Деловой Омск

Деловой Омск

23 мая 2015 12.00Статьи

Полный улет

В июне в Омск приедет замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, который обсудит с региональными чиновниками судьбу строящегося 30 лет аэропорта Омск-Федоровка. Однако, если история стоимостью 5 млрд рублей все-таки закончится, что делать с оставшимся хозяйством?

Полный улет

Уместно напомнить, что в СССР денег на инфраструктурные проекты никогда не жалели. Поскольку Омск являлся крупнейшим промышленным центром страны, решение о строительстве современного аэропорта Омск-Федоровка было принято Советом министров СССР без особых задержек, после проведения необходимых процедур. Соответствующие постановления оформлены в декабре 1979 года под № 1146 и в сентябре 1982 года под № 863. Строительные работы начаты в 1983 году.

Старт дали по-советски

С 1983 по 1988 год на возведение объекта освоен 31 млн советских рублей, или 55% от запланированных расходов. «Когда я в 1989 году стал командиром омского объединенного авиаотряда, в Федоровке работали три главных подрядчика: Новосибирское строительное управление занималось взлетно-посадочной полосой и перроном, омский Трест №1 возводил аэровокзал, «Омсктрансстрой» проводил все остальные работы. С финансированием проблем не было, а вот строители по разным причинам хронически не могли освоить выделенные средства. Работай они тогда нормально, то к 1991 году аэропорт можно было бы ввести в эксплуатацию», — уверен бывший директор аэропорта Омск-Центральный Сергей Круглов.

С развалом СССР с финансированием федерального объекта начались проблемы. Ситуация кардинально поменялась. Строители готовы были работать день и ночь, но деньги поступали эпизодами. В это время пассажиропоток аэропорта Омск-Центральный уверенно падал, по данным Сергея Круглова, с 3 млн в 1991 году до 310 тыс. человек в 2000 году. Оценив тенденцию, министерство транспорта в 1994 году принимает решение о прекращении строительства Федоровки и официально уведомляет об этом администрацию Омской области.

Конец и вновь начало

Именно в этот момент бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев неожиданно объявил проект строительства нового аэропорта одним из важнейших для региона и стал продвигать его с обычным для него упорством.

В июне 1994 года действующий аэропорт акционировали в компанию «Омский аэропорт», но в нее не вошла Федоровка. В конце лета в уставный капитал «Омского

аэропорта» все же включены объекты незавершенного строительства. Но на площадке остались только охранники, распугивающие мародеров.

Очередная попытка реанимировать проект была предпринята в 2002 году при участии совладельца «Сибнефти» Романа Абрамовича. Но владелец нефтяной компании в последний момент передумал и инвестировал $100 млн в «Арену-Омск», посчитав это более интересным вложением.

Новый всплеск активности на знаменитом недострое приходится на 2010 год. Бизнес-план по Федоровке делает немецкая компания Hochtief AirPort («Хохтиф Аэропорт») за 53,8 млн рублей. Строительство должно было начаться в 2011-м, а закончиться в 2015 году. Но и в этом случае дальше проекта дело не сдвинулось.

Взлетное наследство

В 2012 году теперь уже губернатор Омской области Виктор Назаров объявил о приостановке строительства Омск-Федоровки из-за нехватки бюджетных средств. Казалось бы, на проекте поставлена точка. Но не тут-то было. Уже в конце 2013 года региональные власти неожиданно заказали Внешэкономбанку экспертизу Омск-Федоровки. За разработку концепции ВЭБу заплатили 30 млн руб.

По расчетам финансистов, инвестиции в проект должны сейчас составить порядка 16,2 млрд руб., а реализацию проекта необходимо осуществлять на условиях концессии. «По условиям концессионного соглашения, которое будет заключено на 30 лет, частный инвестор обязан привлечь финансирование для реализации проекта, обеспечить проектирование, строительство и эксплуатацию аэропорта. Также в обязанности инвестора входит перенос аэропортовой деятельности из действующего объекта Омск-Центральный в новый аэропорт», — поясняли в облправительстве. Сроки очередного начала строительства назначили на 2016 год. Причем заявления делались явно без особого энтузиазма и веры в то, что на проект найдется серьезный инвестор.

Неожиданный разворот

Сенатор Андрей Голушко анонсировал на начало июня визит в Омск замминистра транспорта России Валерия Окулова. Куратор всей аэропортовой деятельности страны проведет выездное совещание, на котором будет рассматриваться в том числе и дальнейшая судьба Федоровки. А в отношении долгостроя сенатор высказался однозначно. «При существующем пассажиропотоке — а другого нам взять негде — аэропорт Омск-Федоровка будет ежегодно приносить убыток в размере около 1 млрд рублей. А кто этот убыток будет покрывать? Естественно, его придется закрывать бюджетными деньгами», — заявил он газете «Коммерческие вести».

Более того, по мнению сенатора, именно из-за неразберихи с Омск-Федоровкой город не может модернизировать действующий аэропорт и всю эту историю с долгостроем необходимо наконец заканчивать.

Обошлось дорого

Подсчитать, сколько на сегодняшний день средств было потрачено на аэропорт Омск-Федоровка, можно лишь приблизительно и с большой погрешностью. Финансист, который долгие годы принимал участие в бюджетном процессе региона, пожелав остаться неназванным, подсчитал, что в сегодняшних ценах на Федоровку было потрачено более 5 млрд рублей. Для этого нужно умножить 31 млн советских рублей на 2 тыс. процентов (такова инфляция за все эти годы) и прибавить деньги, что тратились на содержание, добавив средства из областного бюджета на несколько экспертиз и проектов. «В принципе, этих денег было бы достаточно, чтобы построить нормальный новый аэропорт, но проблема в том, что задачи такой не ставилось, начиная с 1994 года. Гидроузел, метро и Федоровка — это гири, висящие на Омской области. Губернатор Виктор Назаров мог от них избавиться, но заинтересованным лицам опять удалось их навязать, надеюсь, теперь уже ненадолго», — уверен финансист.

Куда теперь с этим добром?

Главный редактор федерального интернет-ресурса Aviaport.ru Олег Пантелеев хорошо знаком с омской историей и считает, что на сегодняшний день в сложившейся экономической ситуации вынос воздушной гавани за пределы города не представляется возможным. Инвесторов нет и в ближайшее время точно не будет. «Реализовать проект невозможно. Как использовать недостроенный объект, я тоже не представляю. Это уже должна быть работа региональной власти, которая может выслушать предложения от бизнеса», — считает Олег Пантелеев.

Экс-директор ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» Игорь Глушков уверен, что предназначение этого места — только для развития авиации и никак иначе. «В противном случае автогонщики будут устраивать там ралли, кто-то наставит контейнеров, организовав перевалочную базу. Все это полная ерунда, и я даже не хочу это обсуждать», — отрезал Игорь Глушков.

Представители бизнеса говорят о том, что территория в первую очередь подойдет для государственного использования. «Например, туда можно переместить из Калачинска авиационную базу омского летно-технического колледжа. Место весьма привлекательное для размещения новых предприятий и логистических центров, там уже есть все необходимые коммуникации. Готовых рецептов сейчас нет, собственник в лице облправительства должен сам определиться, что делать с этой территорией», — сделал вывод руководитель аналитического агентства «ОМЭКС» Максим Репин. По его мнению, преимущество этого места только одно — стоимость 1 кв. м земли, расположенной в удобном месте, составит 30–40 рублей, а в городе эта цифра начинается от 100 рублей за квадрат.

Комментарий:

Эта земля заинтересует бизнес

Евгений Щербаков, генеральный директор центра деловой недвижимости «Навигатор»

Нужно продать весь этот недостроенный комплекс за символический рубль любому инвестору. Я думаю, предложение сразу заинтересует бизнес, развивающий экстремальные виды спорта. И это было бы замечательно. Туда бы съехались мотоциклисты, автогонщики, а на развалинах можно устраивать бои в пейнтбол. Там можно организовать курсы по стрельбе из огнестрельного оружия, парашютной подготовке. Место просто идеально подходит для парапланеристов. Большим спросом среди мужчин пользовалось бы предложение по вождению танков, бронетранспортеров, да много чего из армейской подготовки.

Если построить несколько мотелей и коттеджей для сдачи, то получится прекрасное место для семейного отдыха. Именно такого направления в Омске сейчас категорически не хватает. Причем, обратите внимание, многочисленные ночные клубы уже мало кого интересуют. В мире и у нас сейчас престижно отдыхать активно. Причем, на первом этапе больших инвестиций не потребуется. В десять миллионов вполне можно уложиться. Получим место для активного отдыха и возможность для развития малого бизнеса. Но круг лиц, привыкший растаскивать на строительстве аэропорта Омск-Федоровка бюджетные деньги, сделает все возможное и невозможное, чтобы сохранить нынешнее положение дел с разговорами о мифических инвесторах и необходимостью заказать очередную экспертизу или проект.

Нужно развивать малую авиацию

Илья Иванов, совладелец ГК «Омь-Инвест»

Печально, что проект по строительству аэропорта Омск-Федоровка так и не реализован. Теперь это уже очевидно. Однако, считаю, что здесь можно и нужно дальше развивать именно авиационную тему. Например, сделать центр, где можно научиться пилотировать легкие самолеты. Может быть, создать условия для появления частной авиации. Но это все необходимо, конечно, внимательно изучать и просчитывать, разговаривать со специалистами. Я знаю, в других городах такое направление развивается, может быть, и нам попробовать? Но еще раз повторю, нужно все внимательно смотреть.

Анатолий Шестаков

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (071) 19 мая

Добавить комментарий
Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

Войдет ли работа Евгении Мальгавко в репертуар нового сезона, решали в минувшую среду.