Деловой Омск

Деловой Омск

03 мая 2015 13.32Статьи

С обувного ритейла снимают кожу

С начала 2015 года в Омске закрылись сразу три магазина столичного «Торгового дома «Центробувь». Франшизер объяснил сокращение омской сети неудавшейся попыткой договориться о новых условиях с арендодателями.

С обувного ритейла снимают кожу

Кому кризис, а кому — отец родной

«В целом в России в этом году планируем закрыть порядка 50 магазинов», — признали в компании неутешительные последствия кризиса. Пока это первая сеть, которая провела столь значительную оптимизацию в Омске. Однако с учетом статистики, согласно которой 21% россиян намерен экономить на одежде и обуви, неудивительно, что остальные игроки также сбавляют темпы.

«В прошлом году в Омске было открыто 4 новых магазина. Главная задача на этот год — «раскрутить» эти торговые залы.

В целом по России с начала года мы закрыли 10-15 нерентабельных магазинов, вместо них откроем порядка 20 новых. Темпы роста сети в этом году снизились почти вдвое по сравнению с последними пятью годами», — сообщил генеральный директор «Обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко.

Без оптимизма смотрит в будущее и директор по связям с общественностью группы компаний «Обувь России» Наталья Паули. «В первом полугодии мы не будем открывать новые магазины, — рассказала она «ДО». — Но мы будем перевозить часть магазинов в более проходимые и выгодные места, так как сейчас освобождаются помещения и можно найти более привлекательные площадки для магазинов».

Однако кому кризис, а кому отец родной. Омская сеть магазинов StepClub вопреки тренду на днях открыла новый магазин кроссовок New Balance. «Закрывать магазины мы не планируем», — сообщили «ДО» в компании, добавив, что «модные бренды и гарантированное качество будут востребованы и в кризис». Этот настрой не разделяют эксперты. По мнению аналитика ИХ «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, в 2015 году обувной рынок сократится на 15-40%. «Это произойдет преимущественно за счет среднего и высокого ценового сегмента по мере снижения платежеспособного спроса. Низкий ценовой сегмент продемонстрирует достаточно высокую устойчивость к негативной конъюнктуре, так как обувь в данном сегменте является товаром первой необходимости», — считает он.

По его сведениям, обувной рынок Омской области составляет около $120-200 млн. Согласно данным компаний и открытых источников, лидерами в Омске по числу магазинов в апреле 2015 года стали новосибирская группа компаний «Обувь России», сеть которой насчитывает 29 торговых точек, челябинская «Обувная фирма «Юничел» — 20, и омский StepClub — 18.

С большим отставанием от первой тройки идут магазины Centro/«Центробувь» — 14, омской компании-производителя «Артур» — 11, замыкает список сеть Kari с пятью торговыми точками.

Ценобеснование

На обувном бизнесе сказался резкий рост курса валют, поскольку отрасль находится в высокой зависимости от импорта. По данным аналитиков, 75% обуви, представленной на российском рынке, китайского происхождения, 15% — европейского, североамериканского, южноамериканского и австралийского, 10% — российского. Даже в себестоимости обуви российского производства доля импортных комплектующих составляет 50-70% в зависимости от ассортимента. В итоге цены в весенне-летнем сезоне 2015 года, по данным участников рынка, в среднем выросли на 20-25% на импортную обувь и на 10-15% — на обувь российского производства.

«В конце прошлого года было очень странно наблюдать за тем, как реагируют на обстановку в стране обувные магазины: одни раз в неделю переписывали ценники, не отставая от скачков валюты; другие просто увеличили цену вдвое; третьи подняли цены и объявили скидку, хотя фактическая стоимость осталась той же самой», — описывает создавшуюся на рынке ситуацию Владимир Денисенко.

Участники рынка не исключают возможность дальнейшего роста цен на обувь во второй половине 2015 года. «Сейчас многие обувные сети еще распродают остатки прошлых сезонов, поэтому выставляют товар по старым или умеренно выросшим ценам. Однако запасы заканчиваются, новые коллекции уже продаются по более высокой цене. Что будет во втором полугодии 2015 года, пока достаточно сложно прогнозировать. Во многом это зависит от того, как будет развиваться экономическая ситуация в стране и что будет с курсом рубля», — говорит Наталья Паули. Участники рынка отмечают, что большинство магазинов, торгующих импортными товарами из Европы, Китая, Турции, Вьетнама, теперь будут закупаться по ценам, выросшим вдвое. По признанию игроков рынка, чтобы поддержать спрос, они готовы сдерживать рост цен, уменьшая торговую наценку и собственную маржу.

Тоска по коже

Согласно находящейся в открытом доступе статистической информации, более 30% потребителей предвидят ухудшение качества товаров. По данным участников рынка, эти ожидания вполне обоснованны. «Некоторые сети отказываются от кожаной обуви, так как в целом цены на обувь выросли и при этом спрос несколько сократился. Чтобы предлагать покупателю обувь по прежней или более низкой цене и поддержать продажи, обу-вные магазины пересматривают ассортиментную политику и расширяют ассортимент обуви из искусственной кожи. В основном это касается мультибрендовых или разрозненных магазинов, которые работают в экономсегменте и у которых нет четкого позиционирования», — сообщила Наталья Паули. Однако, по мнению обувных игроков, опыт предыдущего кризиса 2008-2009 гг. показывает, что рост спроса на обувь из кожзама — временный и покупатели готовы брать такую обувь только на лето, а для межсезонья и зимы все равно предпочитают натуральную кожу. Те потребители, которые привыкли носить качественную брендовую обувь, не откажутся от нее и в текущих условиях, просто будут покупать реже.

Планы на выживание

В чрезвычайных условиях почти все компании сегодня меняют стратегию — ритейлеры следуют своему плану выживания. Например, на днях гендиректор сети Kari Валентин Дмитриев сообщил, что начинает продавать франшизу и развивать оптовое направление. В то время как основные конкуренты Kari не продают франшизы. Centro развивают только собственную розницу. «Центробувь» объявила о приостановлении франчайзинговой программы и сейчас работает только с действующими франчайзи.

Чтобы поддержать спрос на обувь при росте цен, многие магазины начали продавать ее в рассрочку. Первопроходцем по продаже таких товаров в кредит стал лидер в Омске — ГК «Обувь России». «Сейчас эта услуга особенно популярна и ее доля достигает 60% от розничной выручки», — сообщила Наталья Паули. Ритейлер работает без участия банков. Сегодня беспроцентную рассрочку предлагают также в StepClub, Centro/Центро-обувь и Kari.

Производители обуви, развивающие свои сети, в том числе «Юничел», пересматривают пул поставщиков кожи. «Мы закупаем кожу со всего мира — Южная Корея, Турция. Сейчас сместили акценты в сторону отечественных производителей», — заявляет Владимир Денисенко. Однако он отмечает, что полностью перейти на российскую кожи у производителей возможности пока нет. Во-первых, отечественная продукция слишком груба для женской линейки, кроме того, отечественные кожевенные предприятия не могут «переварить» потребности производителей. «Недавно продана Калужская обувная фабрика, и, что вдвойне обидно, не как предприятие, а как помещение. В России по итогам 2014 года сократилось производство кожи на 5%», — отметил гендиректор «Обувной фирмы «Юничел».

Бегом по трендам

Игроки обувного рынка прогнозируют, что в этом году не будет столь бурного развития обувных розничных сетей, как в предыдущие годы. «Многие игроки пересмотрели инвестпрограмму и не планируют активно открывать магазины. Однако тенденция к консолидации рынка, которая наблюдалась в последнее время, сохранится: крупные игроки будут наращивать долю за счет мелких сетей. Разрозненные магазины будут уходить с рынка», — считают в ГК «Обувь России».

Преимуществом ситуации участники считают то, что многие иностранные бренды отложили свои планы по выходу на наш рынок на ближайшие 3-5 лет, поэтому у российских обувных компаний есть возможность укрепить позиции, повысить качество продукции и обслуживания и в дальнейшем на равных конкурировать с глобальными игроками.

Совсем другое настроение у мелких продавцов обуви в Омске, чьи бутики расположились в местных торговых центрах. Многие уже отправились на разведку, чтобы закупить товар к весенне-летнему сезону по новым ценам. Крайне необщительные в условиях кризиса, они красноречиво вздыхают: «Какие интервью, тут бы ноги не протянуть. Даже не знаем, что привезем на продажу!».

Ольга Данилова

Фото: hostingkartinok.com

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 16 (069) 28 апреля

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Гульнара
Отличная статья, хотелось бы связаться с автором, мы профессиональное издание о моде, хотелось бы посотрудничать.

07 мая, 00:49 | Ответить
«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этно-драма, снятая школьным директором.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».