Класс

Класс

20 марта 2013 11.02Общество

Светлана Фоминых: «Стив Джобс установил стандарт качества для презентаций»

В конце марта в Омск приедет руководитель и ведущий тренер новосибирской школы «Человек слова» Светлана Фоминых. В шестом корпусе ОмГУ она проведет двухдневный курс «Харизматичный оратор. Словесная импровизация и работа в жанрах», направленный на развитие ораторских качеств. Перед визитом в наш город Светлана рассказала «Классу» о своем тренинге, о том, как бороться со страхом перед выступлением, говорить так, чтобы тобой восхищались, и о самом великом ораторе нашего времени.
Светлана Фоминых: «Стив Джобс установил стандарт качества для презентаций»



В конце марта в Омск приедет руководитель и ведущий тренер новосибирской школы «Человек слова» Светлана Фоминых. В шестом корпусе ОмГУ она проведет двухдневный курс «Харизматичный оратор. Словесная импровизация и работа в жанрах», направленный на развитие ораторских качеств. Перед визитом в наш город Светлана рассказала «Классу» о своем тренинге, о том, как бороться со страхом перед выступлением, говорить так, чтобы тобой восхищались, и о самом великом ораторе нашего времени.

— Светлана, тренинг по развитию ораторских навыков в Омске вы будете проводить впервые?

— Впервые в таком формате. Пару лет назад в Омске я уже вела тренинги по ораторскому искусству на фестивале менеджмента и психологии «Шаг вперед». На этот раз я приеду с курсом «Харизматичный оратор. Словесная импровизация и работа в жанрах». Это тренинг прежде всего для тех, кому нужно делать презентации по работе: на совещаниях, конференциях, перед клиентами. С другой стороны, он рассчитан и на тех, кто хочет чувствовать себя уверенно перед любой аудиторией, уметь устанавливать с ней контакт, говорить убедительно. Курс состоит из трех ключевых блоков, посвященных основным составляющим любого выступления: структуре и содержанию (что говорить?), стилю выступления (как говорить?) и небольшой блок по подготовке слайдов.

— Что особенного в этом тренинге и какие он дает результаты?

— Особенностей несколько. Знания, которые я даю, основаны на собственной практике и наблюдении за выступлениями лучших ораторов современности. Большое внимание уделяется практике и индивидуальной обратной связи. Благодаря этому даже за короткое время ученикам удается совершить качественный скачок в выступлениях.

— Студенты, преподаватели, аспиранты, читатели «Класса» что-то могут почерпнуть из вашего тренинга?

— Для академической аудитории этот тренинг не менее полезен, чем для бизнесменов. Прошлым летом я училась на курсах по публичным выступлениям в Стенфорде. Естественно, занятия велись на английском языке. Мне хотелось посмотреть, как выступают ораторы на английском, и повыступать самой. Для меня это было чем-то новым. Наш класс состоял из магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей разных специальностей. Эти люди добровольно брали факультативный для них ораторский курс, чтобы научиться понятно и увлекательно доносить свой сложный материал на конференциях, на лекциях. Сразу после этого в Новосибирском государственном университете я участвовала в потанинском проекте Speak Big, куда меня пригласили в качестве тренера для студентов. Мотивация организаторов была такая: на международных конференциях российские студенты выглядят слабее из-за слабой подачи информации. Тут и убогие слайды, и неумение управлять аудиторией, и неживой язык.

— До того как стать тренером, чем планировали заниматься?

— Я училась в техническом вузе (НГТУ) на факультете бизнеса. На четвертом курсе мне пришлось идти работать, чтобы как-то заработать на жизнь: в Новосибирск я приехала из Рубцовска, маленького городка на границе с Казахстаном. Моим первым работодателем оказалась фирма с непонятным названием, в которой тогда работало человек десять-пятнадцать. Я стала менеджером по продажам, и, в общем, продавать у меня неплохо получалось. В один прекрасный момент руководитель попросил меня провести небольшой семинар по продажам для коллег по цеху. Потом еще. Я помню, что обучать мне понравилось гораздо больше, чем продавать. А следующим этапом моего пути к тренерству, вы не поверите, стал Омск. Моя компания и ее продукт тогда существовали только в Новосибирске, но руководство планировало расширение. Оно решило, что нужно съездить в Омск на разведку, посмотреть рынок. Специалисты по «разведке» тогда в компании отсутствовали, и директор объявил конкурс. При помощи презентации нужно было объяснить сотрудникам, зачем ехать в Омск. Этот конкурс стал моей первой маленькой победой. В Омск поехали, и компания запустила свой первый филиал. Сейчас ее знает почти каждый житель России — это 2GIS. Спустя короткое время я стала там тренером.

— В какой момент поняли, что хотите посвятить себя ораторскому искусству, а потом и обучать людей?

— Ключевым моментом, когда я поняла, что из всех тем тренингов мне интересна именно тема публичных выступлений, cтала случайная победа в ораторском чемпионате в Египте. Я поехала туда, потому что поблизости в то время курсов не нашлось. А идея понырять с аквалангом и параллельно потренировать ораторские навыки показалась очень привлекательной. В Египте я поняла, что народ приехал сюда действительно соревноваться. У меня же никаких амбиций не было. Я приплеталась на вечерние занятия с дайвинга, сгоревшая и вымотанная. Но после нескольких состязаний я поняла, что в лидерах. И тут включился мой соревновательный инстинкт. Борьба была серьезной — и я выиграла.

— Плохая дикция — это серьезный барьер для оратора?

— И да, и нет. Плохая дикция может помешать оратору получать удовольствие от выступления, а слушателям — понимать его. Но история помнит немало примеров, когда оратору удавалось это компенсировать. Знаниями, убежденностью, любовью к предмету. Самый яркий пример — Ленин, но и на своих занятиях я таких людей встречала. Тогда не сразу замечаешь, что человек картавит. С другой стороны, если проблема лишь в произношении, мы решаем ее на тренинге с помощью специальных упражнений.

— Страх перед выступлением — это естественно и нормально, уверяют психологи. А все-таки есть ли упражнения по его подавлению?

— Лучший способ избавиться от волнения — это хорошо подготовиться. Продумать все возможные неприятности, прорепетировать несколько раз. Если как следует не готов, с волнением будет сложно справиться. Есть и другие известные приемы против страха: нужно побегать, поупражняться перед выступлением, подышать глубоко. Особенно это помогает тем, кто, волнуясь, покрывается красными пятнами. Можно сделать артикуляционную и голосовую разминку, чтобы избавиться от дрожания в голосе. Импровизация, которой мы учим на тренинге, тоже помогает чувствовать себя спокойнее. Она как запасное колесо: если что случится, спасет ситуацию.

— У вас есть кумиры среди ораторов?

— Есть. К сожалению, они в основном западные. Из известных, как вы догадываетесь, Стив Джобс, который установил стандарт качества для презентаций продуктов. Благодаря ему уровень выступлений, особенно в сфере IT, повысился, люди стали понимать, что рассказать доступным языком о чем-то аудитории — это искусство. Джобс был настолько хорош в этом, что, как мне кажется, даже после смерти никто его еще не превзошел. Много моих кумиров среди спикеров международной конференции TED, проводимых одноименным некоммерческим фондом из США. Одним из них, кстати, является педагог и революционер в сфере образования Кен Робинсон. Ах, если б все педагоги выступали так, как он!

— В своих тренингах вы предлагаете изучить более тридцати элементов ораторского мастерства. Какие это элементы?

— Если говорить о стиле подачи, то это контакт глазами, темп речи, интонации, паузы, жесты, поза, образность речи, умение общаться с аудиторией, импровизировать. В структуре выступления это умение привлечь внимание с самого начала, донести главную мысль и закончить так, чтобы людям хотелось за вами последовать. Есть и другие приемы, о которых я обязательно расскажу на своем тренинге.


Беседовал Сергей Чернаков
Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.