрузить городские улицы, лектор привел аналогию с животными.

- Представьте ограниченное пространство с овцами, небольшой загончик с зеленой травкой и маленькой калиткой. Вы увидите, как овцы все разом набьются битком в этот узкий проем. Можно, конечно, сказать, что овцы глупые, раз лезут в это бутылочное горлышко. Но если посмотреть на наши дороги в 7 утра, когда все едут на работу, у нас тоже самое, мы как овцы тоже самое делаем на наших автомобилях. Каждое утро мы торчим в трафике, - сетует Вукан Вучик.

Лектор привел несколько примеров чрезмерной автомобилизации многих мировых столиц и крупных мегаполисов. Рассказал как сегодня страдает Нью-Йорк от того, что его строили под автомобили. Призвал городские власти строить развязки в пригороде, потому что в центре они выглядят чужеродно. Огромную бетонную конструкцию и сплошные паркинги в Чикаго профессор назвал просто «враждебной» для человека планировкой. Для решения проблемы он считает важным определить для себя: в каком городе мы хотим жить? Для этого нужно оценить, насколько он пригоден для жизни. Учесть экономическую целесообразность, чтобы бизнес в нем мог успешно работать, социальные аспекты и справедливое распределение доходов. Большой ошибкой спикер считает уменьшение налогов для богатых и решение отменить социальную страховку для бедных. Третья важная составляющая - окружающая среда. И это не только чистота улиц и воздуха, но и то, что создает человек, то, что доставляет удовольствие гулять по городу. Поэтому нужно строить человечные, а не автомобильные среды. А значит, и изменить саму философию транспортных потоков. Правильный подход - строить интермодальные города, наращивать качественный общественный транспорт: метро, скоростную электричку, которые будут конкурентоспособными с автомобилями.

Главные урбанисты мира назвали Казань лидером инноваций

Вукан Вучик перечислили многие виды современного общественного транспорта. Власти должны выбирать наиболее оптимальные из них для своих городов. Популярностью пользуется система скоростных трамваев. Французские города сначала потеряли трамвайные пути, а затем отстроили новые. Сделали центры своих городов более дружелюбными для людей. Вынесли стоянки за пределы городских границ. Перехватывающие парковки в пригороде лучше, чем, если бы 4 тысячи машин оставили в центре. Так поступили в Далласе, Техасе. Парковки в центре города, по словам лектора, вообще как раковая опухоль - это не красиво. Дошли и до Москвы. Избавиться от избытка припаркованных машин на улицах удалось с помощью платных парковок. Но проблемы остаются. Развязки только задерживают общественный транспорт, а метро продолжают строить на большой глубине, а значит, это удлиняет путь пассажиров. В Омске ведущего урбаниста огорчила ситуация с сокращением трамваев и автобусов в угоду частных маршруток. А вот Казань за противоположный пример напротив похвалил.

- Я был удивлен: насколько Казань хороша в этом плане. У вас очень хорошая система общественного транспорта, у вас метро низкого заложения. Вы продолжается усовершенствовать свои системы трамваев и метро. Строите перехватывающие парковки. Интермодальность внедряете. Вы внедряете многие инновации, которые в других странах только предстоит внедрить. Я очень рад, выступая в других городах, упоминать Казань, как лидера инноваций. Вы избавились от маршруток и сделали свой общественный транспорт лучше. Город стал более приятным. И вы теперь можете обсуждать что лучше для города, а не только для сектора перевозок, - подытожил свое выступление Вукан Вучик.

Казанцам лектор посоветовал и дальше улучшать систему общественного транспорта. Иначе автомобили вновь смогут победить в этой конкурентной борьбе за дороги столицы.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 30 марта
EUR ЦБ: 99,53 (-0,18)
Инвестиции, 16:47
Курс доллара на 30 марта
USD ЦБ: 92,37 (+0,1)
Инвестиции, 16:47
Все новости Татарстан
Девятый арестованный по делу о теракте в «Крокусе» частично признал вину Общество, 17:54
Военная операция на Украине. Главное Политика, 17:41
Японский индекс Nikkei 225 показал рекордный прирост за год Инвестиции, 17:40
Высший класс: в Татарстане готовят кадры для сферы исламского банкинга Татарстан, 17:40 
Суд арестовал новых фигурантов дела о теракте в «Крокусе». Фоторепортаж Общество, 17:37 
Нового фигуранта дела о теракте взяли у «Крокуса» за дерзкое поведение Общество, 17:33
Какие российские компании используют нейросети и что это им дает Pro, 17:32
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Полноценная квартира, не за МКАД и доступная по цене: где найти такую РБК и ПИК, 17:30
В Таиланде умер россиянин, впавший в кому после задержки рейса Общество, 17:25
Главком ВСУ заявил о тяжелой ситуации на фронте Политика, 17:23
В Москве арестовали девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Политика, 17:22
Ротенберг подарит ₽1 млн пострадавшему в теракте 8-летнему хоккеисту Спорт, 17:20
Двойные налоги и низкие ставки: что сдерживает развитие фриланса в России Pro, 17:14
Социальной рекламе пропишут алгоритмы Пресс-релиз, 17:13