19 марта 2015 16.44Культура

Кризис едва не сорвал постановку «Маленьких трагедий» в омском ТЮЗе

В конце февраля в омском Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Маленькие трагедии». Такой масштабной постановки ТЮЗ еще не видел.

Кризис едва не сорвал постановку «Маленьких трагедий» в омском ТЮЗе

Подготовка к спектаклю началась еще прошлым летом, когда театру посчастливилось выиграть грант в размере 8 млн рублей. Большую часть этих денег было решено потратить на обновление аппаратуры и сделать спектакль более мультимедийным и современным. По признанию главного режиссера ТЮЗа Владимира Золотаря, обрушившийся на Россию кризис чуть не сорвал им планы. Оборудование, заказанное за границей, резко подорожало, и поэтому тюзовцам пришлось выложить дополнительную сумму в 1,1 миллиона из своего кармана. Полностью обновить всю технику у театра так и не получилось. «Например, мы заказали новые микрофоны, а колонки остались старые, - рассказал Золотарь. - Кроме того, возникли проблемы с освоением техники. В ТЮЗе просто нет специалистов, которые смогли бы грамотно установить и настроить новое оборудование. Это выглядело так, как будто человеку, который долгое время ездил на велосипеде, пришлось пересесть в космический корабль».

Несмотря на технические сложности, подготовка к спектаклю шла полным ходом. Чтобы подогреть интерес омичей к новой постановке, в декабре тюзовцы провели двойное мероприятие. Сначала на большой сцене состоялась открытая репетиция будущей постановки, потом в фойе прошел показ музыкального фотоспектакля «Трагедии. Пушкин. Всё».

В скором времени появилась стильная черно-белая афиша, которая пополнила ряд других монохромных афиш на здании детского театра. Впрочем, «Маленькие трагедии», как и две предыдущие постановки Золотаря – «Отелло» и «Остров сокровищ», для малышей не предназначались. В новом спектакле и вовсе был обозначен возрастной ценз «16+».

Эту цифру можно назвать условной, поскольку ни сцен обнажения, ни мата в постановке нет. На спектакль могла бы свободно прийти молодежь 14 лет.

В «Маленьких трагедиях» Владимир Золотарь не изменил себе и снабдил постановку своими постоянными «фишками». Одна из них – кинематографичность. В «Отелло» она была достигнута с помощью присутствия на сцене цифровой камеры, причем съемкой занимался один из героев спектакля – Яго. Благодаря этому трюку лица героев выводились на большой экран, установленный в глубине сцены, и зрители могли с наибольшим вниманием изучить эмоции персонажей. Такие крупные планы чаще всего используются в кино, но в данном спектакле они выглядели довольно органично. В «Маленьких трагедиях» экран также сыграл большую роль (на этот раз более усовершенствованный, купленный на деньги гранта), он практически полностью заменил декорации в спектакле. Например, на нем возникает целая галерея дам, которых покорил Дон Жуан (новелла «Каменный гость»), коллекция рыцарских доспехов («Скупой рыцарь») или же сам текст «Маленьких трагедий».

Еще одна особенность новоиспеченного спектакля, которую условно можно назвать «фишкой» Владимира Золотаря, – это насыщенность действия и картинки. Минималистичной ни одну постановку этого режиссера не назовешь. Когда смотришь любой спектакль Золотаря (не только поставленный в ТЮЗе), замечаешь обилие деталей и элементов. Кажется, что ни один костюм, ни один предмет интерьера не прошел мимо строгого досмотра режиссера.

Сам Золотарь признался, что все новеллы, из которых состоят «Маленькие трагедии», он очень любит и поэтому в каждую из них постарался внести изюминку. В «Моцарте и Сальери» акцент делается на одном из главных героев – Моцарте (его исполнил актер Омской драмы – Алексей Манцыгин). Маэстро одет в драные джинсы и дурацкую шапку с растопорщенными ушами. Ведет он себя не как светский композитор, а скорее как обычный пролетарий. В руке у Моцарта свежая рыбина, которой он время от времени колотит по столу, доказывая что-то Сальери. Вполне вероятно, что такой шутовской образ Моцарта навеян знаменитым фильмом Милоша Формана «Амадей», после которого многие стали воспринимать известного музыканта, как простоватого, но гениального дурачка.

В «Скупом рыцаре» Барон (Анатолий Звонов) представляется нам не Кощеем, который чахнет над златом, а современным коммерсантом средней руки. Его сын — Альбер (Дмитрий Пономарев) – типичный мажор, который хочет прибрать к рукам все отцовское богатство и пустить деньги на развлечения. Любопытно, что режиссер спектакля представил накопления Скупого рыцаря не в виде денег, а часов (они заменяют на сцене сундуки с драгоценностями). Вероятно, таким образом он обыграл известный афоризм.

Для роли покорителя женских сердец – Дона Жуана — Владимир Золотарь пригласил актера Омского драмтеатра Руслана Шапорина. Новелла «Каменный гость» получилась самой классической во всем спектакле. Современности ей придают в основном многочисленные воздыхатели красавицы Лауры, разодетые в строгие костюмы. Пожалуй, самым зрелищным моментом этой новеллы стало появление самого Каменного гостя – Командора. Он явился на сцену в виде огромной металлической руки (судя по всему, тюзовским бутафорам пришлось немало над ней поработать).

Последняя новелла «Маленьких трагедий» – «Пир во время чумы» — и вовсе представляет собой рок-оперу. Помимо актеров в финале на сцене разместились 65 музыкантов из Омского государственного симфонического оркестра и 35 артистов из хора «Певчие». «Согласно нашей задумке, этот спектакль должен был стать медленным и постепенным переходом от текста к музыке. Поэтому если бы не сложилось наше сотрудничество с хором и оркестром, то «Маленьких трагедий» в нашем репертуаре бы не было», - пояснил Владимир Золотарь. Также режиссер признался, что для него было важно создать на сцене именно современную историю. «Мне неинтересно смотреть спектакль, если я не обнаружил в нем сегодняшний день. Пушкин пишет не про Моцарта и не про Сальери. Это история про взаимоотношения двух творцов. Зачем я буду наряжать их в камзол, парики? Чтобы мы себя в них не узнали? Зачем мне рядить скупого рыцаря в латы? «Скупой рыцарь» - это тоже сегодняшняя история, которая поднимает актуальную проблему. А должен ли папа, который всю свою жизнь что-то создавал, отдавать все это сыну, который никак не проявил свои деловые качества. Заслужил ли он это?».

При всей яркости и насыщенности спектакля, который к тому же идет почти три часа, в конце просмотра возникает небольшое чувство усталости. Постановка многослойна и многословна. Хотя и у такого современного барокко найдутся свои почитатели.

Катерина Корф

Фото: Евгений Ломов

Добавить комментарий
Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Календарь

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

Войдет ли работа Евгении Мальгавко в репертуар нового сезона, решали в минувшую среду.