26 апреля 2015 12.20ВДвижении

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

В рамках фестиваля «Движение» кинематографисты обсудили будущее российского кино на заседании круглого стола «Отечественное кино плюс 20». Они заострили внимание на том, что россияне стали ходить в кино в 10 раз реже, чем 10 лет назад, а сложившейся киноиндустрии в стране нет вообще.

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

Модерировал дискуссию заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов. Также в мероприятии приняли участие директор фестиваля «Движение» актер и режиссер Артем Михалков, кинокритик Стас Тыркин, продюсеры Наталья Мокрицкая и Артем Васильев, режиссеры Анна Меликян, Иван Твердовский и другие.

Для того чтобы узнать, каким будет российское кино в 2035-м году, кинематографисты решили для сравнения с сегодняшним днем вернуться на 20 лет назад – в 1995-й год. Оказалось, что в то время россияне гораздо чаще ходили в кинотеатры.

«Согласно статистике за 1995-й год, на одного человека приходилось 14 посещений в год. Сегодня эта цифра составляет чуть больше единицы: 180 миллионов посещений в год на 140 миллионов российских жителей», - поделился Олег Иванов.

По его мнению, кинотеатры сейчас попали в разряд элитарного досуга. Благодаря развитию технологий у людей сейчас существует возможность посмотреть практически любые фильмы дома, а в кино зрители идут в основном для того, чтобы развлечься. Большой экран, высокое качество изображение, формат 3D – все это превращает просмотр фильмов в аттракцион.

Из-за потери интереса к кинотеатрам, как к основной возможности посмотреть премьерные картины, сильнее всего пострадало российское кино. По мнению Олега Иванова, на премьеры отечественных фильмов зритель ходит в порядке исключения. Большинство выберет для похода в киноцентр голливудский блокбастер.

«Если в 2006-м году 30% посещений кинотеатров приходилось на русское кино, то в 2014-м году эта цифра сократилась до 15-17%. То есть наш зритель почти вдвое реже стал ходить на отечественные фильмы», - высказался Иванов.

Затем Иванов пояснил, почему это происходит: «Раньше, когда цены на билеты в кино были небольшие, основные деньги приносили те люди, которые часто ходили в кинотеатры. Потом цена билета росла. И теперь стали приносить основной доход те, кто ходит в кинотеатр 1-2 раза в месяц. Это более сознательная аудитория, которая более тщательно выбирает, что смотреть. Если человек ходит в кинотеатр один раз в месяц, то он скорее выберет Голливуд».

В такой ситуации хуже всего приходится авторскому кино российского производства.

«Раньше у авторского кино в России было 50 тысяч зрителей, теперь всего их 5 тысяч», - озвучила цифры продюсер Наталья Мокрицкая.

Если уж российский зритель выберет для похода в кино отечественный продукт, то, скорее всего, это будет мэйнстрим или хорошо разрекламированная картина.

Конкурсант «Движения» режиссер Виталий Суслин высказался, что авторское российское кино не смотрят не потому, что оно плохое, а потому что у него нет должной рекламы. «Будет реклама, человек на эту картину пойдет. Когда он будет видеть на каждом углу билборд с этим фильмом, тогда он ей заинтересуется».

Но, поскольку финансирование такого рода картин в России почти отсутствует, то немэйнстримовым режиссерам придется довольствоваться показами своих лент исключительно для узкой аудитории. Например, демонстрировать свои работы на фестивалях, подобных «Движению». Причем, даже победа в таких конкурсах не гарантирует того, что фильм-финалист может выйти в широкий прокат. Именно так произошло с лентой Владимира Бека «Без кожи», которая получила на прошлом «Движении» гран-при. Фильм проехался по нескольким фестивалям и лег на полку. В этом году Бек привез на «Движение» свою новую ленту «Эпилог». Какая судьба ждет ее, пока не известно.

Причину отсутствия интереса к российским фильмам Олег Иванов видит в том, что в России нет бренда и сложившейся киноиндустрии. «Если спросить у людей, что для них бренд отечественного кино, в лучшем случае российский зритель будет указывать сериалы, а иностранцы будут называть два-три известных имени, но относящихся к другой эпохе, - пояснил Иванов. - Также у нас в стране не отлажена киноиндустрия. Я подразумеваю под этим наличие мощных ресурсов, помогающих выдавать качественный продукт. Сейчас у нас есть отдельные компании, которые, возможно, и делают хорошие картины, но не готовы, к тому, чтобы выпускать по три-пять качественных фильмов в год».

По итогам круглого стола его участники не пришли к единому мнению, каким же все-таки будет российское кино через 20 лет. Для кого-то очевидно, что ничего принципиально не изменится, для кого-то, что кино отодвинут на задний план сериалы. Но все согласились с тем, что будет прогрессировать дальнейшее развитие гаджетов, а это, скорее всего, только усугубит проблему слабой посещаемости киноцентров. При наличии хорошего оборудования для просмотров фильмов дома люди будут еще реже выбираться в кино. А это значит, что на российские премьеры будет ходить еще меньше зрителей. Спасти от кризиса российское кино сможет только хорошо налаженная индустрия. Но для этого понадобится помощь государства и большие финансовые вложения.

Катерина Корф

Фото: Вадим Харламов

Добавить комментарий
Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

27 ноября на сцене концертного зала Омской филармонии состоялся концерт группы «Сурганова и Оркестр». В этом году санкт-петербургский коллектив приехал с новой программой «К слову жизнь».

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

О надломе в жизни мультгероя Скруджа Макдака, отказе от журналистики, безыдейности рока нулевых и омском лейбле «ЗАСАДА production» — в интервью с Александром Паршиковым.

Преображение 2.0: как правильно одеваться в итальянском стиле?

Преображение 2.0: как правильно одеваться в итальянском стиле?

И снова, три прекрасных лука от известного дизайнера Ирины Бумагиной. Готовьтесь восхищаться.