Класс

Класс

19 сентября 2013 10.09Общество

Юлия Панкратьева: «Из существующего наследия нужно сделать двигатель развития города»

6 сентября в рамках конкурса идей «Городское пространство "Омская крепость"» в библиотеке им. А. С. Пушкина прочитала лекцию Юлия Панкратьева. Выпускница Московского архитектурного института, магистр урбанистики университета Левена и действительный член Гильдии градостроителей Бельгии рассказала омичам об опыте работы над историческим и культурным наследием во Франции. 
Юлия Панкратьева: «Из существующего наследия нужно сделать двигатель развития города»


6 сентября в рамках конкурса идей «Городское пространство "Омская крепость"» в библиотеке им. А. С. Пушкина прочитала лекцию Юлия Панкратьева. Выпускница Московского архитектурного института, магистр урбанистики университета Левена и действительный член гильдии градостроителей Бельгии рассказала омичам об опыте работы над историческим и культурным наследием во Франции. 

На примере небольшого города Рубэ, расположенного на границе с Бельгией, Панкратьева показала, какие существуют подходы к сохранению исторических памятников и их интеграции в городскую среду. По словам урбаниста, всякий процесс урбанизации происходит исключительно в связи с человеческой деятельностью, а не сам по себе. Именно поэтому в своей работе ее бюро не «замораживает» исторические объекты, а находит им новое применение в человеческой деятельности, при этом обязательно обращаясь за консультацией к самим горожанам — главным специалистам по жизни в родном городе.

Выдержки из выступления:

«Речь пойдет о культурно-исторической среде, которую необходимо сформировать и придать ей динамику. Это город Рубэ, рядом с северным городом Франции — Лилем. Там большое количество памятников, но это не памятники такого уровня как Лувр или Версаль. Это как раз та среда, где малое культурное наследие играет колоссальную роль и как раз на него сейчас идет большая ставка, на него пытаются опереться и муниципальные, и региональные власти, чтобы придать динамику развитию города».

«Все опирается на правовую основу. В целом это желание французских властей пересмотреть работу над культурным наследием. Всё отличие нового подхода заключается в том, чтобы наследие не замораживать в отдельных зонах кусочками, а рассмотреть в более широком понимании. Слово «зона» исчезло из употребления. Появилось слово space — пространство, в которое могут быть включены как объекты, так и ландшафтные элементы и какие-то открытые городские пространства. Все рассматривается в комплексе».

«Любое здание, любой объект культурного наследия должен жить, но без вреда к его ценности».

«Консультации с населением возникают уже на первом этапе. В ходе реализации проекта работа с населением проходит в два этапа. Зачем? Чтобы объяснить населению для чего это делается, показать, что уже сделано, и взять у людей ту информацию о месте, которую они знают. Например, какие-то объекты могут не иметь особой архитектурной ценности, но они могут иметь огромную ценность символическую. На втором этапе происходят публичные слушания».

«Как происходят встречи на фазе диагностики? Собираются рабочие группы, которым мы показываем план города и начинаем обсуждать, что люди думают, чувствуют. Даётся определённая тема, допустим безопасность, пешеходная доступность. В результате собирается очень ценная информация. Правоохранительные органы по теме безопасности дают свои рекомендации, завязанные на их опыте, это могут быть не всегда нормативные документы».

«Другие встречи имеют более конфиденциальный характер. Девелоперов пригласить на обширные рабочие группы трудно, хотя бы потому, что они могут не хотеть афишировать свои коммерческие интересы. Но собрать информацию от них также важно».

«Контекст, в котором нам пришлось работать. Бедный город Рубэ перетекает из успешного города Лиля. Он развивался как маленький промышленный город, в котором было 250 текстильных заводов и все было очень функционально. В XIX веке в этом городе было не до общественных пространств. К началу прошлого века он превратился в текстильную столицу Европы. В 1960-х годах индустрия покинула Рубэ».

«На месте старых мануфактур строятся торговые комплексы, но рабочих мест от этого не прибавилось и качество жизни намного не улучшилось. Пытались разрабатывать различные планы по охране памятников, и долгое время ничего не получалось. Потому что территория не обладает ярко выраженным историческим центром. Архитектурное наследие разбросано по городу и было совершенно не понятно, на что больше, а на что меньше обратить внимание. На что сориентировать бюджеты?»

«Цели, которые нам были обозначены городскими властями, — это сделать из существующего архитектурного наследия мотор, двигатель развития города. Возможно, заново рассказать историю жителям города, которые родились уже тогда, когда все предприятия закрылись».

«Мы работали практически над каждым зданием, и каждое из них было оценено».

«Очень важно найти механизм, с которым бы город снова заработал».

«Работая с инвесторами, нам удалось понять, почувствовать то, что может быть интересным. Мы вдруг обнаружили, что есть такой интересный пример — использовать вот эти большие крупные здания для лофтов, для организации нового типа жилья. Но инвесторы просили расширить окна в этих очень закрытых домах-кубах. Поэтому мы просто отследили сами, что могло быть изменено, и мы, не меняя форму окон, разрешили привнести некие добавленные объемы. Здание представляет интерес в общем, как доминанта в этом районе, но оно не представляет интерес как отдельно взятый фасад. И у нас получилось так, что возникла целая серия таких проектов, которые не могли возникнуть раньше, но мы смогли привлечь этих инвесторов, объяснив, что есть некоторые модификации, которые можно привнести. Соответственно, мы тоже знали, что нужно проявить некую гибкость, иначе это останется никак не реализованным».

«Во Франции на национальном уровне идет пересмотр культурного наследия, и за четыре года 800 городов должны пересмотреть свои охранные зоны».

«Нужно развести две вещи. Есть тема реставрации, когда идет речь о сохранении самого объекта. И есть тема наполнения, то есть тема его реабилитации — найти те функции, которые могут там просто существовать и развиваться. Идеальная ситуация — когда оба направления идут вместе. Но в большинстве случаев это не всегда так. Например, текстильная индустрия умерла, из этих 250 фабрик не осталось ничего».

«Получились текстильный музей, жилье, коммерческие центры, офисные, деловые центры».

«Мне очень хотелось вам об этом рассказать, потому что зашёл разговор об Омской крепости, в которой тоже наследия много, но оно не наследие яркое, которое одним памятником могло бы заявить о себе. Здесь комплексное наследие, состоящее из многих элементов. Может быть, тоже имеет смысл рассмотреть это как созвездие, посмотреть пласт: а что есть в городе той же эпохи? Может быть, это складывается в уникальную коллекцию каких-то элементов, которые где-то не найти».

«У меня очень практический доклад. Я проработала 15 лет, я практик. В меньшей степени теоретик. Я проводила семинары, меня приглашают в институты, но гораздо чаще ко мне присылают на стажировку».

«В Европе кондиционерами почти не пользуются. Я прожила там 15 лет — ни в одном из бюро, в которых я работала, кондиционеров не было. А сейчас я работаю в Генпане, и у него весь фасад в кондиционерах».

«Стоит обратить внимание на то, что мы хотим иметь. У меня спрашивают, какое у вас впечатление от Омска. Мне, например очень понравилось, что город имеет человеческий масштаб, то есть у него есть некая человеческая соразмерность — пока, во всяком случае. Я не знаю, что там будет дальше. Когда приезжаешь из Москвы, я вас уверяю, что это чувствуется очень-очень серьезно — в центральной части, где мы ходили. Если мы хотим сохранить этот человеческий масштаб и вот эту соразмерность, ну тогда современные элементы могут быть, но они тоже должны учитывать вот эту градостроительную среду и быть соответствующими. Но это не значит копировать XIX век... но это должно быть прописано в градостроительных правилах».



 


Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.