Деловой Омск

Деловой Омск

08 февраля 2015 14.06Статьи

Бизнес на языке

В Омске за последний год открылось около десятка новых школ по обучению иностранным языкам. Несмотря на обилие игроков, это направление остается перспективным для бизнеса.

Бизнес на языке

Интерес к иностранным языкам растет в геометрической прогрессии. С той же скоростью увеличивается и количество игроков на рынке дополнительного образования. Если 17-20 лет назад в Омске ученики выбирали всего из трех школ, то сегодня на рынке их представлено более 80. Предпринимателей не пугает ни ужесточающаяся конкуренция, ни распространение онлайн-обучения, ни грянувший в конце прошлого года кризис.

Конкуренция растет

Омский рынок языковых школ начал формироваться в 90-х годах. Среди старейших участников рынка называют школу «Ин.яз-Омск» — она работает уже более 20 лет. Чуть позже открылась компания «Джей энд Эс», которая на сегодня стала не только крупнейшей в Омске, но также открыла филиалы в Новосибирске. В 1997-1998 годах начали работу «Центр немецкого языка» при институте им. Гете и школа ABC club. К 2008 году количество школ увеличилось до 7-8, и, по словам специалистов, примерно с этого времени пул основных игроков не меняется.

Сегодня, по данным информационно-справочной системы «2Гис», в Омске преподаванием иностранных языков для детей и взрослых занимается 81 организация. Из них всего 54 школы, специализирующиеся только на преподавании иностранных языков. Остальные центры предлагают помимо обучения иностранному языку другие образовательные программы, дошкольное образование и прочее.

По мнению директора ABC club Елены Варфоломеевой, большинство компаний лишь с натяжкой можно назвать языковыми школами. «Некоторые из них открывают преподаватели, которых на работу не взяли в крупные центры. Учитывая, что лицензирование не обязательно и никто не проверяет уровень знаний, они регистрируются как ИП и работают», — отмечает она. Эксперт добавляет, что такие игроки ежегодно распыляют их аудиторию клиентов, но не критично, поскольку сегодня сложно стать серьезным игроком и забрать часть рынка.

О растущей конкуренции говорит и руководитель школы иностранных языков «Априори Лингва» Кунсулу Макулова. «Маленькие школы и частные преподаватели могут продавать свои услуги за меньшие деньги, что особенно актуально в кризис, — отмечает она. — Таким образом, более крупные компании теряют клиентов, но не всегда могут снизить стоимость своих услуг, так как им необходимо проводить рекламные кампании, платить налоги и т. д.».

Только за последний год, по оценке директора центра иностранных языков Get's Алии Касеновой, открылось порядка десятка школ. Однако она считает увеличение числа школ позитивной тенденцией, так как это связано с ростом спроса на образовательные услуги: «Общество тратит не только на развитую на сегодняшний день сферу услуг, но и на развитие себя и детей. Зачастую приходят заниматься семьями». При этом сложившуюся на рынке конкуренцию эксперт называет «совершенной», поясняя, что благодаря разным целевым аудиториям крупные и мелкие игроки занимают разные ценовые сегменты, «и у каждого продавца есть свои покупатели».

Школам традиционно приходится конкурировать с частными репетиторами. А в последнее время рынок розничных клиентов завоевывают интернет-курсы (обучение по скайпу, различные онлайн-программы).

Федералы до Омска не дошли

В отличие от других городов, омский рынок языковых школ состоит из местных игроков. По информации маркетингового отдела ABC club, основной формат организаций — это один офис в городе. Присутствуют также городские и региональные сети, но их значительно меньше. До сих пор в Омске не появилось ни одной федеральной сети обучающих центров.

«Международные школы, такие, как English First, уже открыли свои филиалы в соседних городах, Тюмени и Новосибирске, но Омска в их планах нет, — говорит Елена Варфоломеева. — Наш город им не интересен. В соседних городах деловая активность гораздо выше и, соответственно, больше корпоративных клиентов, за счет которых школа увеличивает свои обороты».

Для сравнения: в Новосибирске уже несколько лет работает федеральная сеть Denis' School (Москва), а также представлены зарубежные центры преподавания иностранных языков. Помимо компании English First филиалы здесь открыла и международная школа Benedict School. В целом же Новосибирск почти вдвое обгоняет Омск по количеству языковых школ.

Вкус к языку

По словам руководителя школы Agora Юлии Ким, сегодня рынок насыщен как школами, так и студентами. Очевидно, что интерес к обучению в последнее время серьезно вырос.

Кунсулу Макулова отмечает, что мотивация омичей и понимание необходимости говорить хотя бы на одном иностранном языке значительно выросли за последние 5-6 лет. «В большей степени я связываю это с появившейся возможностью путешествовать по миру, где минимальное знание английского просто жизненно необходимо, — поясняет она. — Кроме того, многие работодатели сейчас требуют от кандидатов знание языка, и, конечно же, ЕГЭ тоже стимулирует родителей и учеников обращаться в школы иностранных языков».

Сами школы подогревают интерес потенциальных клиентов бесплатными бонусами в виде показов фильмов на языке оригинала, неформальными встречами с носителями языка, организацией языковых клубов и т. д.

А руководители омского антикафе «Прайм-тайм» даже сделали занятия по изучению восточных языков своеобразной «фишкой» для привлечения посетителей, что также говорит о желании омичей приобщаться к иностранной культуре. Правда, совладелец антикафе Александр Устинов называет такие встречи любительскими и не претендует на конкуренцию с профессиональными школами.

И в китайской, и в японской группе обычно собираются 3-5 человек. «Основная группа по японскому — люди с продвинутым уровнем знания языка, — говорит он. — Нам не нужен учитель, т. к. все учителя японского языка в омских языковых школах — из нашего круга общения и одного с нами уровня. Раз в год мы все вместе ездим в Новосибирск сдавать международный экзамен по японскому языку». Новичков, желающих изучать японский язык, отправляют в языковые школы либо предлагают индивидуальные репетиторские занятия. Занятия китайскому языку в кафе проводит начинающий преподаватель.

Детский доход

Наиболее перспективным направлением для языковых школ остается обучение школьников и дошкольников. Это самая стабильная группа учеников, так как они, как правило, посещают занятия на протяжении нескольких лет.

У взрослых «студентов» большой популярностью пользуются краткосрочные программы длительностью 1-2 месяца. Чаще омичи стараются подтянуть язык к лету.

Для крупных центров большую долю в структуре доходов занимают корпоративные программы. Однако, по словам Елены Варфоломеевой, в Омске мало международных компаний, которые чаще и являются корпоративными клиентами. «У нас такое обучение, скорее, уникальное событие. Лишь в крупных компаниях, таких как «Мега», «Икеа», «Юнилевер», обязательно закладывается бюджет на эти цели. А остальные компании интересуются курсами по необходимости, если есть договорные отношения, контракты с другими странами», — отмечает специалист.

Одной из весомых статей расходов компании называют аренду помещений. Серьезные школы немало средств тратят на развитие своих педагогов, повышая их квалификацию. Это не только обучение в самих школах, но и иногородние курсы и тренинги. В числе основных затрат и хорошее оборудование в классах.

Мультилингвисты

Английский по-прежнему остается самым изучаемым языком, поэтому его предлагают 90% омских школ. Однако за последние несколько лет спектр языков для изучения существенно расширился: представлены и европейские, и восточные языки, и самые популярные, и не очень, например, чешский, турецкий.

Интерес к восточным языкам можно назвать особенностью сибирского рынка. Например, в Петербурге более популярны скандинавские языки, которые в Омске крайне редко представлены.

«Китайский язык приобрел большую популярность в Омске в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией, так как он является наиболее востребованным в сфере бизнеса, туризма, а также именно с этим языком ассоциируется перспектива и успешное будущее», — утверждает Алия Касенова. По наблюдению руководителя центра «Диалог» Олеси Кутний, китайским чаще интересуются школьники. «А родители приходят с детьми по инициативе самих же детей», — добавляет она.

По словам Юлии Ким, японский язык чаще выбирают тинейджеры, интересующиеся различными субкультурами страны восходящего солнца — аниме, манга и т. д.

Омские центры, как правило, предлагают к изучению сразу несколько иностранных языков. И есть всего 4 центра, которые специализируются на одном-двух языках.

Кризис

Мнения о том, как новейший кризис может отразиться на рынке языковых школ, разделились. Алия Касенова дает негативный прогноз развития рынка. «Ввиду ограниченного семейного бюджета до нас покупатель попросту не сможет дойти, так как дополнительное образование не относится к наиболее значимым потребностям человека и отодвигается на второй план», — считает она.

Олеся Кутний, несмотря на тревожные ожидания, пока не замечает оттока учеников: «На рынке еще спокойно, и кризис в замершем состоянии. Думаю, результаты проявятся чуть позже».

Елена Варфоломеева надеется на повторение сценариев предыдущих кризисов, 1998 и 2008 годов: «Тогда на полгода спрос снизился, но потом люди несколько успокоились, и, поняв, что резких движений в работе или бизнесе сделать не получится, начали решать, как быть дальше. И начали вкладывать деньги в образование. После спада началось повышение, и спрос стал даже выше, чем до кризиса». Оптимистический взгляд на развитие рынка у Кунсулу Макуловой: «К счастью, за последние годы сформировалась определенная категория людей, для которых саморазвитие и образование стали не менее необходимы, чем еда и жилье, и они продолжают учиться даже в кризис. А также есть люди, которые именно кризисное время используют для собственного развития, так как понимают, что после кризиса снова будет рост, и они смогут воспользоваться новыми навыками на рынке труда».

Светлана Бронникова

Фото: kingcoupon.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 4 (057) 3 февраля

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.