Деловой Омск

Деловой Омск

15 апреля 2015 10.36Статьи

Небо. Школа. Самолеты

Директор Европейского колледжа туристического бизнеса и иностранных языков Наталья Новгородцева открыла в Омске школу бортпроводников — кузницу кадров для российских авиакомпаний.

Небо. Школа. Самолеты

Колледж появился в 2011 году, когда Наталья вернулась в Омск после 10-летнего пребывания в Греции, где она преподавала в институте туризма и авиации. Как признается предпринимательница, покинуть Грецию ее вынудил поразивший страну кризис.

Предыдущие работодатели из греческого вуза предложили Наталье открыть и возглавить филиал их учебного заведения в Омске.

«Я согласилась, ведь Омск для меня — родной город. Я окончила ОмГПУ, где остались хорошие связи с преподавателями. То есть проблем с кадрами не возникло. Зато были другие препятствия. Открытие филиала зарубежной компании в России — дело слишком дорогостоящее. За двухлетнюю лицензию на работу иностранцам предстояло заплатить 2600 евро. Мы приняли решение оформить бизнес на меня как гражданку России. За бессрочную лицензию на деятельность я заплатила всего 2600 рублей», — рассказывает директор колледжа.

Филиал стал самостоятельным

Однако планы греков изменились. Они отказались от расширения и финансовых вливаний. Зато Наталья решила сама развивать проект.

«Банки не любят давать кредиты на образовательную деятельность. Для открытия колледжа мне хватило семейных сбережений: муж и родители помогли. Потратить предстояло сравнительно немного: заплатили за аренду помещений, купили мебель, большую часть стартового капитала потратили на рекламу», — говорит Новгородцева.

Первоначальные затраты предпринимательница оценивает в 50 тысяч рублей, естественно, в первые месяцы работы всю выручку приходилось вкладывать в развитие дела. И хотя финансового участия от греческой стороны дождаться не удалось, сотрудничество между омским колледжем и иностранцами на некоторое время продолжилось: первый набор курсов туристического менеджмента, после прохождения обучения в Омске, в полном составе отправился доучиваться в Афины. Сейчас обмен студентами сошел на нет, поэтому Наталья отказалась от первоначального плана создания колледжа среднего профессионального образования с выдачей дипломов установленного образца, а сосредоточилась на дополнительном образовании. Ключевыми направлениями подготовки стали курсы иностранных языков, туристический менеджмент и школа бортпроводников.

Услуга-новинка

Поскольку раньше в Омске стюардесс не готовили, открытие школы в профессиональном летном сообществе восприняли как очередной проект-однодневку.

«Первых учеников школы бортпроводников, нужно было отправить на летную медицинскую экспертизу (ВЛЭК). Без справки от врачей не было смысла даже начинать обучение и тратить деньги. А пройти ВЛЭК в Омске можно только в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации (ОЛТУГА). Когда наши первые «ласточки» пришли туда за медицинскими справками, их встретили холодно и отказались проводить комиссию. Будущим ученикам заявили, что подготовка осуществляется лишь при авиакомпаниях, а мы «шаражкина контора», обманывающая людей. Пришлось лично ездить со всеми документами и лицензией, чтобы доказать свой статус», — вспоминает директор колледжа.

Наталья Новгородцева рассказывает, что и сейчас ребят отговаривают проходить обучение на омских курсах, советуя ехать в авиакомпании, чтобы обучаться там. Но, по мнению предпринимательницы, омская молодежь к такому серьезному шагу не готова.

«Во-первых, часто у ребят возникают трудности с английским языком, во-вторых, не хватает подготовки к собеседованию. Причем не только авиационного опыта, а даже психологической стойкости. В авиакомпании на соискателей сильно давят. К нашим выпускникам прилетали представители «Аэрофлота» из службы набора бортпроводников, и я видела, как проходят собеседования. Представители работодателей целенаправленно пугают, говорят, что работа опасная, что это страшно, что нужно грязь убирать, что кто-то может напиться, а стюард попадет под раздачу. Так они проверяют решительность человека, но у наших подготовленных ребят эти замечания не вызывали никакого шока», — уверена Наталья.

Еще больше проблем на первом этапе возникло у предпринимательницы с бюрократической машиной. Много нервов вытянули сотрудники лицензионных управлений, где нужно было получить образовательную лицензию и утвердить программы для курсов обучения.

«В лицензионный отдел минобразования за 5 рабочих дней я съездила 8 раз. Всегда были претензии чуть ли не к запятым, из-за чего приходилось по много раз переделывать документы. Мне подруга тогда сказала, что 97 человек из 100 уже сдались бы, и плюнули, и работали бы без лицензии или закрылись. Но я решила довести дело до конца», — вспоминает Новгородцева.

Вакансии для альма-матер

Обучать будущих стюардесс английскому языку Новгородцева решила самостоятельно, также она преподает и греческий в рамках обычных языковых курсов, а вот для обучения студентов своего колледжа другим европейским языкам Наталья пригласила выпускников факультета иностранных языков родного педуниверситета.

«При поиске специалистов ориентируюсь на альма-матер: знакомые преподаватели рекомендуют своих лучших выпускников. Кстати, и преподавателей психологии для школы бортпроводников я нашла в родном вузе. Мне посоветовали Ирину Хитрину, которая являлась доцентом кафедры психологии, она успешно проработала у нас 3 выпуска школы, но из-за переезда в Питер пришлось искать нового преподавателя. К счастью, Ирина Юрьевна порекомендовала нам достойного специалиста, который и сейчас работает с нашими студентами», — объясняет Новгородцева.

В поиске преподавателей по авиационной подготовке, в частности аварийно-спасательной, предпринимательница обратилась все в ту же ОЛТУГА, но там помочь не смогли, переадресовали в авиакомпании. Найти грамотного специалиста помог случай: на рекламную статью в газете откликнулась не потенциальная студентка, а стюардесса со стажем, которая вышла на пенсию и заинтересовалась новым проектом.

Первое время она преподавала сама. Тем более что сама начинала летать в 70-80-е годы, когда стандарты работы в «Аэрофлоте» были предельно жесткими.

Север подождет

У школы бортпроводников состоялось уже 6 выпусков, обучение длится 4 месяца и включает в себя теоретическую подготовку. Работа на тренажерах не предусмотрена, потому что в Омске таковых нет и эту часть подготовки проходят непосредственно в авиакомпаниях. Каждый раз набирается одна группа. Не более 12 человек. Выпуск небольшой, и поэтому практически все находят работу. На первоначальное собеседование записываются за несколько месяцев.

Первичный отбор жесткий: преподаватели смотрят на рост и вес соискателей, на видимых частях тела не должно быть татуировок и шрамов.

«Иногда мы видим, что человек не дойдет до конца, и тогда я стараюсь их отговорить от поступления. Студент потратит 12 тысяч рублей за справки ВЛЭК, потом 32 тысячи заплатит за учебу, а потом бросит все на полпути, да и нам статистику успешных случаев трудоустройства подпортит», — объясняет Наталья Новгородцева.

Влияние трудностей в экономике на бизнес школы бортпроводников не такое значительное. Единственное, чего боятся соискатели, да и сама владелица школы, что из-за кризиса авиакомпании сократят набор новых стюардесс, но пока этого не произошло.

«Бывает, что родители будущих учеников школы переживают, что за обучение придется отдать солидную сумму, если считать стоимость обучения и справки ВЛЭК, получается примерно 50 тысяч. Я отвечаю, что когда ребенок получал диплом экономиста или юриста, они вложили денег в разы больше, но вряд ли их чадо быстро отобьет эти затраты, занимаясь выбранной профессией. Стюардессы же могут вернуть вложения уже после первой зарплаты», — уверяет Новогородцева.

Конкурентов у предпринимательницы пока нет. Правда, в 2013 году школа из Екатеринбурга «Скай Джет» пыталась выйти на омский рынок, набрала две группы студентов, но работа оказалась не успешной и игрок ушел с рынка. Помимо руководства колледжем Наталья Новгородцева с 2013 года развивает сеть детских садов «Евросадик», эта работа отнимает значительное количество времени, поэтому о расширении бизнеса и появлении филиалов школы проводников в других городах и речи пока быть не может.

«В первое время были мысли расшириться, поступали даже предложения приехать в Сургут и открыться там. Пока решено эти планы отложить. Есть у меня еще одна мечта: в будущем открыть свою частную школу. Детский сад и колледж у нас уже есть, а вот среднее звено выпадает, есть смысл этот пробел устранить», — делится планами Новгородцева.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 14 (067) 14 апреля

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

иваан
[Комментарий удален]
«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этно-драма, снятая школьным директором.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».