Деловой Омск

Деловой Омск

19 мая 2015 12.36Статьи

Транспорт. Спасибо, что живой!

В очередном выпуске рубрики «Тест-сервис» — маршрутки против автобусов. Корреспондент «ДО» проанализировал услуги частников и муниципалов и скрупулезно описал плюсы и минусы для людей, которые смотрят на общественный транспорт лишь из окна личного авто.

Транспорт. Спасибо, что живой!

Чтобы избежать субъективности, я решил выбрать один маршрут, который сначала преодолел на маршрутке, а потом — на городском автобусе от дома до работы: от ж/д вокзала до остановки «КДЦ им. Маяковского». Очевидно, это один из самых популярных маршрутов ежедневной трудовой миграции омичей.

В режиме ожидания

В центр города можно попасть десятками маршрутов — муниципальными и частными. У частника есть преимущество: «большой» автобус даже на конечной остановке нужно еще дождаться, а коммерческий транспорт сам ждет клиента. Мороз и дождь комфортнее переждать под крышей «Газели», а не под козырьком остановочного павильона.

В день проверки частники меня не подвели: в ожидании пассажиров на остановке стояли сразу несколько машин. Я выбрал комфортабельный автобус марки «Ситроен» с маршрутным номером 307. С ним конкурировали «Газели», работающие на 215 и 335 маршрутах, но даже их внешний вид не внушал доверия. К тому же в утренние часы эти популярные направления пользуются повышенным спросом. Сидячие места были заняты, а ехать стоя, да еще и в «Газели», не только неудобно, но и небезопасно.

Поездка показала как плюсы, так и минусы этого вида транспорта. Среди преимуществ частника можно назвать банальные (высокая скорость перемещения по городу, возможность остановки по требованию) и специфические (чаще можно рассчитывать на свободные сидячие места, в среднем менее конфликтная атмосфера в салоне, бесплатная перевозка багажа). Негативные стороны работы коммерческого транспорта пассажирам тоже давно известны: высокий риск получить травму из-за «качки» в салоне, громкая музыка в салоне, а также вредные привычки водителя.

От себя добавлю еще пару ложек дегтя. Во-первых, любого продвинутого пассажира категорически не устраивает, что маршрутные такси неохотно работают с приборами геолокации и практически не отображаются на популярных сервисах «Мой Маршрут», «Яндекс.Транспорт» и других, что не позволяет планировать время прибытия. Во-вторых, архаичный порядок оплаты проезда подразумевает только наличный расчет за поездку. С крупной купюрой в кармане потенциальный пассажир может превратиться в пешехода, если у водителя не окажется сдачи. Сырая и не очень современная электронная система проездных билетов для муниципального транспорта, внедряемая в Омске, на этом фоне выглядит эволюционным чудом.

Спасение от одиночества

Передвижение по городу в салоне муниципального автобуса, троллейбуса или трамвая — развлечение не для слабонервных. В утренние и вечерние часы пик чувствуешь себя как на самой оживленной улице Пекина. Но и в другое время пустой автобус — область надежд.

Поток трудящихся в эти моменты замещает еще более сплоченная армия пенсионеров, которые перемещаются по городу по самым замысловатым маршрутам. Давку и заметно более высокую напряженность в отношениях между людьми можно назвать главными недостатками поездок в муниципальном транспорте. Еще одна существенная неприятность кроется в ужасающей ветхости подвижного состава. Если часть автобусов и троллейбусов пока не производит впечатления ровесников Октябрьской революции, то на омских трамваях Наполеон вполне мог бы въезжать в Москву в 1812 году.

Среди плюсов — безопасность. Все-таки городской транспорт попадает в ДТП гораздо реже, чем «Газели», но главное достижение сотрудников департамента транспорта заключается как раз в желании бесконечно улучшать сервис. И если не хватает денег на то, чтобы кардинально поменять подвижной состав и сделать его более комфортным для передвижения, то есть смысл внедрить хотя бы информационные услуги и безналичную оплату проезда.

Путешествовать в автобусе в час-пик —
удовольствие сомнительное. Давка и бытовое хамство — главные враги муниципального транспорта в часы трудовой миграции.

Путешествовать в автобусе в час-пик — удовольствие сомнительное. Давка и бытовое хамство — главные враги муниципального транспорта в часы трудовой миграции.

Система электронных проездных пока только проходит обкатку. Хотя уже видны как плюсы, так и минусы ее внедрения. Положительной стороной можно считать сокращение наличных расчетов. Пассажиров мотивируют покупать электронные проездные, обещая дисконт за каждую поездку. Это хорошо не только потому, что сумка с мелочью грозит кондуктору хроническим остеохондрозом. Главное — сейчас каждый клиент будет учтен и сведения о пассажиропотоке станут более объективными. С одной стороны, это улучшит прогнозирование, поможет диспетчерам планировать количество транспорта на маршруте, а также объективизирует расчеты между транспортными предприятиями за проезд не только льготников, но и пассажиров с абонементными билетами. Если раньше владелец проездного, заходя в автобус с синей бумажкой, нигде не учитывался, то сейчас кондуктор с помощью терминала списывает поездку с электронного билета. Это позволяет департаменту направлять выручку в то транспортное предприятие, автобус которого и перевозил пассажира с проездным. Раньше перераспределение прибыли от продажи абонементных билетов между ПАТП происходило в зависимости от километража.

К сожалению, информационную поддержку своевременного введения электронной системы мэрия полностью провалила. Пассажиры, пришедшие покупать проездные билеты на май 2015 года, ровным счетом ничего не поняли в тех тарифах, которые предлагает дептранспорта.

Также сложно пополнять счет проездного билета. Организаторы нововведения обещают договориться со Сбербанком и большинством платежных терминалов, но пока внести деньги на электронный счет можно лишь в киосках «Пассажирсервиса» (в павильонах, где раньше продавались бумажные проездные). Кроме того, теперь каждый пассажир должен первым делом подойти к кондуктору и либо купить билет, либо сканировать свой проездной или транспортную карту льготника электронным терминалом. Работы у кондуктора заметно прибавилось. В переполненном автобусе эти манипуляции приводят к дополнительным конфликтам и провоцируют давку. Выходом из ситуации может стать появление сканеров не только у кондукторов, но и на поручнях, но это требует дополнительных расходов, поэтому чиновники решили повременить с их покупкой.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (071) 19 мая

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Славик
А кондуктора как продавали билет
по 10 раз один и тот же ,так и продают.
19 мая, 17:17 | Ответить
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.