Класс

Класс

08 октября 2013 16.00Культура

Вечная молодость Иоанны

Каким неожиданным оказывается известие об уходе известного человека! Мы удивленно пожимаем плечами и восклицаем:«Так рано? Сколько еще можно было успеть…» Да, сколько ещё могла успеть она — знаменитая писательница, основоположница нового жанра в литературе, любимица публики... 7 октября на 82-м году ушла из жизни польская писательница Иоанна Хмелевская.
Вечная молодость Иоанны


Каким неожиданным оказывается известие об уходе известного человека! Мы удивленно пожимаем плечами и восклицаем: «Так рано? Сколько еще можно было успеть…» Да, сколько ещё могла успеть она — знаменитая писательница, основоположница нового жанра в литературе, любимица публики... 7 октября на 82-м году ушла из жизни польская писательница Иоанна Хмелевская.

Её литературное творчество насчитывает более 60 книг: детективных романов и автобиографию в семи томах. Общий тираж её книг только в Польше превысил шесть миллионов экземпляров, в России же — около восьми миллионов. Её книги переведены на 107 языков, она лауреат множества национальных премий, в том числе Премии председателя совета министров за творчество для детей и юношества в 1989 году, двукратный лауреат премии «АО ЭМПиК» (крупнейшая в Польше сеть продажи медиа-носителей) в 2000 и 2001 годах. Её книги были экранизированы, её персонажи стали нарицательными, а её неповторимый литературный стиль положил начало новому направлению в российской литературе — ироническому детективу.

А давайте, между прочим, представим себе среднестатистического российского читателя. Что он может ответить на вопрос: «Кто пишет в жанре иронического детектива?» Я не сомневаюсь, наш читатель обязательно назовет и Дарью Донцову, и Наталью Александрову, и Галину Куликову. Но разве появились бы все эти писатели на свет в том виде, в каком мы их сейчас знаем, без Хмелевской? Я не хочу спорить сейчас о литературных достоинствах и недостатках вышеперечисленных авторов. Я хочу сказать, что, несмотря ни на что, Иоанна Хмелевская явилась вдохновителем для многих писателей. И хотя в ироничном ключе писали многие классики до неё, бесспорно, именно благодаря Иоанне Хмелевской иронический детектив оформился как жанр, со своими последователями и поклонниками.

wybierz sie na targi ksiazki 640x0 rozmiar-niestandardowy

Наверное, для серьёзного библиофила-интеллектуала жанр иронического детектива, появившийся благодаря Хмелевской, будет лишь одним из многих проявлений массовой культуры. Слишком простой, слишком демократичный язык, смысловая нагрузка ограничивается банальными истинами, и не нужно обладать особым умом, чтобы понять её юмор. Но приклеить ярлык и ограничиться стандартными штампами было бы слишком несправедливо по отношению к польской писательнице. Она не просто открыла новое направление в своем жанре, она заложила свою философию в масскульт литературного мира последних десятилетий.


Остроумная, ироничная, женщина до мозга костей, она показала своим читателям особый мир. Мир, в котором даже сложные вещи можно пережить с улыбкой. Мир, в котором молодость — явление исключительно внутреннее, и только потом — внешнее. Мир, в котором женщины притягательны в своей алогичности и непостоянстве, а мужские поступки можно с легкостью понять «закалённым» в бою семейной жизни.

Иоанна Хмелевская не просто писала смешные книги, она дарила энергию и оптимизм, она переворачивала с ног на голову стереотипы и насмехалась над привычками нашей жизни, которые мы уже перестаем замечать. Чувство юмора — это ценное качество, и с возрастом, когда мы становимся всё более циничными, нам трудно относиться к окружающему миру с улыбкой. Чувство юмора, которое дарила Хмелевская в своих книгах, если не делало жизнь советских, а потом российский читателей легче, то, во всяком случае, помогало сохранить внутри ту самую искорку самоиронии и здравого смысла. Относиться к жизни серьезно иногда очень вредно, не так ли?

Читая Иоанну Хмелевскую, понимаешь, что массовая культура действительно бывает разной. Это не всегда означает низкое качество и дешевые трюки, рассчитанные на широкую публику. Это ещё и доступность языка, это универсальность жизненных ценностей, это понимание потребностей общества в целом.

chmielewska1-520x377

Хмелевская никогда не впадала в крайности и пошлости. Её герои — только на первый взгляд авантюрные и легкомысленные особы, на самом деле это неутомимые и энергичные персонажи, заражающие своим оптимизмом и упорством. Она умела писать так, что стала одинаково любима как библиофилами-интеллектуалами, так и неискушёнными читателями-обывателями.

Смешные и искренние книги Хмелевской и её последователей оказались лекарством для уставшего и измотанного читателя. Для читателя, который много работает, и для досуга ищет не просто лёгкое, но и приятное чтение. Детективные линии польской писательницы никогда не тиражировались, она умела рассказать свои истории легким и изящным языком. Её детективы, остросюжетные, одновременно смешные и страшные истории, не напрасно получили всеобщее признание. Нам есть за что любить творчество Иоанны Хмелевской и есть чему поучиться у нее.

«Надо торопиться!...» В уста своих героев Хмелевская вложила собственные мысли: жизнь такая интересная штука, в ней столь многое хочется успеть, что просто жаль растрачивать себя на скуку и покой. Мы не знаем, сколько времени нам отпущено: может быть, 80 лет, а может быть, гораздо меньше. Так не очевидно ли, что нам нужно жить сегодняшним днём, радоваться каждой минуте и торопиться. Торопиться успеть всё то многое, что мы задумали, о чём мы мечтаем и что который год откладываем на потом.

Татьяна Аристова


Добавить комментарий
Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

27 ноября на сцене концертного зала Омской филармонии состоялся концерт группы «Сурганова и Оркестр». В этом году санкт-петербургский коллектив приехал с новой программой «К слову жизнь».

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

О надломе в жизни мультгероя Скруджа Макдака, отказе от журналистики, безыдейности рока нулевых и омском лейбле «ЗАСАДА production» — в интервью с Александром Паршиковым.