Деловой Омск

Деловой Омск

29 марта 2015 13.21Статьи

POS сдал

Рынок POS-кредитования стал менее интересным для клиентов из-за активного развития новых кредитных программ и снижения доходов населения. Однако лидеры рынка уверены, что хоронить этот сегмент еще рано.

POS сдал

POS-кредитование (Point Of Sale — англ.) — предоставление кредитов, займов, ссуд на покупку товаров и услуг в торговых учреждениях. В прошлом году этот рынок заметно снизил темпы развития как в Омской области, так и в целом по стране. По статистике ЦБ, в Омской области объем кредитов физических лиц составлял по итогам декабря 2014 года 10,8 млрд руб. В 2013 году этот показатель был несколько выше — 11,2 млрд руб. Просроченная задолженность «физиков» в предыдущем году выросла. На 1 января она составляла 14,4 млрд руб. против 12,8 млрд руб. на 1 января 2014 года.

В 2015 году эксперты прогнозируют существенное сокращение розничных кредитных продуктов. Такая судьба ожидает автокредитование и ипотеку, однако здесь можно рассчитывать на помощь правительства через запуск программ субсидирования ставок. А вот сегменту беззалоговых кредитов придется справляться собственными силами. Под ударом оказалась и сфера кредитования в точках продаж (POS–кредитов), на которую приходится 3-5% от всех выданных розничных займов. Однако о том, что данный вид кредитования начал терять свои позиции на российском рынке, говорят уже не первый год.

Кредиты будут брать

Тем не менее основные участники рынка выражают уверенность, что закат POS-кредитования случится еще не скоро. «Мы категорически не согласны с тем, что данная сфера теряет популярность. Наш банк ежегодно привлекает почти 2 млн новых клиентов через точки продаж в магазинах партнеров. Для нас это ключевой сегмент рынка и мы планируем сохранять лидирующую позицию, повышая эффективность работы сети и предлагая новые продукты», — говорит директор омского регионального центра Банка Хоум Кредит Наталья Стрельцова.

По ее словам, среди всех регионов СФО Омск находится на 6 месте по размеру портфеля POS-кредитов, его объем составляет 2,8 млрд рублей. В четвертом квартале, по данным, которые имеются в банке, рост рынка составил 4%. Хоум Кредит занимает на омском рынке первое место с долей около 26%.

Наиболее активно развиваются сегодня такие сегменты кредитования, как мебель, одежда, строительные материалы. По-прежнему для клиентов актуальны кредиты на покупку бытовой техники, мобильных телефонов и гаджетов — это самые популярные сегменты в POS-кредитовании.

Руководитель управления по связям с общественностью «М.Видео» Антон Пантелеев рассказал «ДО», что доля кредитных продаж в сети находится на уровне прошлого года. Он подчеркнул также, что в первом полугодии традиционно происходит спад кредитных продаж.

Роскошь не в кредит

«POS-кредиты относятся к числу дорогих, потому что обладают повышенным риском. За последние несколько лет рынок действительно существенно сократился, некоторые банки отказались от этого направления. Причины отказов — высокорискованность и развитие рынка кредитных карт», — в свою очередь считает региональный директор банка «Пойдем» Богдан Харченко. Банкир добавляет, что немаловажную роль сыграл и тот факт, что принятие решения по кредиту за час и менее стало характерным для большинства кредитных программ на небольшие суммы в классическом банкинге. Хотя изначально именно это было основным преимуществом POS-кредитования.

«Следует отметить, что в текущих условиях и люди, и банки ведут себя осторожнее. Банки избегают «плохих» долгов и более тщательно оценивают риски, а люди стараются планировать получение кредитов (а POS-кредиты в большинстве спонтанные) и берут их на более практичные цели», — продолжает Харченко. По его словам, сейчас в банке наблюдают рост кредитных заявок на обучение, медицинские услуги, ремонт квартиры, покупку или ремонт автомобиля. Сократилось число заявок на дорогостоящие товары не первой необходимости и предметы роскоши — к примеру, шубы, дорогие гаджеты. Стали востребованы услуги личного финансового планирования по оптимизации кредитной нагрузки, способам экономии, планированию бюджета, которые помогают пользоваться кредитными средствами разумно.

Банкам POS не интересен?

Начальник отдела пластиковых карт филиала «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС» Илья Чолах считает, что этот продукт просто перестает быть исключительно банковским. «POS-кредитование остается востребованной среди населения услугой, но во многих случаях крупные компании, торгующие недорогими товарами народного потребления, научились обходиться без банков. Финансовым учреждениям же мелкие розничные кредиты зачастую неинтересны из-за высокой себестоимости процесса кредитования и оценки рисков. Снижение себестоимости требует больших вложений в технологическую платформу массового кредитования, что окупается только в случае постоянного и значительного потока клиентов», — говорит эксперт.

Илья Чолах отмечает, что по наиболее дешевым товарам каналы продаж с использованием POS-кредитования могут сильно упасть как через банки, так и безотносительно их участия в схеме кредитования. У этого спада две основные причины. Во-первых, сегодня существуют наиболее дешевые и технологичные схемы доступа к кредитным средствам. Банки продолжают интересоваться предоставлением более крупных кредитов. Объем рынка кредитов наличными и по банковским картам фактически не имеет ограничений по целевому назначению. На этом фоне POS-кредитование, потенциал которого во многом ограничен перечнем товаров и услуг, реализуемых через кредитные схемы, будет сокращаться. Вторая причина связана с высоким уровнем текущей закредитованности тех, кто потенциально претендует на получение POS-кредита. «С точки зрения многих банков эти уровни риска делают неприемлемыми выдачу заемщикам последующих кредитов», — говорит он.

Лидер невозврата

«В первую очередь, спрос на POS-кредитование снизился из-за общего снижения спроса на дорогие покупки. Он падает в два раза быстрее, чем на все прочие виды кредитования. Стоит отметить, что оформление POS-кредита является часто спонтанным решением, поэтому данный продукт — общепризнанный лидер по невозвратам», — считает генеральный директор агентства по сбору платежей «ГК РКЦ» Федор Казаков. Он отмечает, что наиболее сознательные граждане сейчас отказались от кредитов, а тех, кто все еще приходит в нестабильные времена за дорогими покупками, проверяют в два раза серьезнее. Ведь платежеспособность граждан существенно снизилась, а на рабочих местах прошел ряд сокращений. «Банки не торопятся раздавать кредиты, а граждане не торопятся их брать. Особенно страдает туристический сектор — там сейчас наблюдается максимальный спад, и он не восстановится до тех пор, пока евро и доллар не стабилизируются», — продолжает он.

Олеся Мельник

Фото: changecurrency.ru 

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 11 (064) 24 марта

Добавить комментарий
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.