19 марта 2015 16.44Культура

Кризис едва не сорвал постановку «Маленьких трагедий» в омском ТЮЗе

В конце февраля в омском Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Маленькие трагедии». Такой масштабной постановки ТЮЗ еще не видел.

Кризис едва не сорвал постановку «Маленьких трагедий» в омском ТЮЗе

Подготовка к спектаклю началась еще прошлым летом, когда театру посчастливилось выиграть грант в размере 8 млн рублей. Большую часть этих денег было решено потратить на обновление аппаратуры и сделать спектакль более мультимедийным и современным. По признанию главного режиссера ТЮЗа Владимира Золотаря, обрушившийся на Россию кризис чуть не сорвал им планы. Оборудование, заказанное за границей, резко подорожало, и поэтому тюзовцам пришлось выложить дополнительную сумму в 1,1 миллиона из своего кармана. Полностью обновить всю технику у театра так и не получилось. «Например, мы заказали новые микрофоны, а колонки остались старые, - рассказал Золотарь. - Кроме того, возникли проблемы с освоением техники. В ТЮЗе просто нет специалистов, которые смогли бы грамотно установить и настроить новое оборудование. Это выглядело так, как будто человеку, который долгое время ездил на велосипеде, пришлось пересесть в космический корабль».

Несмотря на технические сложности, подготовка к спектаклю шла полным ходом. Чтобы подогреть интерес омичей к новой постановке, в декабре тюзовцы провели двойное мероприятие. Сначала на большой сцене состоялась открытая репетиция будущей постановки, потом в фойе прошел показ музыкального фотоспектакля «Трагедии. Пушкин. Всё».

В скором времени появилась стильная черно-белая афиша, которая пополнила ряд других монохромных афиш на здании детского театра. Впрочем, «Маленькие трагедии», как и две предыдущие постановки Золотаря – «Отелло» и «Остров сокровищ», для малышей не предназначались. В новом спектакле и вовсе был обозначен возрастной ценз «16+».

Эту цифру можно назвать условной, поскольку ни сцен обнажения, ни мата в постановке нет. На спектакль могла бы свободно прийти молодежь 14 лет.

В «Маленьких трагедиях» Владимир Золотарь не изменил себе и снабдил постановку своими постоянными «фишками». Одна из них – кинематографичность. В «Отелло» она была достигнута с помощью присутствия на сцене цифровой камеры, причем съемкой занимался один из героев спектакля – Яго. Благодаря этому трюку лица героев выводились на большой экран, установленный в глубине сцены, и зрители могли с наибольшим вниманием изучить эмоции персонажей. Такие крупные планы чаще всего используются в кино, но в данном спектакле они выглядели довольно органично. В «Маленьких трагедиях» экран также сыграл большую роль (на этот раз более усовершенствованный, купленный на деньги гранта), он практически полностью заменил декорации в спектакле. Например, на нем возникает целая галерея дам, которых покорил Дон Жуан (новелла «Каменный гость»), коллекция рыцарских доспехов («Скупой рыцарь») или же сам текст «Маленьких трагедий».

Еще одна особенность новоиспеченного спектакля, которую условно можно назвать «фишкой» Владимира Золотаря, – это насыщенность действия и картинки. Минималистичной ни одну постановку этого режиссера не назовешь. Когда смотришь любой спектакль Золотаря (не только поставленный в ТЮЗе), замечаешь обилие деталей и элементов. Кажется, что ни один костюм, ни один предмет интерьера не прошел мимо строгого досмотра режиссера.

Сам Золотарь признался, что все новеллы, из которых состоят «Маленькие трагедии», он очень любит и поэтому в каждую из них постарался внести изюминку. В «Моцарте и Сальери» акцент делается на одном из главных героев – Моцарте (его исполнил актер Омской драмы – Алексей Манцыгин). Маэстро одет в драные джинсы и дурацкую шапку с растопорщенными ушами. Ведет он себя не как светский композитор, а скорее как обычный пролетарий. В руке у Моцарта свежая рыбина, которой он время от времени колотит по столу, доказывая что-то Сальери. Вполне вероятно, что такой шутовской образ Моцарта навеян знаменитым фильмом Милоша Формана «Амадей», после которого многие стали воспринимать известного музыканта, как простоватого, но гениального дурачка.

В «Скупом рыцаре» Барон (Анатолий Звонов) представляется нам не Кощеем, который чахнет над златом, а современным коммерсантом средней руки. Его сын — Альбер (Дмитрий Пономарев) – типичный мажор, который хочет прибрать к рукам все отцовское богатство и пустить деньги на развлечения. Любопытно, что режиссер спектакля представил накопления Скупого рыцаря не в виде денег, а часов (они заменяют на сцене сундуки с драгоценностями). Вероятно, таким образом он обыграл известный афоризм.

Для роли покорителя женских сердец – Дона Жуана — Владимир Золотарь пригласил актера Омского драмтеатра Руслана Шапорина. Новелла «Каменный гость» получилась самой классической во всем спектакле. Современности ей придают в основном многочисленные воздыхатели красавицы Лауры, разодетые в строгие костюмы. Пожалуй, самым зрелищным моментом этой новеллы стало появление самого Каменного гостя – Командора. Он явился на сцену в виде огромной металлической руки (судя по всему, тюзовским бутафорам пришлось немало над ней поработать).

Последняя новелла «Маленьких трагедий» – «Пир во время чумы» — и вовсе представляет собой рок-оперу. Помимо актеров в финале на сцене разместились 65 музыкантов из Омского государственного симфонического оркестра и 35 артистов из хора «Певчие». «Согласно нашей задумке, этот спектакль должен был стать медленным и постепенным переходом от текста к музыке. Поэтому если бы не сложилось наше сотрудничество с хором и оркестром, то «Маленьких трагедий» в нашем репертуаре бы не было», - пояснил Владимир Золотарь. Также режиссер признался, что для него было важно создать на сцене именно современную историю. «Мне неинтересно смотреть спектакль, если я не обнаружил в нем сегодняшний день. Пушкин пишет не про Моцарта и не про Сальери. Это история про взаимоотношения двух творцов. Зачем я буду наряжать их в камзол, парики? Чтобы мы себя в них не узнали? Зачем мне рядить скупого рыцаря в латы? «Скупой рыцарь» - это тоже сегодняшняя история, которая поднимает актуальную проблему. А должен ли папа, который всю свою жизнь что-то создавал, отдавать все это сыну, который никак не проявил свои деловые качества. Заслужил ли он это?».

При всей яркости и насыщенности спектакля, который к тому же идет почти три часа, в конце просмотра возникает небольшое чувство усталости. Постановка многослойна и многословна. Хотя и у такого современного барокко найдутся свои почитатели.

Катерина Корф

Фото: Евгений Ломов

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.