Класс

Класс

24 декабря 2012 05.23Общество

Руслан Шапорин: «Хочу, чтобы Омск стал культурной столицей России»

Не так давно в нашем городе прошел первый Омский фестиваль современного искусства «Ноябрь. Всюду жизнь», который стал неожиданным и приятным событием в культурной жизни региона. Придумал этот праздник актер Омского театра драмы, режиссер, художественный руководитель Омской творческой ассоциации «ОДЭ-Театр» Руслан Шапорин. Об успехе фестиваля, спектаклях-квартирниках, доме-трансформере и «совершенно новом для омского зрителя проекте с прицелом на международную аудиторию» — в интервью с Русланом Шапориным.
Руслан Шапорин: «Хочу, чтобы Омск стал культурной столицей России»


Не так давно в нашем городе прошел первый Омский фестиваль современного искусства «Ноябрь. Всюду жизнь», который стал неожиданным и приятным событием в культурной жизни региона. Придумал этот праздник актер Омского театра драмы, режиссер, художественный руководитель Омской творческой ассоциации «ОДЭ-Театр» Руслан Шапорин. Об успехе фестиваля, спектаклях-квартирниках, доме-трансформере и «совершенно новом для омского зрителя проекте с прицелом на международную аудиторию» — в интервью с Русланом Шапориным.

— На фестивале «Ноябрь. Всюду жизнь» были продемонстрированы эскизные театральные постановки наряду с перфомансами, выступлениями музыкантов, выставками. Расскажите, как возникла идея организовать фестиваль такого необычного формата?
— Честно сказать, идея фестиваля родилась на кухне. Мы сидели за чашечкой кофе с моим другом и единомышленником, актером театра драмы Олегом Теплоуховым, разговаривали «за жизнь». И я обмолвился, что хотелось бы провести такой фест, который объединил бы многих творческих людей на одной площадке. Ведь у нас в городе, к сожалению, талантливые люди разобщены, нет какой-то единой тусовки, которая аккумулировала бы новые мысли, интересные проекты. Олег подхватил мою идею, мы стали обсуждать, что из этого может получиться. В итоге родилась примерная концепция фестиваля современного искусства, которую нам удалось воплотить в жизнь всего за месяц практически без всякого финансирования извне. Оглядываясь назад, понимаю, что это была настоящая авантюра, которая тем не менее процентов на 80, но удалась.

— Откуда название?
— Ноябрь — точка перехода между пусть осенней, но еще жизнью и зимней спячкой. Именно в этот момент можно успеть зарядиться жизненными силами, какой-то энергией на долгий зимний период. При этом ноябрь для сибиряков означает некую жесткость, рубеж... Холодный хмурый месяц, располагающий к серьезным разговорам и трезвому восприятию окружающей действительности. Со второй частью названия помог наш друг Дамир Муратов, который сказал: «Смотрите, как красиво звучит — “Ноябрь. Всюду жизнь”». И мы согласились. Еще на наших афишах была важная приписка: «Пробы. Театр». Мы действительно устраивали что-то вроде проб, публичных чтений современных пьес.

— Какие в целом впечатления от фестиваля? Готовы повторить эту авантюру еще раз?
— В целом все прошло очень неплохо, хотя что-то и не совсем удалось. Мешала постоянная суета из-за недостатка времени, рук, финансов. Эту фестивальную махину мы каким-то необъяснимым образом смогли поднять втроем: я, арт-директор фестиваля Олег Теплоухов и исполнительный продюсер, координатор проекта Наталья Швирст, которая взвалила на свои хрупкие женские плечи все переговоры с немногочисленными спонсорами, обеспечение медиаподдержкой, транспортировкой работ выставляемых на фестивале художников и еще множество разных дел. Приятно, что столько людей — актеров, музыкантов, режиссеров, художников — откликнулось на наше предложение поучаствовать в фестивале. Спасибо Дому актера, который предоставил нам свою площадку. Принято считать, что в Омске в плане культурной жизни довольно тускло, какие-то акции возникают, но локально. Хочется изменить ситуацию, разрушить этот стереотип.

— В этом главная идея проекта? 
— Идея фестиваля заключается в том, чтобы познакомиться друг с другом, объединиться и попытаться создать единое творческое пространство. Это поможет сделать жизнь в городе ярче, насыщеннее, предотвратить отток творческих сил из Омска. Хочется, чтобы Омск не только «экспортировал» актеров, художников и музыкантов, а вызывал интерес к себе, к своим идеям и затеям. Омск называли театральной столицей Сибири, хочется это звание подтвердить и расширить: Омск должен стать столицей культуры и искусств России. Амбициозно, громко? Да! Планку надо ставить на почти недостижимую высоту, тогда четче определяется путь, цель.

— Будет ли у фестиваля продолжение?
— Весной мы планируем сделать подобный фестиваль снова, только привлечь еще больше людей, найти спонсоров. Проектом заинтересовались и в других городах: Екатеринбург и Новосибирск готовы сотрудничать. Нас это очень греет.

shaporin01   shaporin02

— Идея фестиваля заключается в том, чтобы познакомиться друг с другом, объединиться и попытаться создать единое творческое пространство


— Вы актер и при этом активно занимаетесь режиссурой. Что из этого вам ближе и доставляет большее удовольствие?
— Мне нравится комбинировать. Актерская профессия и режиссура — это способы самовыражения, реализации себя как художника, как творчески заряженного человека. Разница в том, что в режиссуре я могу выразиться наиболее полно как автор. К тому же режиссура априори предполагает педагогический подход к делу, выработку своей методологии. Эти эксперименты, поиски я начал, еще работая режиссером-постановщиком Омского драматического Лицейского театра. А когда возникла Омская творческая ассоциация «Театр “Огненный дракон”», решено было открыть при ней театральную мастерскую-школу для детей и «Пси-арт-лабораторию» для взрослых, где я и реализую свои режиссерские и педагогические амбиции, шлифуя методологию.

— Расскажите про ваш театр «Огненный дракон». Насколько я знаю, он появился в 2011 году. Как и чем он живет сегодня?
— Театр «Огненный дракон» изначально был задуман как экспериментальный, с нестандартными решениями и новыми подходами к режиссуре. Наш первый спектакль Homo ludibundus мы попробовали показать на камерной сцене театра куклы, актера, маски «Арлекин». Но во время премьеры мне вдруг стало очевидно, что выбранный нами репетиционный формат предполагает несколько иное существование актеров, нежели привычное сценическое. Мы сделали спектакль крупных планов, «киношный», где каждый актер существует как под микроскопом, где видны самые тонкие внутренние движения и переходы. Поэтому мы приняли решение пока заморозить спектакль, с тем чтобы либо адаптировать его под имеющуюся площадку, либо найти что-то подходящее под его формат. Вообще я хочу попробовать сделать спектакль-квартирник. Чтобы зрители находились прямо внутри происходящего, стали истинными соучастниками истории. Эффект присутствия, некий вуайеризм. В макси-камерном пространстве можно вписать в сюжет все что угодно: дыхание, биение сердца, звук тишины. Осталось найти подходящее место.
Сегодня мы работаем над несколькими проектами сразу, раскрывать карты пока не буду. Могу сказать только, что это и спектакль, и моноспектакли, и совершенно новый для омского зрителя проект с прицелом на международную аудиторию, который мы, вполне возможно, предложим международным фестивалям.

— Вы принципиально не хотите привязываться к какой-то определенной площадке?
— Вы имеете в виду собственное здание? Давайте лучше я расскажу, о чем я мечтаю. Свой дом иметь, конечно, хочется, только в мечтах это здание-трансформер, например, бывший цех, в котором зал, сцену и все пространство спектакля можно свободно инсталлировать, конструировать по законам и правилам мира сочиняемого спектакля. Пространство, где могут жить не только спектакли, но и самого разного формата проекты: клубные вечеринки, фестивали, концерты, биеннале, обучающие тренинговые программы, и прочая, и прочая, и прочая. Кстати, теперь мы будем называться Омская творческая ассоциация «ОДЭ-Театр». ОДЭ означает Омский драматический экспериментальный театр. А «Огненный дракон» прочитывается и в этой аббревиатуре.

Анастасия Шугаева
Добавить комментарий
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.