Деловой Омск

Деловой Омск

27 марта 2014 08.50Статьи

Разгон рынка приведет к резкому торможению

Омичи готовы покупать любые машины, лишь бы скинуть наличку. Автомобилей в салонах практически нет, и договоры на их поставку не заключаются, поскольку новые партии придут уже по новой, повышенной цене.

Разгон рынка приведет к резкому торможению

«У меня с собой три миллиона рублей. Нужен автомобиль, и прямо сейчас!» — это не сцена из голливудского фильма, а обычная ситуация в салонах омских автодилеров, которая продолжается несколько последних недель.

Любопытно, но 2013 год для сибирского авторынка оказался далеко не радужным. Он просел почти на 15% по сравнению с 2012-м. А начало 2014-го уже бьет все рекорды: многие дилеры перевыполнили планы по продаже авто на несколько месяцев вперед. И это при том, что в декабре почти все проводили различные акции и распродажи, а в 2014 году никаких глобальных скидок уже не было. Этому способствовало падение рубля.

Клиентам, успевшим купить авто в конце прошлого года, крупно повезло, особенно со скидками и спецпредложениями. А если авто было куплено в кредит, то переплата с учетом инфляции стала почти нулевой.

В начале 2014 года, вопреки сложившейся традиции январских и февральских распродаж, машины стали стоить дороже. Однако это не отпугнуло покупателей: опасаясь, что их сбережения обесценятся, клиенты активно вкладывали их в покупку авто. Впрочем, дальнейшая ситуация едва ли способна вселять оптимизм.

Судя по всему, игроки сибирского, да и омского рынка в частности, пытавшиеся перевести дух после гонки, которая началась в ноябре 2012 года, когда четко наметилось проседание, не были готовы к такому повороту событий.

Падение сибирского авторынка на 15% превысило средние показатели по России примерно на 10 процентов. А во многих сибирских городах оно оказалось еще более значительным: почти на 20% просели Кемерово, Красноярск и Томск. При этом Омск на фоне всей Сибири выглядел очень даже неплохо. Местный рынок потерял всего один процент. Однако эксперты объясняют это тем, что продажи в нашем городе всегда были низкими, не соответствующими городу-миллионнику, поскольку, по их мнению, состояние авторынка является индикатором уровня жизни омичей.

2013 год не внес изменений в пятерку лидеров омского рынка. Ее участники сохранили свои позиции, однако почти у всех игроков продажи снизились на 5-10%. Выросла только KIA, что, впрочем, не помогло этой марке занять более выгодную строчку рейтинга.

Пятерка лидеров
На первом месте по продажам — как всегда, Lada. Этот бренд традиционно обходит ближайших конкурентов с огромным отрывом. Однако если в 2011 году продукция АвтоВАЗА опережала иномарки в три раза, то в последующие годы разрыв сократился. И за 2013 год было куплено лишь вдвое больше автомобилей этого завода, чем следующего в рейтинге Hyundai.

И это при том, что в 2012 году в Омске появились два новых дилера отечественных авто. Эти сильные игроки омского рынка («Автоцентр на Кордном» и «Феникс-Авто») должны были к 2013 году раскачаться и начать продавать больше. Однако этого не произошло – омичи купили примерно на 500 «ВАЗов» меньше.

По традиции второе место в Омске занимает Hyundai, причем среди иномарок этот корейский бренд лидирует. В целом же в сибирских городах эта марка лишь на третьем месте: она обгоняет Toyota только в Омске и Барнауле. Силами двух дилеров (ООО «Феникс-Авто НМ» и ООО «Евразия плюс») в Омске было продано почти две тысячи этих автомобилей. Отметим, что это все же меньше, чем в 2012 году, когда продажи составили 2210 авто.

Но еще в начале 2013 года дилеры прогнозировали падение продаж, поэтому такая ситуация вполне закономерна.

Как и в предыдущие два года, продажи этим дилерам делает бюджетный Solaris, его доля в общем объеме составляет около 60%. Однако автомобили этого сегмента низкомаржинальные, то есть большой прибыли продавцам не приносят. Довольно хорошо продавалась также марка ix65. Интересно, что потребители не видят особой разницы между дилерами (как и раньше, их продажи примерно одинаковы) и идут в тот салон, где авто есть в наличии либо действуют дополнительные акции.

На третьем месте вновь Toyota, и тоже с более низкими цифрами. Если в 2012 году японцам, пусть и со скрипом, удалось продать больше 2000 авто (продажи составили 2001 автомобиль), то в 2013 до этой цифры дотянуть не удалось. Причем это единственный бренд из пятерки лидеров, имеющий в городе всего один автосалон (принадлежащий екатеринбуржской группе компаний «Автоплюс»), остальные лидеры рейтинга имеют несколько дилеров в городе. Поэтому, если оценивать продажи каждого автосалона, то омская Toyota вполне может оказаться впереди.

Лучше всего омичи традиционно покупают RAV-4, дальше следуют Camry и Corolla. А вот в других сибирских городах Toyota любят несколько больше, почти везде она на второй строчке рейтинга после АвтоВАЗа.

Следующий участник рейтинга —Chevrolet, который постоянно пытается соперничать с Toyota и Hyundai. Еще два года назад он занимал вторую строчку рейтинга, но спустившись на четвертое место в 2012 году, подняться выше так и не смог.

За Chevrolet по традиции следует KIA, единственный бренд из пятерки лидеров, который увеличил свои продажи по сравнению с 2012 годом. KIA выросла на 11%. Самые продаваемые модели этого бренда — Rio, New Ceed и Sportage — стоят немного дешевле, чем машины аналогичного класса других брендов. Этим и объясняется рост продаж.

Самые значительные прорывы и провалы 2013 года
Места в рейтинге продаж автомобилей, следующие за пятеркой лидеров, с прошлого года практически не изменились. Остановимся лишь на нескольких брендах, которые совершили значительный прорыв или, напротив, сильно просели.

Так, местами поменялись Renault и Nissan. Французский бренд поднялся на 6-е место, увеличив свои продажи на 22%, а японский Nissan потерял 6,5% и спустился на строчку ниже. Оба бренда в Омске представляет группа компаний «Евразия Моторс». Причем Renault продается в двух автосалонах, второй из которых был открыт летом 2013 года, что, возможно, и повлияло на рост продаж бренда.

Поменялись местами Volkswagen и GAZ. Немецкий автоконцерн поднялся на 8-е место и вырос почти на 19%. Судя по всему, это заслуга представительства бренда — компании «Евротехцентр», поскольку продажи этой немецкой марки в целом по России снизились в 2013 году на 5,1%. Однако в начале 2013 года омичи представляли себе ситуацию еще позитивнее, планируя увеличить продажи вдвое.

Парадоксальна ситуация на омском рынке с китайскими брендами. Омск — один из немногих городов, где восточные производители постоянно ставят рекорды. Так, Geely c 14-го места переместился на 10-е, увеличив продажи почти на 50%. Значительно вырос и FAW, который в 2012 году продал всего шесть автомобилей, а в 2013-м — уже 52. По данным некоторых источников, поднялся и Lifan. Он даже вошел в топ-10 омского рынка. А вот Chery, открыв в Омске второй автосалон, напротив, упал на 25%.

Китайские производители смогли воспользоваться ситуацией, когда рынок падает, и вывели свои марки на новый уровень. А платежеспособность Омска вновь попала под сомнение, поскольку особым спросом у нас пользуются самые дешевые автомобили.

Премиальный сегмент
Что касается премиум-сегмента, то здесь дилеры демонстрируют определенный пессимизм. Из известной премиум-четверки Audi, BMW, Lexus и Mercedes в Омске официально представлены только Mercedes и BMW. Причем если в 2012 году их продажи были примерно равнозначны, то в 2013 году Mercedes вырвался вперед, увеличив свои продажи на 20% по сравнению с 2012 годом. BMW же, наоборот, снизил продажи на 13%. А если добавить к этому закрытие в Омске представительства Audi, то ситуация покажется вообще плачевной.

Однако оптимизм вселяет тот факт, что российские представительства Audi и Lexus уже объявили о выборе новых дилеров, которые откроют центры этих марок в течение года. Причем оба дилера будут входить в группу компаний «Автоплюс», которая сегодня представляет в Омске бренд Toyota и занимается продажей и обслуживанием Lexus (на территории дилерского центра Toyota). Но, по мнению экспертов и некоторых игроков рынка, в связи с ожиданием новой волны кризиса рассчитывать на открытие автосалонов премиум-сегмента в ближайшее время вряд ли стоит.

Лишился Омск и одного из дилеров Ford. В октябре 2013 года от дилерства отказалась ГК «Евразия Моторс» Ильи Фридмана. Теперь Ford в Омске продает и обслуживает только автоцентр «Ford-Омск».

Что касается новых брендов на омском рынке, то в 2013 году появился лишь Citroen, показавший неплохие продажи — более 150 автомобилей за полгода с момента открытия. Кстати, автосалон этого бренда открылся на месте бывшего Audi.

Тенденции
Мнения экспертов по поводу дальнейшего развития отрасли заметно разнятся. По сути, на ближайшее время прогнозируется спад продаж, потому что большинство покупателей в связи с девальвацией рубля поспешили совершить покупку авто, хотя, скорее всего, откладывали это на более позднее время. Как в России в целом, так и в Сибири и в Омске в частности, ожидают, что продажи новых автомобилей в 2014 году будут ниже, чем в 2013-м. По оценкам аналитиков «Автостата», в 2014 году в России будет продано 2,465 млн новых легковых автомобилей — на 5,5% меньше, чем в 2013 году. А это продолжает наметившуюся тенденцию снижения объемов продаж.

tabl

Комментарии

Виктор Гребенников, исполнительный директор «Тойота Центр Омск»
(ГК «Автоплюс»)

grebennikov
фото: sibadi.org
— В 2013 году российский автомобильный рынок просел на 5,5% по отношению к 2012 году. Toyotа за этот период, напротив, выросла на 1,5%. Все дело в увеличении числа дилеров в России. Если брать Омск, то у нас продажи за год снизились на 4%.

По итогам 2012 года мы занимали 6-е место в Сибирском и Дальневосточном округах. В прошлом году мы вышли на третье, больше автомобилей Toyota продают только дилеры Красноярска и Иркутска. В целом же по брендам в Омске ситуация повторяет общероссийскую. На первом месте — «ВАЗ», на втором — Hyundai, на третьем — Toyota.

Общее уменьшение продаж по стране связано с экономической ситуацией. Некоторым маркам помогла программа утилизации. Под нее попал практически весь сегмент бюджетных автомобилей, большинство из которых собирается в России. У нас действие программы распространялось только на модель Corolla в минимальных комплектациях, поэтому нам льготное кредитование помогло в наименьшей степени.

Что касается цен, то в связи с изменением курсов доллара и евро, следует ожидать повышения у всех автопроизводителей, которые продают свои модели в России. Можно предположить, что стоимость автомобилей Toyota вырастет на 2-3%. Когда это произойдет, пока сказать сложно. Точная информация о сроках появится к концу марта. Если курс рубля продолжит падение, то произойдет пропорциональное удорожание транспортных средств. Даже в составе моделей АвтоВАЗа доля импортных запчастей велика, и их это тоже
коснется.

Александр Месаркишвили, главный редактор газеты «Континент Сибирь»

mesarkishvili

фото: ksonline.ru
— В условиях продолжающегося с ноября 2012 года падения продаж на авторынке Сибири становится очевидным, что в текущей ситуации каждый играет исключительно сам за себя. Автомобильные дистрибьюторы по большей мере заботятся о своей шкуре, а об экономике своих региональных дилеров часто забывают. Поэтому можно ожидать добровольных отказов авторитейлеров от тех или иных представляемых ими брендов, с которыми ситуация обстоит наиболее сложно. Начало этому процессу уже положено: в прошлом году ГК «Феникс-Авто» отказалась от дилерства Audi, а ГК «Евразия Моторс» — от Ford.

Ника Ульянова

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №11(015) 25 марта

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.