Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж

11 марта 2015 14.23

В «Пятом театре» к 8 марта поставили мужской спектакль

6 марта в «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Тестостерон», поставленная по одноименной пьесе польского драматурга Анджея Сарамоновича.

Абсолютно белая сцена, ни одного предмета, яркий свет. И только когда к зрителям выходит первый герой – бармен Титус, пространство начинает понемногу оживать. На стенах появляются созданные с помощью компьютерной графики барная стойка и стулья, столы и музыкальные инструменты. В этом ресторане должна праздноваться свадьба орнитолога Корнеля и его избранницы – певицы Алисии. Однако вместо супружеской пары во входную дверь вваливается клубок дерущихся мужчин. Один из них заявляет, что его с кем-то перепутали, а остальные продолжают вязать ему руки и затыкают рот платком. Оказывается, невеста перед алтарем отказала своему жениху, подошла к другому парню и поцеловала его. Взбешенный жених, его отец, брат и друзья набрасываются на незнакомца. Наконец, герои делают передышку и начинают разбираться, что же все-таки произошло и кого они все-таки избивают.

«Тестостерон» – это яркий пример того, как одна пьеса может прославить неизвестного автора. Анджей Сарамонович написал «Тестостерон» в 2002-м году, страдая глубокой депрессией из-за того, что никто не хотел финансировать его фильмы. Тогда неудачливый режиссер решил попробовать себя в роли драматурга. Неожиданно пьеса, которой бы подошло название «О чем говорят мужчины?», снискала в Польше огромный успех. За несколько лет ее посмотрели более 100 тысяч человек. Затем ее поставили в Чехии, Болгарии, Эстонии, Словакии, России. Наконец, появилась и омская постановка, режиссером которой выступил Никита Гриншпун – новый главреж «Пятого театра».

Сарамонович решил сильно не мудрствовать и сделал центром своей пьесы старую как мир, но всегда актуальную тему – отношения мужчин и женщин. Любопытно, что героями «Тестостерона» являются исключительно мужчины – семь не похожих друг на друга (на первый взгляд) персонажей. Женщины присутствуют как бы номинально, но являются главной темой мужских разговоров.

В какой-то момент сцена превращается в кабинет психотерапевта, где герои делятся своими страхами, проблемами, обсуждают свои комплексы и случаи из жизни. Любопытно, что декорации сцены только усиливают ощущение, что мужчины находятся в психотерапевтическом кабинете. Вокруг – белые стены, а единственный настоящий предмет интерьера – больничная койка с капельницей.

Итак, семеро мужчин перемывают косточки своим женам, подругам, любовницам и приходят к нескольким неутешительным выводам, приводя примеры из собственной жизни. Во-первых, женщины часто используют мужчин в корыстных целях. Оказывается, что Алисия закрутила бурный роман с Корнелем (на тот момент известным ученым) для того, чтобы с помощью его популярности и влияния продвинуть свой новый музыкальный альбом. Во-вторых, женщины хотят секса не меньше, чем мужчины. Давая урок по соблазнению забитому интеллигенту Червю, пикап-мастер Титус с легкостью кадрит девушку, пришедшую в бар. Для этого он всего лишь использует фразу: «Идем, детка, я тебе такого зубра покажу – все внутри запоет». Третий вывод заключается в том, что большая часть женщин изменяет своим избранникам. Один из персонажей – Фистах – подтверждает это историей из жизни. Около года он встречался с девушкой, которая отказывала ему в близости, желая сохранить до свадьбы свою невинность. Но оказалось, что в это время она развлекалась со всеми подряд, кроме жениха.

Согласно задумке режиссера, гневные и оскорбительные тирады в адрес слабого пола должны были перемежаться с защитой женщин. Но баланс неминуемо сместился в первую сторону: негативных примеров в пьесе оказалось намного больше.

Далее уже порядком подвыпившие персонажи делают ключевой вывод: какими бы коварными ни были представительницы прекрасного пола, мужчины продолжат за ними гоняться, доставать с неба звезды, меряться машинами и счетами в банках. Но все это не из-за любви, а из-за особенностей физиологии: совершать «подвиги» мужчин заставляет гормон тестостерон, и они перед ним бессильны.

Сарамонович, вкладывая в уста своих героев эти выводы, отталкивается от стереотипной идеи: люди в какой-то мере близки к животным, поэтому и ведут себя соответствующе. Для подтверждения своих слов персонажи приводят примеры из жизни разных представителей фауны, сравнивая поведение людей с повадками шимпанзе, павлинов, ласточек и дельфинов. Сам автор пьесы авторитетно утверждает, что ни один из фактов он не придумал. «Все это правда – и о птицах, и о гориллах и шимпанзе, и о дельфинах, и о человеке. При написании пьесы я изучал труды по социобиологии, а отношения полов всю жизнь изучаю на практике», – рассказал он в одном из своих интервью.

Также Анджей Сарамонович говорит, что те, кто не понял всей «глубины глубин» его произведения – виноваты сами. «Мою пьесу надо рассматривать на двух уровнях. Женщинам она может показаться примитивной, многие могут воспринять ее поверхностно, но там поднимается важная проблема взаимопонимания между полами. При первом, наипростейшем считывании женщины понимаются как глупые и злые существа – вроде бы об этом говорят герои. Но второй, более глубокий уровень, честно и открыто показывает деконструкцию и болезненные черты мужского мира. Каждый из моих героев тоскует по любви и по счастью с женщинами. Однако между собой они обсуждают это, прячась за маской вульгарности, поскольку им важно реализовывать свои иерархические отношения, не скатиться на низший уровень».

Интересной оказалась реакция омских зрителей после просмотра «Тестостерона». В группе «Пятого театра» разгорелся спор: мужчины спектакль осудили, а женщины, наоборот, стали защищать фривольную постановку. Не смутило дам и то, что в спектакле герои время от времени произносили фразу «Все бабы с***» и немало других крепких слов.

Фильмы, передачи, литературные тексты, которые можно отнести к условному жанру «мальчишник», уже стали привычным явлением современной массовой культуры. Причем у такого направления находится немало поклонников как среди мужчин, так и среди женщин, поэтому омский «Тестостерон», скорее всего, будет пользоваться успехом. Секрет привлекательности этой пьесы становится понятным сразу после ее прочтения или просмотра. Это одно из тех произведений, где показаны обычные люди со своими слабостями и недостатками. Они нарушают обещания, врут, изменяют, ругаются, – одним словом, ничто «человеческое» им не чуждо. Ну а зрителей, которые до сих пор считают театр храмом искусства, где можно отдохнуть от информационного шлака и послушать культурную речь, «Тестостерон» вряд ли заинтересует.

Впрочем, в этом спектакле есть и свои «ложки меда». Первая – это оригинальное визуальное решение. Вместо реальных декораций зритель видит анимированный интерьер, нарисованный в стиле простеньких черно-белых комиксов. Герои оказываются то в баре, то в индийских джунглях, то на дне реки, то на съемочной площадке. Это простое и необычное решение (спасибо за компьютерную графику дизайнеру Алене Лутченко), придает спектаклю своеобразное обаяние.

Вторая «медовая ложка» «Тестостерона» – наличие юмора. Правда, на каждую остроумную шутку приходится хотя бы одна хохма «ниже пояса».

«Тестостерон» - яркий пример того, как постепенно начинают сближаться телевидение и театр. Декорации становятся виртуальными, исчезают сложный грим и костюмы (в данном случае персонажи одеты в обычные смокинги), герои начинают открыто подтрунивать над аудиторией (как в стендап-камеди шоу). Несомненно, театр переживает сильное обновление. Но возникает вопрос: есть ли смысл перерождения театра в подобие «зомбоящика»?

Катерина Корф

Фото: Александр Барановский

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий