Деловой Омск

Деловой Омск

09 февраля 2015 13.08Статьи

Кризис и зрелища

Рынок индустрии развлечений готовится к спаду потребительской активности. Однако сейчас эксперты констатируют всплеск спроса на отдых, будто «омичи плюнули на кризис и пошли есть, веселиться и гулять». Может быть, последний раз в этом году, говорят аналитики.

Кризис и зрелища

В десятом выпуске обзора потребительской уверенности россиян под названием «Индекс Иванова», опубликованном аналитическим департаментом Сбербанка (Sberbank CIB), зафиксирован спад покупательской способности жителей России. Среднестатистические Ивановы начинают покупать менее дорогие вещи: 60% респондентов экономит на товарах повседневного потребления, а 28% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на изделия, не являющиеся предметами первой необходимости.

Среди необязательных трат россияне, в первую очередь, выделили посещение кафе и ресторанов: эту статью затрат урезало 70% респондентов. Также сокращены расходы на развлечения (63%) и отдых (50%).

Аналогичный прогноз делает и аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. Причину экономии он объясняет падением реальных доходов населения, ростом безработицы, повышением у жителей склонности к сбережениям из-за экономической и геополитической нестабильности.

«Некоторые исследования показывают, что в 2015 году даже расходы на продукты питания в номинальном выражении будут снижаться на 2-3%. Таким образом, спрос на услуги любого вида досуга будет находиться под сильным давлением», — резюмирует Тимур Нигматуллин.

В целом же омская индустрия развлечений в 2015 году снизится на 10% и составит порядка 7 млрд рублей.

Сыты кризисом

«Абсолютно точно кризис уже в 2014 году подкосил индустрию развлечений, — считает генеральный директор ГК «Делфи» Евгения Климанова. — Острее всего это сказалось на рынке общественного питания».

По подсчетам эксперта, выручка омских ресторанов уже упала на 30-50% и падение продолжится в 2015 году. На это повлияло сразу несколько факторов: запрет курения, увеличение среднего чека из-за санкций на импортные продукты и, конечно же, снижение покупательской способности клиентов.

В большей степени пострадает средний сегмент кафе. Сфера фастфуда и рестораны премиум-класса пока не почувствовали на себе падения выручки. Однако тенденция не оставляет надежды и им.

«Кризис 2014-2015 годов уже прозвали ресторанным кризисом», — отмечает предприниматель Егор Подворный, реализующий совместные с омскими заведениями проекты по увеличению лояльности аудитории.

Интересно, что в пиковый момент экономических проблем — конец 2014 года — в Омске открылись сразу два ресторана премиум-класса «Женатый француз» и Panorama, а также гриль-бар Mishkin & Mishkin и ряд других заведений. Однако, эксперты не рассматривают это как показатель роста рынка.

«Планы открыть эти заведения обсуждались уже два года назад. Их выход на рынок — это следствие стабильности 2013 года, а не развития рынка в 2014 году», — считает Егор Подворный.

Впрочем, несмотря на негативные прогнозы, эксперты не склонны к панике. Так, директор проекта Geometria.ru Omsk Алексей Спинов, тесно сотрудничающий с омскими ночными клубами, уповает на принцип «народу подавай хлеба и зрелищ».

«Пока не ощущаю оттока посетителей из клубов. Падение выручки если и будет, то из-за того, что клиенты предпочтут более дешевые марки напитков, перейдут, скажем, с Jack Daniel's на Dewar's. Наденут попроще футболку, но в клуб все равно пойдут. На нашем проекте кризис никак не отразится», — уверен предприниматель.

Недорогие зрелища

В отличие от «ресторанного хлеба» зрелища пока остаются востребованными. Омские кинотеатры фиксируют рост посещаемости в январе в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.

Как поясняет управляющий киноцентра «Вавилон» Борис Собко, учитывая сравнительно недорогую стоимость этого вида досуга по сравнению с другими, заполняемость залов все-таки больше зависит от проката. Эксперт поясняет, что декабрь был провальным не столько из-за экономической конъюнктуры, сколько из-за скудного киноменю, ограниченного по сути одним «Хоббитом». Как только за неделю до Нового года в прокате появились «Елки» и «Мамы», ситуация существенно выровнялась.

«Начиная с 5 февраля стартует крепкий прокат. Вообще в 2015 году индустрия кино предлагает больше ожидаемых новинок, чем в предыдущие годы. Придерживаюсь мнения, что если экономическая ситуация не ухудшится, а сохранит сегодняшнее состояние, то люди будут ходить в кино», — считает Борис Собко.

В январе, по словам управляющего кинотеатром, ситуация изменилась в корне. Очереди в кассы и «подвисание» сайта из-за количества он-лайн-бронирования билетов — результат пессимистических ожиданий, которые не оправдались.

«Даже когда закончились каникулы и мы ожидали «пустых просмотров», люди продолжают идти в кино. Да, такого наплыва зрителей, как в каникулы, нет, но количество посещений остается не ниже нормы», — рассказывает эксперт.

Такой всплеск посещения кинотеатров предприниматель Егор Подворный и объясняет наступлением экономического кризиса.

«Да, в кризис люди действительно начинают резать деньги на развлечения, но не на те, которые дают гарантированные эмоции. То есть в этот период люди предпочтут проверенный досуг, поэтому обороты от всех самых распространенных видов отдыха если не вырастут, то не просядут уж точно», — считает Подворный.

В свою очередь, Борис Собко предполагает, что население, измотанное экономической и политической нестабильностью, попросту «плюнуло на все» и развлекается.

«По опыту посещения кафе, ресторанов, развлекательных центров, магазинов я замечаю, что кризис пока не повлиял на желание людей тратить деньги. Это удивляет, когда в магазине за сапогами по 17-25 тыс. рублей очередь на кассу, перестаешь верить в экономические проблемы населения. Такое ощущение, что омичи плюнули на кризис и пошли пить, есть и гулять. Но непонятно, как долго это продлится», — говорит он.

Альтернативой кинотеатрам является еще более дешевый по стоимости досуг — телеком. Руководитель отдела маркетинга телеком-оператора «Дом.ru» в Омске Ольга Потеряева прогнозирует рост высокоскоростного интернета в 2015 году. Сейчас скорость доступа в интернет позволяет во время загрузки тяжелых файлов заниматься «серфингом» в сети сразу с нескольких гаджетов. Пользователи осознанно подключают высокую скорость. Более 80% омских клиентов «Дом.ru» выбирают тарифы в 60 Мбит/с и выше.

«Чаще всего, особенно в будние дни, омичи предпочитают проводить вечера у телевизора, а не в кинотеатре. Это и проще, и экономичнее. Возможности современного цифрового телевидения позволяют создать дома свой собственный кинотеатр с премьерами, удобным временем показа и высоким качеством изображения», — поясняет Ольга Потеряева.

Аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин уточняет, что одним из немногих видов досуга с растущим спросом в 2015 году останутся многопользовательские онлайн-игры, прежде всего, за счет высокой лояльности аудитории и сравнительно низких расходов на данное развлечение.

Активные развлечения

Индустрия активного отдыха, которая в последние годы уверенно росла, в 2015 году, по мнению экспертов, также окажется в зоне риска. Например, игры пейнтбол и лазертаг уже успели просесть на 10-15%. Об этом «ДО» рассказал директор пейнтбольных клубов «Кутузов» и «Василий Чапаев» Михаил Самотой. Впрочем, по его словам, в большей степени спрос падает именно на пейнтбол. В отличие от него, лазертаг — развлечение для всей семьи (в нем разрешено участие детей), а до экономии на детях пока дело не дошло.

Этой же позиции придерживается директор парка развлечений «NЪ-Терра» Марина Прашкевич. Сейчас, по ее словам, бизнесу помогают казахстанцы, которые, приезжая на семейный шопинг в «Мегу», оставляют детей развлекаться. Марина Прашкевич прогнозирует общий спад индустрии с первыми теплыми весенними деньками, когда к перечисленным формам досуга добавятся обычные прогулки. Сейчас в «NЪ-Терра» рассматриваются варианты снижения цен на свои услуги.

Единственной пока сферой активного отдыха, которой, похоже, не страшны экономические катаклизмы, является спорт. Управляющая фитнес-клубом «О2» Валерия Лобанова рассказала о декабрьском всплеске.

«В 2015-м народ будет есть гречу, жечь спички и жать «сотку». Серьезно, в самые «черные» числа декабря народ скупал годовые абонементы, будто это горячие телевизоры. Для постоянных клиентов, для которых зал уже — часть образа жизни, годовой абонемент — это островок стабильности», — говорит Валерия Лобанова.

Она прогнозирует средний рост стоимости посещения спортивного зала в 2015 году на 10%. Питание для спортсменов, а также сопутствующие товары вроде фиточая уже выросли в цене на 30-40%.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 4 (057) 3 февраля

Добавить комментарий
М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.