Класс

Класс

10 декабря 2012 07.12Общество

Алла Чепинога: «Дирижер и режиссер в опере — главные враги»

7 и 9 декабря московский театр «Новая опера» и Омский академический симфонический оркестр представили омичам концертные постановки известных опер «Волшебная флейта» и «Севильский цирюльник». Накануне выступления представители «Новой оперы» — дирижер театра, заслуженный артист России Евгений Самойлов, режиссер Алла Чепинога и солист театра Алексей Татаринцев — поделились с журналистами своими мыслями об оперных постановках, эпатаже, гастролях и традициях театра.
Алла Чепинога: «Дирижер и режиссер в опере — главные враги»


7 и 9 декабря московский театр «Новая опера» и Омский академический симфонический оркестр представили омичам концертные постановки известных опер «Волшебная флейта» и «Севильский цирюльник». Накануне выступления представители «Новой Оперы» — дирижер театра, заслуженный артист России Евгений Самойлов, режиссер Алла Чепинога и солист театра Алексей Татаринцев — поделились с журналистами своими мыслями об оперных постановках, эпатаже, гастролях и традициях театра.


О репертуаре 
Евгений Самойлов: По просьбе Омской филармонии привезли «Волшебную флейту» Моцарта. Это нельзя назвать полноценным спектаклем. Мы не смогли привезти костюмы, сделать грим и свет, который должен быть в спектакле, — перевозить это дорого, к тому же данные гастроли не предполагались как полномасштабная оперная постановка. Но мы постараемся сделать так, чтобы все основные сюжетные положения, музыкальные и драматургические достоинства постановки были представлены омской публике. Что касается «Севильского цирюльника», то там будет больше оригинальных костюмов. Если бы с нами был хор, это было бы еще более эффектно.
Алексей Татаринцев: Однако от этого исполнение не пострадает, потому что великих композиторов в исполнении отличных актеров никакими гримами, никакими костюмами не затмить.

О гастролях
Евгений Самойлов: Мы стараемся чаще выезжать из столицы. Ездили в Мурманск и другие города на севере и на юге страны, где нет оперных театров. Кстати, в Омске «Новая опера» уже была в Музыкальном театре. Публика очень благодарная во всех городах. Мы выезжаем и с декорациями, и с костюмами. Просто нужны спонсоры, которые помогут все организовать. Привезти декорации к одному спектаклю — это один-два трейлера, что довольно дорого. Кроме того, нужно везти хор, оркестр, костюмы. В Ярославле мы играли на открытых площадках, приезжали с «Борисом Годуновым», «Хованщиной».
Алексей Татаринцев: Были даже такие условия, что в дождь и в холод наши артисты исполняли оперу «Хованщину» в Костроме возле кремля. Декорации были предоставлены местной администрацией, был даже скит из бревен. Очень интересно.

О дирижерах и режиссерах
Алла Чепинога: Дирижер и режиссер — главные враги. Конечно, музыка побеждает, против нее идти глупо.
Евгений Самойлов: У нас сложилась такая ситуация, что мы работаем с приглашенными режиссерами, причем достаточно востребованными и известными. Но не все спектакли, которые они ставят, остаются востребованными зрителями. Режиссер в музыкальном театре – лицо третьестепенное. Первостепенное — композитор, который делает музыкальный материал. На втором плане — дирижер и солисты, которые «озвучивают» эту музыку. Да и в музыке самой заложено основное, выписаны характеры. Не все режиссеры это понимают.

IMG 5343

Об эпатаже
Евгений Самолов: Если рассчитывать на эпатаж, то можно придумать все, что угодно: заставить артистов стоять на голове, ходить голыми.
Алексей Татаринцев: В принципе то, что происходят такие деяния с оперой, связно с тем, что режиссеры хотят поскандалить, создать пиар-кампанию, лишь бы о них говорили: плохо или хорошо — не важно. Зато его имя будет постоянно фигурировать в СМИ, он себя так прославляет. Но насколько это долговечно — вопрос. У нас тоже есть такие скандальные вещи. Главное, чтобы это было оправдано.

О переводе опер
Алексей Татаринцев: Многие из наших коллег знают по три-четыре иностранных языка. У нас есть репетиторы, которые работают над произношением, над интонацией солистов. Естественно, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Оценку дают критики, зрители и носители языка. Кто-то говорит, что нужно еще поработать, кто-то уверяет, что все было понятно. Исполнитель несет ответственность за то, что он исполняет. В советское время все оперы исполнялись на русском языке. В этом был как плюс, так и минус. Но как передать французский колорит на русском языке? Выигрывать должна стилистическая особенность музыкального произведения. Вообще сейчас в мире такие правила, что все оперы исполняются на языке оригинала.
Евгений Самойлов: Однако оперы для детей на иностранном языке никуда не годятся. Кроме того, есть проблема с переводами: зачастую они настолько плохие, что просто не адекватны тому, что в оригинале. Да и петь бывает очень трудно по этому переводу — к примеру, требуется определенная последовательность согласных, а ее нет.

О традициях театра
Евгений Самойлов: Мы стараемся сохранять тот дух, который привнес а театр Евгений Колобов (советский и российский дирижер, основатель театра «Новая опера» — прим. редакции): дух дружелюбия, сотрудничества. Мы работаем как единая семья, и наш театр отличается очень хорошими отношениями внутри коллектива. Все беззаветно отдаются своей работе, стараются сделать все как можно лучше. К тому же мы сохранили множество спектаклей, которые поставил Евгений Владимирович (Колобов – прим. редакции), стараемся поддерживать их на высоком художественном уровне. Главный девиз театра: беззаветное служение театру и музыке. У нас даже есть специальная внутритеатральная премия, которая дается сотрудникам театра (и не только артистам) — за «Беззаветное служение театру, музыке и искусству».

Анна Золкина
Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.