Класс

Класс

21 сентября 2012 03.05

День граненого стакана

Сентябрьский календарь украшен Днем граненого стакана - советского артефакта, через призму граней которого можно высветить широкий спектр явлений интернациональной жизни в СССР.

День граненого стакана

Сентябрьский календарь украшен Днем граненого стакана - советского артефакта, через призму граней которого можно высветить широкий спектр явлений интернациональной жизни в СССР.

 

Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля – это, прежде всего, хранилище материальной культуры, как элитарной, так и массовой. Второй функцией музея после сохранения является пропаганда и популяризация коллекции. Помимо классического выставочного показа, коллекции и конкретные экспонаты становятся основой новостного сюжета на ТВ. Журналисты внимательнее к календарным памятным датам и часто выступают инициаторами историко-искусствоведческих расследований. На этот раз детективная история начала раскручиваться вокруг тотально распространенного стеклянного стакана. Владимир Мутовкин, ГТРК «Омск:
http://gtrk-omsk.ru/news/detail.php?IBLOCK_ID=3&ID=95828&display=video

К сожалению, эфир ограничен двумя минутами, и перелопаченные пласты истории остаются за кадром.  Поделюсь некоторыми интересными изысканиями. К сказанному в сюжете добавлю, что отличие стакана, приписываемого Вере Мухиной от более ранних – в наличии кольца-ободка, у которого также, помимо утилитарного, имеется важное смысловое прочтение. Кольцо, «обнимающее» 15 граней, символизирует Россию (РСФСР), объединившую вокруг себя 15 социалистических республик. Когда в 1956 году шестнадцатую Карело-Финскую республику преобразовали в автономную Карельскую АССР, должно было измениться и число граней.

Судя по всему, именно Гусь-Хрустальный стекольный завод предложил отмечать День граненого стакана, канонизировав выпускаемую ими форму. Тем не менее ГОСТа на стакан нет. В фондохрнилище «керамики и стекла» музея находится около 50 вариаций граненого стакана.

GLASS

В коллекции музея имеется и авторский стакан Василия Крюкова, новгородского художника Чудовского стекольного завода. Его рационализаторское предложение касалось устранения «залипания» стаканов, составленных друг в друга, – главной беды системы общественного питания, складирования и перевозки. В начале 1980-х годов он предложил к производству форму стакана с широким кольцом, равным высоте граней, и ступенькой, нависающей над ними. Ступенька препятствовала проваливанию, давала упору одного стакана в стенки другого. К сожалению, тогда стакан так и не пошел в массовое производство. Хотя сегодня данный принцип учета удобства и компактности упаковки мы видим у IKEA, для которой по формам компании производит стаканы тот же Гусь-Хрустальный завод.

Не многим известен факт, что в прямом смысле слова нетленный символ советской коммунальной жизни – граненый стакан - мог быть бомбой замедленного действия. На острую тему взрывоопасных стаканов был создан спецвыпуск мультфильма «Ну, погоди!» для взрослых – «Руками не трогать!». Этот сатирический сюжет киножурнала «Фитиль» (№182, 1977 год), критикующий качество продукции стекольной промышленности, вышел в эфире телепередачи «Вокруг Смеха». В ролике из уст Волка звучит перефразированная угроза: «Ну, стекольный завод, погоди!»

Этот неказистый толстостенный стакан требует соблюдения массы тонкостей в производстве. Нарушение технологии отжига, процесса формования изделий из стекла и их охлаждения приводят к неравномерному остыванию поверхностных и внутренних слоев, и в результате в стекле возникают напряжения сжатия и растяжения. Неснятое напряжение в итоге приводит к взрыву стекломассы.

 

kovka-stakan-06-m

Сегодня в сатирических визуальных образах граненый стакан заменил собой былой русский лапоть как иносказательное указание на недалекого и непритязательного крестьянина, простака, медведя из чащобы.  Он стал таким же символом бесхитростного быта советских людей, а во многом нищеты и убогости той жизни. К примеру, посмотрите галерею юмористически обыгранных стаканов в малой пластике: «Художественная ковка. Веселые стаканы» http://kovka-stakan.narod2.ru.

 

Добавить комментарий
Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Актер, режиссер, заслуженный артист России рассказал «Классу» об экзистенциализме, женщинах в кино и российской живучести.