Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

25 ноября 2021 12.28

Парадоксы авторынка: Продажи падают, а спрос и цены растут

Руководитель Центра продажи авто «Автобан» Иван Беланов объяснил, что спровоцировало мощный рост цен и какие риски будут давить на авторынок в ближайшие годы.

Александр Румянцев

Динамика автопродаж показывает интересные «кульбиты». Рынок новых автомобилей в России падает четвертый месяц подряд — с июня по октябрь. И падение очень серьезное — до 20%.

В структуре брендов мощнее всего проседает «Автоваз»: в сентябре продажи сократились на 50%, а в октябре — на 30%. Если смотреть в целом по году, то наибольшие потери несут «Рено», «Шкода», «Ниссан» и «Тойота».

В октябре продажи новых автомобилей упали на 18%. Но в целом по году еще сохраняется рост: +10% (в сравнении с доковидным 2019 годом – падение на 15%). Связано это с тем, что во втором квартале прошлого года была очень низкая база из-за ковидного локдауна, когда продажи дилеров упали на 70%.

В тройке лидеров по-прежнему «Автоваз» - с объемом продаж 295 тыс. автомобилей, «Киа» - 175 тыс., «Хендай» - 145 тыс. Пятерка самых популярных моделей не изменилась: это «Веста», «Гранта», «Рио», «Крета» и «Солярис».

В это же время рынок авто с пробегом показывает положительную динамику. В третьем квартале продажи выросли на 7%, а с начала года - на 3%.

Почему продажи новых авто падают?

В первую очередь это связано со снижением поставок в Россию новых автомобилей из-за дефицита комплектующих. В частности речь идет о микрочипах, которых остро не хватает автопроизводителям. Усугубляют проблему разрушенные логистические цепочки, из-за чего срываются поставки комплектующих. Растут цены на металлы и сырье. Еще одна проблема — заканчиваются запасы некоторых металлов, который широко используется в автопромышленности. Цены на них уже взлетели. Это новые риски, которые в следующем году будут давить и на цены, и на доступность автомобилей.

«Допы» увеличили цены

Дистрибьюторы в этом году почти всех брендов подняли цены в среднем на 10%-15%. Но реальные цены выросли гораздо больше — минимум на 20%. Это связано с таким явлением как докомплектация автомобиля. Чтобы хоть как-то компенсировать снижение объема поставок, дилеры пытаются дооборудовать машину и продать дороже. Салоны уже поставили это в систему и соревнуются в стоимости, у кого дороже. В некоторых городах Европейской части России это достигло апогея, когда дешевые машины в сегменте 1-1,2 млн рублей докомплектовывают на 300-400 тысяч, люксы дорожают уже на миллион и выше. Понятно, что параллельно отменены все скидки, так как все направлено на максимальную доходность с одного автомобиля.

Как пишут аналитики, резкий скачок цен вызвал ажиотаж. Люди почему-то не отложили покупку автомобиля, а наоборот, ринулись покупать. Очереди в дилерских центрах на определенные марки достигают нескольких месяцев. Например, Ланд Крузер 300 нужно ждать от полугода до двух лет. В «Киа» и «Хендай» — от 3 месяцев. У «Лады» все лето не было автомобилей, а сейчас их продают со значительным «допом» и доступность очень низкая.

Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, мы фиксируем четвертый месяца подряд падение продаж, с другой — происходит ажиотажный спрос, очереди и рост цен.

Омский синдром

На вторичном рынке за год цены увеличились на 25%, по данным Автостата. А с октября по октябрь прирост составил 40%. И это реальные цифры, которые подтверждаются и нашими продажами.

Наиболее популярные модели подорожали еще больше — до 50%. Например, «Хендай Гетц» 2008 года выпуска в прошлом году продавался за 300 тыс. рублей, а сейчас цена поднялась до 400 тыс., а то и до 460 тыс. рублей.

В связи с нехваткой автомобилей на новом рынке покупатели уходят на покупку автомобилей с пробегом. В этих условиях люди не отказываются от автомобилей, соответственно и спрос на автомобили не снижается, а растет. Спрос настолько преувеличил предложение, что продавцы стали повышать цены, а покупатели готовы покупать и за большие деньги. На цену автомобилей с пробегом повлиял крест Маршалла.

Цена стала хаотичной, нестабильной. Доступность автомобилей в богатых городах оказалась намного меньше, чем в остальных. В итоге мы имеем «омский синдром», когда в Омске были всегда самые высокие цены на автомобили, а сейчас одни из самых низких. К нам едут за покупкой из Барнаула, Новосибирска, Кемерово, из Казахстана.

Такой резкий рост цен говорит о недооцененности рынка автомобилей с пробегом. Я раньше предупреждал, что этот процесс будет происходить. В Европе новый автомобиль через пять лет дешевеет лишь на 25%, а в России за этот же период - в два раза. Сейчас мы приближаемся к европейскому эквиваленту цен.

На этом фоне острее ощущается дефицит автомобилей с пробегом. Машины, которые могли бы сейчас выйти на вторичный рынок, не завозились в Россию. С 2011 по 2014 годы у нас были недопоставки, свою роль сыграл и экономический кризис тех лет. Сейчас спрос на эти машины на 20-30% выше, чем предложение, отсюда и реакция цен.

Прогноз неутешительный. Автомобилей с пробегом взять негде: мировой пробежный рынок для нас закрыт из-за высоких пошлин, а в прошлом ковидном году ввоз рухнул почти в два раза. Это говорит о том, что в ближайшие 5-7 лет предложение будет еще уменьшаться, а спрос и цена постепенно расти. Рынок автомобилей с пробегом будет становиться все дороже, несмотря на инфляцию.

Дефицит усилится

Динамика продаж в Омске, очевидно, идет по общероссийскому сценарию. Но в омских дилерских центрах учитывают низкую платежеспособность омичей и не делают слишком большие надбавки.

В Омске выросли продажи китайской группы брендов: в 1,5 раза по новым авто и на 20% - с пробегом. Китайский автопром в Омске признали, растет репутация марок, появляются топовые модели, на которые есть стабильный спрос. Остаются популярными машины из Кореи.

Большинство марок доступны покупателям, но в определенных моделях и определенной комплектации ощущается дефицит. На популярные марки наблюдаются очереди.

Думаю, дефицит будет только нарастать. Он связан со всеми рисками авторынка, о которых я говорил выше. К тому же перераспределение автомобилей происходит не в пользу Омска. Дилеры не хотят везти к нам автомобили, потому что они выгоднее продадут их в Москве. К тому же именно в центральной европейской части России реализуются крупные корпоративные контракты (такси, кашеринг), там сформирован основной оборот.

Советы покупателям

Не стоит думать, что цены стабилизируются и пойдут вниз. Те, кто так считал весной и отложил покупку на полгода, сейчас переплачивают за машину на 20%.

Ждать снижения цен смысла нет. Более того, сейчас лучший период для смены машины, поскольку свой автомобиль можно продать дороже, а для покупки еще можно найти достойную машину подешевле. Через 3-4 месяца цены достигнут максимума и зафиксируются.

Смотрите: год назад RAV4 17-18гг продавался за 1,5-1,6 млн рублей, сейчас средняя цена по рынку - 2 млн, но можно еще найти машину и за 1,8 млн. Однако, по моим прогнозам, через 4 месяца цена на эту модель зафиксируется на отметке 2,2-2,3 млн рублей, поскольку уже сейчас есть предложения по такой стоимости. Тенденция к росту цен остается.

Мои рекомендации: продавать свой автомобиль самим, а не сдавать по программе трейд-ин или в выкуп. Сейчас это невыгодно ни вам, ни салонам.

Еще один аргумент в пользу покупки — это низкие ставки по кредитам. В дальнейшем они начнут повышаться. Но сейчас покупка в кредит очень выгодна, поскольку инфляция будет «съедать» проценты, что позволит в будущем платить по кредиту меньше. Курс доллара падает, что тоже выгодно для покупки.

Как вести себя покупателю? Не ждать, а искать подходящий автомобиль. Если он покажется дорогим, то проанализировать, какая цена у конкурентных моделей. Максимально торговаться с владельцем или салоном и покупать.

Самое актуальное в рубрике: Авто

Больше интересного в жанре: Мнения

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий