Класс

Класс

13 сентября 2013 12.23Город

«Кажется, что-то пошло не так...»

Вышедшие с каникул депутаты Городского Совета огорошили журналистов грандиозным новостным поводом. Народные избранники выразили сомнение в том, что омское метро действительно необходимо. «Не стоит ли пересмотреть генплан и потратить деньги, выделенные на строительство метро, на иные цели?» — спросили в горсовете у губернатора. Раньше сомневаться в том, что подземка решит все проблемы Омска, было позволено только на кухнях.
«Кажется, что-то пошло не так...»


Вышедшие с каникул депутаты Городского Совета огорошили журналистов грандиозным новостным поводом. Народные избранники выразили сомнение в том, что омское метро действительно необходимо. «Не стоит ли пересмотреть генплан и потратить деньги, выделенные на строительство метро, на иные цели?» — спросили в горсовете у губернатора. Раньше сомневаться в том, что подземка решит все проблемы Омска было позволено только на кухнях.


Метро в Омске должно было появиться давно. По негласному правилу ещё советских времён, на строительство подземки мог претендовать только город-миллионник. Омск перешагнул этот рубеж — пускай и номинально — в 1978 году. Однако впервые разговоры о необходимости пустить под Омском поезда в тоннелях заговорили на десять лет раньше.

Ещё в 60-х годах XX века, ссылаясь на особенности градостоительного плана Омска — город вытянут вдоль Иртыша, а улицы достаточно узки для автотранспорта — местные власти выбили деньги на строительство метро. Однако позже, когда деньги уже были запланированы, омским архитекторам пришла в голову мысль, которая не даёт спокойно спать нынешним омским общественникам уже несколько лет. Архитекторы 1960-х задумали построить в Омске сеть путей скоростного трамвая. Сегодня, когда целые ветки трамвайных путей исчезли, не все вспомнят, что трамвай ходил и в Нефтяники, и на Левый берег, причём по центральным улицам.

metro3

Однако к идее строительства метро в Омске вернулись в начале 1980-х: городские власти заразились традиционной болезнью: они переоценили свои возможности и нужды горожан. К 1986 году была сформулирована концепция метрополитена, началось проектирование. Всего, согласно существующему плану, в омском метро должно было быть 36 станций на двух ветках. Для сравнения, в составе московского метрополитена сейчас 188 станций (ещё 64 к 2020 году обещает построить новый-старый мэр Сергей Собянин), в Новосибирске — 13 станций на две линии, в Екатеринбурге — одна линия из 9 станций.

То, что мы называем «омским метро», сейчас раскритиковано всеми специалистами. В какой-то момент, поняв, что финансирования строительства из федерального бюджета ждать не стоит, областное правительство приняло решение изменить планы. Так главным направлением омского метро стал перегон «Пушкинка» — «Заречная» через метромост. Проект не решал никаких городских транспортных проблем, однако продолжал преподноситься как спасение для города-миллионника.

Метроперегон «Библиотека им. Пушкина» — «Заречная» появился в планах метростроителей недавно, когда из Омска ушла «Сибнефть» — основной источник доходов регионального бюджета. По первоначальному плану предполагалось открыть ветку «Маршала Жукова — Рабочая», что разгрузило бы магистрали в центре города по направлению на Московку. В районе завода имени Баранова уже было начато строительство тоннеля. Затем предполагалось построить ветку в северном направлении на другой берег Иртыша. Красная ветка Омского метро должна была начинаться с Сибирского проспекта на Московке, проходить через улицу Маршала Жукова, Торговый центр и Библиотеку имени Пушкина и уходить через метромост на Левый берег, где через жилой комплекс «Омский Кристалл», посёлок Солнечный, Дружино и Горячий Ключ уходила к аэропорту Фёдоровка. Зелёная линия Омского метро была прямой — от улицы Комбинатской, где сейчас планируется сделать конечную станцию омской внутригородской электрички, через все Нефтяники метро шло на «Зелёный остров» и Кемеровскую, а уже оттуда — в сторону железнодорожного вокзала с конечной станцией в районе улицы Труда. Единственной станцией, где ветки пересекались, стала бы станция «Торговый центр».

metro1

В 2008 году из-за того, что строители повредили водопровод, работы на части станций были приостановлены. В 2010 году появилась информация о том, что всё финансирование, выделяемое на строительство метро, идёт исключительно на поддержание в существующем состоянии уже на четверть готовых станций: «Заречной», «Кристалла» и «Соборной». Выделить деньги на достройку хотя бы одной ветки метро обещали тогда министр экономического развития Эльвира Набиуллина и премьер-министр Дмитрий Медведев. Открытие хотя бы нескольких станций метро отодвигалось всё дальше и дальше. Крайняя точка — 2016 год, когда Омск будет отмечать 300-летний юбилей.

«Насколько я знаю, планируется построить довольно короткую ветку, при этом она не будет самодостаточной. То есть нельзя будет выйти из дома, пешком дойти до ближайшей станции метро и на нём доехать до любого места в городе. Это метро будет, опять-таки, зависимо от наземного транспорта, а это опять проблема пробок, — говорил в прошлом году урбанист Максим Кац. — А между тем средств на строительство этой ущербной ветки метро было потрачено столько, что можно было построить около 50 километров лёгкого наземного трамвая — того, что называется в Америке light rail transport. На эти деньги можно было запустить два десятка трамвайных линий во все районы города — и решить транспортную проблему Омска полностью на долгие годы».

Кац давал это интервью из Нью-Йорка как раз в то время, когда слушал там курс лекций Вукана Вучика, известного специалиста по городскому транспорту. Вучик, который проектировал транспортные системы Нью-Йорка, Филадельфии, Белграда, Манчестера, Мехико, Неаполя, Перта и Торонто, заявил, что не видит смысла в строительстве метро в отрыве от другого общественного транспорта.

«Я видел карту Омска и сеть общественного транспорта. Я бы сказал, что трамвайной и троллейбусной сетей недостаточно для города-миллионника, — сказал Вучик. — Эти сети не связаны друг с другом. А строящееся метро не имеет контакта с наземными сетями общественного транспорта. Ведь очень важно, чтобы сети общественного транспорта (и наземные, и подземные) были связаны друг с другом». С точки зрения профессора Вучика, деньги, потраченные на строительство омского метро, могли быть израсходованы более эффективно, в том числе и на создание логичной и связанной с другими наземными сетями трамвайной дороги.

metro6

Сомнения в том, что Омску нужно метро, выражали все, кроме властей. И только с назначением на пост губернатора Виктора Назарова появились первые осторожные замечания. Впрочем, губернатор принимал в Омске премьер-министра Медведева, который пообещал дать денег на строительство подземки, и открывал первый тоннель вместе с новым мэром Вячеславом Двораковским. Однако то, что метро достроено не будет, стало ясно на этой неделе. Депутаты горсовета решили спасти не только омский бюджет, но и честь города, который не желает жить по средствам, но возможности такой не имеет. 30 сентября стратегическая комиссия при губернаторе рассмотрит возможность прекращения строительства омского метро и аэропорта Фёдоровка по представлению депутатов горсовета.

«Конечно, нам хотелось, чтобы в городе было метро и аэропорт. Но нужно жить реалиями. Строительство метро слишком затянулось, а генплан строительства дорог разработан с учётом метро, и все дороги строятся, ориентируясь на этот вид транспорта. И получится, что если мы не построим метро, то дороги будут вести в никуда, как развязка на Щербанева, — прокомментировал мнение коллег депутат горсовета Юрий Федотов. — Сложная ситуация и с аэропортом. В генплане — строительство Фёдоровки, и на основании этого земли у нынешнего аэропорта раздаются под строительство домов. И вновь выходит тупиковая ситуация, мы не построим Фёдоровку и не сможем развить аэропорт Омск-Центральный, так как он будет скован жилым массивом».

Между тем в мэрии не разделяют беспокойства депутатов и считают, что нужно следовать утверждённому плану развития города. Вице-мэр Ирина Парыгина всерьёз считает, что Омск станет перевалочной базой на торговых путях из Китая в Европу, а для того чтобы занять выгодную позицию на этом пути, необходимо построить как минимум новый аэропорт. Фёдоровка в Омске строится те же 20 лет, что и метро.

Ни одна станция, кроме «Библиотеки им. Пушкина», за все эти годы не была построена. Да и с ней в омском городском фольклоре связано достаточно историй. Так, объединение художников недавно устроило в переходе перфоманс, когда, выстроившись друг за другом, омичи изображали «полный вагон», держались за воображаемый поручень и читали книги, покачиваясь в такт виртуальному ритму метро. Чуть раньше СМИ на полном серьёзе написали о том, что омская мэрия закупила специальные аудиозаписи шума вагонов в Лондонском метро. Их якобы должны были время от времени включать в переходе у библиотеки им. Пушкина, чтобы омичи привыкали к звукам метро. Администрация области и сама давала всё больше поводов для сарказма и стёба над собой и над идеей метро: над входом в подземный переход торжественно была водружена большая красная буква «М».

Переход по-прежнему вёл только на другую сторону улицы, выхода к поездам не было. Как и самих поездов.

Фото: из блогов humus и omchanin

Добавить комментарий
Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Актер, режиссер, заслуженный артист России рассказал «Классу» об экзистенциализме, женщинах в кино и российской живучести.