11 марта 2015 14.23Культура

В «Пятом театре» к 8 марта поставили мужской спектакль

6 марта в «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Тестостерон», поставленная по одноименной пьесе польского драматурга Анджея Сарамоновича.

В «Пятом театре» к 8 марта поставили мужской спектакль

Абсолютно белая сцена, ни одного предмета, яркий свет. И только когда к зрителям выходит первый герой – бармен Титус, пространство начинает понемногу оживать. На стенах появляются созданные с помощью компьютерной графики барная стойка и стулья, столы и музыкальные инструменты. В этом ресторане должна праздноваться свадьба орнитолога Корнеля и его избранницы – певицы Алисии. Однако вместо супружеской пары во входную дверь вваливается клубок дерущихся мужчин. Один из них заявляет, что его с кем-то перепутали, а остальные продолжают вязать ему руки и затыкают рот платком. Оказывается, невеста перед алтарем отказала своему жениху, подошла к другому парню и поцеловала его. Взбешенный жених, его отец, брат и друзья набрасываются на незнакомца. Наконец, герои делают передышку и начинают разбираться, что же все-таки произошло и кого они все-таки избивают.

«Тестостерон» – это яркий пример того, как одна пьеса может прославить неизвестного автора. Анджей Сарамонович написал «Тестостерон» в 2002-м году, страдая глубокой депрессией из-за того, что никто не хотел финансировать его фильмы. Тогда неудачливый режиссер решил попробовать себя в роли драматурга. Неожиданно пьеса, которой бы подошло название «О чем говорят мужчины?», снискала в Польше огромный успех. За несколько лет ее посмотрели более 100 тысяч человек. Затем ее поставили в Чехии, Болгарии, Эстонии, Словакии, России. Наконец, появилась и омская постановка, режиссером которой выступил Никита Гриншпун – новый главреж «Пятого театра».

Сарамонович решил сильно не мудрствовать и сделал центром своей пьесы старую как мир, но всегда актуальную тему – отношения мужчин и женщин. Любопытно, что героями «Тестостерона» являются исключительно мужчины – семь не похожих друг на друга (на первый взгляд) персонажей. Женщины присутствуют как бы номинально, но являются главной темой мужских разговоров.

В какой-то момент сцена превращается в кабинет психотерапевта, где герои делятся своими страхами, проблемами, обсуждают свои комплексы и случаи из жизни. Любопытно, что декорации сцены только усиливают ощущение, что мужчины находятся в психотерапевтическом кабинете. Вокруг – белые стены, а единственный настоящий предмет интерьера – больничная койка с капельницей.

Итак, семеро мужчин перемывают косточки своим женам, подругам, любовницам и приходят к нескольким неутешительным выводам, приводя примеры из собственной жизни. Во-первых, женщины часто используют мужчин в корыстных целях. Оказывается, что Алисия закрутила бурный роман с Корнелем (на тот момент известным ученым) для того, чтобы с помощью его популярности и влияния продвинуть свой новый музыкальный альбом. Во-вторых, женщины хотят секса не меньше, чем мужчины. Давая урок по соблазнению забитому интеллигенту Червю, пикап-мастер Титус с легкостью кадрит девушку, пришедшую в бар. Для этого он всего лишь использует фразу: «Идем, детка, я тебе такого зубра покажу – все внутри запоет». Третий вывод заключается в том, что большая часть женщин изменяет своим избранникам. Один из персонажей – Фистах – подтверждает это историей из жизни. Около года он встречался с девушкой, которая отказывала ему в близости, желая сохранить до свадьбы свою невинность. Но оказалось, что в это время она развлекалась со всеми подряд, кроме жениха.

Согласно задумке режиссера, гневные и оскорбительные тирады в адрес слабого пола должны были перемежаться с защитой женщин. Но баланс неминуемо сместился в первую сторону: негативных примеров в пьесе оказалось намного больше.

Далее уже порядком подвыпившие персонажи делают ключевой вывод: какими бы коварными ни были представительницы прекрасного пола, мужчины продолжат за ними гоняться, доставать с неба звезды, меряться машинами и счетами в банках. Но все это не из-за любви, а из-за особенностей физиологии: совершать «подвиги» мужчин заставляет гормон тестостерон, и они перед ним бессильны.

Сарамонович, вкладывая в уста своих героев эти выводы, отталкивается от стереотипной идеи: люди в какой-то мере близки к животным, поэтому и ведут себя соответствующе. Для подтверждения своих слов персонажи приводят примеры из жизни разных представителей фауны, сравнивая поведение людей с повадками шимпанзе, павлинов, ласточек и дельфинов. Сам автор пьесы авторитетно утверждает, что ни один из фактов он не придумал. «Все это правда – и о птицах, и о гориллах и шимпанзе, и о дельфинах, и о человеке. При написании пьесы я изучал труды по социобиологии, а отношения полов всю жизнь изучаю на практике», – рассказал он в одном из своих интервью.

Также Анджей Сарамонович говорит, что те, кто не понял всей «глубины глубин» его произведения – виноваты сами. «Мою пьесу надо рассматривать на двух уровнях. Женщинам она может показаться примитивной, многие могут воспринять ее поверхностно, но там поднимается важная проблема взаимопонимания между полами. При первом, наипростейшем считывании женщины понимаются как глупые и злые существа – вроде бы об этом говорят герои. Но второй, более глубокий уровень, честно и открыто показывает деконструкцию и болезненные черты мужского мира. Каждый из моих героев тоскует по любви и по счастью с женщинами. Однако между собой они обсуждают это, прячась за маской вульгарности, поскольку им важно реализовывать свои иерархические отношения, не скатиться на низший уровень».

Интересной оказалась реакция омских зрителей после просмотра «Тестостерона». В группе «Пятого театра» разгорелся спор: мужчины спектакль осудили, а женщины, наоборот, стали защищать фривольную постановку. Не смутило дам и то, что в спектакле герои время от времени произносили фразу «Все бабы с***» и немало других крепких слов.

Фильмы, передачи, литературные тексты, которые можно отнести к условному жанру «мальчишник», уже стали привычным явлением современной массовой культуры. Причем у такого направления находится немало поклонников как среди мужчин, так и среди женщин, поэтому омский «Тестостерон», скорее всего, будет пользоваться успехом. Секрет привлекательности этой пьесы становится понятным сразу после ее прочтения или просмотра. Это одно из тех произведений, где показаны обычные люди со своими слабостями и недостатками. Они нарушают обещания, врут, изменяют, ругаются, – одним словом, ничто «человеческое» им не чуждо. Ну а зрителей, которые до сих пор считают театр храмом искусства, где можно отдохнуть от информационного шлака и послушать культурную речь, «Тестостерон» вряд ли заинтересует.

Впрочем, в этом спектакле есть и свои «ложки меда». Первая – это оригинальное визуальное решение. Вместо реальных декораций зритель видит анимированный интерьер, нарисованный в стиле простеньких черно-белых комиксов. Герои оказываются то в баре, то в индийских джунглях, то на дне реки, то на съемочной площадке. Это простое и необычное решение (спасибо за компьютерную графику дизайнеру Алене Лутченко), придает спектаклю своеобразное обаяние.

Вторая «медовая ложка» «Тестостерона» – наличие юмора. Правда, на каждую остроумную шутку приходится хотя бы одна хохма «ниже пояса».

«Тестостерон» - яркий пример того, как постепенно начинают сближаться телевидение и театр. Декорации становятся виртуальными, исчезают сложный грим и костюмы (в данном случае персонажи одеты в обычные смокинги), герои начинают открыто подтрунивать над аудиторией (как в стендап-камеди шоу). Несомненно, театр переживает сильное обновление. Но возникает вопрос: есть ли смысл перерождения театра в подобие «зомбоящика»?

Катерина Корф

Фото: Александр Барановский

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.