Класс

Класс

22 февраля 2013 06.36Общество

Сергей Баранов: «Для меня Ван Гог — это медиум, проводник чудесной силы»

В музее имени М.А . Врубеля 26 февраля откроется выставка «Солнце Ван Гога». Арт-проект посвящен 160-летию со дня рождения основоположника экспрессионизма Винсента Ван Гога. Его участниками станут художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Омска и других городов. Какие работы будут представлены на выставке и какое влияние оказывает творчество знаменитого голландца на людей, куратор проекта, омский художник Сергей Баранов, рассказал «Классу».
 Сергей Баранов: «Для меня Ван Гог — это медиум, проводник чудесной силы»

В музее имени М. А. Врубеля 26 февраля откроется выставка «Солнце Ван Гога». Арт-проект посвящен 160-летию со дня рождения основоположника экспрессионизма Винсента Ван Гога. Его участниками станут художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Омска и других городов. Какие работы будут представлены на выставке и какое влияние оказывает творчество знаменитого голландца на людей, куратор проекта, омский художник Сергей Баранов, рассказал «Классу».

— Сергей, насколько я знаю, вы сейчас не только куратор выставки, но и ее идейный вдохновитель?

— На самом деле этот проект очень для меня личный. Это некое мое переживание, которое привело меня к творчеству. Этот проект о чуде искусства. Не в фигуральном выражении — о самом настоящем чуде, случившемся 28 лет назад в зале этого музея со мной, тогда еще студентом политехнического института. Искусство в тот раз показало всю свою силу, заставив круто изменить жизнь. И произошло это благодаря одной небольшой картинке неизвестного тому студенту автора. Картинка называлась «Красные виноградники в Арле». Ее автором был Винсент Ван Гог. Из красочного прямоугольника, где были изображены какие-то корявые, «некрасивые» фигурки людей, в глаза било настоящее солнце. Картинка была не «картиной», а самым настоящим кусочком жизни. Это было ошеломительно, невероятно, чудесно. Теперь я хочу, чтобы и другие люди смогли это пережить.

— У вас для выставки подготовлено много новых работ?

— Пока семь. Среди них объект из дерева под названием «Солнце Ван Гога». Будет и живопись.

— Одну из живописных работ вы назвали «Святой Винсент». Ван Гог действительно для вас святой?

— Как человек становится святым? Он должен творить чудеса. Чудеса я сам на себе ощутил, и не единожды. Вот Гауди же тоже хотят причислить к лику святых за его Саграда Фамилия. Настолько этот собор потрясающая штука, что приводит людей к вере. Просто не понятно, как человек мог это сделать руками. Так же и тут. Для меня Ван Гог — это некий медиум, проводник огромной чудесной силы, которую не объяснить.

— Художники сразу загорелись идеей принять участие в выставке?

— С одной стороны, отклик был очень широкий, мне сразу прислали много картинок. С другой стороны, я измучился тем, что в большинстве случаев пришлось людям отказывать. Многие увидели слово «выставка», слово «музей», но не увидели солнца и не увидели Ван Гога. Поэтому стали присылать какие-то непонятные работы. Но я разослал приглашения и ряду художников, которых я хотел бы видеть на выставке. У одних уже были подходящие работы, другие их сделали специально. Не все откликнулись, не все успели, не у всех было то, что надо. Но какой-то костяк участников проекта сформировался.

baranov3   baranov4
 baranov5  baranov6


— Кого из участников приглашали специально?

— Из омских художников я хотел видеть Дамира Муратова, Геймрана Баймуханова, Татьяну Бугаенко. Сережу Беспамятных из Новосибирска, Алену Шаповалову из Владикавказа, некоторых москвичей. В основном с художниками у нас знакомство заочное — общаемся в «Фейсбуке». Но вот с Антоном Таксисом из Екатеринбурга мы дружим с 2001 года и знакомы лично. Он регулярно участвует в моих мероприятиях.

— Из того, что уже точно будет, какие работы наиболее интересны?

— Отмечу работы Юрия Татьянина и Сергея Бугровского из Липецка. Татьянин — концептуальный, где-то лубочный, но тема Ван Гога — это его. Хорошее, красивое, веселое действо получается. Бугровский другой, он такой экспрессивный, у него краска летит. Он девушек макает в краску, в основном в синюю, в черную и отпечатывает на холсте. Человек впервые в жизни сделал солнце. Очень по-своему. Оно не вангоговское, не ослепительное, а черное, серое. Но вот та мощь, которая цепляет, она там присутствует. Очень хорошую работу прислала Алиса Зражевская из Москвы. Алиса тонкая рисовальщица, у нее такие камерные рисуночки, очень лаконичные, но точные по атмосфере. Из неожиданных выделю работу иркутчанки Светланы Башковой. Она прислала свои фотографии, хотя сама поэтесса. И стихи к ним прислала. Фотографии хорошие, они в тему, и в стихах образ складывается.

— Кого выделите из молодежи?

— Будет участвовать в проекте молодая омская художница Аня Терешкина, переехавшая недавно в Санкт-Петербург. У нее фильм о петербургском солнце. Сама, к сожалению, не приедет. Очень жаль также, что не успела сделать работы Лариса Пастушкова из Барнаула. Потому что ровно тогда, когда я рассылал приглашения, она позвонила мне и сказала: «Ты представляешь, я сейчас в Ницце и еду в Арль!» В то самое место, где были написаны «Красные виноградники». И она была в Арле, правда, не в летнем, а в зимнем, и собиралась что-то под этим впечатлением сделать. Но сейчас написала, что работы еще не «отстоялись». Вот это жалко.

baranov2

— Выставка будет работать только в Омске?

— Надеюсь, что наша выставка все-таки потом куда-то двинется — может быть, в Новокузнецк, в Уфу. Потому что идея красивая. И скорее всего, в процессе что-то отсеется, а чем-то еще выставка обрастет.

— Проект заявлен как выставка современных художников. Но, наверное, современный художник — это не только тот, кто живет в одно время с нами?

— Художник современен тогда, когда, с одной стороны, он в вечности, а с другой — в сегодняшнем дне. Мне интересны те художники, на которых время влияет, и они стараются осмыслить, пережить и прочувствовать современность. Не надо плодить картинки, которых и без того миллион, нужно умножать какие-то ощущения, смыслы, чувствование времени. Поэтому мне важно то ощущение, с которым человек выйдет из этого зала на улицу, под почти весеннее солнце - словно войдет в пространство картины. И весь город будет для него продолжением выставки. И его жизнь, возможно, изменится, и он с этой секунды станет по-другому жить.


Эльвира Кадырова



 

 
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.