Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

31 декабря 2021 11.30

«Новый год через окно»: Омский альпинист рассказал, как решил стать настоящим Дедом Морозом

Герой нашего материала Олег Рагозин — опытный спортсмен, скалолаз и плюс ко всему бывший учитель. Каждый год в конце декабря он превращает любимую профессию в «дело для души».

«Новый год через окно»: Омский альпинист рассказал, как решил стать настоящим Дедом Морозом

Фото из личного архива героя публикации

Если вас попросят назвать самые новогодние профессии, то альпинист — вряд ли та самая, которая первой придет на ум, но только не в том случае, когда скалолазом является самый настоящий Дед Мороз. В преддверии Нового года «НО» как раз побеседовал с одним из таких волшебников — 34-летним Олегом Рагозиным.

Олег с детства активно занимается спортом, даже какое-то время тренировался в хоккейной школе «Авангарда», сейчас же просто болеет за родную команду и играет в омской ночной хоккейной лиге. За время учебы он стал кандидатом в мастера спорта по скалолазанию и горному туризму, трудится в сфере промышленного альпинизма, однако буквально три года назад он решил добавить новое направление в своей профессиональной деятельности и теперь подрабатывает главным зимним волшебником, детей он поздравляет необычно — забирается в комнату через окно.

Олег, получается, вы профессиональный промышленный альпинист. Когда начали заниматься скалолазанием?

— Еще в школе, я учился в 144-й, и это, наверно, единственная школа в городе, где были скалолазные стенки, ну и грех туда было не пойти. С 10 лет я начал заниматься альпинизмом уже под руководством тренера.

А после школы продолжили?

— Да, в физкультурном колледже профессиональных технологий, там была кафедра туризма, и мы ездили в горные походы, работали инструкторами по скалолазанию, потом была армия в Хабаровском и Приморском крае, там служил в спортвзводе тоже по своей специальности — горная подготовка. После армии поступил в СибГУФК, кафедра все та же — туризм. Потом открыл собственную организацию по промышленному альпинизму, теперь тружусь. (Улыбается.). Получается, что меня с детства тянуло к скалолазанию, и я к этому пути пришел.

То есть любимое дело превратили в профессию?

— Да, работу я свою люблю, еду на нее всегда с улыбкой, в хорошем настроении, при этом вижу недовольные лица в соседних автомобилях — возможно, эти люди едут туда, куда не хотят, но у меня все не так.

Интересно, как же вы решили стать Дедом Морозом — альпинистом?

— Как-то жена сшила костюм, мы решили поехать по друзьям всех поздравлять. И все, в том числе и мы, были довольны. Ну я и подумал: дай-ка попробую поздравить, как я умею, через окно — людям понравилось.

Расскажите, как это все происходит?

— Заранее узнаю у родителей, какое окно нужно открывать, напротив этого окна свешиваюсь и залетаю (Улыбается.). Но там нужно еще сначала получить разрешение в управляющей компании, чтобы дали ключи от крыши — с этим есть сложности 31 декабря, потому что обычно некому ключи выдавать. Вот если это не управляющая компания, а ТСЖ — там ключи всегда на месте. В этом году у меня как раз есть заявки и на 31 декабря.

Поздравляете только детей? Взрослые компании такого Деда Мороза не заказывают?

— Да, конечно, детей. Со взрослыми не приходилось работать.

Как дети реагируют на необычное поздравление?

— Аааааа!!! Огооо!!! Уиии!!! — примерно вот так (Смеется.).

  

А какого возраста детей приходится поздравлять?

— В основном до 8-9 лет, до класса второго. Потому что после первого класса, как правило, дети уже в ютубе все находят, про все узнают, мало кто верит в этом возрасте в Деда Мороза. Я в своем детстве до 12 лет верил — но у нас не было интернета (Смеется.).

Да, не было такой возможности все разузнать. Получается, дети очень рады такому необычному визиту?

— Да, очень! И даже мой ребенок — моей дочке 5 лет, и она не узнает меня в костюме. Хочу и в этом году ее сам поздравить, чтобы удивить.

Что-то делаете для того, чтобы замаскироваться посерьезней?

— Да нет, в принципе нужно только изменить голос. В костюме с бородой меня и так почти не видно.

В костюме несложно спускаться в окно?

— Нет, особых сложностей в этом нет, все ребята-скалолазы в основном могут уже с закрытыми глазами спуститься, поэтому ничего сложного.

А как вы появляетесь в комнате?

— Родители приоткрывают окошко, детей в это время в комнате нет, а когда они заходят, я уже на подоконнике сижу. (Смеется.). Начинают охать, ахать, получается прикольно! А потом уже беседуем, слушаю стихи, поздравляю. Вообще я учился на педагога, работал вожатым и даже какое-то время учителем в школе, поэтому база у меня есть.

Что именно говорите, когда встречаете детей?

— Всегда импровизирую: спрашиваю, ждали ли меня, рассказываю, что прилетел издалека, устал… и все такое (Улыбается.). Узнаю, приготовили что-то для меня или нет.

Не спрашивают, как вы оказались в окне?

— Еще как спрашивают! Говорю, что приехал на санях. Спрашивают, где Снегурка, я говорю — там, наверху, сани сторожит... (Смеется.).

Кто-то из ваших коллег-альпинистов тоже подрабатывает Дед Морозом «через окно»?

— Да, альпинисты эту тему знают, некоторые подрабатывают, но таких немного.

А вообще спрос большой на ваши услуги?

— Ажиотаж начинается в последние числа декабря — в течение дня может быть по 2-3 заявки, в среднем каждый год около 10. При желании можно взять и больше, но набирается примерно 10, ну может, 15, и мне этого хватает. Потому что есть и основная работа, ее никто не отменял. А работа Дедом Морозом — это просто дело для души.

Сколько длится поздравление?

— В среднем около 15 минут, на самом деле у нас больше подготовки — разгрузиться, закрепиться, спуститься, на это уходит больше 40 минут.

И на какой самый высокий этаж вы спускались?

— На 16-й. Но помню один случай — приходилось не спускаться, а забираться по лестнице, потому что там был двухэтажный коттедж, и конечно, с крыши спуститься возможности не было, поэтому использовал лестницу. Я такой с мешком — больше не Дед Мороз, а форточник или грабитель какой-то — ползу по этой лестнице. Забрался, хороводы с детьми поводил, они мне стихи рассказали.

А как-то мы с женой в костюмах Мороза и Снегурочки просто пришли к соседу, у него двое детишек, хотели их поздравить. Он даже не ожидал — мы упали как снег на голову — так в принципе и должен появляться Дед Мороз.

Еще Дед Мороз должен не просто отрабатывать свое время или деньги… Вот если он надел костюм, назвался Дедом Морозом, то должен быть им до конца.

Расскажу один случай для примера. Недавно мы были в одном дворе с дочкой... Знаете в Амуре есть такой двор, где жильцы дом гирляндами в виде смайлика украсили?

Да, были фото в соцсетях.

— Ну вот, там как раз приехали Дед Мороз со Снегурочкой, и доча смотрит так на него, ручкой ему машет, он помахал ей в ответ издалека, потом они машину закрыли и пошли. Дочка, конечно, обиделась тогда очень, что он к ней не подошел. Я ей объясняю, мол, к тебе Дед Мороз попозже придет, он просто занят, детей же у него много...

Но как по мне - тот Дед Мороз неправильный, не педагог совсем, а просто работающий артист. Есть такие детали, которые педагоги лучше понимают: ведь ребенок так смотрит на тебя, видно же, что ждет он тебя, ты должен подойти и хотя бы конфетку дать. Вот на такой случай в моем костюме Деда Мороза всегда конфетки в карманах.

А вы не хотели бы вернуться в профессию учителя, если настолько любите и понимаете детей?

— Нет, но только потому, что финансовая сторона меня не устраивает. Это вечная проблема бюджетников... У меня мама бюджетник, всю жизнь на одном участке врачом проработала, и я помню из своего детства, как денег не хватало.

А какая, по-вашему, нормальная зарплата для учителя?

— Минимум 100 тысяч нужно платить — вот этого хватит.

Такая зарплата для простого омского учителя — что-то за гранью фантастики… А в какой-нибудь спортшколе, например, вы хотели бы стать тренером?

— Мой знакомый недавно открыл кружок скалолазания — вот насчет работы там подумываю. Или можно еще открыть учебно-методический центр по скалолазанию, чтобы заниматься подготовкой людей.

 

Скалолазание — это все-таки рискованное дело. Расскажите, как спуск по стене дома происходит — вас кто-то страхует?

— Каждый человек находится на самостраховке, но альпинисты всегда в основном работают в паре — это закон, хоть в горах, хоть на доме.

У нас вот был случай: бабушка увидела веревку у себя возле окна и с криками «Воры!» без разбора ножом ее резанула. Поэтому надо всегда висеть на двух веревках, можно одному, но на двух. После того, как ему отрезали одну веревку, его относит на другую. Сами веревки при этом нужно сбрасывать только конусом — чтобы возле такого окна две веревки сразу не оказались. И если человек вот так завис, потерял при этом средство для подъема — его надо снимать, поэтому нужно работать в парах, второй придет на помощь. Как правило, мы работаем в тройках и даже парах.

Случались ли у вас какие-то непредсказуемые ситуации во время поздравлений?

— Такие случаи бывали только в альпинизме, например, когда мы строили 5-й микрорайон, от бульвара Архитекторов до 3 Енисейской в 2007-2008 годах. Там у одного из альпинистов был срыв с веревки, человека протянуло очень сильно, и тут сыграло правило техники безопасности — крепление было на двух веревках. Человек, кончено, ударился об стену, но, главное, он остался жив.

А срывы происходят когда работаешь в недоступных местах, где веревку можно завязать только в таком положении, что когда ты ее свесишь и дашь на нее нагрузку, она может проскочить, попасть на металл — об острый край она режется моментально. А мы как раз тогда крепили фасады металлические, которые свисают с десятых этажей.

А как семья относится к вашей профессии и увлечениям?

— Да замечательно. Жена только рада, она у меня тоже рукастая, сама шьет — мы в магазины заходим просто оценить, что сейчас модно, но ничего там не покупаем.

Супруга скалолазанием не увлекается? А дочку к этому виду спорта приучаете?

— Жена нет, не увлекается, я как-то возил ее в Боровое, поднимались на те вершины, на которые можно было дойти пешком, но она тогда сказала, что больше в горы не пойдет, на высоте было страшно.

А дочку я уже на коньки поставил, она обещала мне сходить на скалодром, свожу ее.

Сами вы продолжаете такие тренировки?

— Бывает, иногда тренируюсь, да. Но я и так этим занимаюсь по работе регулярно, мне хватает — я постоянно на веревках.

Но в горах давно не были?

— Около пяти-шести лет назад был последний раз, но я в принципе уже везде побывал, где хотел, сейчас для меня главная вершина — это работать для будущего своей дочки.

Может, в будущем уже вместе с ней повторите ваши маршруты?

— Да, конечно, думаю, что повторим.

А что бы вы пожелали омичам в Новый год?

— Омичам пожелаю не ныть (Улыбается.). Нужно не просто жаловаться, но и делать что-то самому для решения проблем, то есть помогать себе жить, а не считать, что вам обязаны всем.

Еще пожелаю не уезжать из Омска, потому что Омск на самом деле хороший город, здесь можно развиваться. В Омске реально заработать, если поработать руками и головой. У нас как раз не хватает трудящегося населения — инженеров, токарей, слесарей, монтажников… Хотя работы для этих специальностей очень много. Конечно, здесь и самим предприятиям нужно активнее привлекать сотрудников и адекватно платить им.

Из позитивного желаю верить в себя, любить, создавать семьи… Для меня все это главное в жизни. Еще желаю терпения и удач! С Новым годом!

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий