Класс

Класс

24 декабря 2012 05.23Общество

Руслан Шапорин: «Хочу, чтобы Омск стал культурной столицей России»

Не так давно в нашем городе прошел первый Омский фестиваль современного искусства «Ноябрь. Всюду жизнь», который стал неожиданным и приятным событием в культурной жизни региона. Придумал этот праздник актер Омского театра драмы, режиссер, художественный руководитель Омской творческой ассоциации «ОДЭ-Театр» Руслан Шапорин. Об успехе фестиваля, спектаклях-квартирниках, доме-трансформере и «совершенно новом для омского зрителя проекте с прицелом на международную аудиторию» — в интервью с Русланом Шапориным.
Руслан Шапорин: «Хочу, чтобы Омск стал культурной столицей России»


Не так давно в нашем городе прошел первый Омский фестиваль современного искусства «Ноябрь. Всюду жизнь», который стал неожиданным и приятным событием в культурной жизни региона. Придумал этот праздник актер Омского театра драмы, режиссер, художественный руководитель Омской творческой ассоциации «ОДЭ-Театр» Руслан Шапорин. Об успехе фестиваля, спектаклях-квартирниках, доме-трансформере и «совершенно новом для омского зрителя проекте с прицелом на международную аудиторию» — в интервью с Русланом Шапориным.

— На фестивале «Ноябрь. Всюду жизнь» были продемонстрированы эскизные театральные постановки наряду с перфомансами, выступлениями музыкантов, выставками. Расскажите, как возникла идея организовать фестиваль такого необычного формата?
— Честно сказать, идея фестиваля родилась на кухне. Мы сидели за чашечкой кофе с моим другом и единомышленником, актером театра драмы Олегом Теплоуховым, разговаривали «за жизнь». И я обмолвился, что хотелось бы провести такой фест, который объединил бы многих творческих людей на одной площадке. Ведь у нас в городе, к сожалению, талантливые люди разобщены, нет какой-то единой тусовки, которая аккумулировала бы новые мысли, интересные проекты. Олег подхватил мою идею, мы стали обсуждать, что из этого может получиться. В итоге родилась примерная концепция фестиваля современного искусства, которую нам удалось воплотить в жизнь всего за месяц практически без всякого финансирования извне. Оглядываясь назад, понимаю, что это была настоящая авантюра, которая тем не менее процентов на 80, но удалась.

— Откуда название?
— Ноябрь — точка перехода между пусть осенней, но еще жизнью и зимней спячкой. Именно в этот момент можно успеть зарядиться жизненными силами, какой-то энергией на долгий зимний период. При этом ноябрь для сибиряков означает некую жесткость, рубеж... Холодный хмурый месяц, располагающий к серьезным разговорам и трезвому восприятию окружающей действительности. Со второй частью названия помог наш друг Дамир Муратов, который сказал: «Смотрите, как красиво звучит — “Ноябрь. Всюду жизнь”». И мы согласились. Еще на наших афишах была важная приписка: «Пробы. Театр». Мы действительно устраивали что-то вроде проб, публичных чтений современных пьес.

— Какие в целом впечатления от фестиваля? Готовы повторить эту авантюру еще раз?
— В целом все прошло очень неплохо, хотя что-то и не совсем удалось. Мешала постоянная суета из-за недостатка времени, рук, финансов. Эту фестивальную махину мы каким-то необъяснимым образом смогли поднять втроем: я, арт-директор фестиваля Олег Теплоухов и исполнительный продюсер, координатор проекта Наталья Швирст, которая взвалила на свои хрупкие женские плечи все переговоры с немногочисленными спонсорами, обеспечение медиаподдержкой, транспортировкой работ выставляемых на фестивале художников и еще множество разных дел. Приятно, что столько людей — актеров, музыкантов, режиссеров, художников — откликнулось на наше предложение поучаствовать в фестивале. Спасибо Дому актера, который предоставил нам свою площадку. Принято считать, что в Омске в плане культурной жизни довольно тускло, какие-то акции возникают, но локально. Хочется изменить ситуацию, разрушить этот стереотип.

— В этом главная идея проекта? 
— Идея фестиваля заключается в том, чтобы познакомиться друг с другом, объединиться и попытаться создать единое творческое пространство. Это поможет сделать жизнь в городе ярче, насыщеннее, предотвратить отток творческих сил из Омска. Хочется, чтобы Омск не только «экспортировал» актеров, художников и музыкантов, а вызывал интерес к себе, к своим идеям и затеям. Омск называли театральной столицей Сибири, хочется это звание подтвердить и расширить: Омск должен стать столицей культуры и искусств России. Амбициозно, громко? Да! Планку надо ставить на почти недостижимую высоту, тогда четче определяется путь, цель.

— Будет ли у фестиваля продолжение?
— Весной мы планируем сделать подобный фестиваль снова, только привлечь еще больше людей, найти спонсоров. Проектом заинтересовались и в других городах: Екатеринбург и Новосибирск готовы сотрудничать. Нас это очень греет.

shaporin01   shaporin02

— Идея фестиваля заключается в том, чтобы познакомиться друг с другом, объединиться и попытаться создать единое творческое пространство


— Вы актер и при этом активно занимаетесь режиссурой. Что из этого вам ближе и доставляет большее удовольствие?
— Мне нравится комбинировать. Актерская профессия и режиссура — это способы самовыражения, реализации себя как художника, как творчески заряженного человека. Разница в том, что в режиссуре я могу выразиться наиболее полно как автор. К тому же режиссура априори предполагает педагогический подход к делу, выработку своей методологии. Эти эксперименты, поиски я начал, еще работая режиссером-постановщиком Омского драматического Лицейского театра. А когда возникла Омская творческая ассоциация «Театр “Огненный дракон”», решено было открыть при ней театральную мастерскую-школу для детей и «Пси-арт-лабораторию» для взрослых, где я и реализую свои режиссерские и педагогические амбиции, шлифуя методологию.

— Расскажите про ваш театр «Огненный дракон». Насколько я знаю, он появился в 2011 году. Как и чем он живет сегодня?
— Театр «Огненный дракон» изначально был задуман как экспериментальный, с нестандартными решениями и новыми подходами к режиссуре. Наш первый спектакль Homo ludibundus мы попробовали показать на камерной сцене театра куклы, актера, маски «Арлекин». Но во время премьеры мне вдруг стало очевидно, что выбранный нами репетиционный формат предполагает несколько иное существование актеров, нежели привычное сценическое. Мы сделали спектакль крупных планов, «киношный», где каждый актер существует как под микроскопом, где видны самые тонкие внутренние движения и переходы. Поэтому мы приняли решение пока заморозить спектакль, с тем чтобы либо адаптировать его под имеющуюся площадку, либо найти что-то подходящее под его формат. Вообще я хочу попробовать сделать спектакль-квартирник. Чтобы зрители находились прямо внутри происходящего, стали истинными соучастниками истории. Эффект присутствия, некий вуайеризм. В макси-камерном пространстве можно вписать в сюжет все что угодно: дыхание, биение сердца, звук тишины. Осталось найти подходящее место.
Сегодня мы работаем над несколькими проектами сразу, раскрывать карты пока не буду. Могу сказать только, что это и спектакль, и моноспектакли, и совершенно новый для омского зрителя проект с прицелом на международную аудиторию, который мы, вполне возможно, предложим международным фестивалям.

— Вы принципиально не хотите привязываться к какой-то определенной площадке?
— Вы имеете в виду собственное здание? Давайте лучше я расскажу, о чем я мечтаю. Свой дом иметь, конечно, хочется, только в мечтах это здание-трансформер, например, бывший цех, в котором зал, сцену и все пространство спектакля можно свободно инсталлировать, конструировать по законам и правилам мира сочиняемого спектакля. Пространство, где могут жить не только спектакли, но и самого разного формата проекты: клубные вечеринки, фестивали, концерты, биеннале, обучающие тренинговые программы, и прочая, и прочая, и прочая. Кстати, теперь мы будем называться Омская творческая ассоциация «ОДЭ-Театр». ОДЭ означает Омский драматический экспериментальный театр. А «Огненный дракон» прочитывается и в этой аббревиатуре.

Анастасия Шугаева
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.