Класс

Класс

19 июля 2013 09.26

Две крепости: участники дискуссии об Омской крепости по-разному представляют себе цель проекта

Участники круглого стола, посвященного Омской крепости в Городском пресс-клубе так и не смогли прийти к единому мнению о том, в чем должна состоять главная идея проекта.
Две крепости: участники дискуссии об Омской крепости по-разному представляют себе цель проекта


Участники круглого стола, посвященного Омской крепости в Городском пресс-клубе так и не смогли прийти к единому мнению о том, в чем должна состоять главная идея проекта. Часть экспертов и гражданских активистов упирает на то, что омичей нельзя лишать еще одного излюбленного места для прогулок в центре города, а историческое сердце города должно стать центром притяжения современных идей. Однако представители власти и общественности твердо стоят на том, что Омскую крепость нужно «музеефицировать». Рабочей комиссии нужно будет принять решение о том, какой проект она выберет, уже 25 июля.

Обсуждение проекта Омской крепости планировалось «в одну калитку». Во всяком случае, такой вывод можно было сделать, исходя из состава «президиума». Несмотря на заявленный формат круглого стола, мероприятие в Городском пресс-клубе превратилось скорее в брифинг. Модерировать встречу взялся министр культуры Омской области Виктор Лапухин. По правую руку от него занял место коллега из мэрии Омска Владимир Шалак, по левую руку — руководитель рабочей группы проекта «Омская крепость» Альберт Каримов. Они же и были основными спикерами.

Министр культуры региона изначально внес ясность в ситуацию, объяснив, что Омская крепость попала в федеральную целевую программу по охране памятников, однако широко анонсированные два миллиарда рублей будут предоставлены омичам только при соблюдении целого ряда требований. Главным из них является качественная подготовка проекта Омской крепости. Для проработки техзадания будущим проектировщикам — НПО «Мостовик» и ОАО «ТПИ "Омскгражданпроект"» — была создана рабочая группа, задачей которой является определить магистральную концепцию проекта и обрисовать ее детали для технических специалистов.

Взвешенные суждения министра сменились оптимистичным монологом архитектора Альберта Каримова, который помнит еще подготовку Омска к 250-летию, и пессимистичными рассуждениями главы департамента культуры городской администрации Владимира Шалака, курировавшего эту сферу с 1978 года. Если первый много говорил о том, что Омская крепость должна непременно быть включена в список ЮНЕСКО как культурная и историческая ценность мирового значения, то второй, наоборот, призвал участников обсуждения «спуститься с небес на землю», заявив, что ни времени на проработку прокта (техзадание проектировщикам нужено выдать уже 25 июля, чтобы они успели представить проект в октябре), ни денег в муниципальной казне — а софинансирование хотя бы в минимальных объемах является обязательным критерием при рассмотрении заявки в федеральном министерстве культуры — нет.

Впрочем, доводы Владимира Шалака, которому в итоге предстоит завизировать проект реконструкции крепости перед подачей министру культуры РФ Владимиру Мединскому, аудитория не услышала. Альберт Каримов рассказал о том, что в казарменных корпусах крепости планируется расположить три камерных театра, а также технологический музей и музей нумизматики. По мнению академика, эти объекты сделают комплекс Омской крепости притягательным для омичей. Каримов еще раз озвучил ранее высказанные идеи о том, что именно Омск стал кузницей победы в Бородинском сражении, а девять казарм Омской крепости являются памятником истории мирового значения. Заслуженная журналистка Светлана Васильева разразилась экспрессивным монологом о значимости Омской крепости для мировой истории и культуры. «Все свои главные произведения Достоевский написал именно в Омской крепости, на берегу Иртыша!» — выкрикнула обладательница «Золотого пера». В этот момент присутствовавший на встрече директор литературного музея Виктор Вайнерман сделал жест, известный в интернете как фейспалм. Он тоже упоминал о бренде Достоевского, однако в более приземленном варианте: предложил открыть в крепости ресторан, посвященный литературным героям писателя. Впрочем, вопрос о том, кто из бизнесменов в Омске готов приложить руку к этому проекту, остался без ответа.

sviridovski
Впрочем, «президиум», казалось, уже решивший превратить Омскую крепость в крепость настоящую — неприступную для простых людей, не хотел слышать не только доводы логики. Именитые заседатели ополчились на участников дискуссии, которым не нашлось места за столом: лидера гражданского движения «За Омск» Сергея Костарева и неожиданно примкнувшего к нему начальника управления по охране культурного наследия областного минкульта Олега Свиридовского. Специалист в области общественных коммуникаций профессор Костарев заявил в коротком выступлении, что ошибкой было бы превращать территорию Омской крепости в мономузей и крепость должна стать городским общественным пространством. Его поддержал и чиновник Свиридовский, заметив между прочим, что вновь учрежденные музеи и театры, которые уже запланировали открыть в Омской крепости, необходимо будет содержать за бюджетный счет. Слова Костарева и Свиридовского о доступе в крепость праздной молодежи вызвали гнев журналиста Светланы Васильевой и краеведа Эмилии Куневской. По их мнению, нравы современного молодого поколения чрезвычайно деструктивны, а проект исторической реконструкции Омской крепости не должен включать в себя установку аппарата для производства попкорна — ведь только им, считают «лучшие люди города», можно заманить молодежь для знакомства с культурой.

Своеобразную черту под обсуждением подвел омский интернет-продюсер Виктор Корб, примостившийся на задних рядах, за спинами слушателей. В свойственной ему манере он вернул разговору остроту, указав на то, что рабочей группе по проекту Омской крепости недостает адекватности той аудитории, для которой они сегодня этот проект делают. По словам Корба, необходимо учитывать, что Омская крепость должна принадлежать молодым и активным омичам, а не немногочисленным туристам или чиновникам. И едва ли не главным критерием правильности расходования двух миллиардов бюджетных рублей, по его словам, станет то, примет ли Омскую крепость новое поколение. Средний возраст «президиума», работающего над проектом сегодня, составляет 63 года.

Окончательное решение о выделении омичам средств на реконструкцию Омской крепости примет в октябре этого года министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, которого как раз в день проведения круглого стола поздравляли с 42-летием.

Александр Жиров
фото: Омский городской пресс-клуб
Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.