Класс

27 сентября 2013 09.12

Ученые открыли новое состояние вещества — нечто, похожее на световые мечи

Группа американских ученых из Гарварда и Массачусетского технологического института под руководством профессоров физики Михаила Лукина и Владана Мулетича смогли связать фотоны света в форму молекулы. «Фотонные молекулы» ведут себя так, как световые лучи из научной фантастики.
Ученые открыли новое состояние вещества — нечто, похожее на световые мечи

Проведенные учеными эксперименты показали, что элементарные частицы электромагнитного излучения могут приобретать форму молекулы. Иначе говоря, фотоны света переходят в состояние материи, о котором ранее ученые могли размышлять только теоретически и причем довольно давно, но подтверждений теории не находилось. Такой не вполне объяснимый эффект называется блокадой Ридберга и описан в исследовательской статье журнала Nature.

Поведение фотонов не могло не напомнить ученым световые мечи из «Звёздных войн». Если известное сияние двух лазеров просто проходит сквозь друг друга, без всякого взаимодействия, то «фотонные молекулы» способны отталкиваться и отражать друг друга. Боле того, при этом происходит выделение опредленного количества энергии. «Хабрахабр» приводит рассказ Михаила Лукина о том, как учёные в игре пытались выяснить, какие именно границы науки позволяет раздвинуть открытое явление. То, что границы науки их усилиями всё же стали шире, Лукин с коллегами не сомневаются.

«Это включается в более широкую картину того, что мы делаем, потому что фотоны остаются наилучшим возможным средством для передачи квантовой информации. Главным недостатком было то, что фотоны не взаимодействуют друг с другом. Чтобы построить квантовый компьютер, исследователям нужно построить систему, которая сможет хранить квантовую информацию и обрабатывать её с помощью операций квантовой логики», — объяснил профессор Гарварда.

Для чего будет полезно открытие, учёные ещё не могут точно сказать, но в процессе исследований свойств нового состояния вещества вполне может быть найдено его конкретное практическое применение. Под руководством Лукина и Мулетича в работе принимают участие исследователи Офер Фистерберг, Алексей Горшков, Тибо Пейронэль и Чи-Ю Лянь.

Илья Севастьянов