Класс

Класс

10 октября 2013 01.56Культура

Глянец войны

С первых кадров «Сталинград» кажется просто неприлично красиво снятым. Качество картинки такое, что фильм похож скорее на современную компьютерную игру с шикарной графикой. Дымящиеся военные пейзажи выглядят чересчур глянцево, и поэтому совсем не страшно.
Глянец войны


Не люблю военные фильмы. Но не каждый день отечественная лента получает шанс стать оскароносной, так что оставить без внимания возможный выбор Киноакадемии было бы уж чересчур неуважительно. И вот кресло кинозала в «Атриуме», поющая что-то военное девушка в гимнастёрке и несколько смачно матерящихся юнош в плащ-палатках — пресс-показ.

С первых кадров «Сталинград» кажется просто неприлично красиво снятым. Качество картинки такое, что фильм похож скорее на современную компьютерную игру с шикарной графикой. Дымящиеся военные пейзажи выглядят чересчур глянцево и поэтому совсем не страшно. Так и кажется, что на фоне горящих руин сейчас покажется блондинка в мехах, рекламирующая бриллианты. Видимо, спасибо за это нужно сказать тому факту, что «Сталинград» — первый российский фильм, снятый в IMAX 3D. Кинотеатров, поддерживающих такой формат, у нас нет, так что остается радоваться качеству картинки и тому, что глаза за два с половиной часа фильма почти не устают.

В центре повествования — история девушки Кати, её разрушенного дома, ставшего крепостью, и шестерых мужчин, её обороняющих. Это не смысловая неточность — мужчины действительно обороняли и дом-крепость, и Катю. Дом стал последней преградой между засевшими в городе немцами и переправляющимися на берега Волги советскими солдатами, а Катя — последней частичкой тёплого и человеческого в этом сплошном военном месиве из пепла, руин и человеческих тел. Для каждого из оказавшихся по воле войны в сталинградском доме мужчин хрупкая Катя стала воплощением любимой женщины, которая либо погибла, либо ещё не успела появиться. И воевать теперь солдаты будут не за Родину, а за неё — маленькую Катю. «Родина большая, её не убьют. А тебя убьют — и они сломаются!» — орёт командир, пытаясь выгнать Катю из собственного дома, в котором она осталась последней живой жительницей. Но поздно, и в его иссушенном войной сердце Катя уже заняла своё место.

Stalingrad-2

Есть у Кати антипод. Блондинка Маша, которой не повезло стать возлюбленной немецкого офицера, яркая красавица, но при этом беспомощная заложница его амурного интереса. Немецкий офицер, который сначала был девушке отвратителен, становится милее, когда на горизонте возникает угроза отправится в плен к фашистам. Но альтернатив у красавицы действительно практически нет. Попавшая под огонь общественного осуждения после визитов немца она понимает, что теперь никому во всем мире, кроме него, не нужна: «Меня теперь либо ваши, либо наши к стенке поставят».

Пожалуй, самая сильная сцена фильма — показательное сожжение мнимых евреев немцами на центральной площади. То чувство, которое заставляет русских солдат вшестером бросаться практически без оружия на фрицев, нарушая приказ, потому что невыносимо видеть их изуверства, передаётся зрителю, как электричество. «Мурашит» по полной: начинаешь понимать, что именно помогло русским выиграть войну. Тем нелепее выглядит огромный плакат «Гитлер — освободитель», на фоне которого маршируют немецкие захватчики. А ведь такие действительно устанавливали в захваченных городах фашисты — тут Бондарчук ничего не нафантазировал. Они даже пытались распространять одноименный фильм на русском языке на территории СССР.

Если отвлечься от качества картинки и эпичности батальных сцен, для которых на «Мосфильме» построили целый город, к «Сталинграду» есть и некоторые претензии. Например, такая мелочь, как идеально прокрашенная блондинистая голова любовницы фрица Маши. Думается, что на втором году войны в оккупированном городе девушке было слегка не до того, чтобы приводить в идеальный вид свою причёску. Мария Смольникова в роли Кати несколько не дотягивает: её героине явно не хватает мимики и вообще каких-либо эмоций для девушки, похоронившей собственными руками своих родных. Да и вообще, для любой девушки. Все то же самое можно сказать и о ее партнёре по фильму, Бондарчуке-младшем — Тюте, которому не веришь от начала и до конца.

Но в общем и целом, как любил говорить один из героев ленты, «Сталинград» — один из тех фильмов, за которые не стыдно. Это качественное, в меру тяжелое, в меру романтичное, патриотичное и очень круто сделанное кино, которое стоит посмотреть каждому россиянину. Даже тому, который, как я, не любит военные фильмы.

Анастасия Шугаева


Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.