Класс

Класс

08 октября 2013 16.00Культура

Вечная молодость Иоанны

Каким неожиданным оказывается известие об уходе известного человека! Мы удивленно пожимаем плечами и восклицаем:«Так рано? Сколько еще можно было успеть…» Да, сколько ещё могла успеть она — знаменитая писательница, основоположница нового жанра в литературе, любимица публики... 7 октября на 82-м году ушла из жизни польская писательница Иоанна Хмелевская.
Вечная молодость Иоанны


Каким неожиданным оказывается известие об уходе известного человека! Мы удивленно пожимаем плечами и восклицаем: «Так рано? Сколько еще можно было успеть…» Да, сколько ещё могла успеть она — знаменитая писательница, основоположница нового жанра в литературе, любимица публики... 7 октября на 82-м году ушла из жизни польская писательница Иоанна Хмелевская.

Её литературное творчество насчитывает более 60 книг: детективных романов и автобиографию в семи томах. Общий тираж её книг только в Польше превысил шесть миллионов экземпляров, в России же — около восьми миллионов. Её книги переведены на 107 языков, она лауреат множества национальных премий, в том числе Премии председателя совета министров за творчество для детей и юношества в 1989 году, двукратный лауреат премии «АО ЭМПиК» (крупнейшая в Польше сеть продажи медиа-носителей) в 2000 и 2001 годах. Её книги были экранизированы, её персонажи стали нарицательными, а её неповторимый литературный стиль положил начало новому направлению в российской литературе — ироническому детективу.

А давайте, между прочим, представим себе среднестатистического российского читателя. Что он может ответить на вопрос: «Кто пишет в жанре иронического детектива?» Я не сомневаюсь, наш читатель обязательно назовет и Дарью Донцову, и Наталью Александрову, и Галину Куликову. Но разве появились бы все эти писатели на свет в том виде, в каком мы их сейчас знаем, без Хмелевской? Я не хочу спорить сейчас о литературных достоинствах и недостатках вышеперечисленных авторов. Я хочу сказать, что, несмотря ни на что, Иоанна Хмелевская явилась вдохновителем для многих писателей. И хотя в ироничном ключе писали многие классики до неё, бесспорно, именно благодаря Иоанне Хмелевской иронический детектив оформился как жанр, со своими последователями и поклонниками.

wybierz sie na targi ksiazki 640x0 rozmiar-niestandardowy

Наверное, для серьёзного библиофила-интеллектуала жанр иронического детектива, появившийся благодаря Хмелевской, будет лишь одним из многих проявлений массовой культуры. Слишком простой, слишком демократичный язык, смысловая нагрузка ограничивается банальными истинами, и не нужно обладать особым умом, чтобы понять её юмор. Но приклеить ярлык и ограничиться стандартными штампами было бы слишком несправедливо по отношению к польской писательнице. Она не просто открыла новое направление в своем жанре, она заложила свою философию в масскульт литературного мира последних десятилетий.


Остроумная, ироничная, женщина до мозга костей, она показала своим читателям особый мир. Мир, в котором даже сложные вещи можно пережить с улыбкой. Мир, в котором молодость — явление исключительно внутреннее, и только потом — внешнее. Мир, в котором женщины притягательны в своей алогичности и непостоянстве, а мужские поступки можно с легкостью понять «закалённым» в бою семейной жизни.

Иоанна Хмелевская не просто писала смешные книги, она дарила энергию и оптимизм, она переворачивала с ног на голову стереотипы и насмехалась над привычками нашей жизни, которые мы уже перестаем замечать. Чувство юмора — это ценное качество, и с возрастом, когда мы становимся всё более циничными, нам трудно относиться к окружающему миру с улыбкой. Чувство юмора, которое дарила Хмелевская в своих книгах, если не делало жизнь советских, а потом российский читателей легче, то, во всяком случае, помогало сохранить внутри ту самую искорку самоиронии и здравого смысла. Относиться к жизни серьезно иногда очень вредно, не так ли?

Читая Иоанну Хмелевскую, понимаешь, что массовая культура действительно бывает разной. Это не всегда означает низкое качество и дешевые трюки, рассчитанные на широкую публику. Это ещё и доступность языка, это универсальность жизненных ценностей, это понимание потребностей общества в целом.

chmielewska1-520x377

Хмелевская никогда не впадала в крайности и пошлости. Её герои — только на первый взгляд авантюрные и легкомысленные особы, на самом деле это неутомимые и энергичные персонажи, заражающие своим оптимизмом и упорством. Она умела писать так, что стала одинаково любима как библиофилами-интеллектуалами, так и неискушёнными читателями-обывателями.

Смешные и искренние книги Хмелевской и её последователей оказались лекарством для уставшего и измотанного читателя. Для читателя, который много работает, и для досуга ищет не просто лёгкое, но и приятное чтение. Детективные линии польской писательницы никогда не тиражировались, она умела рассказать свои истории легким и изящным языком. Её детективы, остросюжетные, одновременно смешные и страшные истории, не напрасно получили всеобщее признание. Нам есть за что любить творчество Иоанны Хмелевской и есть чему поучиться у нее.

«Надо торопиться!...» В уста своих героев Хмелевская вложила собственные мысли: жизнь такая интересная штука, в ней столь многое хочется успеть, что просто жаль растрачивать себя на скуку и покой. Мы не знаем, сколько времени нам отпущено: может быть, 80 лет, а может быть, гораздо меньше. Так не очевидно ли, что нам нужно жить сегодняшним днём, радоваться каждой минуте и торопиться. Торопиться успеть всё то многое, что мы задумали, о чём мы мечтаем и что который год откладываем на потом.

Татьяна Аристова


Добавить комментарий
Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.