Деловой Омск

Деловой Омск

04 мая 2015 12.58Статьи

Уральский букет

Владелец местной франшизы цветочной сети Megaflowers Павел Кретов уверен, что кризис — удобное время для расширения бизнеса. Предприниматель подыскивает помещение под организацию третьего магазина в Омске.

Уральский букет

Возглавить омский филиал цветочной компании Павлу помог случай. Несколько лет назад уроженец Челябинской области приехал в Омск в командировку. Здесь он познакомился со своей будущей женой. Трех дней хватило, чтобы молодой предприниматель решил остаться насовсем. Пришлось задуматься о том, чем заниматься в новом для себя городе.

«В Челябинске я работал на предприятии мастером кузнечного прессового цеха, а потом устроился региональным представителем крупной компании, по делам которой и приехал в Омск. Здесь первые два года я провел в поисках работы: был региональным представителем двух соковых производителей, но по разным причинам уходил из этих компаний. Поэтому с удовольствием принял предложение моего друга и владельца челябинской сети Megaflowers Сергея Семенова, который расширял бизнес и предложил мне руководить омской франшизой», — рассказывает директор местных магазинов сети.

Первый филиал

По словам Павла Кретова, Семенов в Челябинске начал бизнес с сайта по доставке цветов по всему миру, параллельно он развивал региональные сайты цветочной тематики («Букет55» — в Омске или «Букет74» — в Челябинске и т. д.). Года через два после успешного старта электронного ресурса стали появляться и розничные магазины по всему уральскому городу. Сейчас в Челябинске работает 10 точек. Омск стал первым иногородним проектом.

«Сейчас партнерская сеть имеется во всех городах с населением от 500 тыс. человек, часть из них работает под брендом Megaflowers как франшиза. Наш регион был пилотным, на нас были обкатаны основные управленческие решения, проанализированы ошибки. Мы много экспериментировали, чтобы понять потребности рынка, оценить наше предложение. Успешно проработав около года в Челябинске, решили развивать сеть», — рассказывает директор омских магазинов.

Павел вспоминает, что стартовый капитал на открытие первого салона цветов удалось собрать вместе с уральским партнером. Кретов оценивает инвестиции в один магазин сопоставимого формата по современным ценам в 0,8-1,1 млн рублей.

«Первоначальные взносы мы разделили в пропорции 50 на 50. Свою долю я скопил за время работы в других организациях. Получается, рисковал семейным бюджетом. Хорошо, что не пришлось обращаться за кредитами в финансовые организации. Мне кажется, брать в займы у банка опасно, особенно на старте. Открытие дела — всегда большой риск. Если что-то не получится, позже придется выплачивать долг», — объясняет свою позицию руководитель.

Борьба с демпингом

Кретов говорит, что партнерская помощь из Челябинска и готовый формат бизнеса, который нужно было лишь масштабировать на местном рынке, значительно облегчили решение управленческих задач.

«Когда открывали первый магазин, Сергей Семенов приехал в Омск со своей командой, провел обу-чение сотрудников, привез часть оборудования, объяснил механизмы взаимодействия с поставщиками. Это было большое подспорье на старте», — утверждает предприниматель.

Это не значит, что дело не требовало усилий местного руководителя. Цветочный рынок Омска сверхконкурентный, из-за чего приходится постоянно проводить модернизацию проекта, приспосабливать его к реалиям меняющейся конъюнктуры.

«В первый год работы я практически жил в магазине. Думаю, в тот период было много ошибок, приходилось по ходу овладевать необходимыми навыками. Подстегивала и конкуренция. Рынок перенасыщен предложением, особенно дешевым», — уверен владелец франшизы.

Предприниматель огорчен, что омский клиент привык к демпингу.

«В том же Челябинске точек продаж не меньше, чем в Омске, но участники рынка цену не занижают. Я когда вижу рекламу о том, что розы можно купить за 15 рублей, искренне удивляюсь. Не понимаю, как люди умудряются зарабатывать, «отбивать» аренду, выплачивать зарплату флористам», — поражается директор магазинов Megaflowers.

Павел Кретов рассказывает, что конкурировать с дешевизной можно лишь высоким качеством обслуживания и внимания к деталям.

«Мы каждому покупателю даем инструкцию по уходу за цветком и гарантию, что если цветок завянет за три дня, то мы вернем деньги. Это не просто маркетинг. Мы контролируем весь жизненный цикл нашего специфического товара, чтобы клиент был доволен и вернулся к нам снова. Вообще на местном рынке о качественном предложении задумываемся далеко не только мы. Для примера можно взять тех же монстров нашего рынка «Белую орхидею» и «Цветы у яблоньки», которые существуют не одно десятилетие».

Опыт не приветствуется

Одним из ключевых составляющих успешного развития омской сети Павел считает постоянный состав команды. В сети Megaflowers нет текучки кадров, характерной для торговли. Сейчас в магазинах работает 13 человек: 10 флористов и 3 их помощника. За последние 1,5 года нанимать новых сотрудников пришлось лишь из-за того, что два продавца ушли в декрет, а одна из флористов вышла замуж и уехала в Тюмень. Справедливости ради стоит уточнить, что за три года работы сети в Омске такая стабильность была не всегда.

«На первом этапе мы наделали много ошибок при найме персонала. В частности, я стремился набирать флористов с опытом работы в этой сфере. Оказалось, что эта стратегия в корне не правильная. Бывшие продавцы, которые работали в палатках на Лермонтова или у вокзала, не понимали специфику бренда, не обладали знаниями и не могли найти общего языка с клиентом. Многие из них еще и курили, чего я категорически не приемлю при работе с цветами, да и посетителей это отпугивает. Пришлось набирать сотрудников заново», — вспоминает директор сети.

Предприниматель сменил стратегию приема персонала. Даже в объявлениях указал, что на работу приглашаются флористы без опыта работы. Сейчас Павел убежден, что лучше потратить время на обучение нового специалиста с нуля, чем без особой пользы переучивать соискателя. В компании регулярно проводятся семинары для сотрудников обоих омских магазинов сети, а время от времени часть флористов выезжает в Челябинск на стажировку.

Мрачные мысли в прошлом

По словам Кретова, несмотря на кризис, планов модернизации никто не отменял. Так, в конце мая планируется масштабная реконструкция интерьера одного из двух магазинов сети. Хотя предприниматель признается, что было время, когда он был менее оптимистичен в ожиданиях.

«В одной из передач на канале РБК кто-то из экспертов пошутил, что российский рынок захватывает торговая сеть под названием «Аренда». Цветочные проекты сворачиваются так же, как и любая другая розница. На сайтах объявлений появляются предложения по продаже готовых бизнесов в нашей сфере. Правда, их владельцы отмечают, что дела шли в гору, а продать проект пришлось исключительно из-за переезда в другой город. Мне кажется, это лукавство. В ноябре и в начале декабря, не скрою, и у меня появлялись мрачные мысли. Я думал, что скоро всем нам нужно будет искать новую работу. К счастью, стабилизация валютных курсов и небольшое укрепление рубля все-таки вселяют уверенность».

Предприниматель справедливо отмечает, что если рынок падает, то до нуля он все равно не упадет. Спрос на цветы будет всегда, а сеть Megaflowers ориентируется в том числе и на обеспеченных клиентов. Частыми посетителями салонов, в частности, бывают игроки и тренеры хоккейного «Авангарда», которые вряд ли сильно пострадали в период кризиса. Получается, что во время финансовых трудностей больше всего просели демпингующие участники цветочного рынка. Они пострадали из-за минимальной маржинальности своего бизнеса и низкой платежеспособности постоянных клиентов. В период валютных скачков и последовавшего роста цен на цветы у таких игроков рынка просто не было резервов для выправления положения.

«Цены на цветы, естественно, выросли, мы же закупаем товар в валюте. Хорошо, что почувствовали падение спроса голландские и эквадорские производители. Когда рынок просел, они были вынуждены идти нам навстречу, чтобы выращенная продукция не пропала».

Свобода руководителя

Сейчас предприниматель думает об открытии третьего магазина сети. Пока на рынке много свободных помещений и арендодатели готовы идти на уступки, можно найти удобный вариант расположения.

«Ряд пустующих площадей мы уже посмотрели, но не хочется промахнуться с выбором, поэтому не форсируем ситуацию. Не хотелось бы не угадать с расположением и через некоторое время переехать. Покупатели ведь заметят, что салон появился, а потом пропал. Это был бы удар по репутации», — уверен Павел.

Уходить из цветочного бизнеса или заниматься параллельными проектами молодой предприниматель пока не планирует. Кретов утверждает, что нынешняя работа ему по душе. К тому же благодаря давней дружбе и взаимному доверию с учредителем сети владелец франшизы чувствует себя вполне свободным в принятии решений.

«Бывает, что мы с Сергеем Семеновым серьезно расходимся во взглядах на тот или иной вопрос, но в споре стараемся прийти к компромиссу. Думаю, что это полезно — иметь взгляд на проблему с разных сторон. Тем более что к конфликту разногласия не приводят. Наверное, если бы учредитель сети был менее близким человеком, то так комфортно мне не работалось. Хотя не факт, что и я в этом случае вообще попал бы в цветочный бизнес», — говорит предприниматель.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 16 (069) 28 апреля

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.