Деловой Омск

Деловой Омск

09 февраля 2015 13.08Статьи

Кризис и зрелища

Рынок индустрии развлечений готовится к спаду потребительской активности. Однако сейчас эксперты констатируют всплеск спроса на отдых, будто «омичи плюнули на кризис и пошли есть, веселиться и гулять». Может быть, последний раз в этом году, говорят аналитики.

Кризис и зрелища

В десятом выпуске обзора потребительской уверенности россиян под названием «Индекс Иванова», опубликованном аналитическим департаментом Сбербанка (Sberbank CIB), зафиксирован спад покупательской способности жителей России. Среднестатистические Ивановы начинают покупать менее дорогие вещи: 60% респондентов экономит на товарах повседневного потребления, а 28% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на изделия, не являющиеся предметами первой необходимости.

Среди необязательных трат россияне, в первую очередь, выделили посещение кафе и ресторанов: эту статью затрат урезало 70% респондентов. Также сокращены расходы на развлечения (63%) и отдых (50%).

Аналогичный прогноз делает и аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. Причину экономии он объясняет падением реальных доходов населения, ростом безработицы, повышением у жителей склонности к сбережениям из-за экономической и геополитической нестабильности.

«Некоторые исследования показывают, что в 2015 году даже расходы на продукты питания в номинальном выражении будут снижаться на 2-3%. Таким образом, спрос на услуги любого вида досуга будет находиться под сильным давлением», — резюмирует Тимур Нигматуллин.

В целом же омская индустрия развлечений в 2015 году снизится на 10% и составит порядка 7 млрд рублей.

Сыты кризисом

«Абсолютно точно кризис уже в 2014 году подкосил индустрию развлечений, — считает генеральный директор ГК «Делфи» Евгения Климанова. — Острее всего это сказалось на рынке общественного питания».

По подсчетам эксперта, выручка омских ресторанов уже упала на 30-50% и падение продолжится в 2015 году. На это повлияло сразу несколько факторов: запрет курения, увеличение среднего чека из-за санкций на импортные продукты и, конечно же, снижение покупательской способности клиентов.

В большей степени пострадает средний сегмент кафе. Сфера фастфуда и рестораны премиум-класса пока не почувствовали на себе падения выручки. Однако тенденция не оставляет надежды и им.

«Кризис 2014-2015 годов уже прозвали ресторанным кризисом», — отмечает предприниматель Егор Подворный, реализующий совместные с омскими заведениями проекты по увеличению лояльности аудитории.

Интересно, что в пиковый момент экономических проблем — конец 2014 года — в Омске открылись сразу два ресторана премиум-класса «Женатый француз» и Panorama, а также гриль-бар Mishkin & Mishkin и ряд других заведений. Однако, эксперты не рассматривают это как показатель роста рынка.

«Планы открыть эти заведения обсуждались уже два года назад. Их выход на рынок — это следствие стабильности 2013 года, а не развития рынка в 2014 году», — считает Егор Подворный.

Впрочем, несмотря на негативные прогнозы, эксперты не склонны к панике. Так, директор проекта Geometria.ru Omsk Алексей Спинов, тесно сотрудничающий с омскими ночными клубами, уповает на принцип «народу подавай хлеба и зрелищ».

«Пока не ощущаю оттока посетителей из клубов. Падение выручки если и будет, то из-за того, что клиенты предпочтут более дешевые марки напитков, перейдут, скажем, с Jack Daniel's на Dewar's. Наденут попроще футболку, но в клуб все равно пойдут. На нашем проекте кризис никак не отразится», — уверен предприниматель.

Недорогие зрелища

В отличие от «ресторанного хлеба» зрелища пока остаются востребованными. Омские кинотеатры фиксируют рост посещаемости в январе в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.

Как поясняет управляющий киноцентра «Вавилон» Борис Собко, учитывая сравнительно недорогую стоимость этого вида досуга по сравнению с другими, заполняемость залов все-таки больше зависит от проката. Эксперт поясняет, что декабрь был провальным не столько из-за экономической конъюнктуры, сколько из-за скудного киноменю, ограниченного по сути одним «Хоббитом». Как только за неделю до Нового года в прокате появились «Елки» и «Мамы», ситуация существенно выровнялась.

«Начиная с 5 февраля стартует крепкий прокат. Вообще в 2015 году индустрия кино предлагает больше ожидаемых новинок, чем в предыдущие годы. Придерживаюсь мнения, что если экономическая ситуация не ухудшится, а сохранит сегодняшнее состояние, то люди будут ходить в кино», — считает Борис Собко.

В январе, по словам управляющего кинотеатром, ситуация изменилась в корне. Очереди в кассы и «подвисание» сайта из-за количества он-лайн-бронирования билетов — результат пессимистических ожиданий, которые не оправдались.

«Даже когда закончились каникулы и мы ожидали «пустых просмотров», люди продолжают идти в кино. Да, такого наплыва зрителей, как в каникулы, нет, но количество посещений остается не ниже нормы», — рассказывает эксперт.

Такой всплеск посещения кинотеатров предприниматель Егор Подворный и объясняет наступлением экономического кризиса.

«Да, в кризис люди действительно начинают резать деньги на развлечения, но не на те, которые дают гарантированные эмоции. То есть в этот период люди предпочтут проверенный досуг, поэтому обороты от всех самых распространенных видов отдыха если не вырастут, то не просядут уж точно», — считает Подворный.

В свою очередь, Борис Собко предполагает, что население, измотанное экономической и политической нестабильностью, попросту «плюнуло на все» и развлекается.

«По опыту посещения кафе, ресторанов, развлекательных центров, магазинов я замечаю, что кризис пока не повлиял на желание людей тратить деньги. Это удивляет, когда в магазине за сапогами по 17-25 тыс. рублей очередь на кассу, перестаешь верить в экономические проблемы населения. Такое ощущение, что омичи плюнули на кризис и пошли пить, есть и гулять. Но непонятно, как долго это продлится», — говорит он.

Альтернативой кинотеатрам является еще более дешевый по стоимости досуг — телеком. Руководитель отдела маркетинга телеком-оператора «Дом.ru» в Омске Ольга Потеряева прогнозирует рост высокоскоростного интернета в 2015 году. Сейчас скорость доступа в интернет позволяет во время загрузки тяжелых файлов заниматься «серфингом» в сети сразу с нескольких гаджетов. Пользователи осознанно подключают высокую скорость. Более 80% омских клиентов «Дом.ru» выбирают тарифы в 60 Мбит/с и выше.

«Чаще всего, особенно в будние дни, омичи предпочитают проводить вечера у телевизора, а не в кинотеатре. Это и проще, и экономичнее. Возможности современного цифрового телевидения позволяют создать дома свой собственный кинотеатр с премьерами, удобным временем показа и высоким качеством изображения», — поясняет Ольга Потеряева.

Аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин уточняет, что одним из немногих видов досуга с растущим спросом в 2015 году останутся многопользовательские онлайн-игры, прежде всего, за счет высокой лояльности аудитории и сравнительно низких расходов на данное развлечение.

Активные развлечения

Индустрия активного отдыха, которая в последние годы уверенно росла, в 2015 году, по мнению экспертов, также окажется в зоне риска. Например, игры пейнтбол и лазертаг уже успели просесть на 10-15%. Об этом «ДО» рассказал директор пейнтбольных клубов «Кутузов» и «Василий Чапаев» Михаил Самотой. Впрочем, по его словам, в большей степени спрос падает именно на пейнтбол. В отличие от него, лазертаг — развлечение для всей семьи (в нем разрешено участие детей), а до экономии на детях пока дело не дошло.

Этой же позиции придерживается директор парка развлечений «NЪ-Терра» Марина Прашкевич. Сейчас, по ее словам, бизнесу помогают казахстанцы, которые, приезжая на семейный шопинг в «Мегу», оставляют детей развлекаться. Марина Прашкевич прогнозирует общий спад индустрии с первыми теплыми весенними деньками, когда к перечисленным формам досуга добавятся обычные прогулки. Сейчас в «NЪ-Терра» рассматриваются варианты снижения цен на свои услуги.

Единственной пока сферой активного отдыха, которой, похоже, не страшны экономические катаклизмы, является спорт. Управляющая фитнес-клубом «О2» Валерия Лобанова рассказала о декабрьском всплеске.

«В 2015-м народ будет есть гречу, жечь спички и жать «сотку». Серьезно, в самые «черные» числа декабря народ скупал годовые абонементы, будто это горячие телевизоры. Для постоянных клиентов, для которых зал уже — часть образа жизни, годовой абонемент — это островок стабильности», — говорит Валерия Лобанова.

Она прогнозирует средний рост стоимости посещения спортивного зала в 2015 году на 10%. Питание для спортсменов, а также сопутствующие товары вроде фиточая уже выросли в цене на 30-40%.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 4 (057) 3 февраля

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.