26 апреля 2015 12.20ВДвижении

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

В рамках фестиваля «Движение» кинематографисты обсудили будущее российского кино на заседании круглого стола «Отечественное кино плюс 20». Они заострили внимание на том, что россияне стали ходить в кино в 10 раз реже, чем 10 лет назад, а сложившейся киноиндустрии в стране нет вообще.

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

Модерировал дискуссию заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов. Также в мероприятии приняли участие директор фестиваля «Движение» актер и режиссер Артем Михалков, кинокритик Стас Тыркин, продюсеры Наталья Мокрицкая и Артем Васильев, режиссеры Анна Меликян, Иван Твердовский и другие.

Для того чтобы узнать, каким будет российское кино в 2035-м году, кинематографисты решили для сравнения с сегодняшним днем вернуться на 20 лет назад – в 1995-й год. Оказалось, что в то время россияне гораздо чаще ходили в кинотеатры.

«Согласно статистике за 1995-й год, на одного человека приходилось 14 посещений в год. Сегодня эта цифра составляет чуть больше единицы: 180 миллионов посещений в год на 140 миллионов российских жителей», - поделился Олег Иванов.

По его мнению, кинотеатры сейчас попали в разряд элитарного досуга. Благодаря развитию технологий у людей сейчас существует возможность посмотреть практически любые фильмы дома, а в кино зрители идут в основном для того, чтобы развлечься. Большой экран, высокое качество изображение, формат 3D – все это превращает просмотр фильмов в аттракцион.

Из-за потери интереса к кинотеатрам, как к основной возможности посмотреть премьерные картины, сильнее всего пострадало российское кино. По мнению Олега Иванова, на премьеры отечественных фильмов зритель ходит в порядке исключения. Большинство выберет для похода в киноцентр голливудский блокбастер.

«Если в 2006-м году 30% посещений кинотеатров приходилось на русское кино, то в 2014-м году эта цифра сократилась до 15-17%. То есть наш зритель почти вдвое реже стал ходить на отечественные фильмы», - высказался Иванов.

Затем Иванов пояснил, почему это происходит: «Раньше, когда цены на билеты в кино были небольшие, основные деньги приносили те люди, которые часто ходили в кинотеатры. Потом цена билета росла. И теперь стали приносить основной доход те, кто ходит в кинотеатр 1-2 раза в месяц. Это более сознательная аудитория, которая более тщательно выбирает, что смотреть. Если человек ходит в кинотеатр один раз в месяц, то он скорее выберет Голливуд».

В такой ситуации хуже всего приходится авторскому кино российского производства.

«Раньше у авторского кино в России было 50 тысяч зрителей, теперь всего их 5 тысяч», - озвучила цифры продюсер Наталья Мокрицкая.

Если уж российский зритель выберет для похода в кино отечественный продукт, то, скорее всего, это будет мэйнстрим или хорошо разрекламированная картина.

Конкурсант «Движения» режиссер Виталий Суслин высказался, что авторское российское кино не смотрят не потому, что оно плохое, а потому что у него нет должной рекламы. «Будет реклама, человек на эту картину пойдет. Когда он будет видеть на каждом углу билборд с этим фильмом, тогда он ей заинтересуется».

Но, поскольку финансирование такого рода картин в России почти отсутствует, то немэйнстримовым режиссерам придется довольствоваться показами своих лент исключительно для узкой аудитории. Например, демонстрировать свои работы на фестивалях, подобных «Движению». Причем, даже победа в таких конкурсах не гарантирует того, что фильм-финалист может выйти в широкий прокат. Именно так произошло с лентой Владимира Бека «Без кожи», которая получила на прошлом «Движении» гран-при. Фильм проехался по нескольким фестивалям и лег на полку. В этом году Бек привез на «Движение» свою новую ленту «Эпилог». Какая судьба ждет ее, пока не известно.

Причину отсутствия интереса к российским фильмам Олег Иванов видит в том, что в России нет бренда и сложившейся киноиндустрии. «Если спросить у людей, что для них бренд отечественного кино, в лучшем случае российский зритель будет указывать сериалы, а иностранцы будут называть два-три известных имени, но относящихся к другой эпохе, - пояснил Иванов. - Также у нас в стране не отлажена киноиндустрия. Я подразумеваю под этим наличие мощных ресурсов, помогающих выдавать качественный продукт. Сейчас у нас есть отдельные компании, которые, возможно, и делают хорошие картины, но не готовы, к тому, чтобы выпускать по три-пять качественных фильмов в год».

По итогам круглого стола его участники не пришли к единому мнению, каким же все-таки будет российское кино через 20 лет. Для кого-то очевидно, что ничего принципиально не изменится, для кого-то, что кино отодвинут на задний план сериалы. Но все согласились с тем, что будет прогрессировать дальнейшее развитие гаджетов, а это, скорее всего, только усугубит проблему слабой посещаемости киноцентров. При наличии хорошего оборудования для просмотров фильмов дома люди будут еще реже выбираться в кино. А это значит, что на российские премьеры будет ходить еще меньше зрителей. Спасти от кризиса российское кино сможет только хорошо налаженная индустрия. Но для этого понадобится помощь государства и большие финансовые вложения.

Катерина Корф

Фото: Вадим Харламов

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.