Класс

Класс

19 сентября 2013 10.09Общество

Юлия Панкратьева: «Из существующего наследия нужно сделать двигатель развития города»

6 сентября в рамках конкурса идей «Городское пространство "Омская крепость"» в библиотеке им. А. С. Пушкина прочитала лекцию Юлия Панкратьева. Выпускница Московского архитектурного института, магистр урбанистики университета Левена и действительный член Гильдии градостроителей Бельгии рассказала омичам об опыте работы над историческим и культурным наследием во Франции. 
Юлия Панкратьева: «Из существующего наследия нужно сделать двигатель развития города»


6 сентября в рамках конкурса идей «Городское пространство "Омская крепость"» в библиотеке им. А. С. Пушкина прочитала лекцию Юлия Панкратьева. Выпускница Московского архитектурного института, магистр урбанистики университета Левена и действительный член гильдии градостроителей Бельгии рассказала омичам об опыте работы над историческим и культурным наследием во Франции. 

На примере небольшого города Рубэ, расположенного на границе с Бельгией, Панкратьева показала, какие существуют подходы к сохранению исторических памятников и их интеграции в городскую среду. По словам урбаниста, всякий процесс урбанизации происходит исключительно в связи с человеческой деятельностью, а не сам по себе. Именно поэтому в своей работе ее бюро не «замораживает» исторические объекты, а находит им новое применение в человеческой деятельности, при этом обязательно обращаясь за консультацией к самим горожанам — главным специалистам по жизни в родном городе.

Выдержки из выступления:

«Речь пойдет о культурно-исторической среде, которую необходимо сформировать и придать ей динамику. Это город Рубэ, рядом с северным городом Франции — Лилем. Там большое количество памятников, но это не памятники такого уровня как Лувр или Версаль. Это как раз та среда, где малое культурное наследие играет колоссальную роль и как раз на него сейчас идет большая ставка, на него пытаются опереться и муниципальные, и региональные власти, чтобы придать динамику развитию города».

«Все опирается на правовую основу. В целом это желание французских властей пересмотреть работу над культурным наследием. Всё отличие нового подхода заключается в том, чтобы наследие не замораживать в отдельных зонах кусочками, а рассмотреть в более широком понимании. Слово «зона» исчезло из употребления. Появилось слово space — пространство, в которое могут быть включены как объекты, так и ландшафтные элементы и какие-то открытые городские пространства. Все рассматривается в комплексе».

«Любое здание, любой объект культурного наследия должен жить, но без вреда к его ценности».

«Консультации с населением возникают уже на первом этапе. В ходе реализации проекта работа с населением проходит в два этапа. Зачем? Чтобы объяснить населению для чего это делается, показать, что уже сделано, и взять у людей ту информацию о месте, которую они знают. Например, какие-то объекты могут не иметь особой архитектурной ценности, но они могут иметь огромную ценность символическую. На втором этапе происходят публичные слушания».

«Как происходят встречи на фазе диагностики? Собираются рабочие группы, которым мы показываем план города и начинаем обсуждать, что люди думают, чувствуют. Даётся определённая тема, допустим безопасность, пешеходная доступность. В результате собирается очень ценная информация. Правоохранительные органы по теме безопасности дают свои рекомендации, завязанные на их опыте, это могут быть не всегда нормативные документы».

«Другие встречи имеют более конфиденциальный характер. Девелоперов пригласить на обширные рабочие группы трудно, хотя бы потому, что они могут не хотеть афишировать свои коммерческие интересы. Но собрать информацию от них также важно».

«Контекст, в котором нам пришлось работать. Бедный город Рубэ перетекает из успешного города Лиля. Он развивался как маленький промышленный город, в котором было 250 текстильных заводов и все было очень функционально. В XIX веке в этом городе было не до общественных пространств. К началу прошлого века он превратился в текстильную столицу Европы. В 1960-х годах индустрия покинула Рубэ».

«На месте старых мануфактур строятся торговые комплексы, но рабочих мест от этого не прибавилось и качество жизни намного не улучшилось. Пытались разрабатывать различные планы по охране памятников, и долгое время ничего не получалось. Потому что территория не обладает ярко выраженным историческим центром. Архитектурное наследие разбросано по городу и было совершенно не понятно, на что больше, а на что меньше обратить внимание. На что сориентировать бюджеты?»

«Цели, которые нам были обозначены городскими властями, — это сделать из существующего архитектурного наследия мотор, двигатель развития города. Возможно, заново рассказать историю жителям города, которые родились уже тогда, когда все предприятия закрылись».

«Мы работали практически над каждым зданием, и каждое из них было оценено».

«Очень важно найти механизм, с которым бы город снова заработал».

«Работая с инвесторами, нам удалось понять, почувствовать то, что может быть интересным. Мы вдруг обнаружили, что есть такой интересный пример — использовать вот эти большие крупные здания для лофтов, для организации нового типа жилья. Но инвесторы просили расширить окна в этих очень закрытых домах-кубах. Поэтому мы просто отследили сами, что могло быть изменено, и мы, не меняя форму окон, разрешили привнести некие добавленные объемы. Здание представляет интерес в общем, как доминанта в этом районе, но оно не представляет интерес как отдельно взятый фасад. И у нас получилось так, что возникла целая серия таких проектов, которые не могли возникнуть раньше, но мы смогли привлечь этих инвесторов, объяснив, что есть некоторые модификации, которые можно привнести. Соответственно, мы тоже знали, что нужно проявить некую гибкость, иначе это останется никак не реализованным».

«Во Франции на национальном уровне идет пересмотр культурного наследия, и за четыре года 800 городов должны пересмотреть свои охранные зоны».

«Нужно развести две вещи. Есть тема реставрации, когда идет речь о сохранении самого объекта. И есть тема наполнения, то есть тема его реабилитации — найти те функции, которые могут там просто существовать и развиваться. Идеальная ситуация — когда оба направления идут вместе. Но в большинстве случаев это не всегда так. Например, текстильная индустрия умерла, из этих 250 фабрик не осталось ничего».

«Получились текстильный музей, жилье, коммерческие центры, офисные, деловые центры».

«Мне очень хотелось вам об этом рассказать, потому что зашёл разговор об Омской крепости, в которой тоже наследия много, но оно не наследие яркое, которое одним памятником могло бы заявить о себе. Здесь комплексное наследие, состоящее из многих элементов. Может быть, тоже имеет смысл рассмотреть это как созвездие, посмотреть пласт: а что есть в городе той же эпохи? Может быть, это складывается в уникальную коллекцию каких-то элементов, которые где-то не найти».

«У меня очень практический доклад. Я проработала 15 лет, я практик. В меньшей степени теоретик. Я проводила семинары, меня приглашают в институты, но гораздо чаще ко мне присылают на стажировку».

«В Европе кондиционерами почти не пользуются. Я прожила там 15 лет — ни в одном из бюро, в которых я работала, кондиционеров не было. А сейчас я работаю в Генпане, и у него весь фасад в кондиционерах».

«Стоит обратить внимание на то, что мы хотим иметь. У меня спрашивают, какое у вас впечатление от Омска. Мне, например очень понравилось, что город имеет человеческий масштаб, то есть у него есть некая человеческая соразмерность — пока, во всяком случае. Я не знаю, что там будет дальше. Когда приезжаешь из Москвы, я вас уверяю, что это чувствуется очень-очень серьезно — в центральной части, где мы ходили. Если мы хотим сохранить этот человеческий масштаб и вот эту соразмерность, ну тогда современные элементы могут быть, но они тоже должны учитывать вот эту градостроительную среду и быть соответствующими. Но это не значит копировать XIX век... но это должно быть прописано в градостроительных правилах».



 


Добавить комментарий
Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...

Персональный призрак Кристен Стюарт

Персональный призрак Кристен Стюарт

Актриса, озолотившаяся на вампирской саге, вновь переходит на сторону зла в новом фильме. И, поверьте, вы тоже откроете рот.

Капитан омского «Авангарда»: «К юбилею жены научился играть на рояле»

Капитан омского «Авангарда»: «К юбилею жены научился играть на рояле»

Трое хоккеистов рассказали о своих вторых половинках.