Деловой Омск

Деловой Омск

17 марта 2015 11.56Статьи

Дети, камера: «Мотор!»

В Омске в последнее время, как грибы на опушке, стали появляться различные курсы. Обучение какому-либо ремеслу превращается в бизнес. О том, как начинать свое дело, «ДО» рассказал стартапер Антон Еськов, открывший в Омске школу тележурналистики.

Дети, камера: «Мотор!»

В лихие 90-е доступность высшего образования благодаря появлению коммерческих вузов заметно выросла. Это привело к тому, что работодатели стали требовать дипломы о ВО даже с сотрудников, занимающихся неквалифицированным трудом. К концу нулевых на стройке работали инженеры-вакуумщики, дворниками трудились вчерашние выпускники экономфака, техничками подрабатывали дипломированные юристки.

В результате высшее образование во многом обесценилось. Сегодня при приеме на работу от соискателя требуется не «корочка», а профессиональные навыки, опыт работы. В связи с этим востребованными стали прикладные профессии, дающие возможность зарабатывать руками. Спрос породил предложение. Таким образом, в том числе и в Омске, за последний год появилось множество обучающих курсов: художники учат рисованию, фотографы коммерческой фотографии, портнихи — технике шитья. Утоляя спрос населения, мастера-ремесленники обнаружили, что профильные курсы порой приносят больше прибыли, чем непосредственно ремесло.

Стартапер Антон Еськов в этом году открыл два образовательных курса — «Школа видеографа» и «Школа тележурналистики».

Лагеря

Свой проект по обучению омичей актерскому мастерству, искусству видео-съемки и журналистике Антон начал спонтанно. Все, что у него было к открытию проекта, — личный профессиональный фундамент и предпринимательский дух.

В 2003 году, по окончании второго курса ОмПК № 3, где Еськов учился на специалиста по рекламе, он проработал лето вожатым в детском оздоровительном лагере имени Стрельникова. Через год решил повторить сезонную работу, однако места вожатых были уже заняты, а вакантными остались лишь ставки видеооператора и фотографа. Так, в 18 лет Антон получил в пользование казенную камеру и стал руководителем кружка «Пресс-центр» в ДОЛ им. Стрельникова. С этого момента на протяжении трех лет в каникулы он неизменно возвращался в лагерь.

В 2007 году это заведение являлось единственным в области, имеющим свой локальный ТВ-канал. Настроив лагерное телевидение, Антон ежедневно наполнял вещание контентом, авторами, ведущими, операторами, а героями были дети. Причем каждые 18 дней обучение кадров начиналось заново: именно столько длится лагерная смена. Нужно было заинтересовать новых детей, собрать коллектив, научить работе, выпускать программы в эфир.

«Приходилось учить детей журналистике, хотя я, конечно, имел поверхностное представление об этой профессии, — вспоминает Антон. — Окончив колледж, я поступил на журфак».

С 2008 года формат этой работы изменился. Объединив усилия с фотографом того же стрельниковского пресс-центра и парнем, который организовал в лагере оборот игрушечных денег, Антон из наемного работника перешел на аутсорсинг, создав компанию Pinax.

Идея проекта — реализация общих фотографий и видеодисков родителям отдыхающих детей по окончании смены. Экономика проекта была следующей: в среднем за смену в ДОЛ отдыхает 250 детей. За лето — 4 смены. Стоимость общей фотографии — 150 рублей, маленькой фотографии ребенка с вожатым — 50 рублей. Стоимость видео-диска 200 рублей, а стоимость комплекта — 350. Итого при 100%-х продажах оборот с одного лагеря мог достигать 350 тыс. рублей в сезон. Дальше все зависело от масштаба работы.

«Это идеальный для студента проект. Основная работа велась летом, а учебный год оставался свободным, собственно, для учебы», — рассказывает Антон.

К 2011 году, когда Антон закончил институт, Pinax обслуживал уже 12 лагерей Омской области.

«Вся сложность была в том, что в большинстве таких заведений общие фотографии делал какой-нибудь родственник директора лагеря. Поэтому и качество таких фотографий было слабое. Мы же предлагали совершенно новую для директоров систему с качественным продуктом», — рассказывает Антон.

Он вспоминает, что заполучить новый лагерь, помимо ставшего родным Стрельникова, было очень сложно. Директора и слышать не хотели о тех, кто пытался подвинуть их фотографа. Здесь свою роль сыграли фестивали, где ДОЛы «меряются успехами».

«Провожая детей в лагерь, мы нанимали клоуна, который раздавал апельсины. Встречали детей шарами. Наши фотографии были лучшими на всех фестивалях, не говоря уже о видеодисках. Тогда их вообще никто не делал. В лучшем случае какой-нибудь лагерь мог позволить себе снять один ролик за лето, а мы предлагали два десятка для каждого ДОЛа и, главное, бесплатно», — хвастает Антон.

Ребята организовывали на территории лагеря «пресс-центры». Сами нанимали студентов журфака, обучали их «детской журналистике» и те, будучи руководителями кружка, выполняли роль главных редакторов детских газет. Вместе с ними в лагере также жили видео-операторы, которые снимали самые яркие мероприятия смены, монтировали ролики. Уже в городе их заливали на диск, который впоследствии реализовывали родителям. Лагерь бесплатно получал кружок (иногда это был единственный кружок в ДОЛ), выпуск газеты, напечатанные репортажные фотографии в течение всего сезона, видеодиски.

«Такая система съедала часть прибыли, но, открою секрет, для нас это было выгоднее, чем 3 раза в неделю возить в каждый лагерь фотографов и операторов и каждый раз платить им за разовую съемку. Водители и бензин были основным источником расходов, и мы старались оптимизировать процесс», — говорит Антон.

В то время ребята мечтали работать в Краснодарском крае, где есть целые улицы из детских здравниц. Еще они задумывались о собственном лагере и киношколе.

«Мы постоянно обсуждали эти идеи, строили планы. Все наше общение в нерабочее время заканчивалось разговорами о развитии проекта», — вспоминает Антон.

Жизнь после ДОЛов

Однако этим мечтам не суждено было сбыться. Ребята закончили вузы и задумались о переходе с сезонного заработка на постоянный. В тот момент Антона пригласили заниматься продвижением проекта «Гис-профи», оказывающего информационное сопровождение крупнейших энергетических компаний страны. Он согласился. В летний период ребята по мере сил пытались заниматься лагерями, но уже рассматривали проект как второстепенный.

Лагерей сперва стало 8, потом 6. Сегодня Антон единственный из ребят, кто по-прежнему организует пресс-центры в лагерях. Но уже в четырех.

Он признается, что сегодня Pinax — это хобби. Однако навык организационной работы, поиск кадров и взаимодействие с детьми стали платформой для нового проекта — киношколы в Омске.

«Раньше мы мечтали о своей киношколе и даже о своем кинотеатре. Мы обучали операторов и фотографов конкретно для репортажной съемки в ДОЛах. Кстати, многие из них по сей день профессионально занимаются фотографией, видеосъемкой и востребованы на рынке. Но почему-то мы так и не открыли школу для всех. Наверное, просто не успели», — рассказывает Антон.

Он решился на это в ноябре 2014 года. Для исследования спроса создал группу «ВКонтакте» и разбросал по пабликам объявления о наборе. За две недели откликнулось более 100 человек.

Арендовав помещение, Антон провел открытое бесплатное занятие, после которого появилась уверенность, что киношколой стоит заниматься всерьез. Однако, не сумев оперативно собрать команду педагогов, проект киношколы пришлось отложить, а курсы переименовать в школу видеографов.

«В киношколе мы планировали преподавать режиссуру, актерское мастерство, операторское искусство. Мне кажется, что даже если человек не страдает американской мечтой, не грезит очутиться в голливудском кино, то наши курсы помогут ему раскрыться, стать более уверенным в себе, научиться красиво говорить, держаться перед камерой.

В видеошколе мы учим исключительно прикладным навыкам: видеосъемке, монтажу», — поясняет Антон.

Однако идея воплотилась чуть позже. В феврале параллельно школе видеографа он открыл курсы тележурналистики.

«Закончив журфак, я точно понимаю, где в классическом образовании журналиста слабые места — они в практике. За 5 лет обучения ты узнаешь столько теории, зачастую лишней, не применимой в работе. А журналистика — профессия прикладная. Научить может только опыт. Поэтому в качестве преподавателей я привлек действующих журналистов омских телеканалов», — рассказал Антон.

Затраты на месячную аренду помещения, приобретение мебели и месячный зарплатный фонд составили 70 тысяч рублей. Сейчас занимается две группы по 10 человек. Стоимость одного месяца обу-чения — 3 тысячи рублей. Курс рассчитан на 4 месяца.

Однако конечный продукт Антон видит не в выпуске студентов, а в создании уникального для Омска контента.

«Я помню, когда был ребенком, была газета «Мальчишки и девчонки», был «Комочек», были ТВ-передачи «Своя компания» и «По секрету всему свету». В общем, был контент, который создавали дети для детей. Сегодня его нет. Мультики заменяют детям все остальное», — считает Антон.

Сейчас он ставит цель — поиск талантливых детей для создания авторских передач и последующее продвижение их на омском ТВ.

«Я по-прежнему мечтаю о создании своего детского лагеря и своего детского же ТВ-канала. Только реализовав эти проекты, смогу считать эту тему исчерпанной. А что дальше? Дальше нефть», — шутит стартапер.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 10 (063) 17 марта

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.