Класс

Класс

10 декабря 2012 07.12Общество

Алла Чепинога: «Дирижер и режиссер в опере — главные враги»

7 и 9 декабря московский театр «Новая опера» и Омский академический симфонический оркестр представили омичам концертные постановки известных опер «Волшебная флейта» и «Севильский цирюльник». Накануне выступления представители «Новой оперы» — дирижер театра, заслуженный артист России Евгений Самойлов, режиссер Алла Чепинога и солист театра Алексей Татаринцев — поделились с журналистами своими мыслями об оперных постановках, эпатаже, гастролях и традициях театра.
Алла Чепинога: «Дирижер и режиссер в опере — главные враги»


7 и 9 декабря московский театр «Новая опера» и Омский академический симфонический оркестр представили омичам концертные постановки известных опер «Волшебная флейта» и «Севильский цирюльник». Накануне выступления представители «Новой Оперы» — дирижер театра, заслуженный артист России Евгений Самойлов, режиссер Алла Чепинога и солист театра Алексей Татаринцев — поделились с журналистами своими мыслями об оперных постановках, эпатаже, гастролях и традициях театра.


О репертуаре 
Евгений Самойлов: По просьбе Омской филармонии привезли «Волшебную флейту» Моцарта. Это нельзя назвать полноценным спектаклем. Мы не смогли привезти костюмы, сделать грим и свет, который должен быть в спектакле, — перевозить это дорого, к тому же данные гастроли не предполагались как полномасштабная оперная постановка. Но мы постараемся сделать так, чтобы все основные сюжетные положения, музыкальные и драматургические достоинства постановки были представлены омской публике. Что касается «Севильского цирюльника», то там будет больше оригинальных костюмов. Если бы с нами был хор, это было бы еще более эффектно.
Алексей Татаринцев: Однако от этого исполнение не пострадает, потому что великих композиторов в исполнении отличных актеров никакими гримами, никакими костюмами не затмить.

О гастролях
Евгений Самойлов: Мы стараемся чаще выезжать из столицы. Ездили в Мурманск и другие города на севере и на юге страны, где нет оперных театров. Кстати, в Омске «Новая опера» уже была в Музыкальном театре. Публика очень благодарная во всех городах. Мы выезжаем и с декорациями, и с костюмами. Просто нужны спонсоры, которые помогут все организовать. Привезти декорации к одному спектаклю — это один-два трейлера, что довольно дорого. Кроме того, нужно везти хор, оркестр, костюмы. В Ярославле мы играли на открытых площадках, приезжали с «Борисом Годуновым», «Хованщиной».
Алексей Татаринцев: Были даже такие условия, что в дождь и в холод наши артисты исполняли оперу «Хованщину» в Костроме возле кремля. Декорации были предоставлены местной администрацией, был даже скит из бревен. Очень интересно.

О дирижерах и режиссерах
Алла Чепинога: Дирижер и режиссер — главные враги. Конечно, музыка побеждает, против нее идти глупо.
Евгений Самойлов: У нас сложилась такая ситуация, что мы работаем с приглашенными режиссерами, причем достаточно востребованными и известными. Но не все спектакли, которые они ставят, остаются востребованными зрителями. Режиссер в музыкальном театре – лицо третьестепенное. Первостепенное — композитор, который делает музыкальный материал. На втором плане — дирижер и солисты, которые «озвучивают» эту музыку. Да и в музыке самой заложено основное, выписаны характеры. Не все режиссеры это понимают.

IMG 5343

Об эпатаже
Евгений Самолов: Если рассчитывать на эпатаж, то можно придумать все, что угодно: заставить артистов стоять на голове, ходить голыми.
Алексей Татаринцев: В принципе то, что происходят такие деяния с оперой, связно с тем, что режиссеры хотят поскандалить, создать пиар-кампанию, лишь бы о них говорили: плохо или хорошо — не важно. Зато его имя будет постоянно фигурировать в СМИ, он себя так прославляет. Но насколько это долговечно — вопрос. У нас тоже есть такие скандальные вещи. Главное, чтобы это было оправдано.

О переводе опер
Алексей Татаринцев: Многие из наших коллег знают по три-четыре иностранных языка. У нас есть репетиторы, которые работают над произношением, над интонацией солистов. Естественно, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Оценку дают критики, зрители и носители языка. Кто-то говорит, что нужно еще поработать, кто-то уверяет, что все было понятно. Исполнитель несет ответственность за то, что он исполняет. В советское время все оперы исполнялись на русском языке. В этом был как плюс, так и минус. Но как передать французский колорит на русском языке? Выигрывать должна стилистическая особенность музыкального произведения. Вообще сейчас в мире такие правила, что все оперы исполняются на языке оригинала.
Евгений Самойлов: Однако оперы для детей на иностранном языке никуда не годятся. Кроме того, есть проблема с переводами: зачастую они настолько плохие, что просто не адекватны тому, что в оригинале. Да и петь бывает очень трудно по этому переводу — к примеру, требуется определенная последовательность согласных, а ее нет.

О традициях театра
Евгений Самойлов: Мы стараемся сохранять тот дух, который привнес а театр Евгений Колобов (советский и российский дирижер, основатель театра «Новая опера» — прим. редакции): дух дружелюбия, сотрудничества. Мы работаем как единая семья, и наш театр отличается очень хорошими отношениями внутри коллектива. Все беззаветно отдаются своей работе, стараются сделать все как можно лучше. К тому же мы сохранили множество спектаклей, которые поставил Евгений Владимирович (Колобов – прим. редакции), стараемся поддерживать их на высоком художественном уровне. Главный девиз театра: беззаветное служение театру и музыке. У нас даже есть специальная внутритеатральная премия, которая дается сотрудникам театра (и не только артистам) — за «Беззаветное служение театру, музыке и искусству».

Анна Золкина
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.