Деловой Омск

Деловой Омск

20 марта 2014 06.23Статьи

Паша Омский

Директор информационного агентства «Омскпресс» Павел Поминов научился делать деньги на качестве аудитории и теперь активно продвигает эту идею в другие регионы.

Паша Омский

В 2009 году Павлу Поминову, тогда пятикурснику филфака, знакомые предложили сделать независимый новостной коммерческий сайт. Рынок омской интернет-медийки на тот момент выглядел довольно скудно — новостные сайты были либо недостаточно независимыми, либо недостаточно коммерческими.

Павел до этого времени чем только ни занимался: был совладельцем СТО, выпускал компактные диски с песнями об Омске, с грехом пополам разбирался в договорах, счетах и актах, немного пересекался с рекламной сферой и даже делал детскую страничку для газеты «Труд-7».

— Я попал в этот проект благодаря старой российской традиции... Это когда ключевой фактор приема на работу — доверие, а не профессионализм.

На СТО я зарабатывал до 50 тысяч рублей в месяц, здесь же зарплата была в два раза ниже. Однако работа руками — это некий тупик. Можно и сегодня пойти на стройку, класть кирпичи и получать больше «сот-ки», но если у тебя рука отсохнет, ты не сможешь ничего делать. Эти размышления и подтолкнули меня заняться «Омскпрессом».

Спустя пять лет Павел выкупил долю в компании, которая охватывает 15-20% омского рынка рекламы в этом сегменте, имеет годовой оборот 6-7 млн руб., работает в восьми крупных городах России и готовится развивать франшизную сеть по стране.

This is Спарта
На первом этапе учредители не ставили никаких четких целей, не было ключевых показателей эффективности проекта. Его бросили в воду, как ребенка в Спарте — выплывет, нет.

— Сейчас я понимаю, как системно заниматься развитием сайта, а тогда мы тыкали пальцем в небо в поисках своего пути. Хотели создать площадку, где бы читатель мог узнавать все новости в одном месте, не разрываясь между газетами. Так появился дайджест СМИ и новостная лента, — говорит Поминов.

Первым редактором «Омскпресса» стал известный в Омске журналист — «Коммерсантъ»-стайл — Александр Корнев. Ребята сняли небольшой закуток в офисном здании на ул. Маяковского и принялись за работу.

— Сайт мы сделали за 10 тыс. руб. Саша занимался контентом, а я продвижением. Открывал справочник «ДубльГис» и отправлял по адресам омских СМИ письма, мол, мы, новый сайт, готовы к сотрудничеству и так далее... Штук 300 разослал. Выхлоп, с точки зрения сотрудничества, был, конечно, нулевой, но зато люди о нас узнали. Профессиональное сообщество ревностно относится к новым проектам, естественно, стали интересоваться. Пошла движуха... 30 посетителей в сутки, 40-50-100... Сейчас можно сказать, что это был правильный ход, хотя и чисто интуитивный, — рассказывает Павел.

Первый рубль дядюшки Скруджа
Тысяча посещений в сутки — рубеж, который ребята приближали, как могли.

— Мы думали: «Ну, все — теперь мы боги!» Взяли на работу менеджера. Предложили ей 30% от рек-
ламы, но без оклада. Я не знаю, на что она жила первые месяцы, — говорит Поминов.

По стоимости размещения рекламы начинающие предприниматели ориентировались на омские сайты и порталы — «Омскинформ», «Город55», сделав наценку в пределах 15-20% за качество аудитории.

Первую проданную рекламу Павел помнит до сих пор. Произошло это спустя три месяца после запуска проекта.

— У нас разместилась одна из медицинских клиник. Они сказали: «Мы вас не знаем, но за 3 тыс. руб. в месяц готовы поставить маленький баннер внизу ленты». Сегодня я вынужден признать, что эта реклама была катастрофически неэффективной. Это стало для нас уроком. Первое впечатление клиента — важный критерий. Сейчас, когда компания хочет купить у нас такую неработающую ерунду за 3 тыс., я рекомендую: «Возьмите лучше более дорогую, но эффективную рекламу или просто расстанемся друзьями». В таком случае клиент не разочаруется и, возможно, еще придет к нам со своим материалом. А если втюхать ему неработающий продукт — не придет никогда, даже к конкурентам. Я это называю «вытаптыванием рынка». В Омске этим сильно грешат, — сетует Павел.

Через полтора года проект зарабатывал на рекламе около 100 тыс. руб. в месяц.

Болезнь роста
Со временем появилась необходимость расширить штат. Численность коллектива доходила в разные периоды до 20 человек. Проблема кадров, в которую уперся Поминов, сделала из вчерашнего студента прагматичного управленца.

— Я даже толком не знал, как правильно проводить собеседование... Взял на работу вторую девушку-менеджера, однако вскоре пришлось ее уволить. Очень переживал по этому поводу — раньше я такого опыта не имел. Несколько лет назад упали рекламные сборы, и чтобы элементарно выжить, пришлось сократить 15 из 20 сотрудников. У нас была такая маленькая комнатка в офисе, куда я вызывал коллег по одному и говорил: «Вася, ты уволен, Маша, ты уволена...» После этого на неделю слег с жесточайшей температурой. Сегодня с улыбкой вспоминаю прошлые терзания. По сути, это нормальный рабочий процесс, — считает Поминов.

Со временем пришлось расстаться и с продажником, который заработал сайту первые деньги. Система ее мотивации не менялась со временем: от заметно увеличившегося объема рекламы она по-прежнему имела 30%. Имея в своей базе основных рекламодателей сайта, девушка скорее почивала на лаврах, нежели искала новые источники дохода. Неудивительно, что после предложения изменить систему мотивации, при которой она теряла половину зарплаты, сотрудница покинула проект.

— Это типичная болезнь роста, — уверен Поминов, — бизнес растет, как дерево, и в какой-то момент ты собираешься с духом и обстригаешь разросшиеся ветки в аккуратный кубик.

«Омскпресс» расправил плечи
Когда омские показатели стали демонстрировать стабильность, было решено продвигать бизнес-модель в другие регионы. Начали с Новосибирска, далее везде — Йошкар-Ола, Казань, Томск, Кемерово, Киров, Новая Москва, Тюмень...

— Я побывал в разных регионах и могу сказать, что Омск, увы, не лучший город для ведения бизнеса. Это как сажать картофель в песочную почву, расти-то будет, но потребует слишком много затрат, — считает Павел. — Когда продаешь рекламу в других городах, диву даешься — там работает принципиально иная система. Ты общаешься с рекламодателем, говоришь, у нас трафик такой, аудитория такая, мы предлагаем вам разместиться здесь и это даст такой эффект. Мне отвечают: у нас бизнес такой, маржа такая, нам нужен такой показатель эффективности, поэтому один посетитель должен обходиться во столько-то рублей, сможете обеспечить? Если можем — то работаем. Интернет, по сравнению с традиционными форматами, продавать легче. На каждом этапе можно вычислить конверсию от посетителя к звонку. Однако в Омске это почти не работает, возможно, это заслуга наших собратьев по рынку.

В каждом регионе у омичей свои местные партнеры. Однако у этой системы со временем обнаружились недостатки.

— Занимаясь проектами в других городах, мы осознали, что динамика продаж в Омске начала падать. Нам просто не хватает рук, чтобы обеспечивать развитие сайта в каждом городе. Я не верю людям, которые говорят: «Я выстроил систему бизнеса, а теперь сижу и получаю прибыль».

Так не бывает. Процессы нужно постоянно контролировать, иначе все начнет рассыпаться, — говорит управленец.

Так возникла идея работать по принципу франшизы. Ушло немало времени на то, чтобы разработать цивилизованный пакет франшизного предложения. Желающие воспользоваться им вскоре нашлись.

— Появились партнеры в Приволжском федеральном округе. У нас были общие знакомые в Москве, и они посоветовали этим ребятам, мол, есть такой Паша омский, авторитет в сфере интернета, обратитесь к нему. Это единственный наш франчайзи, который платил паушальный взнос, в дальнейшем мы планируем разработать иную систему, основанную на роялти, — делится планами Поминов.

Впрочем, в медиа-бизнесе с этим могут возникнуть проблемы. Как контро-лировать объемы рекламы? Следить за выписками со счета?

Неэффективно — будут брать деньги наличными. Отслеживать каждый баннер на сайте тоже не получится, поскольку франчайзи может занизить официальный прайс, продавая рекламу в реале по более высокой цене. В любом случае, в этой ситуации будет складываться атмосфера взаимного напряжения и недоверия.

— Мы сейчас разрабатываем централизованную систему, через которую будет проходить вся реклама у наших партнеров, работающих по франшизе. Загрузил баннер в систему и платишь с него роялти — очень удобно. Я думаю, что роялти составит примерно 5%. Наша бизнес-модель способна зарабатывать в регионах примерно 800 тыс. руб. в месяц, получается, 40 тыс. руб. будем получать мы. С десяти партнеров, соответственно, уже 400 тыс.

Омский же проект на сегодня собирает от 400 до 600 тыс. рекламных рублей ежемесячно. От общего объема рынка в 2-3 млн руб. в месяц (если брать в расчет только омского рекламодателя, размещающегося на омских площадках) доля «Омскпресса» составляет примерно 15-20%. Чистая прибыль оценивается в 150-200 тыс. руб. в месяц.

— Недавно я выкупил долю в проекте. Мы посчитали маржу за два года и, исходя из нее, определили мой вклад. Теперь имею небольшую долю — менее 25%. Это не столько приносит мне дивиденды, сколько позволяет реально наравне с другими собственниками участвовать в принятии решений, касающихся развития проекта. Большую часть своих ресурсов я также вкладываю в него. Рынок динамично растет, мы не можем позволить себе стабильность. Здесь, чтобы оставаться на месте, нужно, как на беговой дорожке, очень быстро двигаться вперед, — улыбается Павел.

Станислав Жоглик

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №10(014) 18 марта

Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.