14 января 2014 05.00Бизнес

«Голодная армия кровососов»

Страховые компании, наращивая прибыль на торговле полисами ОСАГО, создали условия для появления нового бизнеса — автотранспортное право. Автоюристы, оказывая услуги населению в спорах со страховщиками, уже в 2014 году могут серьезно повлиять на рынок автогражданки. Кто же такие автоюристы — паразиты в страховом бизнесе или защитники интересов автовладельцев?

«Голодная армия кровососов»

 Невиновные в ДТП автовладельцы зачастую недовольны размером компенсации, которую выплачивают им страховые компании. Однако потерпевшие могут провести независимую экспертизу повреждений своего авто, после чего в судебном порядке обязать страховщиков возместить недостающую сумму, а также оплатить все судебные издержки. Подобные случаи породили новое направление в юридических услугах, получившее название бизнес автоюристов. 

За первое полугодие 2013 года выручка омских страховщиков от продажи полисов ОСАГО составила 670 млн рублей. 167 млн из них — сумма выплат по страховым случаям. А пятая часть (33 млн рублей) — это выплаты по судам, куда заложены в том числе доходы автоюристов и автооценщиков.

История
В первой половине 2000-х автотранспортное право еще не являлось самодостаточным бизнесом. Правовые отношения в области автоимущества в адвокатских конторах были лишь строчкой в широком перечне юридических услуг. Так было до тех пор, пока адвокаты не уяснили на практике, что суды удовлетворяют 95% исков владельцев авто к страховым компаниям в вопросах компенсации ущерба по ОСАГО. Ощущение беспроигрышности процесса побудило юристов по достоинству оценить новое направление. Со временем сменился и источник дохода. Сегодня большинство автоюристов не берут с потерпевших в ДТП даже комиссию за услуги: расходы полностью ложатся на страховые компании.


Всплеск количества автоюристов на рынке пришелся на 2012 год. Это связано с принятием постановления Пленумом Верховного суда от 28 июля 2012 года. 

«Оно несомненно заставило страховщиков поморщиться», — комментирует Максим Золотарев, юрисконсультант омского филиала ОАО «Альфастрахование».

Слово «поморщиться» — довольно сдержанная формулировка, которую можно получить от представителя СК. На самом деле, вступление в силу этого решения — настоящая головная боль для страховщиков.

По сути в закон об ОСАГО были введены два новшества. Во-первых, отныне автовладелец, пострадавший в ДТП и обсчитанный страховой компанией, имел возможность подавать иск в любой суд на свое усмотрение. Прежде истец обязан был обращаться в суд по месту регистрации головного офиса СК, что являлось проблемой для клиентов из районов.

Во-вторых, с июля 2012 года ОСАГО и КАСКО стали подпадать под закон «О защите прав потребителей». Это означало, что теперь за недостаточную выплату владелец автомобиля мог требовать со СК компенсацию морального вреда и главное — штраф в размере 50% от стоимости ущерба.

Два эти пункта стимулировали рынок, поскольку автовладелец получил возможность судиться, а также финансовую заинтересованность.

Следует отметить, что в разных регионах сложилась своя практика выплаты штрафов. В Омской области, например, претензию истца на штраф суд зачастую удовлетворял. Это привело к тому, что спустя считанные месяцы после вступления решения ВС, автоюристы развернули настоящую охоту за клиентами. Крупные по региональным меркам юридические компании начинали специализироваться только на выплатах по ОСАГО, развивая этот сегмент юридического бизнеса.

Первая проблема, с которой столкнулись амбициозные автоюристы, — отсутствие спроса. По-прежнему лишь 15% автовладельцев, получивших выплаты от страховой компании, готовы были оспорить сумму в суде. Автоюристы начали больше вкладывать деньги в рекламу, SEO, sms-рассылку. Вопрос о защите прав атовладельцев стал чаще подниматься в СМИ.

Одной из первых в Омске бесплатные юридические услуги автовладельцам стало оказывать ООО «Автооценка» (годовой оборот порядка 10 млн рублей). Ее учредитель и генеральный директор Евгений Лазарев в прошлом был оценщиком в структурах «Росгосстраха», но оперативно отреагировал на изменения рынка.

Пример
Чтобы наглядно продемонстрировать возросшие финансовые потери страховщиков, рассмотрим типичный пример. Tойота 98-го года выпуска, застрахованная в одной из крупнейших компаний, была повреждена в результате ДТП. После обращения в СК владелец получил 6 800 рублей и недовольный с помощью автоюриста обратился в суд. Страховая компания процесс проиграла, выплатив автовладельцу разницу (11 850 рублей), 50% штраф (5 900 рублей), компенсацию услуг юриста (2 500 рублей), оценщика (3 000 рублей), доверенность (900 рублей) и госпошлину. То есть итоговая сумма взыскания со страховой компании составила 24 150 рублей, плюс первоначальная выплата в 6 800. Итого страховщики выплатили 30 950 рублей из которых 5 500 ушло автоюристу.

Согласно статистике рынка ОСАГО, подготовленной лидером отрасли компанией «Росгосстрах», за первое полугодие 2013 года выплаты автомобилистам России составили 25 млрд рублей. Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2012 года, то есть до вступления в силу решения ВС.
«Мировые, Федеральные суды завалены исками ОСАГО/КАСКО. Причем часть из них является необоснованными. Потерпевшие целенаправленно идут за штрафом, даже не обращаясь в досудебном порядке в страховые компании. В погоне за легкими деньгами активизировались автоюристы, компетентность большей части которых вызывает сомнения», — убежден юрисконсульт «Альфастрахования» Золотарев.

Конкуренция
Согласно данным электронного справочника «ДубльГис» в Омске существует 532 компании, которые предоставляют услуги автотранспортного права, однако точное количество автоюристов в Омске определить невозможно. Зачастую они представляют интересы автовладельцев по договору подряда. Даже лицензированные адвокаты порой заканчивают практику на этапе консультаций, а в суд идут уже как физические лица. Это оставляет им возможность сэкономить на адвокатских взносах и налогах. Более того, распространена практика, когда юрист вовсе не имеет юридической регистрации и работает с клиентом на устных обещаниях с распиской и доверенностью с правом получения денег.

Наконец, в тени остаются работники страховых компаний, которые также в погоне за «легкими» деньгами предоставляют услуги по защите интересов авто-
владельцев. Естественно, не в тех судебных процессах, где ответчиком является их страховая компания. Кстати, последние, по мнению экспертов, наиболее квалифицированные автоюристы, поскольку, понимая, как устроена система изнутри, добиваются на практике 100% эффективности.

Будущее
Минфин РФ внес в Госдуму пакет поправок в закон об ОСАГО. Предлагается увеличить предельную сумму выплат возмещения вреда имуществу со 120 до 400 тысяч рублей, возмещение ущерба здоровья со 160 до 500 тысяч рублей. В первую очередь поправки направлены на улучшение условий автомобилистов. При этом как страховщики, так и автоюристы согласны в одном — такие поправки приведут к еще большему желанию автовладельцев обращаться в суд. И если вторые довольно потирают руки, то первые требуют увеличения стоимости самих полисов ОСАГО. В противном случае крупнейшие компании заявляют о готовности вообще отказаться от торговли автогражданкой.

Представители крупных юридических компаний и частные адвокаты уверяют, что независимо от того, как будет меняться законодательство, их бизнесу ничего не угрожает.

«Автоюристы всегда смогут приспособиться. Например, возможно, будет принята поправка, при которой нельзя будет обращаться в суд без официального отказа страховой компании в выплате. Ну и что? Юрист будет по почте надлежащим образом информировать СК и параллельно обращаться в суд. Просто сроки затянутся», — комментирует представитель отрасли Анжелика Журавлева.

Однако опрометчиво не учитывать стремление страховщиков сохранить прибыль на прежнем уровне и скинуть с шеи «голодную армию кровососов». Именно так в неформальных разговорах страховщики называют автоюристов.

Первыми панике поддались крупнейшие автостраховщики, на долю которых приходится 77% рынка страхования в целом и 51,2% рынка автогражданки. В абсолютном соотношении цифр, бизнес СК в области ОСАГО выглядит весьма прибыльным. За шесть месяцев 2013 года российские страховщики собрали 62,9 млрд рублей, а выплатили 36,6 млрд (данные Федеральной службы по финансовым рынкам). Таким образом коэффициент доходности составил 42%. Впрочем, сами страховщики уверяют, что мало просто взглянуть на максимальные значения показателей для выводов об успешности бизнеса. Порядка 20% — затраты на ведение дел, еще 3% — обязательный взнос в Российский союз автостраховщиков, из фонда которого производятся выплаты клиентам обанкротившихся СК.

Потому судебные издержки — пожалуй, единственная статья расходов, которую в обозримом будущем страховщики могли бы сократить. По словам председателя РСА Павла Бунина, в первой половине 2013 года до 20% выплат автовладельцам осуществлялись по суду. Главная причина — разногласия в оценке ущерба, вызванные отсутствием единой методики расчета выплат по ОСАГО. Потому РСА прилагает максимальные усилия для принятия такой методики в числе поправок в закон об ОСАГО.

А пока изменения не приняты законодательно, многие страховщики просто отказываются от продажи полисов ОСАГО. В Омске, например, ряд компаний уже сейчас продают полисы только в комплекте с дополнительными услугами. В других региональных центрах — Екатеринбурге, Воронеже — полис ОСАГО уже стал дефицитом.
«Страховые компании из-за этого очень напряглись, сейчас всеми возможными способами избавляются от своих клиентов. Потому что боятся, что не смогут «вывезти» рынок. На мой взгляд, паника страховщиков искусственна. Это своего рода шантаж власти: если не пойдете на уступки, мы прекратим продавать полисы», — отмечает Евгений Лазарев.

Госдума рассмотрит пакет поправок в законодательство по автогражданке в весеннюю сессию 2014 года.

Комментарии:

Анжелика Журавлева, практикующий автоюрист

— Практикой занимаюсь около трех лет и с каждым годом благодаря рекомендациям клиентов становится больше. Основной наплыв пришелся на вторую половину 2012 года. Тогда я впервые поняла, что значит ночевать на работе. Как правило, категория дел по ОСАГО беспроигрышная. Хотя всегда есть вариант, при котором страховой удастся доказать, что повреждение было доаварийное или ущерб меньше заявленного истцом, но я на практике с подобным не сталкивалась. Потерпевшему всегда проще обратиться к автоюристу, который за него через суд получит необходимую компенсацию на ремонт автомобиля. В то время как сотрудники страховой, требуя с клиентов огромный перечень документов, сразу настраивают их против СК. Я слышала, что страховщики в неформальных разговорах именуют нас кровопийцами (смеется), поэтому скажу: в этом бизнесе необходимо искать гармонию — зарабатывая деньги, помогать людям. Но и о «вселенской справедливости» говорить не стоит. Бывают случаи, когда после принятия судом решения о доплате со стороны СК, клиент говорит, что ему и первоначальной выплаты хватало на ремонт автомобиля. Какая уж тут справедливость? В ближайшем будущем я, возможно, отойду от этого направления юриспруденции. Это шаблонные дела, не чувствую развития как юрист.

Евгений Лазарев, ООО «Автооценка»

— Сейчас даже те, кто никогда не был юристом, ринулись в этот бизнес, поэтому конкуренция высокая. Но это же приводит к тому, что на рынке много непрофессионалов. Кроме того, есть нюанс — решение Верховного Суда, в котором регламентируется, что суд не в праве отклонить требование истца на возмещение товарного вида автомобиля «моложе» пяти лет. Это новая ниша, ее только начинают осваивать автоюристы, но это прибыльное направление. За время нашей работы в области автострахования было внесено огромное количество различных поправок, и мы все равно работаем, адаптируемся. Все поправки идут на урегулирование ситуации и совершенствование системы в области автострахования, потому антагонизма к ним нет.

Максим Золотарев, юрисконсульт ОАО «Альфастрахование»

— Одни и те же повреждения автомобиля разные эксперты могут оценить с разбегом в несколько тысяч рублей. Здесь необходимо учитывать сам принцип расчета. Он состоит из нескольких критериев – стоимости нормо-часа (н/ч), количество н/ч и стоимости запасных частей. И если стоимость н/ч у всех экспертов одинакова, то их количество, необходимое для восстановительного ремонта, может отличаться, как и стоимость запасных частей. Из этого и получается разница.

Нередко судебная экспертиза насчитывает еще больше, чем в калькуляции истца. Поэтому каждое исковое заявление необходимо рассматривать индивидуально, юристу в страховой необходимы технические познания в области автомобилей и природе образования повреждений, т.к. нередки случаи, когда заявляются повреждения, не относящиеся к заявленным обстоятельствам ДТП.

Порой автоюристы берут за свою работу 6-10 тысяч рублей. Но по таким судам, как ОСАГО, тариф составляет 4-5 тысяч, соответственно, суд, по ходатайству юриста страховой, снижает затраты на оказание юридических услуг до разумных пределов. И истцы оказываются в убытке, заплатив юристу 10, а получив компенсацию 4 тысячи.

Выход из данной ситуации — соблюдение претензионного характера. В случае несогласия с размером выплаты потерпевший может пройти экспертизу повторно, за свой счет, после чего обратиться к страховщику с экспертизой для пересмотра размера страховой выплаты. Если разница будет обоснованной, страховщик заключит соглашение с потерпевшим и произведет доплату. В данном случае потерпевший избежит дополнительных трат и сэкономит свое время.

Владимир Червонящий

Добавить комментарий
Олимпийская чемпионка Вера Бирюкова: «Чащина и Канаева — великие, но у меня другой кумир»

Олимпийская чемпионка Вера Бирюкова: «Чащина и Канаева — великие, но у меня другой кумир»

Омская спортсменка вспомнила, как пришла в художественную гимнастику и рассказала о своих талисманах.

5 фактов о блогерах, сколотивших состояние на YouTubeВидео

5 фактов о блогерах, сколотивших состояние на YouTube

«Новый Омск» выяснил, про что нужно снимать видеоролики, чтобы стать долларовым миллионером.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Нобель навека: что вы знаете о самой престижной международной премии?

Нобель навека: что вы знаете о самой престижной международной премии?

Завтра, 10 декабря, состоится церемония вручения Нобелевской премии, присуждаемой, согласно завещанию основателя, за выдающиеся достижения в области физики и химии, физиологии и медицины, литературы, экономики, а ...

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.