Деловой Омск

Деловой Омск

15 апреля 2015 10.36Статьи

Небо. Школа. Самолеты

Директор Европейского колледжа туристического бизнеса и иностранных языков Наталья Новгородцева открыла в Омске школу бортпроводников — кузницу кадров для российских авиакомпаний.

Небо. Школа. Самолеты

Колледж появился в 2011 году, когда Наталья вернулась в Омск после 10-летнего пребывания в Греции, где она преподавала в институте туризма и авиации. Как признается предпринимательница, покинуть Грецию ее вынудил поразивший страну кризис.

Предыдущие работодатели из греческого вуза предложили Наталье открыть и возглавить филиал их учебного заведения в Омске.

«Я согласилась, ведь Омск для меня — родной город. Я окончила ОмГПУ, где остались хорошие связи с преподавателями. То есть проблем с кадрами не возникло. Зато были другие препятствия. Открытие филиала зарубежной компании в России — дело слишком дорогостоящее. За двухлетнюю лицензию на работу иностранцам предстояло заплатить 2600 евро. Мы приняли решение оформить бизнес на меня как гражданку России. За бессрочную лицензию на деятельность я заплатила всего 2600 рублей», — рассказывает директор колледжа.

Филиал стал самостоятельным

Однако планы греков изменились. Они отказались от расширения и финансовых вливаний. Зато Наталья решила сама развивать проект.

«Банки не любят давать кредиты на образовательную деятельность. Для открытия колледжа мне хватило семейных сбережений: муж и родители помогли. Потратить предстояло сравнительно немного: заплатили за аренду помещений, купили мебель, большую часть стартового капитала потратили на рекламу», — говорит Новгородцева.

Первоначальные затраты предпринимательница оценивает в 50 тысяч рублей, естественно, в первые месяцы работы всю выручку приходилось вкладывать в развитие дела. И хотя финансового участия от греческой стороны дождаться не удалось, сотрудничество между омским колледжем и иностранцами на некоторое время продолжилось: первый набор курсов туристического менеджмента, после прохождения обучения в Омске, в полном составе отправился доучиваться в Афины. Сейчас обмен студентами сошел на нет, поэтому Наталья отказалась от первоначального плана создания колледжа среднего профессионального образования с выдачей дипломов установленного образца, а сосредоточилась на дополнительном образовании. Ключевыми направлениями подготовки стали курсы иностранных языков, туристический менеджмент и школа бортпроводников.

Услуга-новинка

Поскольку раньше в Омске стюардесс не готовили, открытие школы в профессиональном летном сообществе восприняли как очередной проект-однодневку.

«Первых учеников школы бортпроводников, нужно было отправить на летную медицинскую экспертизу (ВЛЭК). Без справки от врачей не было смысла даже начинать обучение и тратить деньги. А пройти ВЛЭК в Омске можно только в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации (ОЛТУГА). Когда наши первые «ласточки» пришли туда за медицинскими справками, их встретили холодно и отказались проводить комиссию. Будущим ученикам заявили, что подготовка осуществляется лишь при авиакомпаниях, а мы «шаражкина контора», обманывающая людей. Пришлось лично ездить со всеми документами и лицензией, чтобы доказать свой статус», — вспоминает директор колледжа.

Наталья Новгородцева рассказывает, что и сейчас ребят отговаривают проходить обучение на омских курсах, советуя ехать в авиакомпании, чтобы обучаться там. Но, по мнению предпринимательницы, омская молодежь к такому серьезному шагу не готова.

«Во-первых, часто у ребят возникают трудности с английским языком, во-вторых, не хватает подготовки к собеседованию. Причем не только авиационного опыта, а даже психологической стойкости. В авиакомпании на соискателей сильно давят. К нашим выпускникам прилетали представители «Аэрофлота» из службы набора бортпроводников, и я видела, как проходят собеседования. Представители работодателей целенаправленно пугают, говорят, что работа опасная, что это страшно, что нужно грязь убирать, что кто-то может напиться, а стюард попадет под раздачу. Так они проверяют решительность человека, но у наших подготовленных ребят эти замечания не вызывали никакого шока», — уверена Наталья.

Еще больше проблем на первом этапе возникло у предпринимательницы с бюрократической машиной. Много нервов вытянули сотрудники лицензионных управлений, где нужно было получить образовательную лицензию и утвердить программы для курсов обучения.

«В лицензионный отдел минобразования за 5 рабочих дней я съездила 8 раз. Всегда были претензии чуть ли не к запятым, из-за чего приходилось по много раз переделывать документы. Мне подруга тогда сказала, что 97 человек из 100 уже сдались бы, и плюнули, и работали бы без лицензии или закрылись. Но я решила довести дело до конца», — вспоминает Новгородцева.

Вакансии для альма-матер

Обучать будущих стюардесс английскому языку Новгородцева решила самостоятельно, также она преподает и греческий в рамках обычных языковых курсов, а вот для обучения студентов своего колледжа другим европейским языкам Наталья пригласила выпускников факультета иностранных языков родного педуниверситета.

«При поиске специалистов ориентируюсь на альма-матер: знакомые преподаватели рекомендуют своих лучших выпускников. Кстати, и преподавателей психологии для школы бортпроводников я нашла в родном вузе. Мне посоветовали Ирину Хитрину, которая являлась доцентом кафедры психологии, она успешно проработала у нас 3 выпуска школы, но из-за переезда в Питер пришлось искать нового преподавателя. К счастью, Ирина Юрьевна порекомендовала нам достойного специалиста, который и сейчас работает с нашими студентами», — объясняет Новгородцева.

В поиске преподавателей по авиационной подготовке, в частности аварийно-спасательной, предпринимательница обратилась все в ту же ОЛТУГА, но там помочь не смогли, переадресовали в авиакомпании. Найти грамотного специалиста помог случай: на рекламную статью в газете откликнулась не потенциальная студентка, а стюардесса со стажем, которая вышла на пенсию и заинтересовалась новым проектом.

Первое время она преподавала сама. Тем более что сама начинала летать в 70-80-е годы, когда стандарты работы в «Аэрофлоте» были предельно жесткими.

Север подождет

У школы бортпроводников состоялось уже 6 выпусков, обучение длится 4 месяца и включает в себя теоретическую подготовку. Работа на тренажерах не предусмотрена, потому что в Омске таковых нет и эту часть подготовки проходят непосредственно в авиакомпаниях. Каждый раз набирается одна группа. Не более 12 человек. Выпуск небольшой, и поэтому практически все находят работу. На первоначальное собеседование записываются за несколько месяцев.

Первичный отбор жесткий: преподаватели смотрят на рост и вес соискателей, на видимых частях тела не должно быть татуировок и шрамов.

«Иногда мы видим, что человек не дойдет до конца, и тогда я стараюсь их отговорить от поступления. Студент потратит 12 тысяч рублей за справки ВЛЭК, потом 32 тысячи заплатит за учебу, а потом бросит все на полпути, да и нам статистику успешных случаев трудоустройства подпортит», — объясняет Наталья Новгородцева.

Влияние трудностей в экономике на бизнес школы бортпроводников не такое значительное. Единственное, чего боятся соискатели, да и сама владелица школы, что из-за кризиса авиакомпании сократят набор новых стюардесс, но пока этого не произошло.

«Бывает, что родители будущих учеников школы переживают, что за обучение придется отдать солидную сумму, если считать стоимость обучения и справки ВЛЭК, получается примерно 50 тысяч. Я отвечаю, что когда ребенок получал диплом экономиста или юриста, они вложили денег в разы больше, но вряд ли их чадо быстро отобьет эти затраты, занимаясь выбранной профессией. Стюардессы же могут вернуть вложения уже после первой зарплаты», — уверяет Новогородцева.

Конкурентов у предпринимательницы пока нет. Правда, в 2013 году школа из Екатеринбурга «Скай Джет» пыталась выйти на омский рынок, набрала две группы студентов, но работа оказалась не успешной и игрок ушел с рынка. Помимо руководства колледжем Наталья Новгородцева с 2013 года развивает сеть детских садов «Евросадик», эта работа отнимает значительное количество времени, поэтому о расширении бизнеса и появлении филиалов школы проводников в других городах и речи пока быть не может.

«В первое время были мысли расшириться, поступали даже предложения приехать в Сургут и открыться там. Пока решено эти планы отложить. Есть у меня еще одна мечта: в будущем открыть свою частную школу. Детский сад и колледж у нас уже есть, а вот среднее звено выпадает, есть смысл этот пробел устранить», — делится планами Новгородцева.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 14 (067) 14 апреля

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

иваан
[Комментарий удален]
Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.