Деловой Омск

Деловой Омск

18 марта 2015 12.39Статьи

Продавцы духовной пищи

Корреспондент «ДО» с небольшим риском для жизни протестировал сервис в магазинах омской сети «Центр-Книга».

Продавцы духовной пищи

Говоря о торговых сетях, чаще всего мы представляем себе продуктовый ритейл. В этом обзоре речь также пойдет о пище, но духовной. Магазины сети «Центр-Книга» существуют на омском рынке более 20 лет. За это время компания успешно боролась с экспансией крупных федеральных игроков и даже пережила одного из ключевых конкурентов — не функционирующую ныне сеть «ТОП-книга» с ее популярным форматом «Книгомир».

Удручающий онлайн

Сегодня офлайновая книготорговля переживает не лучшие времена. Это бросается в глаза постоянным клиентам сети вроде меня. Конкуренцию крупным интернет-магазинам омичи проигрывают вчистую, почти без сопротивления. Я не случайно начал изучение сервиса сети с посещения ее интернет-сайта, который впечатляет своей лаконичностью. Его можно было бы считать стильным, если бы не огорчающий недостаток информации. Так, в разделе «Новинки» потенциальному покупателю демонстрируются лишь отсканированные обложки поступлений. Не хватает информации о цене, аннотации открываются только при нажатии кнопки «подробнее». «Каталог» — на самом деле не слишком хорошо работающий поисковик по всей книжной базе сети, с указанием их цены. «Не слишком хорошо работающий» — это еще комплимент. Например, я решил найти книжки одной из самых популярных серий издательства «Молодая гвардия» — «Живая история». В ней произведения выходят с названиями, начинающимися со слов «Повседневная жизнь...» (скажем, «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке»). Помимо нужной серии, машина выдала совершенно лишние варианты, которые замусорили выборку. Получив в ответе все названия, в которых содержится слово «жизнь», я точно не решил задачу. К слову, сайт «Ozon.ru» очень быстро отыскал нужные книги, с предложением заказать их. Можно с прискорбием отметить очевидные недоработки сети «Центр-книги» в онлайновой борьбе за клиента.

В офлайне без перемен!

Администрации магазина повезло, что я оказался замотивированным покупателем и владельцем скидочной карты. Это сподвигло меня все-таки лично заскочить в магазины омской сети. Хотя сделать это не так-то просто. В главном магазине на улице Ленина ждал неприятный сюрприз в виде наледи у входа и залитой талой водой лестницы. Поскользнувшись пару раз, я все-таки добрался до нужной двери, но не уверен, что все покупатели так же настойчивы. Справедливости ради скажу, что на одной из лестниц работал дворник, который отбивал наледь со ступенек.

Зато за программу лояльности компании можно поставить твердую пятерку. Скидочные карты, которые стоят всего 10 рублей, хорошо мотивируют возвращаться в магазины «Центр-книги». Кстати, карты накопительные, что особенно приятно постоянным клиентам и развивает их азарт заработать максимально возможную скидку (скидки ранжируются от 4% при покупке на 500 рублей, до 20% — при затратах в 150 тыс.). По личному опыту могу сказать, что новые проценты зарабатываются довольно легко: во-первых, накопленные баллы не сгорают, а, во-вторых, носить с собой карточку не обязательно, можно лишь назвать имя владельца и скидка будет произведена. Этой услугой пользуются все мои знакомые, которые получают скидки, а я зачисления на карту.

У федеральных конкурентов омичей в сети «Читай-город» скидочные карты работают по той же системе, но чтобы получить их, нужно сделать покупку на сумму более 1000 рублей (что пока еще достаточно большая сумма для книжных магазинов) и при этом карту нужно предъявлять каждый раз.

Невыразительная конкуренция

Пару слов стоит сказать и об ассортименте книжного магазина. К сожалению, у того же «Читай-города» он значительно разнообразнее. Про возможности электронной торговли и говорить не приходится. По большому счету, в любом офлайновом магазине Омска покупатель найдет детскую литературу, учебники и детективные романы, плюс хорошо продаются бестселлеры исторической и псевдоисторической направленности, а также фантастическая проза с разным содержанием макулатуры. Если нужно что-то большее, в первую очередь, деловые и производственные издания, то тут может помочь только интернет. Крупные магазины в центральных городах России в одну калитку выиграют омских коллег. Причем я даже не говорю про разнообразие ассортимента столичного «Дома книги» на Новом Арбате, а даже сравнительно крупные магазины Новосибирска или Нижнего Новгорода дадут омичам сто очков вперед. Небольшой ассортимент — это традиционная проблема для нашего провинциального рынка: у пиратов на торрентах нужное издание найти гораздо легче, чем в официальной продаже. Зато в «Центр-книге» есть свои изюминки, как, например, стенды книг омских авторов и большое количество литературы о нашем городе.

Еще один минус, который укажем в проброс: не очень удачная выкладка книг, особенно на нижних полках. Это заставляет покупателей подолгу на корточках выбирать нужное издание.

Однако можно похвалить продавцов магазина — они всегда готовы помочь клиенту в поиске. Хотя в предыдущие годы действовала и «политика надзирателей», когда сотрудники сети следили за каждым шагом покупателя, что очень раздражало. Но тому же «Читай-городу», несмотря на его федеральный статус, до такого сервиса обслуживания и доброжелательности пока далеко.

Александр Набатов

Фото: Александр Набатов, Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 10 (063) 17 марта

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.