Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

09 марта 2022 07.00

«Пока мы сами не постучимся, нас никто не позовет»: Наталья Мишенина - о помощи особенным детям

Руководитель общественной организации «Планета друзей» Наталья Мишенина рассказала «Новому Омску» о том, почему важна поддержка не только особым детям, но и их родителям.

«Пока мы сами не постучимся, нас никто не позовет»: Наталья Мишенина - о помощи особенным детям

Александр Катаев

«Планета друзей» создана родителями, в семьях которых растут особые дети. Сегодня это три центра коррекции, развития, сопровождения и реабилитации, где получают помощь около 420 человек. Здесь заботятся о детях и взрослых с синдромом Дауна, аутизмом и другими особенностями развития. Некоторые ребята занимаются здесь уже несколько лет, растут и развиваются вместе с «Планетой».

Наталья Леонидовна, с какими проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие особых детей? И чем вы можете помочь им?

- Когда семья понимает, что с ребенком что-то не так, возникает страх и непонимание. Многие начинают искать семьи с похожими проблемами, узнают о нас. Мы приглашаем на консультацию, смотрим, чем можем быть полезны ребенку. Одним достаточно одного посещения, другим требуется курсовая коррекция.

Сейчас в организации работает около 65 сотрудников: с детьми работают психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы лечебной физкультуры, педагоги по творчеству. Проводится сенсорная терапия. Развиваем танцевальный коллектив и театральную студию. Ставили с детьми хорошие музыкальные номера, но сейчас из-за пандемии занятия не проводятся, педагог уже в возрасте и опасается ездить по городу.

Есть домоводство, где ребята учатся готовить простые блюда. Открыта швейная мастерская. «Добрый челнок» - один из самых важных проектов для ребят с ментальными особенностями, именно с его помощью они смогут реализовать себя в жизни.  Для нас это двоякая история - и развитие детей, и благотворительность. Детские пеленки, сшитые детьми, мы отдали безвозмездно в роддом, а постельное белье - в хоспис. Я рада, что наши ребята причастны к доброму делу. Кстати, руководит Швейной Мастерской Наталья Гавриловна Волгина, мама нашего «солнечного» актера, «планетянина» Саши Волгина, с которым мы простились летом 2020-го и чье имя присвоено еще одному доброму проекту "Планеты"- театральной мастерской... 

В гончарной мастерской мы хотели повторить опыт швейной мастерской — не просто обучать детей, но и выпускать готовую продукцию. Пока этого не получилось. Готовили к открытию столярную мастерскую: сняли помещение, закупили материалы, нам дали оборудование. Но планы рухнули — умер педагог. Впереди у нас еще много идей и проектов. Есть направления, которые хотелось бы развивать: это и ранняя помощь малышам до года, и квартира для самостоятельного проживания молодых людей с 18 лет.

В центре есть ограничения по возрасту детей?

- Мы готовы работать с самого рождения детей. До года предлагаем домашние визиты — на дом приходит педагог, который наблюдает ребенка, советует, что делать, чтобы преодолеть отставание в развитии. С 1 года можно пойти на занятие «Мама и малыш». Действует группа присмотра, где раз в неделю мамы могут оставить детей и заняться своими делами. А что касается верхней границы возраста - самому старшему воспитаннику 40 лет.

Некоторые семьи познакомились в нашем центре и дружат до сих пор, родители поддерживают друг друга.

Наверняка, помощь нужна не только детям, но и родителям. Насколько важно такое объединение семей, где воспитываются особенные дети?

- Мы и начинали как формат общественной организации. Встретились три мамы, у которых были разновозрастные дети с синдромом Дауна. Нашим детям было тогда 2 месяца, 4 года и 14 лет. Через год, к моменту регистрации, нас было уже 13 семей. Мы объединились, чтобы общаться, обмениваться идеями. Начали проводили занятия с детьми по различным развивающим методикам, привлекли педагога. Удалось договориться с одним из домов творчества о бесплатном помещении, где проходили занятия.

Первый проект, на который мы получили грант, мы делали для мам и пап. Была идея — показать родителям особых детей, что все не так страшно, рассказать об их возможностях для уверенной жизни. Мы провели анкетирование и на его основе сделали брошюру с ответами на самые частые вопросы. Она была яркая, с фотографиями и написана не научным, а «мамским» языком.

Сейчас у нас действует новый проект - это консультационная поддержка родителей в рамках проекта «Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми». Центр прошел конкурсный отбор на получение грантов в рамках федерального проекта министерства просвещения РФ. Концепция проекта - консультирование родителей, имеющих детей до 18 лет или желающих принять в семью ребенка на воспитание. Поскольку наша специфика — работа с детьми с инвалидностью, то в этой нише мы и стали работать. Проект действует уже три года. В прошлом году он у нас в большей степени был направлен на помощь родителям из районов области. Уже побывали в Таре, Седельниково, Усть-Ишиме. Все консультации для семей бесплатны. К работе привлечены эксперты в области развития, обучения, воспитания детей с ментальными нарушениями и инвалидностью раннего, дошкольного и школьного возраста. За прошлый год было оказано свыше 20 000 услуг по этому проекту.

Какой круг вопросов чаще всего интересует семьи?

- Все, что касается развития, обучения, образования детей. Семьи могут получить консультации педагога, логопеда, дефектолога. Специалисты показывают и рассказывают родителям, как самостоятельно заниматься с детьми, у которых есть проблемы в речевом, сенсорном, психическом, физическом развитии. Всегда очереди к психологу - много вопросов, связанных с поведением ребенка или состоянием родителя. Иногда люди приходят просто поговорить. Не все могут обратиться к местным специалистам — видимо, действует «эффект попутчика», когда незнакомому человеку проще открыть душу.

Не всегда за одну консультацию можно решить вопрос. Мы не ограничиваем родителя в получении помощи, пока он в ней нуждается.

В этом году мы снова подали на грант. Поскольку сейчас многих родителей волнует тема зависимости детей от гаджетов, мы решили сделать на этом упор. Консультации проходят во всех трех наших отделениях. Записаться на консультацию можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах «Планеты друзей» в социальных сетях.

Как в Омске обстоят дела с инклюзивным образованием? Есть ли сейчас возможность ребенку с ментальными нарушениями попасть в садик или школу?

- За 14 лет, что работает центр, ситуация изменилась. Сейчас можно пойти в любой ближайший садик — по крайней мере, по закону отказать в этом не могут. Другое дело, что не каждый родитель готов к этому. Но многие дети с синдромом Дауна ходят в обычный детсад, мой сын, например, ходил. Это важно для социализации детей именно в этом возрасте. Одеваться, раздеваться, кушать, пользоваться туалетом — такие социально-бытовые вещи проще копировать не со взрослых, а со сверстников. Потом с 4-х лет уже можно идти в коррекционный сад.

Какова ситуация со школами?

- Чаще сразу отдают в коррекционную школу, потому что по уровню развития все-таки дети отстают. Есть примеры, когда они заканчивали общеобразовательную начальную школу, но потом все равно уходили в коррекционную. Такие школы есть в каждом районе города, и это решает вопрос.

А вот дальше, с профессиональным образованием и получением работы - все грустнее. Мы уже года четыре в эту стену бьемся, но пока не пробили ее. Многие дети с инвалидностью хотели бы работать и приносить пользу обществу, но им предлагают для обучения такие профессии, которые для них недоступны. Человек с синдромом Дауна может освоить навыки штукатура-маляр или автомеханика, но работать не сможет из-за ограничений по здоровью. В колледже профессиональных технологий для таких детей открыли группу по обучению фотоделу на 10 человек. Но мы понимаем, что этих 10 фотографов потом никуда не трудоустроить - это очень конкурентная сфера.

Мы бы хотели предложить другие отрасли. Например, сфера услуг — людям с ментальными нарушениями вполне по силам работать горничными или официантами. Застелить постель, накрыть на стол — это ребята и дома делают. Но им нужны наставники, которые бы направляли и контролировали их работу. Не все работодатели готовы предоставить такое сопровождение. В нашей организации работал молодой человек с синдромом Дауна. Ему помогала мама — она и была тем самым контролером.

Почему таким детям важно попасть в обычную среду?

- Мы хотим, чтобы после того как родителей не станет, дети жили самостоятельно, а не в интернате. Могли купить в магазине хлеб, сходить в кино, доехать на автобусе до нужной остановки, и на них никто не показывал пальцем, а наоборот, помогли при необходимости. Особенные дети могут вести обычную жизнь.

Вы могли бы дать советы родителям, что нужно воспитывать в своих детях, чтобы потом не было проблем с социализацией?

- Мы выпустили несколько книг с рекомендациями, которые у нас можно бесплатно получить. В этом году по проекту минпросвещения мы будет делать новую книжку с ответами на часто задаваемые вопросы.

Мой совет — не бояться обращаться в любые организации. Сейчас общество стало толерантнее, терпимее к детям с инвалидностью. Понятно, что все равно есть люди, которые не принимают людей с любыми особенностями, но добрых людей всегда больше. Если нужно — идите в садик, школу, кружки, секции. Пока мы сами не постучимся, нас никто не позовет. Можно заручиться поддержкой организации. У нас были проекты, которые реализовывались по инициативе родителей — так было с проектом «Ресурсный класс» для наших подопечных. По «планетной» инициативе три года назад восемь ребят из «Планеты друзей» пошли в первый класс общеобразовательной школы № 21 города Омска. Этот проект стал инновационным для Омска. Так что хорошие примеры есть.

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий