Класс

Класс

27 сентября 2013 06.24Инфографика

Мосты большого города

Мосты — это главные связующие звенья, соединяющие городские берега. Какой из мостов самый длинный, самый удобный для пешеходов, самый красивый и самый старый? «Класс» собрал для тебя интересные факты об Омских мостах и сделал удобную инфографику по каждому из них.

Мосты большого города

Вадим Харламов



Мосты — это главные связующие звенья, соединяющие городские берега. Какой из мостов самый длинный, самый удобный для пешеходов, самый красивый и самый старый? «Класс» собрал для тебя интересные факты об Омских мостах и сделал удобную инфографику по каждому из них.


most1

Ленинградский мост

Как было: Ленинградский мост открыл для Омска «окно» на Левый берег Иртыша. До его появления там жила лишь небольшая группа людей, которые омичами себя могли называть лишь с натяжкой. Построить мост было решено на месте паромной переправы через Иртыш, с помощью которой люди добирались с левого берега на правый и обратно. Строительство начали в 1955 году, в самый разгар хрущевской оттепели. Вся страна в бешеном темпе отстраивалась, а её жители были заражены вирусом самоотверженного энтузиазма. Тогда было принято перевыполнять планы — труд считался главной составляющей человеческой жизни. Вот и работающий на строительстве Ленинградского моста коллектив Ленинградского мостопоезда № 413 обязался закончить строительство стратегически важного объекта за четыре года вместо положенных пяти.

most5

Чтобы успеть в срок, мостостроителям пришлось импровизировать. Было решено использовать в строительстве новые технологии, которые ещё не были обкатаны ни в СССР, ни на Западе. Строители работали круглосуточно, в любую погоду, в жару и в холод, за каждую смену превышая нормы выработки в полтора раза. В результате команда не только успела сдать Ленинградский мост на год раньше запланированного срока — в 1959 году, но и внедрила в процессе строительства нововведения, которые потом активно использовались и в других объектах. Но их торопливость, само собой, сказалась на качестве моста. Он был сдан с таким количеством изъянов, что его испытания сотрудники кафедры «Мосты» СибАДИ смогли провести только в апреле 1960 года, когда все недоделки были исправлены.

most4

Тем не менее Ленинградский мост совершил в городе своего рода революцию. С его появлением началась активная застройка Левобережного района, впоследствии появился аэропорт, была построена каменная Иртышская набережная. Даже ставший сегодня природным заказником комплекс «Птичья гавань» возник благодаря новому мосту. Дело в том, что при его строительстве на левом берегу Иртыша пришлось создать насыпь, чтобы компенсировать высоту моста. Из-за этого на берегу речки Замарайки был вырыт котлован, который со строительством дамбы наполнился водой из реки. Водоём стал местом гнездования перелетных птиц, в нём образовалась целая экосистема, которая сегодня находится под надзором государства.

most3

most02

Как сегодня: Несмотря на то что Ленинградский мост строился с учетом увеличения потока машин в будущем, сегодня Омску мало и шести его полос. На главной левобережной артерии города постоянные пробки, и даже построенный в 2005 году метромост ситуацию не спасает. Мост требует ремонта, однако городские власти пока лишь подновили асфальтовое покрытие на проезжей части. Для пешеходов Ленинградский мост не адаптирован: после него нет нормального тротуара, отсутствуют съезды для велосипедистов, неудобно переходить проезжую часть, да и асфальт тротуара моста совсем разбитый. Видимо, советские строители думали только о перевыполнении планов, а брать в расчёт комфорт будущих пешеходов им было некогда.



Юбилейный мост
Как было: Знали ли вы, что в Омске когда-то существовал настоящий разводной мост, как в Санкт-Петербурге? Подозреваю, ответ будет отрицательным. А на самом деле, Железный, или Французский, мост появился в нашем городе в начале XX века. Его идею городские власти подсмотрели на выставке в Париже, поэтому мост в народе и прозвали Французским. Железный мост был построен всего за год и открыт уже в 1903. Городу он оказался не по карману: расплатиться с заводом-производителем власти смогли лишь к 1907 году. По мосту были проложены рельсы для трамвая, а каждую ночь его разводили, пропуская суда по Омке, которая в те времена еще была судоходной. Жители Омска жаловались, что разведённый мост создает неудобства — после двух часов ночи и до пяти утра к больным не добирались доктора, к роженицам — акушерки, а к погорельцам — пожарные. Как будто услышав просьбы горожан, мост через несколько лет потерял способность к разведению: правобережные устои сместились и зажали поворотный механизм. В таком виде неоднократно ремонтируемый и насквозь проржавевший мост простоял до 1966 года, пока не был разобран окончательно.

most8

most9

На месте старого моста появилось сначала деревянное временное строение, а уже через год в 1967 году, к юбилею Октября, был построен знакомый нам Юбилейный мост. По сравнению с предшественником новый мост казался благородным красавцем. Однако спустя 56 лет он таким уже не выглядит. В 2006 году была проведена экспертиза моста, которая зафиксировала его износ на уровне 27,1%. Это означает, что мост требует реконструкции. Однако единственное, что было сделано, — в 2009 году на мосту установили ограничения по скорости в пределах 40 км/час и по весу проезжающих по мосту автомобилей — до 30 тонн, чтобы не навредить мосту ещё больше.

most7

most6

Как стало: В сентябре этого года на мосту обновили асфальтовое покрытие на проезжей части. Однако и на тротуаре оно оставляет желать лучшего. Явный недостаток моста — отсутствие ограждений между тротуаром и дорогой — передвигаться по нему с детьми бывает просто опасно. Тем не менее у Юбилейного самый широкий тротуар среди мостов нашего города, причем по нему можно спокойно проехать на велосипеде.




Комсомольский мост
Как было: Строительство ещё одного моста через Омь началось в голодные послевоенные годы. Его появление было необходимо, потому что Железный мост не справлялся с потоком людей и машин, а в связи с ростом оборонного производства во время Второй мировой войны количество жителей Омска значительно возросло. Однако, начав строительство, власти столкнулись с рядом проблем. В городе не хватало рабочих рук и квалифицированных кадров, к стройке не подвозили вовремя все необходимые материалы, работа плохо финансировалась. Кроме того, для строительства моста нужно было снести два жилых дома, предварительно расселив 99 семей и 18 учреждений. Все эти трудности привели к тому, что строительство моста затянулось на пять лет. Неопытные строители допускали ошибки, которые выливались в многочисленные аварии и огромные убытки. С горем пополам мост был сдан к 1 ноября 1953 года. Изначально вдоль комсомольского моста шли рельсы, по которым ходил трамвай. Мост оставался открытым для трамваев вплоть до 1990-х годов, когда была проведена его капитальная реконструкция. Тогда трамвайными путями было решено пожертвовать ради расширения проезжей части. В 1997 году реконструкция была завершена.

most14

most15

most13

Комсомольский мост возводился в эпоху господства сталинского ампира, когда каждый архитектурный объект обязательно украшался свидетельствами величия советского государства. Именно поэтому мост так не похож на своих городских собратьев – у него есть свое лицо. Решетку моста украшают звезды — символы СССР. А по всему его периметру расположены тумбы со скульптурными изображениями советских воинов, рабочих и спортсменов.

most12

most11

most16

Как сейчас: Хуже всего на Комсомольском мосту дела обстоят с тротуаром. Он очень узкий, всего 197 см, плюс широкие тумбы по всему периметру съедают ещё половину площади. Асфальт на тротуаре в плачевном состоянии — весь в выбоинах и ямах. На проезжей части покрытие чуть лучше, зато на стыках моста машины буквально подпрыгивают. Когда по мосту едет тяжёлая техника, очень сильно ощущаются колебания — мост буквально ходит ходуном. Но когда идешь по мосту, невольно притормаживаешь, чтобы лучше рассмотреть его чугунные решетки и общий декор. Каким бы смешным и помпезным ни выглядел сегодня сталинский ампир, лучше колонны и звезды, чем серый бетон и безликие металлические прутья.




Октябрьский (Горбатый) мост
Как было: Необходимость создания нового моста возникла после того, как в годы Второй мировой войны буквально на пустыре, из ниоткуда вырос Октябрьский район, в котором поселились прибывшие в город рабочие и разместились перевезенные производственные цеха. Но построен мост был лишь в 1962 году. Основной его «фишкой» был серьезный уклон, значительно превышающий допустимые пределы. Из-за него мост сразу же окрестили «Горбатым». Изначально трамвай ходил прямо посередине Октябрьского моста, из-за чего автомобильные полосы были слишком узкими для нормального проезда машин. Тем не менее мост простоял в таком виде до начала 1990-х, когда остро встал вопрос о его реконструкции.

most19

most22

most17

В конструкцию моста нужно было внести столько изменений, что проектировщиками даже обсуждался вопрос о его сносе и строительстве нового. Но мост было решено сохранить как историческую память и реконструировать. Для того чтобы устранить «горбатость», уклон моста пришлось поднять на пять метров! Именно благодаря этому мост обзавелся такой длинной эстакадой - его длина вместе с ней составляет 700 метров. Для расширения проезжей части трамвайные пути были смещены от центра к краю моста.

most21

Мост реконструировали в самый разгар экономического кризиса. Из-за недостатка финансирования реконструкция шла очень медленно, а город из-за отсутствия важного моста превратился в одну сплошную пробку. Спасать ситуацию пришлось МПО «Мостовик», которое для завершения реконструкции моста взяло кредиты на свой страх и риск. В результате новый мост всё же был закончен в 1996 году к 280-летнему юбилею города.

most20

Как сейчас: Гигантский мост выглядит сурово и как-то непривлекательно. По его тротуарам просто опасно ходить: некоторые ливневые стоки не закрыты решетками и представляют собой дыры, в которые легко может провалиться, например, детская ножка. Хотя пешеходов здесь можно встретить редко: мало кто решается прогуляться по 700-метровому мосту, который весь грохочет от огромного потока машин и трамваев.




Мост им. 60-летия ВЛКСМ (Кировский)
Как было: С 1974 года началась активная застройка Левого берега Иртыша. Городу не хватало ещё одного моста, который соединил бы городок Нефтяников и Левый берег. Однако денег на такой масштабный проект у города не было, а финансирование из «центра» нужно было еще заслужить. В 1980-х годах, в период гласности стало известно, что городским властям пришлось пойти на сделку с «центром»: мост в городе появился вместе с заводом пластмасс, который стал внёс свою лепту в и без того сложную экологическую ситуацию Омска.

most26

most25

most23

Мост открыли в 1978 году, он был построен за шесть лет. С его появлением у омичей были связаны большие надежды на застройку Левого берега, ведь в тот период в городе не хватало жилья. И действительно, после открытия моста Левобережье стало застраиваться быстрыми темпами и продолжает прирастать до сих пор. Именно в те времена были пущены до сих пор востребованные маршруты общественного транспорта через два левобережных моста — Кировский и Ленинградский.

most27

most24

most28

Как сейчас: Огромный мост строился без особых изысков — простой и прямой в большинстве своих линий. Его тротуар не отделен ограждениями от проезжей части, эту функцию выполняют высокие фонарные столбы вдоль всей его протяженности. Длинный мост явно не предназначен для путешествия пешком. Может быть, поэтому асфальт на его тротуаре не такой разбитый. А вот покрытие на дороге пускает явную «волну».




Фрунзенский мост
Как было: Фрунзенский мост – последний в советской истории Омска мост, который планировалось сдать досрочно к юбилею Октября. Однако сделать этого так и не удалось: страна была занята перестройкой, ей было не до финансирования таких масштабных проектов. Появление моста было необходимо для строительства улицы Маршала Жукова, которая тогда только проектировалась. Изогнутый мост с длинной эстакадой, будто обнимающий реку, был открыт в 1988 году. Тонкие опоры, плавный изгиб — современники называли мост самым изящным в городе. Автомобилисты остались в восторге от нового моста и называли его «Пять минут Америки» за сходство с американскими автострадами.

most29

most30

most31

Как сейчас: Тротуар на мосту, как и у большинства его собратьев, оставляет желать лучшего. Дыры и ямы в асфальте не делают прогулку по длиннющему мосту более приятной. К тому же тротуар очень узкий, его ширина всего 2 м 35 см. На проезжей части с асфальтом все более менее нормально. Изящным мост выглядит только издалека — его оформление скупо на изыски и украшения.




Мост им. 60-летия Победы (метромост)
Как было: Мост 60-летия Победы неразрывно связан с больной мозолью всего Омска — метрополитеном. Он был заложен в генплан города, разработанный с учетом строительства метро, ещё в 1970 году. Именно по нему должна была пройти первая ветка метро, план которого был создан в 1979 году. В 1986 году решение о строительстве первой ветки метро «Кировская» было принято, однако в Омске начались протестные акции. Некоторые омичи высказывались против появления нового моста и метро, настаивая на создании линии скоростного трамвая. В результате в Москве передумали насчёт строительство метро, а вопрос с трамваем повис в воздухе. В это время соседи Омска — Новосибирск и Екатеринбург — как раз начали строить свои подземки. К вопросу о строительстве моста вернулись лишь в 1990 году. Проект моста было предложено создать питерским специалистам. Однако он оказался слишком серым и безликим, и его доработали специалисты «Омскгражданпроекта». Именно они сделали внешний вид метромоста таким, каким мы видим его сегодня.

most33

most34

most36

Строительство моста началось в 1993 году и заняло семь лет из-за того, что финансирование было нерегулярным и постоянно иссякало. В 1998 году мост был назван губернатором «мостом тысячелетия», и на его строительство были брошены все средства, «отложенные» на метро. В 2004 году основная часть строительства моста была закончена, и ему присвоили имя 60-летия Победы. Строители приступили к отделке моста и возведению эстакады на правом берегу Иртыша. В 2005 году, как и было запланировано, мост с успехом прошёл испытания и был сдан в эксплуатацию.

most32

Как сейчас: Ежедневно по метромосту проезжают тысячи омичей. Для многих из них его появление в разы уменьшило время в пути из дома на работу и обратно. Мост, отделке которого было уделено столько внимания, действительно красив, особенно в свете ночных огней. Однако к его удобству есть вопросы. Проектировщики планировали сделать мост прогулочным: на тротуаре моста специально были созданы смотровые площадки, чтобы омичи могли наслаждаться открывающимся видом. Но при этом тротуар очень узкий, на нем с трудом могут разминуться два человека.

most37

most35

Еще хуже приходится велосипедистам, которым нужно либо нести своих «железных коней» на себе, либо, рискуя жизнью, выезжать на проезжую часть. По левой стороне моста вообще отсутствует проход для пешеходов, которые хотят идти прямо, а не поворачивать – им приходится перепрыгивать через ограждения и шагать по проезжей части. По замыслу проектировщиков, пешеходы в этом месте видимо должны сделать большой крюк, дважды спустившись и поднявшись по лестнице. Естественно, люди пожимают плечами и лезут через ограждения, потому что не видят смысла в таком увеличении пути. Блогеры не раз отмечали нулевую пешеходную и велосипедную доступность Метромоста, однако ничего не изменилось. Зато мост пока может похвастать отличным асфальтовым покрытием.


Послесловие
Мосты Омска в основном суровые и аскетичные, как и он сам. У нашего города нет ни времени, ни сил на архитектурные изыски – ему бы суровую сибирскую зиму пережить, да с долгами рассчитаться. Таковы и наши мосты – простые, без скульптурных наворотов и прочих декоративных прелестей. К ним подходит поговорка «Неладно скроен, но крепко сшит». Большинство омских мостов не рассчитано на долгие прогулки – в этом городе привыкли работать, а не по мостам гулять, тут вам не Питер. Но без каждого из них мы уже не представляем своей жизни – по ним мы ежедневно едем на работу, глядя на речной пейзаж, видим их на фото, сетуем, если один из них вдруг выпадает из нашей жизни, закрываясь на ремонт. Ведь без каждого из этих мостов Омск был бы другим. Может быть, не таким родным.

Анастасия Шугаева
В статье использованы материалы книги «Мосты города Омска» доцента кафедры «Мосты» СибАДИ Шишовой Т.А.



Добавить комментарий
5 фактов о блогерах, сколотивших состояние на YouTubeВидео

5 фактов о блогерах, сколотивших состояние на YouTube

«Новый Омск» выяснил, про что нужно снимать видеоролики, чтобы стать долларовым миллионером.

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.