27 февраля 2015 07.05Общество

Астрофизики обнаружили в созвездии Рыб древнейшую сверхмассивную черную дыру

Гигантская черная дыра, которая весила в 12 млрд раз больше Солнца уже через миллиард после зарождения Вселенной, вырабатывала слишком много энергии, что ставит под сомнение современные теории зарождения сверхмассивных звезд.

Астрофизики обнаружили в созвездии Рыб древнейшую сверхмассивную черную дыру

Международный коллектив ученых-астрофизиков зафиксировал огромную черную дыру в созвездии Рыб с чрезвычайной массой, которая составляет 12 млрд масс Солнца. Такие размеры делают квазар в центре галактики самым большим и ярким из тех, что существовали в раннюю эпоху Вселенной после Большого взрыва. Как передает РИА Новости, статья об открытии появилась в журнале Nature.

«Открытие столь яркого квазара представляет собой большую загадку для теорий, описывающих процесс формирования черных дыр в ранней Вселенной. Как сверхмассивные черные дыры могут расти столь быстро в то время, когда Вселенная была столь молода, как они взаимодействовали с галактикой и окружением? Найденный нами квазар является уникальной лабораторией для поиска ответов на эти вопросы», - поясняет Сяохуэй Фань (Xiaohui Fan) из университета Пекина (Китай).

Квазар с необычайной светимостью ученые нашли в созвездии Рыб, в галактике J0100+2802, при помощи самого большого телескопа Китая, построенного в 2007 году в городе Лицзян. Судя по красному спектру галактики, квазар находится на большом расстоянии от Земли, при этом у него высокая интенсивность излучения.

Измерив расстояние до него, астрофизики обнаружили, что квазар этот очень древний — в том виде, в котором его сейчас видят ученые, он существовал почти 12,8 миллиарда лет назад. Что, согласно подсчетам, всего на 1 млрд лет меньше, чем Большой взрыв. Для своего раннего времени появления этот квазар необычайно яркий, он вырабатывает больше света и других форм излучения, чем 420 триллионов звезд, похожих на Солнце.

Сверхмассивная черная дыра в центре галактики, которая и формирует этот квазар вокруг себя, по массе равна 12 млрд масс Солнца. Ученые отмечают, что это очень высокий показатель, сопоставимый с главными «тяжеловесами» Вселенной.

Наличие галактики J0100+2802 ставит перед астрофизиками новые вопросы. Согласно предыдущим теориям роста черных дыр, галактика просто не успела бы вырасти до таких размеров. Астрофизики рассчитывают отыскать ответ на загадку, используя более мощные телескопы, такие как «Хаббл» и «Чандра».

Варвара Захарова