Класс

Класс

04 февраля 2013 10.46Общество

Андрей Чежин: «Я не учу снимать на "пленку". Я пытаюсь раскрыть у людей их ощущения»

В последних числах января Омск посетил питерский художник-концептуалист Андрей Чежин. В рамках фестиваля «Событие» он провел лекции и мастер-классы, которые могли посетить все желающие. Участник 90 персональных и 180 групповых выставок, директор личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки» — Андрей Чежин часто «колдует» с двойной экспозицией и утверждает, что автопортрет — это изображение любой части вашего тела. Что и демонстрируют сейчас его работы в галерее «Белый куб», где 31 января открылась выставка Чежина «Изнутри».
Андрей Чежин: «Я не учу снимать на "пленку". Я пытаюсь раскрыть у людей их ощущения»

В последних числах января Омск посетил питерский художник-концептуалист Андрей Чежин. В рамках фестиваля «Событие» он провел лекции и мастер-классы, которые могли посетить все желающие. Участник 90 персональных и 180 групповых выставок, директор личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки» — Андрей Чежин часто «колдует» с двойной экспозицией и утверждает, что автопортрет — это изображение любой части вашего тела. Что и демонстрируют сейчас его работы в галерее «Белый куб», где 31 января открылась выставка Чежина «Изнутри». Глаза, руки-ноги, открытые рты, иногда, кажется, просто фоторасчлененка, напоминающая альбомы Евгения Юфита. Поставленная рядом кружка с надписью «А ты читал Хармса?» — еще вполне щадящая параллель. На открытии выставки Андрей Чежин скромно сидит в углу и методично вгоняет канцелярские кнопки в деревянную штуковину, напоминающую не то огромного паука, не то противотанковое заграждение. «Класс» прервал его ненадолго, чтобы взять небольшое интервью. 



Справка:
С осени прошлого года в Омске проходит фестиваль «Событие», совместный проект омской школы фотографии и мультимедиа «Событие», галереи «Белый куб» и министерства культуры Омской области. Проект дает возможность омичам бесплатно посетить лекции, мастер-классы и выставки мастеров современной фотографии. В конце марта в галерее «Белый куб» откроется выставка Игоря Мухина «Моя Москва», а в ОГИСе пройдут его лекции «Документальная фотография в арт-пространстве» и «Событийный репортаж».


— Андрей, как прошли ваши лекции и мастер-классы в Омске? Много было слушателей?
  —Да. Меня омская ситуация вообще поразила. Может быть, это потому, что я первый раз в Омске. Было много народу, и даже когда мы снимали на мастер-классе в очень холодном павильоне, пришло человек сорок. Мы фотографировали большой камерой, с проявлением, с обработкой, с химическим обращением, печатали на фотобумагу. Я так понял, что ребята были очень довольны. Ну и я сам тоже был доволен, что все получилось.

В основном пришла молодежь?
— Разные были люди, но в основном, конечно, молодые.

А что, на ваш взгляд, молодые люди ищут сегодня в аналоговой фотографии, когда есть «цифра» и «Фотошоп», когда все так просто: нажал кнопку — получил результат?
— Я думаю, они ищут определенных ощущений. Человек, который активно снимает на «цифру», постепенно приходит к тому, что ему чего-то не хватает. Потому что фотография — это, во-первых, все-таки отпечаток. А то, что существует в компьютере, в виртуальной реальности — это что-то немного другое. Сфотографировать на пленку, а потом спустя какое-то время подумать, что из этого получится... Вот те, кого этот кайф устраивает, как раз и готовы заниматься исключительно пленочной фотографией.

Одна из тем ваших лекций — «Город-текст». Вы рассказывали о необычных способах фотографирования городской среды. В «текстовом» плане похож Омск, скажем, на Петербург?
— Нет, совсем не похож. Хотя эти города разделяет всего 13 лет разницы. Я имею в виду даты основания. Питер был умышленный город, придуманный Петром I. Ну как Венеция, например. Причем Петербург иногда называют Северной Венецией, но никогда Венецию не назовут Южным Петербургом. Поэтому я думаю, что и Омск с Петербургом ассоциировать нельзя, ваш город другой совершенно.

chegin2

А каким вы видите Омск?
— Я не увидел города, каким я его себе представляю, города, который построен по каким-то определенным законам. Здесь все очень разбросано. У меня и с Москвой похожая ситуация, потому что Москва тоже строилась не по единому плану. Тут еще история такая: я приехал в Омск зимой, когда довольно-таки холодно, меня все время возят туда-сюда на машине, прогуляться нет возможности. Если я как-нибудь выберусь сюда летом, я возьму карту, похожу по городу сам, посмотрю.

Вы свободный фотограф. Что вы можете сказать молодым людям, которые сегодня тоже тяготеют к фрилансу? Оправдана такая тяга или нет?
— Моя свобода заключается в том, что я нигде не работаю официально. И это потому, что меня либо не берут на ту работу, которая бы меня устроила, либо предлагают ту, которая не нужна мне. И я, конечно, занимаюсь тем, чем хочу заниматься, но мне, условно говоря, все-таки надо что-то периодически продавать. Что я и пытаюсь делать. А так, в общем-то, если бы была возможность устроиться в какую-нибудь контору фотографом и была бы лаборатория, материалы — да без проблем! Работал бы и все. Свобода, конечно, привлекает, но надо помнить, что в финансовом плане это всегда нестабильно: то густо, то пусто.

Говорят, у вас будет совместный выставочный проект с теми, кто посещал ваши лекции в Омске.
— Пока что ребята просто хотят выставить то, что они наснимали за эти дни. Но мне бы в любом случае было интересно что-то организовать вместе. Я вообще готов приехать еще раз и как-то уже по-серьезному посмотреть город. В принципе, если все будет складываться, почему бы нет?

А вот прямо сейчас вы что делаете?
— Это мой художественный объект — коловорот.

И ваша любимая кнопочка присутствует. Кстати, откуда у вас такая тяга к канцелярской кнопке? Что в ней особенного?
— Во-первых, кнопка — это круглый объект, это приятно. Во-вторых, у нее все-таки есть вот этот кончик, которым можно приколоть, уколоть, легкое насилие совершить. Помните, как мы учителям подкладывали?

Да, тогда хотелось, чтобы кнопочка была побольше…
— А у меня сейчас есть такая. Мне один человек подарил — выковал размером с тарелку. На эту, прошу прощения, уже не сядешь. Еще в каждой кнопке присутствуют два начала: инь и ян. И у каждой кнопки свое выражение лица.

В двух словах, не вдаваясь в тематику, скажите: на мастер-классах и лекциях чему вы пытаетесь научить людей?
— Я пытаюсь раскрыть им глаза на то, как нужно фотографировать. Они все такие закомплексованные приходят: знают, как можно делать, как нельзя. А я им пытаюсь сказать, что так, как нельзя, иногда и надо делать. Я не учу снимать на «пленку» или на «цифру», хотя, конечно, в основном предлагаю пленочные технологии. Я пытаюсь раскрыть у людей их ощущения, их сознание. Мне говорят, что нельзя по второму разу снимать, а мы снимаем. Я говорю: «Ребята, вы не заморачивайтесь! Снимайте, перематывайте и снова снимайте! А потом вы посмотрите, что получится». Это же интереснее, чем все задумать изначально и сделать как в «Фотошопе».


Эльвира Кадырова
Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.