Класс

Класс

03 сентября 2013 09.39Общество

Максим Диденко: «Тело — главный инструмент для актёра»

Максим Диденко — один из тех, кому удалось не только покинуть Омск, но и добиться успеха за его пределами. Талантливый режиссер, актер и хореограф, омич по рождению и внук известного омского режиссера Любови Ермолаевой, Максим не мыслит театр без танца, духовное без телесного. 30 августа Максим устроил мастер-класс «От замысла к воплощению» для актеров омского Лицейского театра, для чего ненадолго вернулся в родной город. О том, как познать новые возможности своего тела, о любви к театру и смелых актерских экспериментах  Максим рассказал «Классу».
Максим Диденко: «Тело — главный инструмент для актёра»

Максим Диденко — один из тех, кому удалось не только покинуть Омск, но и добиться успеха за его пределами. Талантливый режиссер, актер и хореограф, омич по рождению и внук известного омского режиссера Любови Ермолаевой, Максим не мыслит театр без танца, духовное без телесного. 30 августа Максим устроил мастер-класс «От замысла к воплощению» для актеров омского Лицейского театра, для чего ненадолго вернулся в родной город. О том, как познать новые возможности своего тела, о любви к театру и смелых актерских экспериментах Максим рассказал «Классу».

— Максим, расскажите, в чем особенность вашего сегодняшнего мастер-класса?
— Вообще, я занимаюсь физическим, движенческим театром. А значит, путешествие от замысла к воплощению происходит через движение, танец, при помощи тела. Мой мастер-класс очень физический. В начале я смотрю, как люди умеют общаться со своим телом, обучаю каким-то простым приемам. Мы налаживаем связь между сознанием и телом, которая в современном европейском обществе нарушена. Тело часто воспринимается как функциональное приложение к разного рода механизмам. Оно сидит, стоит, но его истинное значение гораздо глубже.

Я стараюсь разными упражнениями привести внимание людей в обостренное состояние, чтобы они почувствовали свое тело. Все техники, которые я использую, имеют очень древние корни — буддийские, суфийские. Все они связаны с восточными культурами и характерными для них традициями самопознания. Все эти упражнения я накопил в течение жизни и собрал из разных актёрских техник, которыми увлекался, сложил в систему, которая, на самом деле, системой не является — я постоянно импровизирую на занятиях.

— Идея единения разума и тела — это что-то из области йоги, ведь так?
— Конечно. На мой взгляд, тело — это главный инструмент актёра. Ведь одно из главных человеческих чувств — это зрение, и зритель воспринимает театр прежде всего глазами. При этом, как мне кажется, в современном русском драматическом театре вообще отсутствует культура правильного обращения с телом. Именно эту культуру я пытаюсь воссоздать. Это моя сверхзадача.

didenko1

— Вы занимаетесь разными видами театра, участвуете в постановках и как хореограф, и как режиссер, и как актер. Вы еще ищете себя?
— Я очень люблю театр, вырос в этой среде и в своей жизни занимался многими техниками — играл и в пластическом и в драматическом театре, был и танцовщиком, и клоуном, и перформером. Учась в театральной академии в Санкт-Петербурге, я понял, что разделение на дисциплины очень коварно влияет на актерский организм. Разделение на танец, актерское мастерство, вокал и другие дисциплины превращает человека в дракона о четырех головах. Все эти отрасли для него зачастую существуют по отдельности, актер не может соединить их в единый пучок энергии. За редким исключением, конечно. Это огромный путь — соединение всех элементов. Я предпочитаю, как педагог, начинать его с тела.

— Вы собирались снимать фильм по своему мюзиклу «Ленька Пантелеев». Как продвигается работа?
— Продвигается, но очень медленно. Сейчас мы находимся на стадии подготовки, ищем подходящее воплощение для всех наших замыслов, оптимальные художественные и финансовые формы. Кино — это очень дорогое производство, поэтому нам приходится укладываться в определенные рамки.

— Почему в свое время вы выбрали Питер для переезда?
— Так исторически сложилось. Меня потянуло в андеграунд, который здесь цветет пышным цветом. А вообще, мы ведь не всегда ответственны за свой выбор. Иногда нам помогают его сделать какие-то более глобальные вещи. Я несколько раз собирался переехать в Москву, но все время что-то не складывалось. Меня заносило даже в Дрезден и в Прагу, но я неизменно возвращался в Питер. Долгое время в Москве я не мог найти комьюнити, в котором мне было бы комфортно. А в Питере есть сообщество людей, близких мне по духу, с которыми я могу творить. Это же очень важно.

Но я делаю какие-то шаги в столицу, все чаще там бываю. Например, преподаю в школе-студии МХАТ на курсе Брусникина. Мы со студентами уже сделали один спектакль и собираемся делать второй. Кроме того, в Питере я практически не пользуюсь метро, так как живу в центре и практически до любого места могу добраться пешком. Это прекрасный город, в котором я могу позволить себе постоянно находиться в комфортной красивой среде. Это очень ценно для меня. А жить в столице на окраине и тратить огромную часть дня на дорогу — это слишком большая роскошь. Ведь время — это тот ресурс, который никогда не возвращается, и мне бы не хотелось тратить его на что-то странное. Я предпочитаю проводить его максимально круто.

— Вы согласны, что Питер — более благоприятная среда для творческих людей?
— Совсем нет. У Питера и у Москвы своя специфика. В столице все происходит по щелчку. Если есть какая-то интересная идея, тут же найдется возможность для ее реализации. А Питер — это гораздо более «болотистая» местность, в которой от появления идеи до ее воплощения может пройти пару лет. Показательна история с нашим фильмом. Я уверен, если бы мы снимали его в Москве, то уже бы давно закончили. В Питере же все тянется очень долго. Еще пример. Когда меня позвали на курс в МХТ я приступил к работе уже через неделю. Также меня пригласили преподавать на курс Бутусова в театре Ленсовета. Прошел год, и я еще ничего не сделал. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с какими-то биоритмами, с разным мышлением людей. Я уверен, что Омск живет еще более медленной жизнью.

— А что вы преподаете в школе-студии МХАТ?
— Свой метод. У него нет названия. Я считаю, что попытка придумать обозначение делает живое мертвым. Когда мы пытаемся назвать какой-то живой «организм», сделать его конкретным, он постепенно покрывается роговицей и отмирает, уходит в прошлое. Это нужно делать, если хочешь встроиться в академическую систему. Но я этого делать не хочу — не собираюсь писать диссертацию и становиться заведующим кафедрой. Есть масса вещей, которые мне гораздо более интересны. Это в каком-то смысле дилетантский подход, немного детский. Но именно эта детскость и дает жизнь. Мы играем в наши проекты, как дети, но при этом относимся к ним очень серьезно.

didenko2

— А почему ты в свое время бросил театральную академию?

— Актер постоянно находится в тисках ожиданий. Он ждет, что его куда-то позовут, задействуют, ждет съемок. Мне это настолько надоело, что я сбрил свою шевелюру лирического героя и сбежал. Я открыл для себя огромный мир уличного театра, буто, и других направлений, мы жили Дрездене, объездили весь мир, и это было очень круто. Но и там я дошел до какого-то тупика. Вернулся в Питер и мы с моим другом открыли творческое содружество.

Мы арендовали огромный завод, устроили на нем своего рода адский лофт времен 90-х. Нам там постоянно отключали воду, электричество. Мы занимали восемь этажей, там были два клуба, кузница, концертные площадки и еще море всего интересного. Там собиралось огромное количество неформальных людей. Мы организовали про-театральное объединение и занимались таким суровым панк-акционизмом. Например, у нас был спектакль «АД-Данте». Все начиналось с большой дискотеки, посреди которой меня начинали бить прямо в толпе, потом валили на пол, красили красной краской, и я начинал читать «Божественную комедию». А в конце я со свиной головой танцевал в куче слоновьего навоза. Представляете, как бы на такой спектакль отреагировали в Омске?

— Чем вас привлекал панк? Ведь это не слишком популярная тема.
— Я увидел подобные вещи в Дрездене. На улице играла какая-то музыкальная панк-группировка, они вели себя очень странно и неожиданно, и это выбросило меня за рамки реальности. И я подумал, надо замутить что-то подобное у нас. Например, мы придумали четырехдневное действо «Жерминаль», посвященное Французской революции. Все оно представляло собой непрерывную провокацию.

На мой взгляд, панк-эстететика — это сродни карнавалу, петрушечному представлению, когда герои перешагивают границы. Панк и клоун очень близки между собой и даже выглядят похоже. Панк — это смелость, свобода, яркие краски.

Сейчас я ушел от этого направления в академизм. Система государственных театров позволяет использовать более разнообразную палитру. Например, наш спектакль «Ленька Пантелеев» - это тоже своего рода панк. Нам удалось сделать авангардный спектакль, который выглядит как традиционный. Он нравится людям абсолютно любых возрастов. НО! Настоящий панк следует своим путем до конца и помирает молодым, а я люблю жизнь. Поэтому, когда я дошел по пути панка до границы, за которой следовала физическая смерть, остановился. Я получил достаточное количество опыта и попрощался, чтобы идти дальше.



Анастасия Шугаева
Фото: Александр Румянцев и Мария Павлова
Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.