Деловой Омск

Деловой Омск

19 мая 2015 12.36Статьи

Транспорт. Спасибо, что живой!

В очередном выпуске рубрики «Тест-сервис» — маршрутки против автобусов. Корреспондент «ДО» проанализировал услуги частников и муниципалов и скрупулезно описал плюсы и минусы для людей, которые смотрят на общественный транспорт лишь из окна личного авто.

Транспорт. Спасибо, что живой!

Чтобы избежать субъективности, я решил выбрать один маршрут, который сначала преодолел на маршрутке, а потом — на городском автобусе от дома до работы: от ж/д вокзала до остановки «КДЦ им. Маяковского». Очевидно, это один из самых популярных маршрутов ежедневной трудовой миграции омичей.

В режиме ожидания

В центр города можно попасть десятками маршрутов — муниципальными и частными. У частника есть преимущество: «большой» автобус даже на конечной остановке нужно еще дождаться, а коммерческий транспорт сам ждет клиента. Мороз и дождь комфортнее переждать под крышей «Газели», а не под козырьком остановочного павильона.

В день проверки частники меня не подвели: в ожидании пассажиров на остановке стояли сразу несколько машин. Я выбрал комфортабельный автобус марки «Ситроен» с маршрутным номером 307. С ним конкурировали «Газели», работающие на 215 и 335 маршрутах, но даже их внешний вид не внушал доверия. К тому же в утренние часы эти популярные направления пользуются повышенным спросом. Сидячие места были заняты, а ехать стоя, да еще и в «Газели», не только неудобно, но и небезопасно.

Поездка показала как плюсы, так и минусы этого вида транспорта. Среди преимуществ частника можно назвать банальные (высокая скорость перемещения по городу, возможность остановки по требованию) и специфические (чаще можно рассчитывать на свободные сидячие места, в среднем менее конфликтная атмосфера в салоне, бесплатная перевозка багажа). Негативные стороны работы коммерческого транспорта пассажирам тоже давно известны: высокий риск получить травму из-за «качки» в салоне, громкая музыка в салоне, а также вредные привычки водителя.

От себя добавлю еще пару ложек дегтя. Во-первых, любого продвинутого пассажира категорически не устраивает, что маршрутные такси неохотно работают с приборами геолокации и практически не отображаются на популярных сервисах «Мой Маршрут», «Яндекс.Транспорт» и других, что не позволяет планировать время прибытия. Во-вторых, архаичный порядок оплаты проезда подразумевает только наличный расчет за поездку. С крупной купюрой в кармане потенциальный пассажир может превратиться в пешехода, если у водителя не окажется сдачи. Сырая и не очень современная электронная система проездных билетов для муниципального транспорта, внедряемая в Омске, на этом фоне выглядит эволюционным чудом.

Спасение от одиночества

Передвижение по городу в салоне муниципального автобуса, троллейбуса или трамвая — развлечение не для слабонервных. В утренние и вечерние часы пик чувствуешь себя как на самой оживленной улице Пекина. Но и в другое время пустой автобус — область надежд.

Поток трудящихся в эти моменты замещает еще более сплоченная армия пенсионеров, которые перемещаются по городу по самым замысловатым маршрутам. Давку и заметно более высокую напряженность в отношениях между людьми можно назвать главными недостатками поездок в муниципальном транспорте. Еще одна существенная неприятность кроется в ужасающей ветхости подвижного состава. Если часть автобусов и троллейбусов пока не производит впечатления ровесников Октябрьской революции, то на омских трамваях Наполеон вполне мог бы въезжать в Москву в 1812 году.

Среди плюсов — безопасность. Все-таки городской транспорт попадает в ДТП гораздо реже, чем «Газели», но главное достижение сотрудников департамента транспорта заключается как раз в желании бесконечно улучшать сервис. И если не хватает денег на то, чтобы кардинально поменять подвижной состав и сделать его более комфортным для передвижения, то есть смысл внедрить хотя бы информационные услуги и безналичную оплату проезда.

Путешествовать в автобусе в час-пик —
удовольствие сомнительное. Давка и бытовое хамство — главные враги муниципального транспорта в часы трудовой миграции.

Путешествовать в автобусе в час-пик — удовольствие сомнительное. Давка и бытовое хамство — главные враги муниципального транспорта в часы трудовой миграции.

Система электронных проездных пока только проходит обкатку. Хотя уже видны как плюсы, так и минусы ее внедрения. Положительной стороной можно считать сокращение наличных расчетов. Пассажиров мотивируют покупать электронные проездные, обещая дисконт за каждую поездку. Это хорошо не только потому, что сумка с мелочью грозит кондуктору хроническим остеохондрозом. Главное — сейчас каждый клиент будет учтен и сведения о пассажиропотоке станут более объективными. С одной стороны, это улучшит прогнозирование, поможет диспетчерам планировать количество транспорта на маршруте, а также объективизирует расчеты между транспортными предприятиями за проезд не только льготников, но и пассажиров с абонементными билетами. Если раньше владелец проездного, заходя в автобус с синей бумажкой, нигде не учитывался, то сейчас кондуктор с помощью терминала списывает поездку с электронного билета. Это позволяет департаменту направлять выручку в то транспортное предприятие, автобус которого и перевозил пассажира с проездным. Раньше перераспределение прибыли от продажи абонементных билетов между ПАТП происходило в зависимости от километража.

К сожалению, информационную поддержку своевременного введения электронной системы мэрия полностью провалила. Пассажиры, пришедшие покупать проездные билеты на май 2015 года, ровным счетом ничего не поняли в тех тарифах, которые предлагает дептранспорта.

Также сложно пополнять счет проездного билета. Организаторы нововведения обещают договориться со Сбербанком и большинством платежных терминалов, но пока внести деньги на электронный счет можно лишь в киосках «Пассажирсервиса» (в павильонах, где раньше продавались бумажные проездные). Кроме того, теперь каждый пассажир должен первым делом подойти к кондуктору и либо купить билет, либо сканировать свой проездной или транспортную карту льготника электронным терминалом. Работы у кондуктора заметно прибавилось. В переполненном автобусе эти манипуляции приводят к дополнительным конфликтам и провоцируют давку. Выходом из ситуации может стать появление сканеров не только у кондукторов, но и на поручнях, но это требует дополнительных расходов, поэтому чиновники решили повременить с их покупкой.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (071) 19 мая

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Славик
А кондуктора как продавали билет
по 10 раз один и тот же ,так и продают.
19 мая, 17:17 | Ответить
Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Новосибирская журналистка пообещала лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову показать сиськи за эксклюзив, а редактор «Нового Омска» поблагодарил его за популяризацию старого имени Стас.