Деловой Омск

Деловой Омск

14 июня 2015 12.55Статьи

Игра в домики

Директор макетной мастерской «МАХОМ» Олеся Пецевич до открытия собственного дела десять лет проработала в «Омскгражданпроекте». Накопленный опыт она пытается реализовать в том числе и вне B2B-рынка.

Игра в домики

Что может профессиональный макетчик? Например, сделать дом или целый архитектурный комплекс в миниатюре — по фотографии, или с едва понятного словесного описания, или по четкому архитектурному плану. Кому все это нужно? Девелоперам, чтобы убедить инвесторов, что их архитектура шикарна и не оставит клиентов равнодушными. Или архитекторам, которые хотят продать проект девелоперам. Как ни крути, но даже профессионалам для принятия решений нужна наглядность.

Ул. Бударина — Омская крепость

«Вроде большие взрослые дяди, а словно играют в домики. Увлеченно ставят машинки, здесь башенку, тут скамеечку, — восхищенно вспоминает Олеся первый день студенческой практики, когда в 2004 году она впервые пришла в макетную мастерскую «Омскгражданпроекта» и увидела будущих коллег. — Для меня это была настоящая магия, когда на плоском плане местности они создавали третье измерение, и сразу все оживало».

В «Омскгражданпроекте» в те годы как раз начиналась работа по созданию серии макетов для генплана города Омска в масштабе 1:2000. Инициировал это дело главный городской архитектор Анатолий Тиль, тогда еще совсем новый человек в череде городских «демиургов». Олеся махом включилась в работу: помогла коллегам визуализировать автомобильную развязку на Бударина, возникшую лишь недавно, а также развязку у «Маяковского», которой нет по сей день. Создала маленький «Фестиваль» на Левом берегу и Успенский собор на правом. Время прилежно скопировало ее макеты в жизнь.

Летели годы. И вот Олеся Сергеевна уже ведущий макетчик «Омскгражданпроекта». «Игры в домики» позади: нужно действовать строго по сметам, не допуская перерасхода творческих сил. Проектируя в 2014 году Омскую крепость, она вдруг решает оживить ее.

«Любуясь тем, как мы качественно детализировали архитектуру крепости, я невольно вспомнила знаменитый гранд-макет Санкт-Петербурга и сразу поняла: здесь мало трех измерений, нужно четвертое! Захотелось наводнить пустынные переулки маленькими каретами, кузнецами, солдатиками с пушками, чтобы у зрителя возник максимальный эффект погружения. Ведь для этого и существует архитектурное макетирование, — вспоминает Олеся небывалый творческий подъем. — Но мне тогда настрого запретили все это делать, ведь в плане не заложено…».

Оставаться «плановым человеком» в масштабе 1:2000 по отношению к собственным творческим амбициям Олеся больше не смогла. Надо сказать, что именно в стенах макетной мастерской «Омскгражданпроекта» она познакомилась со своим будущем мужем. Вот так вместе Олеся и Евгений Пецевичи почти одновременно покинули свою альма-матер и открыли ИП, чтобы идти дорогой классического семейного бизнеса на весьма неклассическом рынке услуг.

Омская крепость — ул. Ч. Валиханова

Весной 2014 года Фонд развития Омской области обратился в «Омскгражданпроект» с заказом на макет реконструкции улицы Чокана Валиханова. Но условие — сделать все за неделю — оказывается для института невыполнимым. Институт готов осуществить работу лишь за месяц и по цене 150 тыс. руб. На выручку девелоперам приходит семья Пецевичей: они готовы уложиться в срок, при этом серьезно демпингуют — просят за макет всего 30 тыс. руб., хотя половина этих денег уйдет на материалы. Так и получают свой первый частный заказ, который действительно делают за неделю — ценой бессонных ночей.

Именно в тот момент Олеся и Евгений придумывают назвать свою мастерскую «МАХОМ», чтобы закрепить даже в названии идею скорости, которой так не хватает заказчикам при сотрудничестве с крупными проектными организациями.

«За все годы моей работы в «Омскгражданпроекте» услуги макетирования никогда не продвигались отдельно. Мы всегда были составной частью большого пакета услуг. А ведь иногда человеку просто нужен дом. Дом в миниатюре. Безо всяких архитектурных изысканий, причем нужен быстро. Например, в подарок», — рассуждает Олеся.

Идея «макета как подарка» оказалась относительно востребованной.

«Видимо, раньше никто и не представлял, что есть люди, которым можно принести фотографию давно сгоревшего охотничьего домика, и вам за 5 тыс. руб. сделают его миниатюру с основой 25 на 25 см. И вы потом подарите этот домик на день рождения своему любимому дедушке», — вспоминает она один «особо трогательный» заказ.

От «воскрешенных» домиков до целых подарочных промзон: в январе 2015 года в «МАХОМ» обратился представитель ООО «Сибирские колбасы» — у директора предстоял юбилей, и сотрудники задумали подарить ему ландшафтный макет производственной территории. Миниатюрный мясокомбинат на площадке 70 на 50 см обошелся заказчикам в 20 тыс. руб. Директор подарком остался очень доволен, и макет промзоны отныне украшает его рабочий кабинет.

К сожалению, это все подарочные «кейсы» за почти год частной практики Пецевичей. Да и выручка за 2014 год у них составила всего 646 тыс. руб., не считая расходов на материалы, которые в некоторых заказах достигают 60% от стоимости макета.

А если разделить оставшуюся сумму на двух человек, вовлеченных в этот малый бизнес, то нарисуются совсем уж скромные ежемесячные суммы.

Эту историю можно было бы сейчас продолжить шаблонной фразой «но молодые предприниматели не унывают» и этим солгать. Чем чреват демпинг на рынке макетирования, Пецевичи понимают лишь теперь. Не так уж и приятно осознавать себя низшим звеном в «пищевой цепочке» финансов, когда у тебя покупают макет за 30 тыс. руб., а продают конечному заказчику уже за 300 тыс., причем в рамках освоения муниципального бюджета.

Макет стадиона в г. Ханты-Мансийске. М 1:1000.

Ул. Валиханова — Любинский проспект

После первого сотрудничества с Фондом развития Омской области по проекту улицы Валиханова мастерская «МАХОМ» рассчитывала получить от них и второй заказ — на макетирование реконструкции Любинского проспекта. Но воплощению задуманного помешала очередная бизнес-тонкость.

«Как мы помним, недавние публичные слушания по проекту реконструкции главной улицы города обернулись скандалом со стороны общественников, многие назвали проект откровенной халтурой. И я в принципе согласна с такой оценкой, — признается Олеся Пецевич. — Девелоперы под давлением общественности были вынуждены все переиграть.

В итоге вместо молодого архитектора, за плечами которого не было особых достижений, фонд нанял более опытного, а сам проект отправился на доработку. Поэтому из-за дополнительных непредвиденных расходов у фонда теперь нет денег на заказ макета. Хотя, на мой взгляд, суммы совершенно несопоставимые. Но ведь никто не будет называть бюджету те цифры, которые реально тратятся на производство макета. Видимо, в этом вся разгадка».

По сравнению с малыми суммами за «подарочные» и «генплановые» макеты мастерская «МАХОМ» относительно неплохо заработала на девелоперах. Правда, все эти макеты были не для Омска. В 130 тыс. обошелся заказчикам из ОАО «Град» деревянный макет зоны благоустройства озера Комсомольское города Нижневартовска. 156 тыс. руб. в копилку молодым предпринимателям принесла строительная компания «Омск-Трейс», заказавшая разборные макеты двух многоэтажек для Ханты-Мансийска и Нефтеюганска. Самый необычный заказ пришел от администрации поселка Скяха Ямало-Ненецкого автономного округа. Он был похож на карту боевых действий для генерала, по которой можно передвигать фигурки войск, только вместо войск — домики на магнитиках. С синими крышами — уже построенные, с красными — те, что построить еще предстоит. Заказ обошелся в 80 тыс. руб.

«А потом они звонят мне, — вспоминает Олеся, — и говорят: «Макет так понравился главе администрации, что мы решили заказать еще один такой же лично для него в подарок». И срок нам дают — неделю. Что ж, сделали, но за срочность взяли уже 130 тыс. руб.».

Любинский проспект — пос. Пушкинъ

«Еще недавно многие предвещали гибель нашему ремеслу, мол, 3D-графика сделает ненужным физическое макетирование, а по факту уже полтора года, как мы берем реванш. Недавние психологические исследования подтвердили огромную разницу в восприятии человеком электронного 3D и реальных трехмерных объектов. Думаете, просто так продюсеры блокбастеров стали снова тратиться на бутафории вместо графики?» — задает риторический вопрос Олеся Сергеевна, а автор этих строк вспоминает фильм «Безумный Макс», над секретом недавней популярности которого многие до сих пор ломают голову. Известно, что все необычные объекты фильма не графика, а реквизит.

«На прошлогодней «Флоре» я окончательно поверила, что у моего призвания есть коммерческое будущее, — продолжает она. — Стоят наши макеты усадеб коттеджного поселка «Пушкинъ», подходит пожилая пара к одному из домиков. Женщина — мужу: «Вот! Этот дом я и видела во сне! Продаем квартиру — покупаем такой дом. Я хочу жить именно там!».

Надо сказать, что фотографии этих макетов еще долго будоражили интернет, а потенциальные покупатели приходили к девелоперу с августа до ноября с желанием увидеть эти усадьбы вживую. Кстати, комплект макетов из четырех усадеб обошелся заказчикам в 180 тыс., а работа была выполнена всего за месяц.

Макет центральной части г. Омска. М 1:250.

Пос. Пушкинъ — «Мега»

Успех макетов «Пушкина» создал прецедент, и в «МАХОМ» в поисках чуда продаж устремились другие омские девелоперы. Однако недавний скандал с отставкой Анатолия Тиля остановил их буквально на последнем шаге. «Теперь девелоперы опасаются, что многие договоры на продажу или аренду муниципальной земли будут пересмотрены. Они затаились, а мы остались без заказов», — говорит предпринимательница.

Одна из последних интересных работ студии «МАХОМ» — эскалаторная яма между этажами магазина «Бубль-Гум» в «Меге», где внутри живописного ландшафта по кругу ездит миниатюрный паровозик. Именно в процессе работы над этим заказом Олеся поняла: чтобы успешно состояться на рынке 3D-макетирования, нужно осваивать смежные профессии, например, бутафора. Также необходимо следить за новинками в технологиях 3D-печати: уже сегодня студия «МАХОМ» распечатывает все больше деталей для своих работ на таких принтерах.

И хотя сегодня, по данным 2GIS, В Омске уже шесть организаций, заявивших о себе в категории «Изготовление макетов / прототипирование», благодаря появлению новых технологий и новых рынков сбыта каждый может найти себе нишу, и уж на масштаб семейного бизнеса заказов точно хватит. Если, конечно, сильно не демпинговать.

Юлий Макаров

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 21 (074) 9 июня

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Странный
Предпринимательство по определению связано с риском, и если герои интервью занялись этим делом, то и риски надо принимать. Хотят большего? Пусть думают как улучшить имеющуюся нишу, либо сменить нишу на что-то другое. Кормить страну например надо свежими овощами, я не против дизан-студий и макетных мастерских, но если выходит 30 000 в месяц на двоих, то стоит призадуматься, а востребовано ли это... да и 3D-принтеры на подходе
14 июня, 14:25 | Ответить
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.