Класс

Класс

13 марта 2013 09.10Обзоры

Арт-лофты в России: «фабричное» творчество «Этажей» и «Винзаводов»

Сюда приходят, чтобы вырываться за пределы замкнутого круга «дом — работа — дом». Здесь можно отдохнуть с удовольствием и с пользой, потому что атмосфера творчества — будь то созерцание или участие — заряжает энергией и дает стимул к развитию. За границей и в российских столицах такие проекты уже давно и успешно работают — в формате арт-лофтов. Почему есть там и нет у нас?
Арт-лофты в России: «фабричное» творчество «Этажей» и «Винзаводов»
Сюда приходят, чтобы вырываться за пределы замкнутого круга «дом — работа — дом». Здесь можно отдохнуть с удовольствием и с пользой, потому что атмосфера творчества — будь то созерцание или участие — заряжает энергией и дает стимул к развитию. Здесь можно встретить единомышленников, понаблюдать за работой художников, пообщаться с музыкантами, придумать совместный проект с дизайнерами, реализовать его, пригласить на презентацию друзей, по ходу придумать новый проект, но уже с фотографами… Мечта? Для Омска пока — да. А вот за границей и в российских столицах такие проекты уже давно и успешно работают — в формате арт-лофтов. Почему есть там и нет у нас? Подробнее — в нашем обзоре.


Арт-лофт — как правило, многофункциональный культурный центр с выставочными залами, кафе, мастерскими, концертными площадками, размещенный на территории бывших промышленных и хозяйственных зданий: заброшенных фабрик, заводов, складов. Одним из первых подобную форму организации использовал американский художник и режиссер Энди Уорхол. В 60-е годы прошлого века его арт-студия The Factory была местом концентрации нью-йоркской богемы.

loft1
Лофты видоизменялись и трансформировались в зависимости от задач идеологов и особенностей занимаемых площадок. Сейчас в большинстве случаев на заброшенные фабричные помещения обращают внимание так называемые инвесторы-ревитализаторы, которые вкладывают средства в реконструкцию помещений, а затем сдают их в аренду. При реконструкции лофтов дизайнеры стараются сохранить аутентичные промышленные элементы и гармонично вписать их в новый интерьер.
В Европе такой формат культурных и образовательных центров давно стал популярным и востребованным. Примеров множество: Cable Factory в Хельсинки, Melkweg в Амстердаме, Tea Factory в Лондоне, Superstudio в Милане. В России лофты возникли относительно недавно, хотя, казалось бы, уж чего, а заброшенных промышленных объектов у нас после перестройки больше, чем работающих фабрик. Открываются арт-лофты в основном в столицах — Москве и Питере. Часто они монофункциональны: к примеру, в бывших фабричных помещениях с высокими потолками и огромными окнами нередко размещаются фотостудии, с работающими здесь же выставочным залом и кафе. Подобные проекты есть в Екатеринбурге и в Перми. Однако куда интереснее лофты, которые превращаются в масштабные арт-кластеры.

line2


loft2
Что: Дизайн-завод «Флакон»

Где: Бывший Хрустальный завод им. Калинина (Москва)

Дизайн-завод «Флакон» — один из самых интересных и успешно развивающихся лофт-проектов в России. В 2007 году бизнесмен-ревитализатор Николай Матушевский купил полуразрушенный Хрустальный завод им. Калинина, построенный в начале XX века. Территория в 21 тысячу квадратных метров была облагорожена, здания очищены и реконструированы по проекту студентов курса Interior & Spatial Design Британской высшей школы дизайна. После чего лофт-проект «Флакон» открыл свои двери для всех желающих.
Первое время Матушевский сдавал помещения без ремонта за невысокую арендную плату — вскоре огромная территория «Флакона» наполнилась творческой публикой. Сейчас это арт-комплекс, в котором соседствуют офисы, магазины, мастерские, выставочные залы, реализуются различные творческие проекты в сфере дизайна, моды, архитектуры. На территории «Фалкона» расположены две площадки для проведения массовых мероприятий: Flacon Space и Flacon Loft. Еженедельно здесь проходят лекции, кинопоказы, ярмарки, дизайнерские фестивали, выставки и презентации, концерты, тематические мероприятия и дизайн-субботники. Здесь же находится коворкинговая зона площадью 300 квадратных метров. Летом здесь работает открытый бассейн и волейбольная площадка, а зимой — каток и рампа для сноуборда. Здесь всегда кипит творческая жизнь, а сам Матушевский называет «Флакон» площадкой для реализации идей.



loft3
Что: Центр современного искусства «Винзавод»

Где: Бывшая пивоварня «Московская Бавария», в советское время — «Мосвинкомбинат» (Москва)

«Винзавод» — один из самых известных лофтов в России. В начале 2000-х годов обанкротившееся предприятие «Мосвинкомбинат» купил предприниматель Роман Троценко, спустя какое-то время его жена Софья, декан продюсерского факультета Школы-студии МХАТ, решила преобразовать старые фабричные постройки в творческое пространство по типу европейских лофтов. При реконструкции «Винзавода» старались по максимуму сохранить прежний фабричный колорит: здесь нет модных конструкций из стекла и бетона, только старая штукатурка и кирпичная кладка. Выставочные залы, которые располагаются в бывших цехах, так и называются: «Цех белого», «Цех красного», «Большое винохранилище». А в «Бродильном цехе» расположены многочисленные бутики и шоу-румы.
Сейчас на «Винзаводе» располагается больше десятка галерей, два ресторана, множество шоу-румов, а также функционирует четыре образовательных проекта. Так, в «Школе визуальных искусств» известные российские и зарубежные фотографы, режиссеры, журналисты, искусствоведы, художники и дизайнеры проводят мастер-классы и читают лекции. А в «Школе цифровых искусств Universe» готовят дизайнеров и фотографов, обучают работе с профессиональными компьютерными программами для дизайна, верстки и обработки фотографий. В залах «Винзавода» регулярно проходят выставки и презентации, кинопоказы и семинары.



loft4
Что: Арт-кластер «Красный октябрь»

Где: Бывшая кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (Москва)

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» представляла собой комплекс зданий и сооружений, расположенных в самом центре Москвы. В 2007 году ее производственные мощности были переведены на территорию концерна «Бабаевский». И практически сразу после этого было принято решение сделать в опустевшем городке из красного кирпича арт-кластер: место для этого очень «вкусное». В нем-то и заключается преимущество «Красного Октября» перед другими арт-лофтами, которые по большей части расположены в бывших промзонах на окраинах. А «Красный Октябрь» — в самом сердце Москвы, на пути всех туристических маршрутов, в пешей доступности от Третьяковской галереи и Государственного музея им. А. С. Пушкина.
В помещениях бывшей кондитерской фабрики расположены офисы некоторых СМИ (например, здесь обитает телеканал «Дождь» и журнал «Сноб») и рекламных агентств, множество модных шоу-румов, галерей, фотостудий, ресторанов и арт-кафе, кинотеатров и клубов, архитектурных и дизайн-бюро. А в бывшем шоколадном цехе фабрики — в главном здании «Красного Октября», признанном памятником архитектуры и символом старой Москвы, — располагаются выставочные и event-залы. При реставрации в нем сохранили почти все производственные элементы, сделав помещение более современным и функциональным. Здесь остались блестящие чугунные колонны и железная плитка на полу, по которой раньше катали четырехтонные тележки с шоколадом. «Шоколадный цех» стал популярным место проведения выставок и арт-проектов.



loft5
Что: Лофт-проект «Этажи»

Где: Бывший Смольнинский хлебозавод (Санкт-Петербург)

Питер — второй после Москвы город в России по количеству арт-лофтов. Одним из первых в 2007 году здесь открылся «Лофт Проект Этажи», который разместился в здании бывшего Смольнинского хлебозавода на Лиговском проспекте. На пяти этажах завода расположено несколько арт-пространств, предназначенных для выставок и различных креативных проектов. Центральное выставочное помещение — «Пространство пятый этаж». Кроме него здесь есть галерея «Формула», «серый» и «белый» выставочные коридоры, пространство «Катушки» в подвале и «Крыша», которая круглосуточно открыта для всех желающих и оснащена биноклями и телескопом: можно сколько угодно любоваться чудесной панорамой Питера. Уже в этом году крышу планируется превратить в арт-пространство «Парк в небе» — выставочные площади и спортивные площадки для развлечений.
В «Этажах» также открыто два хостела. Один из них — дизайн-хостел «Локейшн», номера в котором стоят недорого, выглядят красиво и носят «кондитерские» названия: «Птичье молоко», «Бисквит», «Тесто». В «Этажах» регулярно проводят некоммерческие акции: раздают бездомных животных, устраивают открытые выставки фотографии профессионалов и любителей, мастер-классы для детей и взрослых и даже «гаражные» распродажи. Но в первую очередь этот лофт — площадка для общения, совместной работы и отдыха творческой молодежи культурной столицы.



loft6
Что:  Креативное пространство «Ткачи»

Где: Бывшая прядильно-ткацкая фабрика им. Петра Анисимова (Санкт-Петербург)

Реконструкция прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова под арт-лофт началась в 2010 году, и еще до официального открытия здесь проводились выставки и мастер-классы. Проект был запущен в декабре 2012 года. Сегодня здесь собрано более 50 резидентов — так в «Ткачах» называют лофт-проекты, обитающие на этой территории. Это разного рода креативные бутики и шоу-румы, необычные агентства путешествий и барахолки, творческие мастерские и многое-многое другое. Выставочное пространство курирует известный арт-деятель Марат Гельман, здесь регулярно проводятся фестивали самой разной направленности. Так, в «Ткачах» проходили благотворительный Фестиваль булочек с корицей», фестиваль медиа-искусства «Киберфест», благотоворительный арт-маркет «Добрый дом» и Зимний чемпионат по пинг-понгу. Когда бы вы ни пожелали туда прийти — вы найдете чем заняться и сможете провести время с пользой и удовольствием.



loft7
Что: Лофт «Парк культуры»

Где: Здание бывшей телефонной станции (Петропавловск-Камчатский)

Лофт «Парк культуры» открылся в августе 2012 года на Камчатке, на верхнем этаже старой телефонной станции. При реконструкции решено было сохранить старые телефонные аппараты и механизмы, которые сами собой представляют немалый интерес. Здесь находятся кафе, фотостудии, выставочный зал и центр дополнительного образования. В «Парке культуры» проходят российские и международные выставки современного искусства и фотографии, кинофестивали и показы авторского кино, а также курсы юных физиков и химиков. Для посетителей открыта также библиотека изданий по искусству, «Школа интересной жизни для детей», туристический центр, творческое пространство для общения и лаборатория по разработке и созданию креативных образов. Один из немногих нестоличных лофтов — он только начинает свою работу, и хочется верить, что проект будет успешным.

Анастасия Шугаева


Komment
Арт-лофты успешны в Москве и Питере. При этом в провинции, в том числе и в Омске, есть и необходимая инфраструктура (в данном случае — пустующие помещения бывших промышленных и хозяйственных объектов), и спрос (люди, желающие заниматься творчеством или, по крайней мере, за этим процессом наблюдать), и даже энтузиасты, которые периодически пытаются сделать что-то подобное в Омске. Что мешает?

loft9

— Тема лофт-проекта как самоокупаемой площадки в Омске невозможна. Здесь должен быть или принцип немецких кунстхаусов, когда здание безвозмездно передается художникам, которые там могут жить какое-то время, использовать его как мастерские, выставочные и концертные площадки; или в основе должен лежать принцип сотрудничества, когда власть, общество, бизнес осознают модернизационный потенциал современного искусства и «используют» художника как фигуру, изменяющую среду. В этом случае актуальны сквоты и центр современного искусства, который был бы междисциплинарной и образовательной площадкой, где бы могли разрабатываться различные стратегии влияния на социум и ландшафт. Я выступаю за второй вариант и, как мне кажется, последовательно не один год работаю на его осуществление.
Мешает реализации проекта отсутствие стратегического мышления у руководства региона, косность чиновников и часто жадность и отсутствие запроса на «бессмертие» у бизнесменов. Город — ресурсные его представители — все никак не наедятся. К сожалению, обладающие ресурсами омичи не очень-то обременены культурным багажом и серьезным (пусть и само-) образованием. Итак, не получается потому, что ресурсы заняты в проектах, не связанных с будущим региона.
В свое время мы делали несколько проектов в пустующих промышленных объектах. Летом что-то и как-то в них делать можно, но с наступлением холодов… холодно. По сути мы выполняем эту самую междисциплинарную миссию лофта, только не в пространстве, а во временном отрезке, показывая различные стороны бытования современного искусства. И все на собственные деньги, ценой личных интересов, часто влезая в кредиты. У нас нет возможности впрыгнуть в самолет и улететь в зарубежную недвижимость, мы надеемся изменить ситуацию на родине.
Еще лофт предполагает центральную дислокацию в городе. В Омске все развалюхи в чьей-то частной собственности. Как нищий город, Омск обречен на существование под лозунгом «Греби под себя и хавай!» еще какое-то время. Такова ценностная система большинства омичей. Это мое личное мнение.



loft10

— Лично я считаю, что на такое положение дел влияет множество факторов, как экономических, так и социальных. Многое зависит от инфраструктуры города или отдельно взятого района, от возможностей и активности жителей. Примеры организации лофтов или творческих коллабораций есть. Они работают, создают новую культуру, способствуют развитию городов. В провинции таких примеров не знаю. Активно в этом направлении развиваются Москва, Санкт-Петербург и Челябинск. Наверняка их догонит и Пермь.
Что необходимо для создания творческого кластера?
1. Подвижники. Самое важное для построения кластера — иметь подвижников, людей, которые действительно увлечены своим делом. Это предприниматели, которые делают свое дело. Не сам кластер должен быть движущей силой, движущая сила — это люди в кластере. Уже имеющие свой бизнес или готовые его создать.
2. Фокусировка. Если просмотреть тенденцию кластеров в России, то, как правило, сначала они открыты всему на свете. Любой человек с творческими идеями может прийти к ним. У всех в планах развивать музыку, компьютерные игры, медиа, фото, общественное питание, туризм. Они объединяют детей и профессиональных артистов, любительские и университетские курсы. Это, безусловно, чудесная смесь, но спустя некоторое время они понимают, что нужно сфокусироваться, и решают определить для себя, «на какую ногу они будут опираться». Невозможно заниматься всем. Фокусировка очень важна.
3. Видение и миссия. Кураторы подобных проектов должны знать, что они хотят сделать и как они это будут делать. Видение должно легко запоминаться, быть понятным и заключать в себе некоторый вызов.
4. Организация. Один из важнейших ресурсов кластера — его сотрудники. Нужно привлечь умных и трудолюбивых людей, разделяющих миссию кластера. И нужно помнить о возможности роста. Должна быть такая возможность. Если проект будет расширяться, у него должны быть ресурсы для роста, в том числе человеческие. И конечно же, нужно понимать, что будет соответствующая ответственность за человеческие ресурсы.
5. Бизнес-идея. У кураторов должна быть бизнес-идея. Что и кому они будут продавать? Потребителем подобных проектов может быть муниципалитет или правительство. Но их не нужно рассматривать как грантодателей. Проект что-то должен им продавать. К примеру, площадки для предпринимателей, некое социальное благо государственному сектору.
Основу бизнес-плана может составлять взаимодействие между культурой, образованием, бизнесом и социальной инициативой. Я убеждена, что именно это сочетание обеспечивает инновации и творчество.
6. Стабильное финансирование. Каким бы способом кто бы ни строил кластер, на это нужны деньги. Что-то можно продать на коммерческой основе, что-то не имеет рыночной стоимости. Это значит, что это купит либо государственный сектор, либо компании по своей доброй воле. Но компании все же не альтруистичны. Если они что-то дают, они хотят что-то получить взамен. У проекта должен быть привлекательный для них пакет предложений.
7. Долгосрочная политическая поддержка. Я настаивала и буду на этом настаивать. Ни один из творческих кластеров, которые я изучала в России, Германии или Швеции, не выжили бы без долгосрочной политической поддержки. Чтобы построить кластер, нужно время. Обычно процесс похож на то, как танцуют фокстрот: два шага вперед, один назад. Нужно, чтобы муниципалитет и региональные власти инвестировали в инфраструктуру. Они постоянно это делают в случае с промышленностью, строят железные дороги, дороги, водопроводы, они выделяют землю для заводов. Для творческой индустрии нужна инфраструктура другого рода. Необходимы новые школы, студии, сцены и люди, которые могут управлять творческими кластерами, необходимы бизнес-инкубаторы. И политики должны в это инвестировать так же, как они инвестируют в промышленность. И если вы хотите, чтобы люди обосновались на новом месте, инвестируйте время и деньги в создание новых перспектив: люди должны знать, что кластер будет развиваться, что это поддерживается политически.
Конечно, сразу появляется вопрос, что от этого получают политики? Во-первых, образ Омска в СМИ совершенно изменится. Кроме того, наверняка город получит возможность проведения фестивалей и конкурсов международного уровня, выигрывать гранты на развитие. Конечно, все это окажет влияние на жителей и повысит их самоуважение. Будет заметен рост занятости. Сложно сказать, сколько сейчас занято людей в творческой сфере в Омске, но я уверена, что количество их значительно увеличится.
Также появится возможность привлечь частный капитал. К примеру, в Бутчурке одна из компаний решила построить самый крупный в Северной Европе парк развлечений после открытия там лофт-проекта. Инвесторы планируют вложить 1,2 миллиарда шведских крон. Это создаст множество рабочих мест для жителей Бутчурки. Частично это счастливый случай, но этого никогда бы не случилось, если бы политики Бутчурки не приняли бы стратегию развития, основанную на творческих индустриях.
А что касается конкретно Омска, из тех пунктов, которые мне кажутся основополагающими для создания подобной коллаборации, отсутствуют подвижники, стабильное финансирование и долгосрочная политическая поддержка.

Добавить комментарий
Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.

Как приветствуют друг друга в разных странах: факты и рекорды

Как приветствуют друг друга в разных странах: факты и рекорды

Ответьте на наши вопросы и узнайте, сможете ли вы стать своим в любой части мира.