26 апреля 2015 12.20ВДвижении

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

В рамках фестиваля «Движение» кинематографисты обсудили будущее российского кино на заседании круглого стола «Отечественное кино плюс 20». Они заострили внимание на том, что россияне стали ходить в кино в 10 раз реже, чем 10 лет назад, а сложившейся киноиндустрии в стране нет вообще.

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

Модерировал дискуссию заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов. Также в мероприятии приняли участие директор фестиваля «Движение» актер и режиссер Артем Михалков, кинокритик Стас Тыркин, продюсеры Наталья Мокрицкая и Артем Васильев, режиссеры Анна Меликян, Иван Твердовский и другие.

Для того чтобы узнать, каким будет российское кино в 2035-м году, кинематографисты решили для сравнения с сегодняшним днем вернуться на 20 лет назад – в 1995-й год. Оказалось, что в то время россияне гораздо чаще ходили в кинотеатры.

«Согласно статистике за 1995-й год, на одного человека приходилось 14 посещений в год. Сегодня эта цифра составляет чуть больше единицы: 180 миллионов посещений в год на 140 миллионов российских жителей», - поделился Олег Иванов.

По его мнению, кинотеатры сейчас попали в разряд элитарного досуга. Благодаря развитию технологий у людей сейчас существует возможность посмотреть практически любые фильмы дома, а в кино зрители идут в основном для того, чтобы развлечься. Большой экран, высокое качество изображение, формат 3D – все это превращает просмотр фильмов в аттракцион.

Из-за потери интереса к кинотеатрам, как к основной возможности посмотреть премьерные картины, сильнее всего пострадало российское кино. По мнению Олега Иванова, на премьеры отечественных фильмов зритель ходит в порядке исключения. Большинство выберет для похода в киноцентр голливудский блокбастер.

«Если в 2006-м году 30% посещений кинотеатров приходилось на русское кино, то в 2014-м году эта цифра сократилась до 15-17%. То есть наш зритель почти вдвое реже стал ходить на отечественные фильмы», - высказался Иванов.

Затем Иванов пояснил, почему это происходит: «Раньше, когда цены на билеты в кино были небольшие, основные деньги приносили те люди, которые часто ходили в кинотеатры. Потом цена билета росла. И теперь стали приносить основной доход те, кто ходит в кинотеатр 1-2 раза в месяц. Это более сознательная аудитория, которая более тщательно выбирает, что смотреть. Если человек ходит в кинотеатр один раз в месяц, то он скорее выберет Голливуд».

В такой ситуации хуже всего приходится авторскому кино российского производства.

«Раньше у авторского кино в России было 50 тысяч зрителей, теперь всего их 5 тысяч», - озвучила цифры продюсер Наталья Мокрицкая.

Если уж российский зритель выберет для похода в кино отечественный продукт, то, скорее всего, это будет мэйнстрим или хорошо разрекламированная картина.

Конкурсант «Движения» режиссер Виталий Суслин высказался, что авторское российское кино не смотрят не потому, что оно плохое, а потому что у него нет должной рекламы. «Будет реклама, человек на эту картину пойдет. Когда он будет видеть на каждом углу билборд с этим фильмом, тогда он ей заинтересуется».

Но, поскольку финансирование такого рода картин в России почти отсутствует, то немэйнстримовым режиссерам придется довольствоваться показами своих лент исключительно для узкой аудитории. Например, демонстрировать свои работы на фестивалях, подобных «Движению». Причем, даже победа в таких конкурсах не гарантирует того, что фильм-финалист может выйти в широкий прокат. Именно так произошло с лентой Владимира Бека «Без кожи», которая получила на прошлом «Движении» гран-при. Фильм проехался по нескольким фестивалям и лег на полку. В этом году Бек привез на «Движение» свою новую ленту «Эпилог». Какая судьба ждет ее, пока не известно.

Причину отсутствия интереса к российским фильмам Олег Иванов видит в том, что в России нет бренда и сложившейся киноиндустрии. «Если спросить у людей, что для них бренд отечественного кино, в лучшем случае российский зритель будет указывать сериалы, а иностранцы будут называть два-три известных имени, но относящихся к другой эпохе, - пояснил Иванов. - Также у нас в стране не отлажена киноиндустрия. Я подразумеваю под этим наличие мощных ресурсов, помогающих выдавать качественный продукт. Сейчас у нас есть отдельные компании, которые, возможно, и делают хорошие картины, но не готовы, к тому, чтобы выпускать по три-пять качественных фильмов в год».

По итогам круглого стола его участники не пришли к единому мнению, каким же все-таки будет российское кино через 20 лет. Для кого-то очевидно, что ничего принципиально не изменится, для кого-то, что кино отодвинут на задний план сериалы. Но все согласились с тем, что будет прогрессировать дальнейшее развитие гаджетов, а это, скорее всего, только усугубит проблему слабой посещаемости киноцентров. При наличии хорошего оборудования для просмотров фильмов дома люди будут еще реже выбираться в кино. А это значит, что на российские премьеры будет ходить еще меньше зрителей. Спасти от кризиса российское кино сможет только хорошо налаженная индустрия. Но для этого понадобится помощь государства и большие финансовые вложения.

Катерина Корф

Фото: Вадим Харламов

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.