Деловой Омск

Деловой Омск

02 марта 2015 17.03Статьи

Есть ли жизнь до марта?

Игроки омского рынка цветов говорят о постепенном снижении спроса. Мартовские продажи, по их словам, уже несколько лет не приносят сверхприбыли, а лишь компенсируют убытки всех остальных месяцев.

Есть ли жизнь до марта?

По информации справочника 2Gis, в Омске насчитывается более 230 цветочных киосков, магазинов и салонов. Однако с учетом нелегалов, доля которых в общем объеме рынка доходит до 50%, фактически игроков гораздо больше. По словам предпринимателей, предложение на цветочном рынке превышает спрос как минимум в два-три раза.

Розовые войны

Годовой оборот местного рынка цветов оценивается в 1 млрд рублей. Большинство цветочных юрлиц — индивидуальные предприниматели с одним-тремя салонами. Крупных сетей, насчитывающих более пяти точек продаж, в городе меньше десятка.

Как утверждают игроки, омский рынок цветов не всегда пребывал в цивилизованном состояния. Высокая конкуренция и борьба за привлекательные места несколько раз порождали настоящие войны с привлечением полиции. В 2013 году эпицентром напряжения стала площадь перед зданием железнодорожного вокзала. На места, издавна занятые 12 цветочниками, стал претендовать новый предприниматель. Как утверждали торговцы, ему удалось получить разрешение на аренду торговых мест у вокзала в обход мэрии. Мешающие ему палатки пытались убрать кранами, продавцам пришлось несколько дней защищать свои места и препятствовать установке павильона конкурента.

«Рынок сверхагрессивен, — говорит коммерческий директор сети салонов цветов «Букетик» Николай Сауляк. — Низкая маржинальность, высочайшая конкуренция — все это дестабилизирует ситуацию. По опыту работы в других городах могу сказать, что для миллионника достаточно 300-350 точек продаж цветов. У нас их работает почти в два раза больше».

Цветок — дело тонкое

Относительно невысокая стоимость входа на этот рынок и достаточная простота управления цветочным бизнесом делают его привлекательным для многих стартаперов. Мелкие предприниматели успешно арендуют по несколько торговых точек и неплохо зарабатывают в высокий сезон. Однако, как заявляют опытные игроки, они вносят неразбериху на рынок и дезорганизуют его.

«Каждый смертный позиционирует себя как предпринимателя, — говорит гендиректор цветочной мастерской «Флорида» Александр Худолеев. – Он вложил 50 тыс., открыл ларек, но вскоре вынужден его закрыть — бизнес не пошел. Вместо него появляются точно такие же другие. Большинство торговых точек у остановок, в самых проходимых местах, скорее всего, установлены наобум, без разрешений».

Владелица салона «Белая орхидея» Надежда Платицина обращает внимание на такой недостаток новичков цветочного рынка, как отсутствие знаний флористики и недостаточный профессионализм при составлении букетов.

Цветут и не пахнут

Цветы омского производства занимают в общем объеме продаж не более 5-10%, хотя в целом по России доля российской продукции ежегодно растет. В регионе тепличным цветоводством занимается три компании, включая садовый центр «Белая орхидея», который имеет собственный салон-магазин.

Однако многие предприниматели исключают для себя возможность работать с цветами, выращенными в российских теплицах. «Наши розы быстро распускаются и опускаются, следовательно, их надо продавать как можно быстрее, — объясняет владелица трех цветочных магазинов Наталья Жукова. — Омской продукции хорошего качества и по приемлемой цене нет.

Я предпочитаю иметь дело с производителями Колумбии, Эквадора. Даже если путь их цветов сюда занимает одну неделю, они все равно будут жить дольше, чем те, что выращены у нас под боком».

Александр Худолеев рассказал, что до недавних пор закупал цветы и у российских производителей. «До 5 февраля они не наглели, но потом отпускные цены на питерскую, мордовскую розу резко повысились при том, что по виду они в разы хуже заграничных, — объясняет игрок. — От безысходности мы переходим на импорт».

По словам Худолеева, для того, чтобы омские тепличные компании смогли снабжать хотя бы одну его сеть, им необходимо увеличивать свои площади, что требует внушительных вложений. «Особенно накладно выращивать хорошие розы зимой, ведь поддержание в теплицах оптимальной для цветов температуры в это время сопровождается огромными тратами», — объясняет предприниматель.

Кроме того, игроки указывают на узкий ассортимент омских тепличных хозяйств, которые в основном предлагают оптовикам тюльпаны и хризантемы. «У нас превалируют зарубежные поставщики, — отмечает PR-менеджер магазина «Цветы у Яблоньки» Александра Янковских, — поскольку местные производители далеко не всегда могут обеспечить нужные позиции».

Подружились с интернетом

Постоянно растущая конкуренция, увеличение доли серого рынка и повышение закупочных цен, как отмечают игроки, вывели этот бизнес из числа наиболее маржинальных. «Если раньше рентабельность доходила до 200%, то сейчас она ниже 100%, — говорит Николай Сауляк. — В среднем чистая прибыль одного омского пункта продаж составляет не более 500 рублей в день».

По наблюдениям игроков, по сравнению с 2012 годом спрос на цветы в Омске упал в два раза. Федеральные эксперты утверждают, что параллельно с этим растет популярность заказа цветов через интернет. «Омичи стали больше заказывать букеты в сети, причем не только в другие города и страны, но и получателям, проживающим в самом Омске, — рассказала «ДО» руководитель пресс-службы компании по доставке цветов «Флорист.ру» Талия Ахметова. — Это говорит и о развитии интернет-продаж в регионе, и о том, что постепенно увеличивается степень доверия горожан к онлайн-магазинам. По сравнению с 2014 годом продажи цветов через интернет выросли на 27%. При этом надо отметить, что средний чек по розничным offline продажам в Омске и области на 14 февраля упал почти на треть. Однако это показательно не только для Омской области, но и для России в целом».

Манна весенняя

Представители оптовых компаний сообщают, что сейчас особенно сильно начало ощущаться снижение спроса со стороны торговцев в розницу. «Как оптовик могу сказать, что цветочные салоны стали брать товара на 40% меньше, чем раньше, — поделился с «ДО» Александр Худолеев. — На днях мы закупали эквадорские розы, и я с удивлением заметил, что дефицита на них нет, хотя обычно к середине февраля он уже ощущался. Даже в преддверии праздников люди боятся брать цветы большими партиями — в этом году сложно гарантировать повышенный спрос 8 марта».

Акции, по которым раньше можно было купить приличные букеты за демократичную цену, цветочники теперь практически не объявляют. Люди же, привыкнув к тому, что цветы стоят недорого, после роста цен перестали рассматривать их в качестве приемлемого подарка. «Раньше на 8 марта были популярны букеты из 31-51 роз, сейчас в этот день мужчина заходит в магазин и просит один-три цветка», — отмечает Александр Худолеев.

«Наши мужчины не привыкли дарить цветы просто так, без праздника, — солидарен с ним Сауляк. — В декабре все тратятся на новогодние подарки, к которым цветы не относятся. В январе у нас, как и во многих других видах бизнеса, провал. Мартовский всплеск продаж в лучшем случае компенсирует убытки, которые цветочники несут в остальное время года».

По словам участников рынка, обычно объем мартовской выручки может увеличиваться по сравнению с предыдущими месяцами до десяти раз. Точки, расположенные в местах с невысокой проходимостью, 8 марта могут приносить до трех раз больше, чем обычно. Количество импульсивных покупок, на которые в обычные дни делают ставку многие магазины, к 8 марта снижается, к цветочникам приходят с плановой целью.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (060) 24 февраля

Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.