19 марта 2015 16.44Культура

Кризис едва не сорвал постановку «Маленьких трагедий» в омском ТЮЗе

В конце февраля в омском Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Маленькие трагедии». Такой масштабной постановки ТЮЗ еще не видел.

Кризис едва не сорвал постановку «Маленьких трагедий» в омском ТЮЗе

Подготовка к спектаклю началась еще прошлым летом, когда театру посчастливилось выиграть грант в размере 8 млн рублей. Большую часть этих денег было решено потратить на обновление аппаратуры и сделать спектакль более мультимедийным и современным. По признанию главного режиссера ТЮЗа Владимира Золотаря, обрушившийся на Россию кризис чуть не сорвал им планы. Оборудование, заказанное за границей, резко подорожало, и поэтому тюзовцам пришлось выложить дополнительную сумму в 1,1 миллиона из своего кармана. Полностью обновить всю технику у театра так и не получилось. «Например, мы заказали новые микрофоны, а колонки остались старые, - рассказал Золотарь. - Кроме того, возникли проблемы с освоением техники. В ТЮЗе просто нет специалистов, которые смогли бы грамотно установить и настроить новое оборудование. Это выглядело так, как будто человеку, который долгое время ездил на велосипеде, пришлось пересесть в космический корабль».

Несмотря на технические сложности, подготовка к спектаклю шла полным ходом. Чтобы подогреть интерес омичей к новой постановке, в декабре тюзовцы провели двойное мероприятие. Сначала на большой сцене состоялась открытая репетиция будущей постановки, потом в фойе прошел показ музыкального фотоспектакля «Трагедии. Пушкин. Всё».

В скором времени появилась стильная черно-белая афиша, которая пополнила ряд других монохромных афиш на здании детского театра. Впрочем, «Маленькие трагедии», как и две предыдущие постановки Золотаря – «Отелло» и «Остров сокровищ», для малышей не предназначались. В новом спектакле и вовсе был обозначен возрастной ценз «16+».

Эту цифру можно назвать условной, поскольку ни сцен обнажения, ни мата в постановке нет. На спектакль могла бы свободно прийти молодежь 14 лет.

В «Маленьких трагедиях» Владимир Золотарь не изменил себе и снабдил постановку своими постоянными «фишками». Одна из них – кинематографичность. В «Отелло» она была достигнута с помощью присутствия на сцене цифровой камеры, причем съемкой занимался один из героев спектакля – Яго. Благодаря этому трюку лица героев выводились на большой экран, установленный в глубине сцены, и зрители могли с наибольшим вниманием изучить эмоции персонажей. Такие крупные планы чаще всего используются в кино, но в данном спектакле они выглядели довольно органично. В «Маленьких трагедиях» экран также сыграл большую роль (на этот раз более усовершенствованный, купленный на деньги гранта), он практически полностью заменил декорации в спектакле. Например, на нем возникает целая галерея дам, которых покорил Дон Жуан (новелла «Каменный гость»), коллекция рыцарских доспехов («Скупой рыцарь») или же сам текст «Маленьких трагедий».

Еще одна особенность новоиспеченного спектакля, которую условно можно назвать «фишкой» Владимира Золотаря, – это насыщенность действия и картинки. Минималистичной ни одну постановку этого режиссера не назовешь. Когда смотришь любой спектакль Золотаря (не только поставленный в ТЮЗе), замечаешь обилие деталей и элементов. Кажется, что ни один костюм, ни один предмет интерьера не прошел мимо строгого досмотра режиссера.

Сам Золотарь признался, что все новеллы, из которых состоят «Маленькие трагедии», он очень любит и поэтому в каждую из них постарался внести изюминку. В «Моцарте и Сальери» акцент делается на одном из главных героев – Моцарте (его исполнил актер Омской драмы – Алексей Манцыгин). Маэстро одет в драные джинсы и дурацкую шапку с растопорщенными ушами. Ведет он себя не как светский композитор, а скорее как обычный пролетарий. В руке у Моцарта свежая рыбина, которой он время от времени колотит по столу, доказывая что-то Сальери. Вполне вероятно, что такой шутовской образ Моцарта навеян знаменитым фильмом Милоша Формана «Амадей», после которого многие стали воспринимать известного музыканта, как простоватого, но гениального дурачка.

В «Скупом рыцаре» Барон (Анатолий Звонов) представляется нам не Кощеем, который чахнет над златом, а современным коммерсантом средней руки. Его сын — Альбер (Дмитрий Пономарев) – типичный мажор, который хочет прибрать к рукам все отцовское богатство и пустить деньги на развлечения. Любопытно, что режиссер спектакля представил накопления Скупого рыцаря не в виде денег, а часов (они заменяют на сцене сундуки с драгоценностями). Вероятно, таким образом он обыграл известный афоризм.

Для роли покорителя женских сердец – Дона Жуана — Владимир Золотарь пригласил актера Омского драмтеатра Руслана Шапорина. Новелла «Каменный гость» получилась самой классической во всем спектакле. Современности ей придают в основном многочисленные воздыхатели красавицы Лауры, разодетые в строгие костюмы. Пожалуй, самым зрелищным моментом этой новеллы стало появление самого Каменного гостя – Командора. Он явился на сцену в виде огромной металлической руки (судя по всему, тюзовским бутафорам пришлось немало над ней поработать).

Последняя новелла «Маленьких трагедий» – «Пир во время чумы» — и вовсе представляет собой рок-оперу. Помимо актеров в финале на сцене разместились 65 музыкантов из Омского государственного симфонического оркестра и 35 артистов из хора «Певчие». «Согласно нашей задумке, этот спектакль должен был стать медленным и постепенным переходом от текста к музыке. Поэтому если бы не сложилось наше сотрудничество с хором и оркестром, то «Маленьких трагедий» в нашем репертуаре бы не было», - пояснил Владимир Золотарь. Также режиссер признался, что для него было важно создать на сцене именно современную историю. «Мне неинтересно смотреть спектакль, если я не обнаружил в нем сегодняшний день. Пушкин пишет не про Моцарта и не про Сальери. Это история про взаимоотношения двух творцов. Зачем я буду наряжать их в камзол, парики? Чтобы мы себя в них не узнали? Зачем мне рядить скупого рыцаря в латы? «Скупой рыцарь» - это тоже сегодняшняя история, которая поднимает актуальную проблему. А должен ли папа, который всю свою жизнь что-то создавал, отдавать все это сыну, который никак не проявил свои деловые качества. Заслужил ли он это?».

При всей яркости и насыщенности спектакля, который к тому же идет почти три часа, в конце просмотра возникает небольшое чувство усталости. Постановка многослойна и многословна. Хотя и у такого современного барокко найдутся свои почитатели.

Катерина Корф

Фото: Евгений Ломов

Добавить комментарий
А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

На «Новом Омске» стартует околоархитектурный и глубоко фотошопный арт-проект.