Деловой Омск

Деловой Омск

01 марта 2015 13.41Статьи

От арахиса к «Izюму»

Владелец компании «Интерантенна» Алексей Платонов в 1998 году не мог и представить, как быстро пейджинговая связь проиграет конкурентную борьбу сотовым операторам. Однако предприниматель быстро переориентировался и открыл сеть салонов продажи мобильной электроники. В 2013 году появился бренд «Izюм», который конкурирует с федеральными сетями.

От арахиса к «Izюму»

В торговлю Алексей Платонов попал еще в 1991 году — начинал с продаж шоколадных батончиков Snickers и Mars на рынке.

«В те годы легко было заработать. Приехал на оптовую базу, купил коробку батончиков и продал их в два раза дороже на рынке. Потом вернулся уже за двумя коробками... И так 3-4 раза за день. Отец мечтал открыть свое кафе — для этого нужны были деньги. Вместе мы пытались их заработать: мама продавала, а я на санках возил товар», — вспоминает предприниматель.

Платонов рассказывает, что в те годы бизнес был для семьи непривычным занятием, даже идею с торговлей батончиками подкинули знакомые, которые быстрее адаптировались к новым временам.

Батончики сменили пейджеры

Когда батончики переросли размеры санок, у Алексея появилась возможность купить несколько киосков на вокзале. Правда, их пришлось быстро продать из-за проблем в деле отца: случилась авария, восстановление помещения требовало затрат, партнеры решили выйти из проекта и потребовали вернуть свою долю.

«Мы рассчитались с долгами и стали вместе вкладываться в общий бизнес. Так и появилась компания «Пико» (Платонов и компания). Стали заниматься оптовыми поставками продуктов питания, но мне хотелось расти дальше, уйти в какой-то бизнес, связанный с технологиями. К 1996 году я задумался о покупке франшизы пейджинговой компании», — вспоминает директор «Интерантенны».

Подготовленное заранее открытие «Интерантенны» в августе 1998 в Омске все-таки состоялось, в самый разгар кризиса. Предприниматель рассказывает, что команда собиралась с 1996 года. За это время успели подготовить оборудование, настроить программное обеспечение, уладить возникающие нюансы и все бросить было бы неправильно. Несмотря на то, что «Интерантенна» выходила в Омске на высококонкурентный рынок, где уже существовало 4 игрока, Платонов был уверен, что перспективы пейджинга многообещающие.

«До кризиса сумма в 1 млн долларов не казалась заоблачной. Тогда все кредиты давались в валюте и под 30%, но предприниматели охотно их брали, понимая, что эти деньги можно заработать за полмесяца. И вот, после августовского скачка курса, мой долг в один день увеличился в 4 раза. Только по процентам в месяц я должен был отдавать сумму, эквивалентную покупке однокомнатной квартиры. Приходилось очень тяжело, но к 2002 году мы эти деньги вернули. Это была очень интересная школа», — уверяет Алексей Платонов.

Бизнесмен рассказывает, что в те годы прочил пейджерам большое будущее, был уверен, что сотовая связь еще долго будет недоступной для простых смертных.

«К 2002 году мы были первой компанией на рынке, правда, к сожалению, единственной, а в 2003 стало понятно — нам надо что-то предпринимать. Сотовые операторы уже наступали на пятки. Мобильные телефоны все еще были достаточно дорогими, но люди стремились общаться, а не диктовать свои сообщения оператору», — рассказывает собеседник.

Временным выходом в 2003 году стала договоренность с оператором МТС об оказании услуг GSM-пейджинга, который позволял переводить абонентов с пейджера на телефоны. Платонов понимал, что этот сервис недолго будет востребованным, поэтому уже в 2003 году началось строительство собственной мультибрендовой розничной сети, а через год на омский рынок пришли первые федеральные сети.

«Мы резко стали проигрывать им, потому что оказались не готовы к тем арендным ставкам и условиям, с которыми выходили московские ритейлеры. Тогда еще вовсю существовал серый рынок телефонов, и компании-конкуренты могли с достаточно высокой маржой продавать телефоны по нашей закупочной цене», — вспоминает Платонов.

Офис на колесах

Эффективно противодействовать федеральным конкурентам омичам помогло создание мобильных салонов электроники. Компания закупила 24 полноформатных автобуса, в которых продавала технику, причем каждый день автобусы открывали свои двери для посетителей прямо напротив салонов «Евросети». Тем не менее самостоятельно работать на сверхконкурентном рынке было сложно, и Платонов решил купить франшизу известного на тот момент ритейлерского бренда DIXIS.

«Так уж вышло, что мы успешно пережили и сам DIXIS и стали единственными наследниками той империи, которая процветала в 1998 году», — рассказывает предприниматель.

В это время в судьбе компании Алексея Платонова наступил новый поворот: мобильные операторы решили открывать в Омске монобрендовые салоны связи, чтобы эффективнее конкурировать за абонента.

«Мы открывали салоны в различных частях города. У операторов возникла потребность закрепить свой бренд в памяти покупателя, для нас это стало хорошим подспорьем. Мы уходили от прямого столкновения с федеральными сетями. В 2008 году ударил новый кризис, и федеральные игроки почувствовали его влияние, а мы благодаря дотациям сотовых компаний ощущали себя уверено, вплоть до 2011 года, когда операторы решили строить собственные розничные сети без нашего участия», — сетует предприниматель.

Тогда-то и было решено вернуться к мультибрендовому формату и развивать свой проект, но возникла проблема: название «Интерантенна» прочно ассоциировалось у покупателей с пейджингом, нужно было придумать новую концепцию.

«Ребрендинг осуществляли своими силами. Нужно было найти собственную изюминку — уникальную особенность, за которой к нам должны идти покупатели. Так родился концепт «Izюма», от которого мы и стали отталкиваться. В течение года вырисовывалась общая идея. Ребрендинг — глубокий процесс, а не просто перекраска фасада. Мы разработали формат, который воздействует на все органы чувств, сделали уникальную витрину, которая позволяет по 2 парамерам быстро определить, что нужно покупателю. Напридумывали кучу новшеств, чтобы зацепить клиентов на эмоциональном уровне», — рассказывает Платонов.

По его словам, самым сложным в этот период была инерционная ломка старой команды, которую не так просто было заставить соответствовать новому формату.

«Мы полтора года пытались заставить продавцов улыбаться. В офисе за этим легко следить, а распространить опыт на 400 человек в точках продаж — значительно сложнее».

Фильтр для кадров

Параллельно формировалась новая команда управленцев. Руководителя отдела по персоналу пригласили из Новосибирска, исполнительного директора — из Москвы, в отделе маркетинга руководителем работает представитель сообщества маркетологов России, на должности финансового директора у нас опытнейший специалист, руководитель коммерческого отдела, наоборот, сотрудник молодой, но амбициозный, пишет диссертацию по мировой экономике. Получается, что с первого набора «Интерантенны» неизменно остался технический директор, с которым нас связывает уже 30-летняя совместная история взлетов и падений.

Не менее сложная работа — найти сотрудников в салоны. Как рассказывает Алексей Платонов, подбором персонала занимается отдельная служба, в которую входят два тренера и менеджеры по подбору кадров.

«В ритейле всегда существовала проблема нехватки продавцов. Мы ее пытались решить с 2003 года, но с приходом нашего руководителя по персоналу наконец-то удалось набрать полный штат сотрудников. Сейчас решили устроить отбор сотрудников: перед наймом человек должен пройти сразу 4 фильтра, по результатам которых станет понятно, нужен ли он нашей компании», — объясняет Платонов.

Сегодня в компании разработано несколько тренингов, которые в игровой форме обучают коллектив.

«Когда сотрудник проходит стартовые фильтры и начинает работать, в его жизни появляются новые испытания. Мы постоянно проводим тестирования, заставляем людей двигаться по карьерной лестнице. У нас запущена программа «Капитализация», которая подразумевает оценку стоимости сотрудника для компании. И, как правило, хвост рейтинга приходится обновлять, чтобы не держать балласт, который не хочет заниматься развитием», — говорит Алексей.

Аксессуары — ниша для ритейла

При этом Платонов отмечает, что сейчас компании удалось найти рынок, в котором можно успешно конкурировать с федеральными сетями.

«В нашем городе люди приобретают достаточно дешевые аппараты, но к ним покупают дорогие аксессуары. Человек с простым гаджетом, но хорошим чехлом выглядит вполне презентабельно. Мы сделали акцент на аксессуары и не прогадали. Телефоны стали одинаковыми: на витрине стоят однотипные черные квадраты, и чтобы выделить свой аппарат в общем ряду, пользователю нужно его красочно одеть», — рассказывает владелец салонов.

У Омской компании есть разработанные линейки собственной продукции, которые эксклюзивно производятся в Китае. В будущем количество линеек увеличится до 12.

«Мы знаем, что это недорогая ниша, и, чтобы ни случилось с экономикой, она не упадет. Раньше люди пользовались аппаратом год, а в кризис будут пользоваться полтора, но при этом чаще будут покупать аксессуары. Плюс к этому мы уделяем большое внимание грамотному сервису. Хорошие деньги приносят услуги по настройке телефонов», — рассказывает предприниматель.

По словам директора «Интерантенны», уже в ближайшем будущем ритейл ждут очередные перемены: торговля будет все более автоматизированной.

«Мы работает над вендинговым аппаратом, который заменит салон связи, другое направление — это омниканальность, когда человек сможет приобрести любую вещь не только в офлайн-магазине, но и с помощью компьютера, планшета, телефона или терминала для оплаты. Задумываемся и о продаже франшизы. Самим выйти в другие регионы будет трудно, а после кризиса у предпринимателей из других городов будет очевидная потребность в копировании истории успеха», — делится планами Алексей Платонов.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (060) 24 февраля

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.