Класс

Класс

29 октября 2012 10.51Общество

Мария Скрягина: «Литература не должна быть сладким сиропом»

В сентябре стали известны итоги ежегодного литературного конкурса короткого рассказа имени Василия Шукшина «Светлые души», который проводится в Вологодской области. На суд жюри было представлено более двух тысяч работ от 565 авторов из России, Украины, Германии, Австрии, Голландии, Израиля и США. Одним из лауреатов конкурса стала выпускница ОмГУ Мария Скрягина со своим рассказом «Река». писательница, живущая сейчас в Москве, поведала «Классу» о своем детстве, творчестве, а также о предназначении современного мастера пера.
Мария Скрягина: «Литература не должна быть сладким сиропом»



В
сентябре стали известны итоги ежегодного литературного конкурса короткого рассказа имени Василия Шукшина «Светлые души», который проводится в Вологодской области. На суд жюри было представлено более двух тысяч работ от 565 авторов из России, Украины, Германии, Австрии, Голландии, Израиля и США. Одним из лауреатов конкурса стала выпускница ОмГУ Мария Скрягина со своим рассказом «Река». писательница, живущая сейчас в Москве, поведала «Классу» о своем детстве, творчестве, а также о предназначении современного мастера пера.


— Мария, почему вы решили участвовать в конкурсе?
— Я никогда не пишу специально для конкурсов и премий. Участвую, если текст соответствует требуемой теме и жанру. Победа стала неожиданной, так как итоги подводились сразу за два года, и я уже, признаюсь, забыла о своем участии. По итогам конкурса планируется выпустить сборник и, как мне сообщили в Вологде, мой рассказ «Река», который посвящен моей бабушке Але, откроет книгу. Это очень приятно.

— Как вы увлеклись литературой?
— С детства меня окружала домашняя библиотека — наверное, в тысячу томов. Мама много занималась с нами, читала книги, папа рассказывал сказки. Многие думают, что мой отец — автор детективных и фантастических произведений — чуть ли не с пером стоял у меня за спиной и помогал писать. Этого никогда не было. Помню, один раз, лет в десять, показала ему стихотворение, которое он тут же раскритиковал, еще и обвинив в плагиате Ломоносова. В тот момент решила, что литература − точно не для меня. Но весь ход моей жизни был «за» − атмосфера дома, возможность много читать, обсуждать культурные и политические новости, исторические события. Если папа и повлиял на меня, то только собственным примером. Вот и мой сын сейчас пробует сочинять. Не знаю, что из этого выйдет, но стараюсь его поддерживать. На самом деле, после школы, которую я окончила с золотой медалью, должна была поступать на юридический факультет. В моей семье много юристов − дедушка, дядя, брат, двоюродные братья. Однако я стала студенткой только открывшегося тогда факультета теологии ОмГУ.

— Теолог и писатель — что между ними общего?
— Теолог и писатель занимаются одним и тем же — пытаются ответить на вопросы: «Что есть человек? Каков смысл его жизни? Как Бог открывает себя в мире и что думает о нас? Что есть добродетель и что есть грех?» В Древней Греции, кстати, теологами называли поэтов, которые записывали предания о богах. Начав писать прозу, через какое-то время я стала составлять рецензии на книги — сначала зарубежных писателей, а теперь пишу и о российских собратьях по перу. Иногда получаю «комплименты» от недовольных почитателей чьего-либо творчества. Вообще с критикой сложно, очень мало достойных книг − тех, которые бы потрясли, удивили, открыли что-то новое, научили, дали пищу для размышлений. А от чтения книг «средней руки» быстро устаешь.

— Ваши рассказы в основном о поиске «утраченного добра». Неужели добра в жизни не осталось, по вашему мнению?
— Современный автор, стараясь отобразить правду жизни, из самых лучших побуждений наполняет свой текст всеми существующими безобразиями. Но в конце концов читатель не может это переварить, герои уже вызывают не сочувствие, а равнодушие. Понятно, что литература не должна быть сладким сиропом, которым мы будем с умилительной улыбкой поливать повседневность. Но и читать постоянно о подлецах, предателях, извращенцах уже невозможно. Меня окружают прекрасные люди − они работают, творят, занимаются благотворительностью, волонтерством, воспитывают детей, своих и чужих, имеют активную гражданскую позицию и так далее. А герои современных книг почти всегда исключительно какие-то слабые духом, деградирующие личности. Да, зла вокруг хватает. Но хватает и добра.

— Так каково же предназначение современного писателя?
— Талантливый текст − это сильная вещь. Посредством слова можно дать человеку крылья, а можно втоптать в грязь, можно передать ощущение счастья, мировой гармонии, красоты мира, а можно и заразить вирусом депрессии и разрушения. Я думаю, в идеальном, высшем смысле предназначение писателя − быть с Богом, быть с человеком, быть со своим народом.

022  033 
Автор иллюстраций — Наталья Ростова

— Вы сейчас живете и работаете в Москве. Почему уехали из Омска?
— Я приехала в Москву после университета просто на стажировку, не думала ни о каком покорении столицы, но здесь мне понравилось: я окунулась в ту творческую среду, которой не хватало в Омске (не хочу сказать, что в Омске ее нет, но в моем случае так получилось). Именно в Москве я написала свой первый рассказ. Но напечатаны первые тексты были в родном городе, в университетском литературном журнале. Довольно быстро они получили признание: в
2005 году я удостоилась трех литературных премий — поощрительной премии за сборник рассказов на омском конкурсе имени Ф.М. Достоевского, премии за первое место на конкурсе Союза писателей России «Русская тема» за рассказ «Тайга», а также поощрительной премии на Омском областном конкурсе рассказа. Последовали и другие награды.

— У вас есть свой рецепт, как стать известным писателем?
— Книгоиздательская индустрия с каждым годом все больше и больше погружается в кризис: тиражи падают, число читателей сокращается, цены на книги растут, гонорары — смешные, напечататься молодому автору не так просто. Но даже если книга вышла, ее могут не заметить среди множества других. Нужна критика, отзывы, реклама. Издательства часто этим не занимаются, вкладывая деньги в уже раскрученных, проверенных авторов. А большинство писателей по складу характера совсем не рекламщики, у них нет желания и времени пиариться. Их призвание, их основной труд − писать. Но вообще я верю в то, что хороший, талантливый текст пробьет себе дорогу.

Анастасия Гусенцова
Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.