Деловой Омск

Деловой Омск

14 апреля 2014 08.09Статьи

Павел Паутов: Никогда не переступал через себя

Гендиректор холдинга «МКР-Медиа» Павел Паутов рассказал «ДО», почему качественный региональный телеканал невозможно содержать без спонсорской поддержки, а также о том, чем его новый проект отличается от «12 канала».

Павел Паутов: Никогда не переступал через себя

Павел Петрович, вы не чувствуете легкой абсурдности в том, что мы сейчас делаем это интервью? Ведь по оценкам омских «аналитиков», наши холдинги — чуть ли не главные оппоненты в будущей политической борьбе?

— (Смеется). А я, наоборот, много читал, что нас финансирует Андрей Голушко...

Хорошо, тогда начнем. Уже почти два года вы возглавляете частный телеканал. Почувствовали разницу?

— Производство информации — процесс универсальный. И в этом смысле совершенно не важно, за штурвалом какого самолета сидит пилот — частного или государственного. Да, государственная пресса несет некий идеологический груз, но я глубоко убежден, что люди всегда выбирают те СМИ, с позицией которых они в корне согласны.

Не понимаю, как в современном мире можно заставить журналиста писать то, чего он не хочет? Все эти разговоры, мол, мы столько хотим рассказать, но нам не дают — это же ерунда какая-то.

Вы серьезно?

— Конечно.

Но это встречается сплошь и рядом. Те же государственные журналисты находятся на финансовом крючке, поэтому вынуждены обходить какие-то темы...

— Ну, извините, значит, таков их выбор. Это же классика: чего больше хочется — конституции или севрюжины с хреном? Я не вижу в этом проблемы. У меня советское историческое образование — я воспитан как государственник. И никогда не переступал через себя.

Естественно, всегда есть вещи, о которых ты знаешь, но считаешь, что говорить об этом некорректно. Обратите внимание: в период Олимпиады в России выходило не так много разоблачительных скандальных материалов. Видимо, в обществе было понимание, что не стоит портить праздник.

И это нормально. Когда к вам в дом приходят гости, вы же стараетесь не ругаться с женой, детьми и тещей.

А корректно ли критиковать соседа, когда в своем доме точно такие же проблемы?

— Предположим, вы делаете материал о проблемах безопасности движения. Светофор на центральной магистрали не работает, зебры отсутствуют, пешеходы перебегают дорогу и создают проблемы для автопотока, а городской начальник ничего не делает. И вы готовите сюжет, чтобы привлечь внимание к этой конкретной проблеме.

При этом нарушает ли ваш собственный начальник правила дорожного движения? Да, наверное, нарушает. Только какое это имеет значение для сюжета? Вы же конкретную проблему решаете, а не рассматриваете нравственные проблемы всего общества.

То есть мы критикуем вашего директора, и пусть найдется другое СМИ, которое будет критиковать нашего? В этом гармония?

— Да, в этом есть баланс. Мы живем в мире определенных условностей, и здесь действует принцип «делай то, что можешь сделать».

Почему же тогда вы уходили в свое время с «12 канала», если никакого давления на вас не оказывалось?

— У меня был личный конфликт с основным работодателем, и нам нужно было какое-то время поработать порознь — отдохнуть.

Когда через четыре месяца вас пригласили обратно, вы испытали моральное удовлетворение: мол, ничего не могут без Паутова?

— Нет, конечно. Это так мелко... И, кстати, я не зря потратил те четыре месяца — зарегистрировал сайт «Омск здесь» и «Омскую телевизионную компанию». Поэтому когда в 2012 году окончательно ушел с «12 канала» и появилась необходимость выйти в эфир на ОТК, по крайней мере, юридическая база уже была подготовлена.

Телекомпания — дорогое удовольствие. На какие средства вы рассчитывали при запуске проекта? На свои?

— Таких денег у меня, естественно, не было, ведь я никогда не был собственником каких-то предприятий и не получал сверхприбыли. Но я нисколько не сомневался, что крупный бизнес заинтересуется этим проектом. В нашем регионе сильны традиции качественного регионального телевидения — это объективная ситуация, связанная с информационными войнами.

Военные нужды часто являются двигателем технического прогресса, поскольку на войне люди ради самосохранения отдают последнее. А после войны эти технологии используются в мирных целях.

Когда в структурах региональной власти произошли эпохальные изменения, количество СМИ в регионе увеличилось — группы влияния начали понимать, что теперь можно взаимодействовать не только подковерно, но и в публичном пространстве. И эта тенденция, я уверен, будет продолжаться — появятся новые издания и телеканалы.

Что же касается материальной стороны, то пока в России ни хоккей, ни высокое искусство, ни социальную сферу невозможно содержать за счет потребителя. Это касается и качественного телевидения — оно не может обойтись без спонсорской поддержки.

А сколько в свое время зарабатывал «12 канал» в процентном соотношении от общих затрат?

— В 2009-м (это был удачный для нас год), отчитываясь на заседании правительства, я называл цифры собственных доходов — 26-27%. К тому отчету я готовился, изучал федеральную практику. Скажем, канал ТВЦ на тот момент гордился, что зарабатывает 13% от своих расходов. Встречались мне и документы по ВГТРК, где заявлялось 50% собственных доходов.

Однако нужно понимать, что это доходы от рекламы монополистов — «Газпрома», РЖД, Пенсионного фонда. В силу своего положения на рынке они не особо-то нуждаются в рекламе. Скорее оказывают таким образом спонсорскую помощь.

Есть же и чисто коммерческие каналы — ТНТ, СТС. Региональный ТНТ нельзя сделать?

— Чтобы испечь булку хлеба в Москве, Омске или Екатеринбурге, требуются примерно одинаковые затраты. Телевидение же — специфический продукт. Делая такие «булки» в Москве, вы можете пятью хлебами накормить всю страну. А в Омске этими пятью хлебами вы пять человек и накормите. И в Москве вы заработаете на этом продукте 150 млн рублей с рекламы, на нашем же неразвитом рынке — несравнимо меньше.

Вы привели любопытную метафору о военных технологиях, которые потом находят применение в мирной жизни. Взять тот же «12 канал»... Когда-то это была реальная пушка, а в нынешнее мирное время есть ощущение, что собственники не совсем понимают, как ее использовать.

— Я бы не назвал сегодняшнее время мирным. Война идет, но в одностороннем порядке. Раньше у области были свои медиаресурсы, у города — свои. А теперь муниципальные власти решили молчать и терпеть, насколько хватит здоровья. Область же выступает порой очень жестко.

Может, хочет и жестче, но накопилось ощущение усталости от этих конфликтов как у населения, так и у федерального центра. Попытки обострить ситуацию вызывают крайнее раздражение. Наверное, поэтому иногда используются федеральные ресурсы типа сайта «Лайфньюс». Вспомнить хотя бы ситуацию со съемкой мэра в белом халате.

При этом люди могут сказать: «Это не мы. Мы тут ни при чем». Но возникает вопрос: на что лучше потратить эти деньги — на «Лайфньюс» или на «12 канал»?

Вы сказали, что вы государственник. Но на ОТК нередко можно увидеть критические материалы в отношении губернатора и властей...

— Скорее нам пытаются навязать имидж критиков губернатора. Мы его не критикуем. Мы рассказываем о событиях и явлениях, которые, на наш взгляд, носят негативный характер для развития региона и заслуживают внимания наших телезрителей.

Это и называется емким словом «критикуете».

— (Улыбается). Мы оцениваем события. И если они ассоциируются с конкретным чиновником, то логично задавать вопросы ему. Но при этом мы всегда даем возможность высказать свою позицию любой стороне.

Вы же сами выходец из системы и понимаете внутреннюю психологию: даже косой взгляд в сторону администрации воспринимается как разрушительная критика.

— Это лишь вопрос восприятия.

Сколько человек трудится уже в «МКР-Медиа»?

— В последней зарплатной ведомости, которую я подписывал, было 102 штатных сотрудника. Сейчас уже больше.

Что вы говорили людям, когда создавали коллектив? Какое телевидение хотели делать?

— Делать кусочек «12 канала» я точно не собирался. Наши инвесторы ставили передо мной, по сути, одну задачу — создать в Омске телевидение не местного масштаба, а работающее по международным стандартам. Мне эта идея показалась интересной — раньше я такого не делал. Мы сверили с инвесторами мировоззренческие ориентиры (как мы понимаем, что такое хорошо, что такое плохо) и начали работать.

Той идеологической заданности, какая есть на госканалах, у нас не было. И первое время нашим журналистам это было дико. Они спрашивали: «Ну что? Куда мы должны идти?» — «Не знаю, — отвечал я. — А что интересно вам?» — «Разве мы можем показывать то, что нам интересно?» — удивлялись они. «Да», — говорю.

То есть они даже не понимали, что можно просто предложить идею, аргументировать ее и поехать в командировку в Японию или Нагорный Карабах, чтобы снять сюжет.

А как перестраивались вы сами? Не было ломки в отсутствие госзадач?

— «Двенашка» вопреки обывательским представлениям никогда не была каналом для 200 чиновников, как об этом любили говорить. Программы «Школа здоровья», «Доступная среда», «Я иду искать» были адресованы самой широкой аудитории.

Скажем, была у нас регулярная программа, посвященная жизни села, вела ее Катя Диденко. Так в районах конкурировать с ней по популярности мог разве что губернатор.

И когда я приезжал по делам в районные администрации, про меня говорили: «Это — парень с канала, на котором Катя работает!» Деревня ведь живет очень тяжело, и для ее жителей крайне важно внимание со стороны телевидения.

Или взять программу «Губернаторский час»... Как о ней рассуждали? Вот, мол, сидит Полежаев и целый час рассказывает какой он молодец! А ведь внутри программы работал целый механизм. В эфире звучало 20-25 вопросов, а еще 70 оставалось за кадром. И по каждому принималось конкретное решение, а редакция совместно с аппаратом губернатора следила, как выполняются его поручения.

Однажды, буквально перед самой программой, поступило обращение о нехватке молочных смесей в районе. И мы сидели с Леонидом Константиновичем и разговаривали, как реагировать, что делать. И уже во время эфира он заявил, что надо строить завод. Через два года его запустили, и теперь он благополучно работает.

Конечно, это то самое критикуемое ручное управление, но таковы реалии нашей жизни.

То есть вы были такой внутренней оппозицией в областном правительстве, которая следила за тем, как чиновники выполняют поручения губернатора?

— Мы не являлись структурой, слившейся с областным правительством. Мы были для них раздражителем.

Нравится или не нравится, но перед тем, как лечь спать, чиновники в 23:30 включали телевизор, чтобы знать, по каким вопросам завтра их будет гонять губернатор. И если у нас по какой-то теме выходил критический материал, то профильный министр не спал, а всю ночь обсуждал с районным главой, как поступить.

Не знаю, может ли сейчас кто-то из руководителей канала позвонить губернатору и сказать, дескать, чиновники совсем распоясались, не пора ли привести их в чувство?

А у вас была такая возможность?

— Не только у меня. Спросите у коллег, и многие скажут, что при всех обвинениях в авторитаризме Леонид Полежаев слушал и слышал СМИ. Как оценивать его реакцию — другой вопрос. Теперь есть с чем сравнить.

Станислав Жоглик

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №13 (017) 8 апреля

Добавить комментарий
В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.