Деловой Омск

Деловой Омск

02 марта 2015 17.03Статьи

Есть ли жизнь до марта?

Игроки омского рынка цветов говорят о постепенном снижении спроса. Мартовские продажи, по их словам, уже несколько лет не приносят сверхприбыли, а лишь компенсируют убытки всех остальных месяцев.

Есть ли жизнь до марта?

По информации справочника 2Gis, в Омске насчитывается более 230 цветочных киосков, магазинов и салонов. Однако с учетом нелегалов, доля которых в общем объеме рынка доходит до 50%, фактически игроков гораздо больше. По словам предпринимателей, предложение на цветочном рынке превышает спрос как минимум в два-три раза.

Розовые войны

Годовой оборот местного рынка цветов оценивается в 1 млрд рублей. Большинство цветочных юрлиц — индивидуальные предприниматели с одним-тремя салонами. Крупных сетей, насчитывающих более пяти точек продаж, в городе меньше десятка.

Как утверждают игроки, омский рынок цветов не всегда пребывал в цивилизованном состояния. Высокая конкуренция и борьба за привлекательные места несколько раз порождали настоящие войны с привлечением полиции. В 2013 году эпицентром напряжения стала площадь перед зданием железнодорожного вокзала. На места, издавна занятые 12 цветочниками, стал претендовать новый предприниматель. Как утверждали торговцы, ему удалось получить разрешение на аренду торговых мест у вокзала в обход мэрии. Мешающие ему палатки пытались убрать кранами, продавцам пришлось несколько дней защищать свои места и препятствовать установке павильона конкурента.

«Рынок сверхагрессивен, — говорит коммерческий директор сети салонов цветов «Букетик» Николай Сауляк. — Низкая маржинальность, высочайшая конкуренция — все это дестабилизирует ситуацию. По опыту работы в других городах могу сказать, что для миллионника достаточно 300-350 точек продаж цветов. У нас их работает почти в два раза больше».

Цветок — дело тонкое

Относительно невысокая стоимость входа на этот рынок и достаточная простота управления цветочным бизнесом делают его привлекательным для многих стартаперов. Мелкие предприниматели успешно арендуют по несколько торговых точек и неплохо зарабатывают в высокий сезон. Однако, как заявляют опытные игроки, они вносят неразбериху на рынок и дезорганизуют его.

«Каждый смертный позиционирует себя как предпринимателя, — говорит гендиректор цветочной мастерской «Флорида» Александр Худолеев. – Он вложил 50 тыс., открыл ларек, но вскоре вынужден его закрыть — бизнес не пошел. Вместо него появляются точно такие же другие. Большинство торговых точек у остановок, в самых проходимых местах, скорее всего, установлены наобум, без разрешений».

Владелица салона «Белая орхидея» Надежда Платицина обращает внимание на такой недостаток новичков цветочного рынка, как отсутствие знаний флористики и недостаточный профессионализм при составлении букетов.

Цветут и не пахнут

Цветы омского производства занимают в общем объеме продаж не более 5-10%, хотя в целом по России доля российской продукции ежегодно растет. В регионе тепличным цветоводством занимается три компании, включая садовый центр «Белая орхидея», который имеет собственный салон-магазин.

Однако многие предприниматели исключают для себя возможность работать с цветами, выращенными в российских теплицах. «Наши розы быстро распускаются и опускаются, следовательно, их надо продавать как можно быстрее, — объясняет владелица трех цветочных магазинов Наталья Жукова. — Омской продукции хорошего качества и по приемлемой цене нет.

Я предпочитаю иметь дело с производителями Колумбии, Эквадора. Даже если путь их цветов сюда занимает одну неделю, они все равно будут жить дольше, чем те, что выращены у нас под боком».

Александр Худолеев рассказал, что до недавних пор закупал цветы и у российских производителей. «До 5 февраля они не наглели, но потом отпускные цены на питерскую, мордовскую розу резко повысились при том, что по виду они в разы хуже заграничных, — объясняет игрок. — От безысходности мы переходим на импорт».

По словам Худолеева, для того, чтобы омские тепличные компании смогли снабжать хотя бы одну его сеть, им необходимо увеличивать свои площади, что требует внушительных вложений. «Особенно накладно выращивать хорошие розы зимой, ведь поддержание в теплицах оптимальной для цветов температуры в это время сопровождается огромными тратами», — объясняет предприниматель.

Кроме того, игроки указывают на узкий ассортимент омских тепличных хозяйств, которые в основном предлагают оптовикам тюльпаны и хризантемы. «У нас превалируют зарубежные поставщики, — отмечает PR-менеджер магазина «Цветы у Яблоньки» Александра Янковских, — поскольку местные производители далеко не всегда могут обеспечить нужные позиции».

Подружились с интернетом

Постоянно растущая конкуренция, увеличение доли серого рынка и повышение закупочных цен, как отмечают игроки, вывели этот бизнес из числа наиболее маржинальных. «Если раньше рентабельность доходила до 200%, то сейчас она ниже 100%, — говорит Николай Сауляк. — В среднем чистая прибыль одного омского пункта продаж составляет не более 500 рублей в день».

По наблюдениям игроков, по сравнению с 2012 годом спрос на цветы в Омске упал в два раза. Федеральные эксперты утверждают, что параллельно с этим растет популярность заказа цветов через интернет. «Омичи стали больше заказывать букеты в сети, причем не только в другие города и страны, но и получателям, проживающим в самом Омске, — рассказала «ДО» руководитель пресс-службы компании по доставке цветов «Флорист.ру» Талия Ахметова. — Это говорит и о развитии интернет-продаж в регионе, и о том, что постепенно увеличивается степень доверия горожан к онлайн-магазинам. По сравнению с 2014 годом продажи цветов через интернет выросли на 27%. При этом надо отметить, что средний чек по розничным offline продажам в Омске и области на 14 февраля упал почти на треть. Однако это показательно не только для Омской области, но и для России в целом».

Манна весенняя

Представители оптовых компаний сообщают, что сейчас особенно сильно начало ощущаться снижение спроса со стороны торговцев в розницу. «Как оптовик могу сказать, что цветочные салоны стали брать товара на 40% меньше, чем раньше, — поделился с «ДО» Александр Худолеев. — На днях мы закупали эквадорские розы, и я с удивлением заметил, что дефицита на них нет, хотя обычно к середине февраля он уже ощущался. Даже в преддверии праздников люди боятся брать цветы большими партиями — в этом году сложно гарантировать повышенный спрос 8 марта».

Акции, по которым раньше можно было купить приличные букеты за демократичную цену, цветочники теперь практически не объявляют. Люди же, привыкнув к тому, что цветы стоят недорого, после роста цен перестали рассматривать их в качестве приемлемого подарка. «Раньше на 8 марта были популярны букеты из 31-51 роз, сейчас в этот день мужчина заходит в магазин и просит один-три цветка», — отмечает Александр Худолеев.

«Наши мужчины не привыкли дарить цветы просто так, без праздника, — солидарен с ним Сауляк. — В декабре все тратятся на новогодние подарки, к которым цветы не относятся. В январе у нас, как и во многих других видах бизнеса, провал. Мартовский всплеск продаж в лучшем случае компенсирует убытки, которые цветочники несут в остальное время года».

По словам участников рынка, обычно объем мартовской выручки может увеличиваться по сравнению с предыдущими месяцами до десяти раз. Точки, расположенные в местах с невысокой проходимостью, 8 марта могут приносить до трех раз больше, чем обычно. Количество импульсивных покупок, на которые в обычные дни делают ставку многие магазины, к 8 марта снижается, к цветочникам приходят с плановой целью.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (060) 24 февраля

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-й и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.