Класс

Класс

19 июля 2013 09.26

Две крепости: участники дискуссии об Омской крепости по-разному представляют себе цель проекта

Участники круглого стола, посвященного Омской крепости в Городском пресс-клубе так и не смогли прийти к единому мнению о том, в чем должна состоять главная идея проекта.
Две крепости: участники дискуссии об Омской крепости по-разному представляют себе цель проекта


Участники круглого стола, посвященного Омской крепости в Городском пресс-клубе так и не смогли прийти к единому мнению о том, в чем должна состоять главная идея проекта. Часть экспертов и гражданских активистов упирает на то, что омичей нельзя лишать еще одного излюбленного места для прогулок в центре города, а историческое сердце города должно стать центром притяжения современных идей. Однако представители власти и общественности твердо стоят на том, что Омскую крепость нужно «музеефицировать». Рабочей комиссии нужно будет принять решение о том, какой проект она выберет, уже 25 июля.

Обсуждение проекта Омской крепости планировалось «в одну калитку». Во всяком случае, такой вывод можно было сделать, исходя из состава «президиума». Несмотря на заявленный формат круглого стола, мероприятие в Городском пресс-клубе превратилось скорее в брифинг. Модерировать встречу взялся министр культуры Омской области Виктор Лапухин. По правую руку от него занял место коллега из мэрии Омска Владимир Шалак, по левую руку — руководитель рабочей группы проекта «Омская крепость» Альберт Каримов. Они же и были основными спикерами.

Министр культуры региона изначально внес ясность в ситуацию, объяснив, что Омская крепость попала в федеральную целевую программу по охране памятников, однако широко анонсированные два миллиарда рублей будут предоставлены омичам только при соблюдении целого ряда требований. Главным из них является качественная подготовка проекта Омской крепости. Для проработки техзадания будущим проектировщикам — НПО «Мостовик» и ОАО «ТПИ "Омскгражданпроект"» — была создана рабочая группа, задачей которой является определить магистральную концепцию проекта и обрисовать ее детали для технических специалистов.

Взвешенные суждения министра сменились оптимистичным монологом архитектора Альберта Каримова, который помнит еще подготовку Омска к 250-летию, и пессимистичными рассуждениями главы департамента культуры городской администрации Владимира Шалака, курировавшего эту сферу с 1978 года. Если первый много говорил о том, что Омская крепость должна непременно быть включена в список ЮНЕСКО как культурная и историческая ценность мирового значения, то второй, наоборот, призвал участников обсуждения «спуститься с небес на землю», заявив, что ни времени на проработку прокта (техзадание проектировщикам нужено выдать уже 25 июля, чтобы они успели представить проект в октябре), ни денег в муниципальной казне — а софинансирование хотя бы в минимальных объемах является обязательным критерием при рассмотрении заявки в федеральном министерстве культуры — нет.

Впрочем, доводы Владимира Шалака, которому в итоге предстоит завизировать проект реконструкции крепости перед подачей министру культуры РФ Владимиру Мединскому, аудитория не услышала. Альберт Каримов рассказал о том, что в казарменных корпусах крепости планируется расположить три камерных театра, а также технологический музей и музей нумизматики. По мнению академика, эти объекты сделают комплекс Омской крепости притягательным для омичей. Каримов еще раз озвучил ранее высказанные идеи о том, что именно Омск стал кузницей победы в Бородинском сражении, а девять казарм Омской крепости являются памятником истории мирового значения. Заслуженная журналистка Светлана Васильева разразилась экспрессивным монологом о значимости Омской крепости для мировой истории и культуры. «Все свои главные произведения Достоевский написал именно в Омской крепости, на берегу Иртыша!» — выкрикнула обладательница «Золотого пера». В этот момент присутствовавший на встрече директор литературного музея Виктор Вайнерман сделал жест, известный в интернете как фейспалм. Он тоже упоминал о бренде Достоевского, однако в более приземленном варианте: предложил открыть в крепости ресторан, посвященный литературным героям писателя. Впрочем, вопрос о том, кто из бизнесменов в Омске готов приложить руку к этому проекту, остался без ответа.

sviridovski
Впрочем, «президиум», казалось, уже решивший превратить Омскую крепость в крепость настоящую — неприступную для простых людей, не хотел слышать не только доводы логики. Именитые заседатели ополчились на участников дискуссии, которым не нашлось места за столом: лидера гражданского движения «За Омск» Сергея Костарева и неожиданно примкнувшего к нему начальника управления по охране культурного наследия областного минкульта Олега Свиридовского. Специалист в области общественных коммуникаций профессор Костарев заявил в коротком выступлении, что ошибкой было бы превращать территорию Омской крепости в мономузей и крепость должна стать городским общественным пространством. Его поддержал и чиновник Свиридовский, заметив между прочим, что вновь учрежденные музеи и театры, которые уже запланировали открыть в Омской крепости, необходимо будет содержать за бюджетный счет. Слова Костарева и Свиридовского о доступе в крепость праздной молодежи вызвали гнев журналиста Светланы Васильевой и краеведа Эмилии Куневской. По их мнению, нравы современного молодого поколения чрезвычайно деструктивны, а проект исторической реконструкции Омской крепости не должен включать в себя установку аппарата для производства попкорна — ведь только им, считают «лучшие люди города», можно заманить молодежь для знакомства с культурой.

Своеобразную черту под обсуждением подвел омский интернет-продюсер Виктор Корб, примостившийся на задних рядах, за спинами слушателей. В свойственной ему манере он вернул разговору остроту, указав на то, что рабочей группе по проекту Омской крепости недостает адекватности той аудитории, для которой они сегодня этот проект делают. По словам Корба, необходимо учитывать, что Омская крепость должна принадлежать молодым и активным омичам, а не немногочисленным туристам или чиновникам. И едва ли не главным критерием правильности расходования двух миллиардов бюджетных рублей, по его словам, станет то, примет ли Омскую крепость новое поколение. Средний возраст «президиума», работающего над проектом сегодня, составляет 63 года.

Окончательное решение о выделении омичам средств на реконструкцию Омской крепости примет в октябре этого года министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, которого как раз в день проведения круглого стола поздравляли с 42-летием.

Александр Жиров
фото: Омский городской пресс-клуб
Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.