Класс

Класс

08 августа 2013 07.41Город

Футбольная ангАНЖИрованность

Ситуация в «Анжи», который значительно пересмотрел свой бюджет и теперь будет делать ставку на местных футболистов, рано или поздно должна была случится. Абсолютно в любом виде. И слава богу, что случилась в том, в каком случилась. Иначе было бы снова как-то неловко за наш, за отечественный футбол.
Футбольная ангАНЖИрованность

Ситуация в «Анжи», который значительно пересмотрел свой бюджет и теперь будет делать ставку на местных футболистов, заодно уволив иностранцев и дорогостоящих отечественных звезд, рано или поздно должна была случится. Абсолютно в любом виде. И слава Богу, что случилась в том, в каком случилась. Иначе было бы снова как-то неловко за наш, за отечественный футбол.

Примеры только последних нескольких лет мы прекрасно помним — сочинская «Жемчужина», раменский «Сатурн». В эти команды вкладывались приличные деньги. Не в пример махачкалинским, конечно, но расходы были заметны. Что уж и говорить, если реклама про «Жемчужину» шла даже в эфире Euronews.

И кстати, в свое время «Сатурн» заключал генеральный контракт с российским инвестиционным холдингом «Нафта Москва», деятельность которой нынче контролирует Сулейман Керимов, нынешний владелец и президент «Анжи». Интересен и другой факт: тот контракт был заключен в 2004 году и был расчитан на шесть лет. А в январе 2011-го клуб прекратил существование.

У Керимова достаточно денег, чтобы содержать футбольный клуб практически в любом чемпионате по всему миру. Sports.ru как-то провел исследование, из которого выяснил, что, исключая, цитируем, «Барселону» и «Реал» с их галактическими притязаниями и галактическими же доходами, бюджет 16 клубов РФПЛ значительно превышает бюджет остальных 18 клубов испанской Примеры. Бюджеты голландских и португальских клубов более чем на треть уступят нашим, даже если сложить их все вместе. «Аякс», «Селтик», менхенгладбахская «Боруссия», «Герта» и еще несколько клубов со средней посещаемостью в 50 тысяч человек на матче не вошли бы в российском рейтинге бюджетов даже в тройку, тогда как в России в принципе нет команд с посещаемостью выше 22 тысяч зрителей».

Поэтому можно назвать шаг на значительное сокращение бюджета даже очень мудрым шагом. Ведь не все богатые люди и олигархи разбрасываются деньгами направо и налево, есть и те, кто умеет их считать. В прошлом году бюджет «Анжи» составлял, по некоторым версиям, $180 млн. Сейчас уже объявлено, что он сократится почти в три раза и будет составлять от 50 до 70 млн. Поэтому многие звезды команды уже выставлены на трансфер, уже пошли прогнозы по их будущим клубам: Жирков — в «Динамо», Жусилей — в «Коринтианс», Самба — в «КПР», Диарра — в «Монако». Некоторые уже получили конкретные предложения: Кокорин, Ионов и Габулов — от «Динамо», Траоре — от «Зенита».

С другой стороны, есть версия, что Керимов пошел на такой шаг в связи с проблемами со здоровьем. И видимо, здоровье ему придется восстанавливать долго, ведь в разгар насморка такие действия вряд ли приходят в голову.

А заместитель главного редактора «Радио Спорт» и комментатор «НТВ-Плюс» Нобель Арустамян в своем твиттере поделился своим мнением таких глобальных перемен в «Анжи». Он уверен, что «Керимова не устраивает отношение в коллективе. Очень много конфликтов. Построить команду на звездах не получилось. Теперь будет другой путь».

Команда мастеров из Махачкалы уже получила нового главного тренера — Гаджи Гаджиева, которого в регионе сильно уважают. А новая концепция формирования команды ему вполне подходит. Только вот неизвестно, потеряем ли мы одного из лидеров прошлого сезона или «Анжи» останется на плаву. Пока клуб из Дагестана, заняв в 2013 году третье место в чемпионате, сумел доказать, что с деньгами он работать умеет. А как будет действовать без них?
«Класс» решил представить на суд своему читателю ситуации в других командах-«олигархах», взяв в качестве примера популярные в стране футбол и хоккей, хотя неслабые в финансовом плане команды есть и в баскетболе, и в волейболе. Но вот в футболе и хоккее под категорию «олигархов» в России могут попадать не три и не пять клубов. Поэтому мы решили составить свой топ-5.

Футбол

Стоит вообще напомнить, что олигархия — это политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан. В этой связи можно нашу футбольную премьер-лигу вполне уверенно назвать таким неким олигархическим клубом. Поскольку в 2002 году РФПЛ была основана шестью командами, которые до сих пор числятся в составе лиги. Правда, некоторые из этих команд уже нельзя причислить к «олигархам», если учитывать, что олигархи при политическом режими должны обладать существенными личными средствами.

В 2002 году основателями РФПЛ были «Динамо», «Зенит», «Крылья Советов», «Локомотив», «Спартак» и ЦСКА. Похоже, сейчас «Крылья» уже выпали из списка олигархов, а кто вместо них? Если судить по рейтингу Sports.ru прошлого года, «Крылья Советов» по сумме бюджета делило 10-е место с «Кубанью». В пятерку лучших самарцы явно не попадают. До недавнего дня сюда можно было отнести «Анжи» (который, впрочем, и был в топ-5), но он резко взял курс на сокращение бюджета. В пятерке олигархов по бюджету появился «Рубин», зато в нем нет, пожалуй, самых народных команд — «Спартака» и ЦСКА.

1. ЦСКА (Москва)


anji2
ЦСКА Евгения Гинера уже давно ставят в пример многим другим командам, которые тратят на новые трансферы баснословные деньги. Ведь даже в прошлом году разница между бюджетом клуба и суммарной стоимостью игроков ЦСКА составляла впечатляющую цифру — $116 млн.

По некоторым данным, ЦСКА является чуть ли ни первым профессиональным клубом в стране. Впрочем, если касаться истории становления отечественных клубов, то это даже не удивительно. Ведь армейский футбольный клуб является старейшим в России — он основан в 1911 году. Лишь спустя десятилетия появились клубы спортобществ «Спартак», «Динамо», «Локомотив», «Зенит».

В полном названии клуба так и значится: «Профессиональный футбольный клуб ЦСКА». А мы же помним советскую историю про профессионалов. Это были люди с другого континента, которые зарабатывали деньги на своей деятельности. Вот и ЦСКА зарабатывает, ни копейки не тратя из регионального бюджета.

2. «Зенит» (Санкт-Петербург)

anji4
Команда Северной столицы тоже несколько лет подряд не знает бед в финансовом плане. Никто пока в клубе не думает о смене направлений в формировании команды, покупая для будущих побед вроде бы звезд — за сумасшедшие деньги. Подсчитано, что «Зенит» переплатил за Халка и Витцеля 38 миллионов евро от из рыночной стоимости. Хочется верить, что деньги, которые мы платим за газ в кассовом окошке любого почтового отделения, каким-то образом помогли приобрести Халка с Витцелем. Да, сомнительная перспектива, нас Халк даже не поздравляет с корпоративными праздниками, но так мы хоть будем знать, на что пошли наши «газовые».
Но все равно никто не будет спорить, что профессиональная команда — это спонсорские деньги и зарабатывание на продаже атрибутики, билетов. Если и есть в ведомости клуба бюджетные средства, то самые минимальные. «Зенит», кстати, неоднократно заявлял в различных интервью, что на рынке продажи атрибутики он первый в России, причем с большим отрывом. Из этого даже получается, что теперь самая народная команда — это «Зенит»?
Даже тот факт, что за газ платит каждый житель нашей страны, может спокойно подтвердить статус «народной».

3. «Динамо» (Москва)
anji5



Эту команду спонсирует банк ВТБ. А попечителями являются все силовые структуры страны, включая МЧС. Деньги руководство команды тратит постоянно. Все началось с португальцев Манише, Данни, Коштиньи, Дерлея и нескольких других звезд, купленных тоже за приличные деньги. Команда в то время напоминала басню Крылова про лебедя, рака и щуку, хотя у них вроде и тренер был, который обязан ставить всех на одну тропу.

И бронзовую медаль — 2008 «Динамо» выиграло совсем с другими футболистами, далеко не звездными и ранее известными лишь узкому кругу специалистов да бело-голубых болельщиков.

В последние годы руководство «Динамо» старается тратить деньги точечно, собирая состав как глиняное изваяние, пришлепывая к основанию новые кусочки. При этом практически каждый тренер добивался с командой успеха. Не всегда медального, конечно, как это было с Кобелевым, но команда постоянно претендует на высокие места и не дает спуску постоянным лидерам. В общем, и имя клуба к этому обязывает.

4. «Рубин» (Казань)
anji6

«Рубин» Курбана Бердыева практически никогда не покупал суперзвезд, да даже просто игроков, засветившихся в хороших командах. Исключение составлял лишь Обафеми Мартинс, который даже забивал за «Интер». За «Рубин» он отметился больше игрой на скамейке запасных.

Но бюджет команды — в числе первых. В прошлом году «Рубин» со 145 миллионами находился на третьем месте. В этом кажется, что он не выпал даже из пятерки. По стоимости состава казанская команда, согласно подсчетам Transfermarkt, находится на пятом месте — чуть больше $91 млн. При этом состав «Рубина» один из самых молодых: средний возраст составляет 22 года. Моложе только игроки «Кубани» (21 год), такого же возраста — игроки «Терека».

Трансферная политика «Рубина» заключается в том, чтобы найти добротного игрока за небольшие деньги, а затем его выгодно продать. Из последних примеров — Кристиан Нобоа, перешедший в «Динамо», и Кристиан Ансальди, играющий за «Зенит». Вот уже Хосе Саломону Рондону предложили перейти в другой клуб. Можно предположить, что вскоре команду может покинуть Бибрас Натхо, у которого в декабре заканчивается соглашение с «Рубином» и стоимость которого нынче оценивается в $12 млн.

5. «Спартак» (Москва)
anji3



Вот «народная» команда по количеству поклонников, практически ни в каких скандалах не была замешана, но новости поставляет в СМИ регулярно. ЦСКА — это такой профессор, который всегда знает, что делать, «Зенит», «Анжи» и «Динамо» со звездами уже «разговаривали», «Рубин» — это затаившийся дракон, скорее, а вот «Спартак» — такой питбуль, собака средних размеров, но постоянно готова на кого-нибудь наброситься.

Если брать 7-8 российских команд, которые постоянно находятся в числе лидеров российского футбола (даже «Локомотив», даже «Динамо» — они хотя бы были чемпионами), то «Спартак» в плане бюджета далеко не сильнейшая команда. Даже те же «Локомотив» и «Динамо» стоят выше, а вот результаты лучше показывает именно «Спартак». Возьмем последние пять лет. Красно-белые дважды брали серебро, а у «Динамо» и «Локомотива» — одна бронза на двоих.

То есть «Спартак» тоже дает понять, что правильный менеджмент, а не пустое разбрасывание деньгами — это решение практически всех проблем в плане визуального восприятия. Хотя правильного ведения игры тренером тоже никто не отменял. Да и сам «Спартак» не раз обжигался после таких покупок. Вспомним, что было с Фернандо Кавенаги, который был куплен за большие деньги, но вложенные средства не оправдал. Правда, поговаривали и о том, что его неправильно использовали.


Юрий Головченко, специально для «Класса»
Фото: rbc.ru, sports.ru, rian.ru, championat.ru, «Спорт-Экспресс»
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.