Деловой Омск

Деловой Омск

02 марта 2015 17.03Статьи

Есть ли жизнь до марта?

Игроки омского рынка цветов говорят о постепенном снижении спроса. Мартовские продажи, по их словам, уже несколько лет не приносят сверхприбыли, а лишь компенсируют убытки всех остальных месяцев.

Есть ли жизнь до марта?

По информации справочника 2Gis, в Омске насчитывается более 230 цветочных киосков, магазинов и салонов. Однако с учетом нелегалов, доля которых в общем объеме рынка доходит до 50%, фактически игроков гораздо больше. По словам предпринимателей, предложение на цветочном рынке превышает спрос как минимум в два-три раза.

Розовые войны

Годовой оборот местного рынка цветов оценивается в 1 млрд рублей. Большинство цветочных юрлиц — индивидуальные предприниматели с одним-тремя салонами. Крупных сетей, насчитывающих более пяти точек продаж, в городе меньше десятка.

Как утверждают игроки, омский рынок цветов не всегда пребывал в цивилизованном состояния. Высокая конкуренция и борьба за привлекательные места несколько раз порождали настоящие войны с привлечением полиции. В 2013 году эпицентром напряжения стала площадь перед зданием железнодорожного вокзала. На места, издавна занятые 12 цветочниками, стал претендовать новый предприниматель. Как утверждали торговцы, ему удалось получить разрешение на аренду торговых мест у вокзала в обход мэрии. Мешающие ему палатки пытались убрать кранами, продавцам пришлось несколько дней защищать свои места и препятствовать установке павильона конкурента.

«Рынок сверхагрессивен, — говорит коммерческий директор сети салонов цветов «Букетик» Николай Сауляк. — Низкая маржинальность, высочайшая конкуренция — все это дестабилизирует ситуацию. По опыту работы в других городах могу сказать, что для миллионника достаточно 300-350 точек продаж цветов. У нас их работает почти в два раза больше».

Цветок — дело тонкое

Относительно невысокая стоимость входа на этот рынок и достаточная простота управления цветочным бизнесом делают его привлекательным для многих стартаперов. Мелкие предприниматели успешно арендуют по несколько торговых точек и неплохо зарабатывают в высокий сезон. Однако, как заявляют опытные игроки, они вносят неразбериху на рынок и дезорганизуют его.

«Каждый смертный позиционирует себя как предпринимателя, — говорит гендиректор цветочной мастерской «Флорида» Александр Худолеев. – Он вложил 50 тыс., открыл ларек, но вскоре вынужден его закрыть — бизнес не пошел. Вместо него появляются точно такие же другие. Большинство торговых точек у остановок, в самых проходимых местах, скорее всего, установлены наобум, без разрешений».

Владелица салона «Белая орхидея» Надежда Платицина обращает внимание на такой недостаток новичков цветочного рынка, как отсутствие знаний флористики и недостаточный профессионализм при составлении букетов.

Цветут и не пахнут

Цветы омского производства занимают в общем объеме продаж не более 5-10%, хотя в целом по России доля российской продукции ежегодно растет. В регионе тепличным цветоводством занимается три компании, включая садовый центр «Белая орхидея», который имеет собственный салон-магазин.

Однако многие предприниматели исключают для себя возможность работать с цветами, выращенными в российских теплицах. «Наши розы быстро распускаются и опускаются, следовательно, их надо продавать как можно быстрее, — объясняет владелица трех цветочных магазинов Наталья Жукова. — Омской продукции хорошего качества и по приемлемой цене нет.

Я предпочитаю иметь дело с производителями Колумбии, Эквадора. Даже если путь их цветов сюда занимает одну неделю, они все равно будут жить дольше, чем те, что выращены у нас под боком».

Александр Худолеев рассказал, что до недавних пор закупал цветы и у российских производителей. «До 5 февраля они не наглели, но потом отпускные цены на питерскую, мордовскую розу резко повысились при том, что по виду они в разы хуже заграничных, — объясняет игрок. — От безысходности мы переходим на импорт».

По словам Худолеева, для того, чтобы омские тепличные компании смогли снабжать хотя бы одну его сеть, им необходимо увеличивать свои площади, что требует внушительных вложений. «Особенно накладно выращивать хорошие розы зимой, ведь поддержание в теплицах оптимальной для цветов температуры в это время сопровождается огромными тратами», — объясняет предприниматель.

Кроме того, игроки указывают на узкий ассортимент омских тепличных хозяйств, которые в основном предлагают оптовикам тюльпаны и хризантемы. «У нас превалируют зарубежные поставщики, — отмечает PR-менеджер магазина «Цветы у Яблоньки» Александра Янковских, — поскольку местные производители далеко не всегда могут обеспечить нужные позиции».

Подружились с интернетом

Постоянно растущая конкуренция, увеличение доли серого рынка и повышение закупочных цен, как отмечают игроки, вывели этот бизнес из числа наиболее маржинальных. «Если раньше рентабельность доходила до 200%, то сейчас она ниже 100%, — говорит Николай Сауляк. — В среднем чистая прибыль одного омского пункта продаж составляет не более 500 рублей в день».

По наблюдениям игроков, по сравнению с 2012 годом спрос на цветы в Омске упал в два раза. Федеральные эксперты утверждают, что параллельно с этим растет популярность заказа цветов через интернет. «Омичи стали больше заказывать букеты в сети, причем не только в другие города и страны, но и получателям, проживающим в самом Омске, — рассказала «ДО» руководитель пресс-службы компании по доставке цветов «Флорист.ру» Талия Ахметова. — Это говорит и о развитии интернет-продаж в регионе, и о том, что постепенно увеличивается степень доверия горожан к онлайн-магазинам. По сравнению с 2014 годом продажи цветов через интернет выросли на 27%. При этом надо отметить, что средний чек по розничным offline продажам в Омске и области на 14 февраля упал почти на треть. Однако это показательно не только для Омской области, но и для России в целом».

Манна весенняя

Представители оптовых компаний сообщают, что сейчас особенно сильно начало ощущаться снижение спроса со стороны торговцев в розницу. «Как оптовик могу сказать, что цветочные салоны стали брать товара на 40% меньше, чем раньше, — поделился с «ДО» Александр Худолеев. — На днях мы закупали эквадорские розы, и я с удивлением заметил, что дефицита на них нет, хотя обычно к середине февраля он уже ощущался. Даже в преддверии праздников люди боятся брать цветы большими партиями — в этом году сложно гарантировать повышенный спрос 8 марта».

Акции, по которым раньше можно было купить приличные букеты за демократичную цену, цветочники теперь практически не объявляют. Люди же, привыкнув к тому, что цветы стоят недорого, после роста цен перестали рассматривать их в качестве приемлемого подарка. «Раньше на 8 марта были популярны букеты из 31-51 роз, сейчас в этот день мужчина заходит в магазин и просит один-три цветка», — отмечает Александр Худолеев.

«Наши мужчины не привыкли дарить цветы просто так, без праздника, — солидарен с ним Сауляк. — В декабре все тратятся на новогодние подарки, к которым цветы не относятся. В январе у нас, как и во многих других видах бизнеса, провал. Мартовский всплеск продаж в лучшем случае компенсирует убытки, которые цветочники несут в остальное время года».

По словам участников рынка, обычно объем мартовской выручки может увеличиваться по сравнению с предыдущими месяцами до десяти раз. Точки, расположенные в местах с невысокой проходимостью, 8 марта могут приносить до трех раз больше, чем обычно. Количество импульсивных покупок, на которые в обычные дни делают ставку многие магазины, к 8 марта снижается, к цветочникам приходят с плановой целью.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (060) 24 февраля

Добавить комментарий
В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.