Деловой Омск

Деловой Омск

12 апреля 2015 14.55Статьи

Андрей Сергиенко: «ОТТ-сервисы должны делиться доходами»

Директор омского филиала компании МТС Андрей Сергиенко в интервью «ДО» объяснил, почему операторам невыгодно повышать цены на услуги связи, и рассказал о стратегии развития в новых экономических условиях.

Андрей Сергиенко: «ОТТ-сервисы должны делиться доходами»

Андрей Владимирович, как бы вы охарактеризовали состояние омского рынка мобильной связи?

— Омск — не изолированный город. И тенденции в области развития телекома в нашем регионе соответствуют как российским, так и общемировым трендам. Телеком вообще захватывает сознание людей и становится неотъемлемой частью повседневной повестки дня. Технологии успешно конкурируют в информационном пространстве с другими важными темами. В последние годы выход нового iPhone с точки зрения медийного освещения так же значим, как, например, ранее запуск человека в космос. Если говорить об Омске, то могу сказать, что омичи — продвинутые пользователи: они охотно осваивают технологии, приобретают новые гаджеты. Конечно, было бы преувеличением сказать, что мы впереди планеты всей и Омск живет на острие технологий. Наш город по обеспечению современными гаджетами не отстает от крупнейших федеральных центров: по количеству проданных смартфонов Омск находится в первой двадцатке по стране. И это отличный показатель с учетом региональной специфики. Ведь эта специфика иногда приводит к поразительным кейсам. Например, по внутренней статистике нашей компании, больше всего смартфонов на душу населения у жителей далекого северного Норильска. А объяснение очень простое: дешевые кнопочные телефоны туда просто не завозят. Все поставки, от продуктов до гаджетов, доставляют самолетами, и продавцы могут «отбить» маржу только на дорогих розничных позициях.

Если омичи, как и жители других регионов, так активно приобретают смартфоны, то можно ли прогнозировать, что уже в ближайшем будущем передача данных обгонит голосовые вызовы?

— Вы попали в точку, и здесь тренды, конечно, тоже общемировые. Мобильный интернет является самым мощным драйвером роста доходов оператора. Аналитики еще лет 15 назад прогнозировали, что мобильная связь станет бесплатной услугой, нужно будет лишь оформить подписку на рекламу. Пока рынок до этого не дошел, но уже сейчас мы в МТС предлагаем бесплатный «голос», если люди платят за передачу данных. Кстати, в Омске и голосовые вызовы выросли на 13% в прошлом году.

Омск выпал из общего тренда?

— Нет, просто люди любят бесплатные услуги. У профессионалов отрасли есть такое понятие, как MoU, количество минут, которое в среднем выговаривает за месяц абонент, и этот показатель в каждом регионе разный. В областях, где цены ниже, люди привыкли разговаривать много, а есть территории, где абоненты исторически привыкли себя ограничивать. Так вот, в Омске MoU в последнее время растет.

При этом абоненты очень боятся, что из-за трудностей в экономике стоимость мобильной связи вырастет и все-таки придется себя ограничивать...

— Сейчас много говорят о том, что из-за кризиса мобильная связь подорожает. Я спрашиваю у прогнозистов: а где логика? Мобильная связь уже стала базовой услугой. Ее ценность можно сравнить с ценностью еды, крыши над головой, общением в семье. Мы стали очень интегрированы в мировое сообщество и общаемся не только с соседом, но и с друзьями по всему миру. В кризис люди стремятся сократить расходы, но в последнюю очередь экономия коснется базового набора услуг сотовой связи, куда сегодня помимо голосовой связи входит и интернет.

И если сейчас операторы будут пересматривать цены в сторону увеличения, то мы проиграем: количество активных пользователей услуг связи будет сокращаться. Никому не хочется возвращаться в 90-е, когда мобильный телефон был предметом роскоши. Сегодня благодаря здоровой конкуренции сотовых компаний на рынке России сложились одни из самых низких цен на услуги связи в мире. Рынок сам себя регулирует, и поэтому сотовые компании бездумно цены не поднимают, а МТС вообще уже несколько лет удерживает самую низкую среднюю цену за минуту услуг связи среди операторов «большой тройки». Конечно, есть направление, на ценообразование которого мы влиять практически не можем, я говорю о роуминге. Абонент зачастую даже не понимает, что при звонках из-за рубежа по своему телефону МТС он не пользуется услугами МТС, а использует сети Vodafone или Orange. А мы просто оплачиваем западным партнерам потребленные в их сетях российскими абонентами услуги. Причем расчеты идут в валюте, а ее курс вырос в два раза за последние месяцы. Нужно понимать, что домашний оператор за разговор абонента в роуминге берет лишь свои агентские 10%, за то, что предоставляет информацию о трафике, ее обрабатывает, выставляет счета. А 90% уходит оператору той страны, в которой абонент находится.

Вот недавно и ФАС заинтересовалась ценообразованием в этой сфере. В антимонопольном ведомстве уверены, что операторы могут снизить стоимость роуминга чуть ли не до уровня цен услуг в местном регионе...

— Мы обеими руками за снижение цен, наши 10% от этого не пострадают, более того: если люди станут в роуминге больше разговаривать, то наши доходы только вырастут. Несмотря на работу государственных органов по взаимодействию с зарубежными партнерами по теме роуминга, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро и, как следствие, рост себестоимости услуг роуминга, вынуждают операторов пересматривать тарифы на звонки за рубежом. В ряде стран нам приходится изменять цены в большую сторону, однако взвешенный подход к тарифообразованию и эффективная точечная работа с зарубежными партнерами позволили МТС недавно снизить расценки для популярных направлений туризма россиян до 70%.

Попробую выступить адвокатом дьявола и возразить вам аргументами от ФАС. В ведомстве считают, что если абоненты российских компаний используют чужие сети, то и иностранные операторы используют нашу российскую инфраструктуру, когда их клиенты приезжают в Россию. И в этом случае опять-таки расчет идет в иностранной валюте, а значит, возможен взаимозачет и нет смысла повышать цены.

— В России проживает 140 миллионов человек. Сколько из них имеют загранпаспорт? И сколько из них реально ездят за рубеж? Минимальный процент. А сколько иностранцев приезжает в Россию? Статистика доступна, но мы далеко не лидеры по этому направлению, поэтому к России объективно относятся как к не самому крупному участнику рынка роуминга. Мы могли бы предложить снизить цены для абонентов зарубежных компаний, приезжающих в Россию, но объем трафика из страны и в страну несопоставим, и зарубежным операторам это невыгодно. Вот если наши 140 млн все как один получат загранпаспорта, поедут по миру, то и отношение изменится. Тогда российским операторам будут предлагать оптовые цены за трафик.

Не могу не спросить о взаимоотношениях операторов связи и ОТТ-сервисов. Сотовые компании часто сетуют, что подобные мессенджеры отнимают их трафик и доходы.

— Да, все эти сервисы весьма успешны коммерчески, и у них огромное количество пользователей. Но если дойти до конечного пользователя, то мы поймем, что он получает сообщения от месседжеров через сеть оператора связи. То есть оператор связи вкладывает миллиарды в строительство сетей, тратит миллионы на ее содержание и модернизацию, платит налоги, платит за частоты. При этом от ОТТ-сервисов, сама жизнедеятельность которых невозможна без наших сетей, мы не получаем ровно ничего. Представьте, есть здание, а в нем ресторан. Владелец ресторана получает доход с посетителей, но не хочет платить владельцу здания арендную плату, не хочет платить за уборку и ремонт помещения. А ведь я, как владелец здания, могу ограничить доступ в него. Во Франции, например, ОТТ-сервисы должны делиться доходами, так что прецедент в мире есть. А в России пока нет законодательной базы на этом рынке, но очевидно, что в будущем все будут платить друг другу.

Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны: если вы мне ограничите доступ к зданию, я размещу свой ресторан в другом месте. Выберу услуги других операторов, например.

— Поэтому никто сейчас и не предпринимает острых шагов по блокировке этих услуг, мы идем по другому пути: операторы создают собственные ОТТ-сервисы. Да и вообще, зачем пользоваться тем же Skype, если у нас звонки по России на ряде тарифов бесплатные? И качество связи будет в разы лучше, ничего не зависает, все прекрасно слышно. Пока ОТТ-сервисы в России все же остаются нишевой услугой.

Ходят слухи, что в мобильной отрасли могут произойти сокращения персонала из-за сворачивания планов модернизации. Насколько остро стоит эта проблема?

— Очевидно, что ситуация в экономике изменилась. Но говорить, что мы в МТС будем «резать по живому», потому что оказались не готовы к этой ситуации, я не буду. Мы, конечно, не к кризису готовились, но оптимизируем бизнес-процессы постоянно, чтобы быть более успешными в глазах инвесторов, чтобы наши акции лучше покупали. Можно сказать, что мы к сегодняшней экономической ситуации подошли подготовленными, как спортсмены к чемпионату. Конечно, инфляция обесценивает наши доходы, плюс некоторые клиенты сворачивают проекты по развитию своего бизнеса. Но тем не менее мы не меняем инвестиционных планов, потому что это залог нашего лидерства в будущем. В частности, в Омске у нас идет крупный проект по замене оборудования, что позволит в итоге на 35% снизить уровень энергопотребления, а значит, мы станем еще более конкурентоспособными.

Как повлияет экономика на развитие розничной сети: планируете сокращать точки продаж в кризис?

— Стратегия очень простая: каждый магазин должен быть рентабельным. Мы уже 20 лет на рынке, а собственная розничная сеть функционирует с 2009 года. За это время мы открыли оптимальное количество салонов для города: в Омске работает уже 42 салона МТС, из них 22 собственных и еще 20 работают по франчайзингу. Теперь наша задача — повышать рентабельность каждой точки, мы регулярно меняем их дислокацию в поисках большей выгоды. Бывает и так, что арендодатель повышает на 40% плату и не всегда переговоры приводят к положительному для нас результату. Когда арендная плата повышается так сильно, трудно говорить о рентабельности салона. В этом случае мы переезжаем. Кстати, если раньше арендодатели взвинчивали ставку, то сейчас из-за экономических трудностей бизнес сокращается и ситуация на рынке обратная, мы называем это «рынком арендатора». Уже появляются свободные площади. Поэтому, если нам попадется хорошее место для салона, то будет глупо не подумать о переезде или даже об открытии дополнительной точки. Особенно если в итоге нам удастся больше заработать.

Досье

Сергиенко Андрей Владимирович родился 6 марта 1974 года.

В 1996 году был принят на должность торгового представителя в сотовую компанию «Примтелефон».

В 2002 году был назначен коммерческим директором ЗАО «Примтелефон».

В 2003 году оператора купила компания МТС, а Сергиенко стал коммерческим директором филиала в Приморском крае.

В 2004 году был назначен директором по работе с партнерами макрорегиона «Дальний Восток» МТС.

В 2006 году перешел на позицию директора филиала МТС в Приморском крае.

С марта 2010 года — директор филиала ОАО «МТС» в Омской области.

Женат, имеет дочь.

Александр Набатов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 13 (066) 7 апреля

Добавить комментарий
Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атаманаВидео

Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атамана

Настоящий атаман рассказал «Новому Омску», сколько веников брать в парилку, а пчеловод объяснил, от чего у полезного насекомого портится настроение.

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Вчера, 23 июня, состоялся общегородской выпускной вечер на Иртышской набережной. Как это было, смотрите инстаграм-подборке «Нового Омска».

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...