Класс

Класс

13 сентября 2013 12.23Город

«Кажется, что-то пошло не так...»

Вышедшие с каникул депутаты Городского Совета огорошили журналистов грандиозным новостным поводом. Народные избранники выразили сомнение в том, что омское метро действительно необходимо. «Не стоит ли пересмотреть генплан и потратить деньги, выделенные на строительство метро, на иные цели?» — спросили в горсовете у губернатора. Раньше сомневаться в том, что подземка решит все проблемы Омска, было позволено только на кухнях.
«Кажется, что-то пошло не так...»


Вышедшие с каникул депутаты Городского Совета огорошили журналистов грандиозным новостным поводом. Народные избранники выразили сомнение в том, что омское метро действительно необходимо. «Не стоит ли пересмотреть генплан и потратить деньги, выделенные на строительство метро, на иные цели?» — спросили в горсовете у губернатора. Раньше сомневаться в том, что подземка решит все проблемы Омска было позволено только на кухнях.


Метро в Омске должно было появиться давно. По негласному правилу ещё советских времён, на строительство подземки мог претендовать только город-миллионник. Омск перешагнул этот рубеж — пускай и номинально — в 1978 году. Однако впервые разговоры о необходимости пустить под Омском поезда в тоннелях заговорили на десять лет раньше.

Ещё в 60-х годах XX века, ссылаясь на особенности градостоительного плана Омска — город вытянут вдоль Иртыша, а улицы достаточно узки для автотранспорта — местные власти выбили деньги на строительство метро. Однако позже, когда деньги уже были запланированы, омским архитекторам пришла в голову мысль, которая не даёт спокойно спать нынешним омским общественникам уже несколько лет. Архитекторы 1960-х задумали построить в Омске сеть путей скоростного трамвая. Сегодня, когда целые ветки трамвайных путей исчезли, не все вспомнят, что трамвай ходил и в Нефтяники, и на Левый берег, причём по центральным улицам.

metro3

Однако к идее строительства метро в Омске вернулись в начале 1980-х: городские власти заразились традиционной болезнью: они переоценили свои возможности и нужды горожан. К 1986 году была сформулирована концепция метрополитена, началось проектирование. Всего, согласно существующему плану, в омском метро должно было быть 36 станций на двух ветках. Для сравнения, в составе московского метрополитена сейчас 188 станций (ещё 64 к 2020 году обещает построить новый-старый мэр Сергей Собянин), в Новосибирске — 13 станций на две линии, в Екатеринбурге — одна линия из 9 станций.

То, что мы называем «омским метро», сейчас раскритиковано всеми специалистами. В какой-то момент, поняв, что финансирования строительства из федерального бюджета ждать не стоит, областное правительство приняло решение изменить планы. Так главным направлением омского метро стал перегон «Пушкинка» — «Заречная» через метромост. Проект не решал никаких городских транспортных проблем, однако продолжал преподноситься как спасение для города-миллионника.

Метроперегон «Библиотека им. Пушкина» — «Заречная» появился в планах метростроителей недавно, когда из Омска ушла «Сибнефть» — основной источник доходов регионального бюджета. По первоначальному плану предполагалось открыть ветку «Маршала Жукова — Рабочая», что разгрузило бы магистрали в центре города по направлению на Московку. В районе завода имени Баранова уже было начато строительство тоннеля. Затем предполагалось построить ветку в северном направлении на другой берег Иртыша. Красная ветка Омского метро должна была начинаться с Сибирского проспекта на Московке, проходить через улицу Маршала Жукова, Торговый центр и Библиотеку имени Пушкина и уходить через метромост на Левый берег, где через жилой комплекс «Омский Кристалл», посёлок Солнечный, Дружино и Горячий Ключ уходила к аэропорту Фёдоровка. Зелёная линия Омского метро была прямой — от улицы Комбинатской, где сейчас планируется сделать конечную станцию омской внутригородской электрички, через все Нефтяники метро шло на «Зелёный остров» и Кемеровскую, а уже оттуда — в сторону железнодорожного вокзала с конечной станцией в районе улицы Труда. Единственной станцией, где ветки пересекались, стала бы станция «Торговый центр».

metro1

В 2008 году из-за того, что строители повредили водопровод, работы на части станций были приостановлены. В 2010 году появилась информация о том, что всё финансирование, выделяемое на строительство метро, идёт исключительно на поддержание в существующем состоянии уже на четверть готовых станций: «Заречной», «Кристалла» и «Соборной». Выделить деньги на достройку хотя бы одной ветки метро обещали тогда министр экономического развития Эльвира Набиуллина и премьер-министр Дмитрий Медведев. Открытие хотя бы нескольких станций метро отодвигалось всё дальше и дальше. Крайняя точка — 2016 год, когда Омск будет отмечать 300-летний юбилей.

«Насколько я знаю, планируется построить довольно короткую ветку, при этом она не будет самодостаточной. То есть нельзя будет выйти из дома, пешком дойти до ближайшей станции метро и на нём доехать до любого места в городе. Это метро будет, опять-таки, зависимо от наземного транспорта, а это опять проблема пробок, — говорил в прошлом году урбанист Максим Кац. — А между тем средств на строительство этой ущербной ветки метро было потрачено столько, что можно было построить около 50 километров лёгкого наземного трамвая — того, что называется в Америке light rail transport. На эти деньги можно было запустить два десятка трамвайных линий во все районы города — и решить транспортную проблему Омска полностью на долгие годы».

Кац давал это интервью из Нью-Йорка как раз в то время, когда слушал там курс лекций Вукана Вучика, известного специалиста по городскому транспорту. Вучик, который проектировал транспортные системы Нью-Йорка, Филадельфии, Белграда, Манчестера, Мехико, Неаполя, Перта и Торонто, заявил, что не видит смысла в строительстве метро в отрыве от другого общественного транспорта.

«Я видел карту Омска и сеть общественного транспорта. Я бы сказал, что трамвайной и троллейбусной сетей недостаточно для города-миллионника, — сказал Вучик. — Эти сети не связаны друг с другом. А строящееся метро не имеет контакта с наземными сетями общественного транспорта. Ведь очень важно, чтобы сети общественного транспорта (и наземные, и подземные) были связаны друг с другом». С точки зрения профессора Вучика, деньги, потраченные на строительство омского метро, могли быть израсходованы более эффективно, в том числе и на создание логичной и связанной с другими наземными сетями трамвайной дороги.

metro6

Сомнения в том, что Омску нужно метро, выражали все, кроме властей. И только с назначением на пост губернатора Виктора Назарова появились первые осторожные замечания. Впрочем, губернатор принимал в Омске премьер-министра Медведева, который пообещал дать денег на строительство подземки, и открывал первый тоннель вместе с новым мэром Вячеславом Двораковским. Однако то, что метро достроено не будет, стало ясно на этой неделе. Депутаты горсовета решили спасти не только омский бюджет, но и честь города, который не желает жить по средствам, но возможности такой не имеет. 30 сентября стратегическая комиссия при губернаторе рассмотрит возможность прекращения строительства омского метро и аэропорта Фёдоровка по представлению депутатов горсовета.

«Конечно, нам хотелось, чтобы в городе было метро и аэропорт. Но нужно жить реалиями. Строительство метро слишком затянулось, а генплан строительства дорог разработан с учётом метро, и все дороги строятся, ориентируясь на этот вид транспорта. И получится, что если мы не построим метро, то дороги будут вести в никуда, как развязка на Щербанева, — прокомментировал мнение коллег депутат горсовета Юрий Федотов. — Сложная ситуация и с аэропортом. В генплане — строительство Фёдоровки, и на основании этого земли у нынешнего аэропорта раздаются под строительство домов. И вновь выходит тупиковая ситуация, мы не построим Фёдоровку и не сможем развить аэропорт Омск-Центральный, так как он будет скован жилым массивом».

Между тем в мэрии не разделяют беспокойства депутатов и считают, что нужно следовать утверждённому плану развития города. Вице-мэр Ирина Парыгина всерьёз считает, что Омск станет перевалочной базой на торговых путях из Китая в Европу, а для того чтобы занять выгодную позицию на этом пути, необходимо построить как минимум новый аэропорт. Фёдоровка в Омске строится те же 20 лет, что и метро.

Ни одна станция, кроме «Библиотеки им. Пушкина», за все эти годы не была построена. Да и с ней в омском городском фольклоре связано достаточно историй. Так, объединение художников недавно устроило в переходе перфоманс, когда, выстроившись друг за другом, омичи изображали «полный вагон», держались за воображаемый поручень и читали книги, покачиваясь в такт виртуальному ритму метро. Чуть раньше СМИ на полном серьёзе написали о том, что омская мэрия закупила специальные аудиозаписи шума вагонов в Лондонском метро. Их якобы должны были время от времени включать в переходе у библиотеки им. Пушкина, чтобы омичи привыкали к звукам метро. Администрация области и сама давала всё больше поводов для сарказма и стёба над собой и над идеей метро: над входом в подземный переход торжественно была водружена большая красная буква «М».

Переход по-прежнему вёл только на другую сторону улицы, выхода к поездам не было. Как и самих поездов.

Фото: из блогов humus и omchanin

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.