Деловой Омск

Деловой Омск

03 мая 2015 13.32Статьи

С обувного ритейла снимают кожу

С начала 2015 года в Омске закрылись сразу три магазина столичного «Торгового дома «Центробувь». Франшизер объяснил сокращение омской сети неудавшейся попыткой договориться о новых условиях с арендодателями.

С обувного ритейла снимают кожу

Кому кризис, а кому — отец родной

«В целом в России в этом году планируем закрыть порядка 50 магазинов», — признали в компании неутешительные последствия кризиса. Пока это первая сеть, которая провела столь значительную оптимизацию в Омске. Однако с учетом статистики, согласно которой 21% россиян намерен экономить на одежде и обуви, неудивительно, что остальные игроки также сбавляют темпы.

«В прошлом году в Омске было открыто 4 новых магазина. Главная задача на этот год — «раскрутить» эти торговые залы.

В целом по России с начала года мы закрыли 10-15 нерентабельных магазинов, вместо них откроем порядка 20 новых. Темпы роста сети в этом году снизились почти вдвое по сравнению с последними пятью годами», — сообщил генеральный директор «Обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко.

Без оптимизма смотрит в будущее и директор по связям с общественностью группы компаний «Обувь России» Наталья Паули. «В первом полугодии мы не будем открывать новые магазины, — рассказала она «ДО». — Но мы будем перевозить часть магазинов в более проходимые и выгодные места, так как сейчас освобождаются помещения и можно найти более привлекательные площадки для магазинов».

Однако кому кризис, а кому отец родной. Омская сеть магазинов StepClub вопреки тренду на днях открыла новый магазин кроссовок New Balance. «Закрывать магазины мы не планируем», — сообщили «ДО» в компании, добавив, что «модные бренды и гарантированное качество будут востребованы и в кризис». Этот настрой не разделяют эксперты. По мнению аналитика ИХ «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, в 2015 году обувной рынок сократится на 15-40%. «Это произойдет преимущественно за счет среднего и высокого ценового сегмента по мере снижения платежеспособного спроса. Низкий ценовой сегмент продемонстрирует достаточно высокую устойчивость к негативной конъюнктуре, так как обувь в данном сегменте является товаром первой необходимости», — считает он.

По его сведениям, обувной рынок Омской области составляет около $120-200 млн. Согласно данным компаний и открытых источников, лидерами в Омске по числу магазинов в апреле 2015 года стали новосибирская группа компаний «Обувь России», сеть которой насчитывает 29 торговых точек, челябинская «Обувная фирма «Юничел» — 20, и омский StepClub — 18.

С большим отставанием от первой тройки идут магазины Centro/«Центробувь» — 14, омской компании-производителя «Артур» — 11, замыкает список сеть Kari с пятью торговыми точками.

Ценобеснование

На обувном бизнесе сказался резкий рост курса валют, поскольку отрасль находится в высокой зависимости от импорта. По данным аналитиков, 75% обуви, представленной на российском рынке, китайского происхождения, 15% — европейского, североамериканского, южноамериканского и австралийского, 10% — российского. Даже в себестоимости обуви российского производства доля импортных комплектующих составляет 50-70% в зависимости от ассортимента. В итоге цены в весенне-летнем сезоне 2015 года, по данным участников рынка, в среднем выросли на 20-25% на импортную обувь и на 10-15% — на обувь российского производства.

«В конце прошлого года было очень странно наблюдать за тем, как реагируют на обстановку в стране обувные магазины: одни раз в неделю переписывали ценники, не отставая от скачков валюты; другие просто увеличили цену вдвое; третьи подняли цены и объявили скидку, хотя фактическая стоимость осталась той же самой», — описывает создавшуюся на рынке ситуацию Владимир Денисенко.

Участники рынка не исключают возможность дальнейшего роста цен на обувь во второй половине 2015 года. «Сейчас многие обувные сети еще распродают остатки прошлых сезонов, поэтому выставляют товар по старым или умеренно выросшим ценам. Однако запасы заканчиваются, новые коллекции уже продаются по более высокой цене. Что будет во втором полугодии 2015 года, пока достаточно сложно прогнозировать. Во многом это зависит от того, как будет развиваться экономическая ситуация в стране и что будет с курсом рубля», — говорит Наталья Паули. Участники рынка отмечают, что большинство магазинов, торгующих импортными товарами из Европы, Китая, Турции, Вьетнама, теперь будут закупаться по ценам, выросшим вдвое. По признанию игроков рынка, чтобы поддержать спрос, они готовы сдерживать рост цен, уменьшая торговую наценку и собственную маржу.

Тоска по коже

Согласно находящейся в открытом доступе статистической информации, более 30% потребителей предвидят ухудшение качества товаров. По данным участников рынка, эти ожидания вполне обоснованны. «Некоторые сети отказываются от кожаной обуви, так как в целом цены на обувь выросли и при этом спрос несколько сократился. Чтобы предлагать покупателю обувь по прежней или более низкой цене и поддержать продажи, обу-вные магазины пересматривают ассортиментную политику и расширяют ассортимент обуви из искусственной кожи. В основном это касается мультибрендовых или разрозненных магазинов, которые работают в экономсегменте и у которых нет четкого позиционирования», — сообщила Наталья Паули. Однако, по мнению обувных игроков, опыт предыдущего кризиса 2008-2009 гг. показывает, что рост спроса на обувь из кожзама — временный и покупатели готовы брать такую обувь только на лето, а для межсезонья и зимы все равно предпочитают натуральную кожу. Те потребители, которые привыкли носить качественную брендовую обувь, не откажутся от нее и в текущих условиях, просто будут покупать реже.

Планы на выживание

В чрезвычайных условиях почти все компании сегодня меняют стратегию — ритейлеры следуют своему плану выживания. Например, на днях гендиректор сети Kari Валентин Дмитриев сообщил, что начинает продавать франшизу и развивать оптовое направление. В то время как основные конкуренты Kari не продают франшизы. Centro развивают только собственную розницу. «Центробувь» объявила о приостановлении франчайзинговой программы и сейчас работает только с действующими франчайзи.

Чтобы поддержать спрос на обувь при росте цен, многие магазины начали продавать ее в рассрочку. Первопроходцем по продаже таких товаров в кредит стал лидер в Омске — ГК «Обувь России». «Сейчас эта услуга особенно популярна и ее доля достигает 60% от розничной выручки», — сообщила Наталья Паули. Ритейлер работает без участия банков. Сегодня беспроцентную рассрочку предлагают также в StepClub, Centro/Центро-обувь и Kari.

Производители обуви, развивающие свои сети, в том числе «Юничел», пересматривают пул поставщиков кожи. «Мы закупаем кожу со всего мира — Южная Корея, Турция. Сейчас сместили акценты в сторону отечественных производителей», — заявляет Владимир Денисенко. Однако он отмечает, что полностью перейти на российскую кожи у производителей возможности пока нет. Во-первых, отечественная продукция слишком груба для женской линейки, кроме того, отечественные кожевенные предприятия не могут «переварить» потребности производителей. «Недавно продана Калужская обувная фабрика, и, что вдвойне обидно, не как предприятие, а как помещение. В России по итогам 2014 года сократилось производство кожи на 5%», — отметил гендиректор «Обувной фирмы «Юничел».

Бегом по трендам

Игроки обувного рынка прогнозируют, что в этом году не будет столь бурного развития обувных розничных сетей, как в предыдущие годы. «Многие игроки пересмотрели инвестпрограмму и не планируют активно открывать магазины. Однако тенденция к консолидации рынка, которая наблюдалась в последнее время, сохранится: крупные игроки будут наращивать долю за счет мелких сетей. Разрозненные магазины будут уходить с рынка», — считают в ГК «Обувь России».

Преимуществом ситуации участники считают то, что многие иностранные бренды отложили свои планы по выходу на наш рынок на ближайшие 3-5 лет, поэтому у российских обувных компаний есть возможность укрепить позиции, повысить качество продукции и обслуживания и в дальнейшем на равных конкурировать с глобальными игроками.

Совсем другое настроение у мелких продавцов обуви в Омске, чьи бутики расположились в местных торговых центрах. Многие уже отправились на разведку, чтобы закупить товар к весенне-летнему сезону по новым ценам. Крайне необщительные в условиях кризиса, они красноречиво вздыхают: «Какие интервью, тут бы ноги не протянуть. Даже не знаем, что привезем на продажу!».

Ольга Данилова

Фото: hostingkartinok.com

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 16 (069) 28 апреля

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Гульнара
Отличная статья, хотелось бы связаться с автором, мы профессиональное издание о моде, хотелось бы посотрудничать.

07 мая, 00:49 | Ответить
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направлено занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.

Путин на связи: глава страны подвел итоги года с «Новым Омском»

Путин на связи: глава страны подвел итоги года с «Новым Омском»

Накануне 31 декабря редакция пообщалась с российским президентом. Он дал оценку главным темам, которые волновали омичей в 2017-м.