26 апреля 2015 12.20ВДвижении

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

В рамках фестиваля «Движение» кинематографисты обсудили будущее российского кино на заседании круглого стола «Отечественное кино плюс 20». Они заострили внимание на том, что россияне стали ходить в кино в 10 раз реже, чем 10 лет назад, а сложившейся киноиндустрии в стране нет вообще.

На фестивале в Омске кинематографисты пожаловались, что россияне стали реже ходить в кино

Модерировал дискуссию заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов. Также в мероприятии приняли участие директор фестиваля «Движение» актер и режиссер Артем Михалков, кинокритик Стас Тыркин, продюсеры Наталья Мокрицкая и Артем Васильев, режиссеры Анна Меликян, Иван Твердовский и другие.

Для того чтобы узнать, каким будет российское кино в 2035-м году, кинематографисты решили для сравнения с сегодняшним днем вернуться на 20 лет назад – в 1995-й год. Оказалось, что в то время россияне гораздо чаще ходили в кинотеатры.

«Согласно статистике за 1995-й год, на одного человека приходилось 14 посещений в год. Сегодня эта цифра составляет чуть больше единицы: 180 миллионов посещений в год на 140 миллионов российских жителей», - поделился Олег Иванов.

По его мнению, кинотеатры сейчас попали в разряд элитарного досуга. Благодаря развитию технологий у людей сейчас существует возможность посмотреть практически любые фильмы дома, а в кино зрители идут в основном для того, чтобы развлечься. Большой экран, высокое качество изображение, формат 3D – все это превращает просмотр фильмов в аттракцион.

Из-за потери интереса к кинотеатрам, как к основной возможности посмотреть премьерные картины, сильнее всего пострадало российское кино. По мнению Олега Иванова, на премьеры отечественных фильмов зритель ходит в порядке исключения. Большинство выберет для похода в киноцентр голливудский блокбастер.

«Если в 2006-м году 30% посещений кинотеатров приходилось на русское кино, то в 2014-м году эта цифра сократилась до 15-17%. То есть наш зритель почти вдвое реже стал ходить на отечественные фильмы», - высказался Иванов.

Затем Иванов пояснил, почему это происходит: «Раньше, когда цены на билеты в кино были небольшие, основные деньги приносили те люди, которые часто ходили в кинотеатры. Потом цена билета росла. И теперь стали приносить основной доход те, кто ходит в кинотеатр 1-2 раза в месяц. Это более сознательная аудитория, которая более тщательно выбирает, что смотреть. Если человек ходит в кинотеатр один раз в месяц, то он скорее выберет Голливуд».

В такой ситуации хуже всего приходится авторскому кино российского производства.

«Раньше у авторского кино в России было 50 тысяч зрителей, теперь всего их 5 тысяч», - озвучила цифры продюсер Наталья Мокрицкая.

Если уж российский зритель выберет для похода в кино отечественный продукт, то, скорее всего, это будет мэйнстрим или хорошо разрекламированная картина.

Конкурсант «Движения» режиссер Виталий Суслин высказался, что авторское российское кино не смотрят не потому, что оно плохое, а потому что у него нет должной рекламы. «Будет реклама, человек на эту картину пойдет. Когда он будет видеть на каждом углу билборд с этим фильмом, тогда он ей заинтересуется».

Но, поскольку финансирование такого рода картин в России почти отсутствует, то немэйнстримовым режиссерам придется довольствоваться показами своих лент исключительно для узкой аудитории. Например, демонстрировать свои работы на фестивалях, подобных «Движению». Причем, даже победа в таких конкурсах не гарантирует того, что фильм-финалист может выйти в широкий прокат. Именно так произошло с лентой Владимира Бека «Без кожи», которая получила на прошлом «Движении» гран-при. Фильм проехался по нескольким фестивалям и лег на полку. В этом году Бек привез на «Движение» свою новую ленту «Эпилог». Какая судьба ждет ее, пока не известно.

Причину отсутствия интереса к российским фильмам Олег Иванов видит в том, что в России нет бренда и сложившейся киноиндустрии. «Если спросить у людей, что для них бренд отечественного кино, в лучшем случае российский зритель будет указывать сериалы, а иностранцы будут называть два-три известных имени, но относящихся к другой эпохе, - пояснил Иванов. - Также у нас в стране не отлажена киноиндустрия. Я подразумеваю под этим наличие мощных ресурсов, помогающих выдавать качественный продукт. Сейчас у нас есть отдельные компании, которые, возможно, и делают хорошие картины, но не готовы, к тому, чтобы выпускать по три-пять качественных фильмов в год».

По итогам круглого стола его участники не пришли к единому мнению, каким же все-таки будет российское кино через 20 лет. Для кого-то очевидно, что ничего принципиально не изменится, для кого-то, что кино отодвинут на задний план сериалы. Но все согласились с тем, что будет прогрессировать дальнейшее развитие гаджетов, а это, скорее всего, только усугубит проблему слабой посещаемости киноцентров. При наличии хорошего оборудования для просмотров фильмов дома люди будут еще реже выбираться в кино. А это значит, что на российские премьеры будет ходить еще меньше зрителей. Спасти от кризиса российское кино сможет только хорошо налаженная индустрия. Но для этого понадобится помощь государства и большие финансовые вложения.

Катерина Корф

Фото: Вадим Харламов

Добавить комментарий
Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.