Класс

Класс

26 марта 2013 08.47Общество

Умка (Анна Герасимова): «Нас никто никогда не "крутил". Зато мы никому ничего не должны»

Умка (в миру Анна Герасимова) — настоящая живая легенда рок-музыки, имеющая истинно народное признание и ни одной престижной музыкальной награды. Поскольку титулы, звания, почести — это реалии иной, далекой от нее и от самой жизни действительности. Умке любые форматы маловаты. Она легко переходит от одного жанра к другому в музыке, литературе и жизни. О городе на слиянии двух рек, русском роке и свободе Умка пообщалась с журналистом «Класса».
Умка (Анна Герасимова): «Нас никто никогда не "крутил". Зато мы никому ничего не должны»



Умка (в миру Анна Герасимова) — настоящая живая легенда рок-музыки, имеющая истинно народное признание и ни одной престижной музыкальной награды. Поскольку титулы, звания, почести — это реалии иной, далекой от нее и от самой жизни действительности. Умке любые форматы маловаты. Она легко переходит от одного жанра к другому в музыке, литературе и жизни. Ее песни, как и она сама, честны, прямолинейны и пропитаны заражающей энергией свободы. Свободы жить и быть тем, кто ты есть при любых обстоятельствах. И с этой точки зрения совершенно не удивляет то, что предстоящий концерт в Омске 17 марта будет, по сути, случайным. Образовался в плотном гастрольном графике свободный денек — и Аня решила устроить омичам сюрприз в виде своего концерта. О городе на слиянии двух рек, русском роке и свободе Умка пообщалась с журналистом «Класса».


Spravka
История Умки, написанная ею же самой, могла бы лечь в основу кинобестселлера. Дочь московских интеллигентов, переводчик и филолог, первый в нашей стране защитивший диссертацию по обэриутам. Истинное «дитя цветов», объехавшее стопом бывший Союз вдоль и поперек, стритовавшее на Арбате. Музыкант, чьи кассеты, переписанные до неузнаваемости, расходились наравне с записями Высоцкого. Женщина, которая поет и продолжает петь о том, о чем молчат многие мужчины.


Про Омск

— Аня, в твоей песни «Сибирь» есть такие строки: «Земля, я тебя собой населю, спящую тебя полюблю, очеловечу». За столько лет концертной жизни удалось ли «населить собой» сибирские города? Как часто ты даешь концерты за Уралом?

— Не знаю, удалось ли именно населить, но мы обязательно каждый год ездим в длинную гастроль по маршруту Урал — Сибирь. В последнее время, правда, длинно не получается: музыканты не выдерживают, обязательно кто-нибудь да заболеет. Я ведь как поназабиваю месяц — 25 концертов в 25 городах — и поехали. Люди слетают с катушек. Это ведь все плацкартные поезда, тесные клубы, зачастую сомнительного качества аппаратура. Работа на износ. Но зато какая отдача!

— В твоем техническом райдере указано, что «в большинстве городов у нас есть друзья, которые нас всегда ждут». А в Омске у тебя есть друзья?

— Надеюсь, что есть. Хотя мы давно здесь не были. Кое с кем переписываюсь в интернете. Давно зовут, давно хотела заехать, да все никак не получалось. Теперь удалось.

— Чем для тебя примечателен Омск? Егором Летовым, фигурой Колчака или есть свои собственные достопримечательности в нашем городе?

— Я в Омске была один раз. Мы играли «электричество» после Новосибирска лет восемь назад. Организовывала это дело какая-то случайная девочка, ничего о нас не знавшая. Поскольку была пятница 13-е, сделали характерную идиотскую вечеринку с соревнованиями по питью пива из баллонов и так далее. Пришли подгламуреные телочки и пацаны при параде. Была фракция скинов, которые, вскидывая руки, кричали: «Омск! Омск!» — и кое-что похуже. А также небольшая фракция местных хиппанов, совершенно замечательных. Видно было, что живется им тут несладко. Из аппарата были только дискотечные колонки под потолком. Несмотря на все это, мы сыграли офигенный концерт, очень жесткий, лихой и беспощадный. И мы хорошо поняли, откуда взялся Летов такой красивый. Именно что «несмотря на». А Колчак меня не сильно вдохновляет, Антон Сорокин гораздо интереснее.

— Кроме концерта есть в планах прогулка по городу? Если да, то по какому маршруту?

— Пока ничего об этом не знаю и, видимо, не успею: приеду, отыграю и уеду. Сильно спешу.


Про концерты

— Количество концертов, которые ты даешь в течение одного года, поражает. Откуда силы берутся столько выступать?

— Ну, дело в том, что если не выступать, становится очень уныло. И не только по деньгам, что тоже немаловажно, а вообще по жизни уныло. Я подсажена на этот контакт с публикой. Мне необходимо раздавать то, что у меня внутри, чтобы новое нарастало. А иначе я начинаю подгнивать. Правда, можно поехать в какое-нибудь интересное прекрасное место отдыхать, но тогда деньги кончаются еще быстрее.

— Несмотря на то что инфляция в нашей стране неуклонно растет, ты по-прежнему берешь за вход самую минимальную цену. А студентам и малоимущим иной раз делаешь солидные скидки. Почему? Такой маститый музыкант, как ты, мог бы уже смело «ломить цену»…

— Вопрос провокационный. Но я не буду изображать бунтаря и возмущаться поведением звезд. Тем более что сейчас все, кроме попсовиков, примерно в одном положении: плюс-минус пять копеек. Мне другое не нравится: уровень распространения рекламы и информации. Я вообще с удовольствием играла бы за бесценок, но чтобы народу приходило побольше. В последнее время интернет сильно помогает привлекать публику.
В общем, у нас довольно странное промежуточное положение: нас вроде как «все знают», при этом мы нищие. Но мне, честно говоря, просто совестно ставить за вход такую цену, какую я не заплатила бы сама. Имущественное расслоение у нас, сами знаете, какое. Так что скидка в 50 рублей — это, по-моему, мелочь. Многих пускаешь вообще бесплатно (особенно раньше это было актуально), а кто-то, наоборот, зная мои повадки, приносит штуку рублей или сотню баксов. А то и больше. И просто отдает. Поэтому, я думаю, мы никогда не пропадем.

— Кто сейчас чаще приходит на твои выступления: те, кто знает Умку уже много лет или же молодое поколение?

— Разные. И такие, и сякие.

— В своем пресс-релизе ты так охарактеризовала группу «Умка и броневик»: «Флагман отечественного андеграунда, клубная команда со стадионным потенциалом». Не пора ли выйти на стадионы, раз потенциал есть?

— Фраза из пресс-релиза — просто красивая заявка, попытка объяснить постороннему человеку, что мы играем и почему. Ни на каких стадионах нас никогда не ждали и не ждут. Вообще музыка на стадионах — это не вполне правильно. На стадионах играть трудно и неприятно, гораздо лучше в хороших клубах, но и этого зачастую нет. Мы бы с удовольствием играли на нормальных фестивалях, но единственный нормальный большой фестиваль — «Пустые холмы» — накрылся, как и любое нормальное начинание в этой нормальной стране. Поэтому мы так и будем лабать по клубам, а вы будете продолжать этому удивляться. Нас ведь никто никогда не «крутил». Оно и к лучшему. Зато мы никому ничего не должны. Все.

— В истории группы были случаи, когда особо ярые поклонники лезли на сцену «подыграть». Сейчас такое происходит или зрители стали сдержаннее?

— Это было довольно недолго, в стародавние времена хипповых джемов, когда у меня и состава-то постоянного не было. Сейчас, конечно, никто к нам на сцену не полезет. Иногда я ради прикола беру кого-то из местных подыграть лично мне, если играю одна.


О музыке

— Твои музыкальные интересы очень четко определены фразой «рок-музыка (не русский рок)». Так чего все-таки не хватает русскому року, на твой взгляд, чтобы считаться полноценным роком?

— Сложный и неприятный вопрос. Я страшно замучилась на него отвечать. Русский рок в своей прежней ипостаси был слишком завязан на смысле в ущерб собственно музыке. Никто не заморачивался играть как следует. Считалось, что это не главное. А с приходом поколения «Нашего радио» все ударились, наоборот, в полную беспринципность и стали ковать бабло из ничего. При этом так и не научившись играть. Нынешние местные рок-музыканты научились отлично играть, но им, как правило, нечего сказать. В общем, тоска зеленая. Исключения есть, но их крайне мало. С уходом Летова и Лукича — и вовсе по пальцам одной руки.

BTaIXNh4jKY


— Как в принципе ты оцениваешь музыкальную ситуацию в России? Есть нам еще чем тряхнуть, кроме старины, или мы придем к тому, что будем слепо «копипастить» западных кумиров?

— Да не будет никто «копипастить». Я ж говорю, большинству: а) лень играть как следует, и б) нечего сказать. Не знаю, я не пророк. Слушаю в основном Запад, как и большинство отечественных музыкантов.


Про книги

— Аня, как в твоем плотном графике жизни находится время для переводческой и научно-литературной деятельности?

— С трудом, тем более что за это почти не платят. Но вообще-то интересно, такой камбэк. После моего хождения в рок-н-ролл бывшие коллеги смотрят на меня открыв рот, как будто я в пасти тигра побывала или во чреве кита какого-нибудь.

— Какие-то научные работы Анны Герасимовой мы увидим в ближайшем будущем?

— Надеюсь, что нет. До такой степени я еще не одурела. Литературные, окололитературные — возможно. Я все мечтаю дневники свои за тридцать лет набрать и издать.

— Хотелось бы узнать твое мнение как профессионального литературоведа о судьбе современной русской литературы. Будет ли что почитать нашим внукам, кроме избитой веками классики?

— А че классика? Отличная классика. Уж лучше, чем современная литература. "Писали, не гуляли!" (всегда забываю, откуда эта цитата). Ну вот Пелевин отличный, и то более ранний он мне больше нравился, я страсть не люблю злободневность и актуальность.


Про свободу, хиппи и внука

— Давным-давно ты спела: «Свобода есть. Свобода есть свобода». Для многих твоих поклонников это стало девизом. И все-таки что такое свобода? И есть ли она сейчас в нашей стране?

— Нет. Ее ни в одной стране нет. Она внутри. Как и говорится, собственно, в этой достаточно примитивной песенке.

— Теперь стало очень модно романтизировать в кино и не только молодежные субкультуры прошлых лет: хиппи, стиляг и прочих. Ты, как человек не понаслышке знающий все это изнутри, что думаешь по этому поводу? Насколько истинно то, что говорят нам сейчас?

— Любая романтизация — вранье.

— А вообще как ты относишься к этому понятию — «субкультура»? Имеет ли смысл натягивать узкие джинсы или брить голову, чтобы выделиться из толпы? Или есть другие способы?

— Есть, конечно. Только сейчас толпа настолько разномастна, что выделяться из нее смысла нет. Но молодежи охота же все равно. Главное — не гандошить друг друга за натягивание какой-либо одежды или бритье каких-либо частей тела.

— Насколько знаю, у тебя есть внук. Ты читаешь или поешь ему что-то из своего творчества?

— Мы с ним, к сожалению, не так уж часто встречаемся. Я бы с удовольствием ему больше читала или пела, не важно, свое или не свое. Но это происходит довольно редко. Иногда, когда мы совпадаем в пространстве, родители берут его на мои концерты. Он как-то веселится там по-своему. Первые разы, когда был помладше, смотрел на меня удивительными глазами. Там как будто было написано: «Ага, вот оно в чем дело! Ха-ха, так мы тут главные!» На фестивале «Пустые холмы», например, очень оттягивался. Это было классно. Сейчас ему уже почти четыре, мы с ним давно не виделись — и я боюсь, его мало чем уже удивишь.


Полина Жорова
Добавить комментарий
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.