Класс

Класс

10 октября 2013 01.56Культура

Глянец войны

С первых кадров «Сталинград» кажется просто неприлично красиво снятым. Качество картинки такое, что фильм похож скорее на современную компьютерную игру с шикарной графикой. Дымящиеся военные пейзажи выглядят чересчур глянцево, и поэтому совсем не страшно.
Глянец войны


Не люблю военные фильмы. Но не каждый день отечественная лента получает шанс стать оскароносной, так что оставить без внимания возможный выбор Киноакадемии было бы уж чересчур неуважительно. И вот кресло кинозала в «Атриуме», поющая что-то военное девушка в гимнастёрке и несколько смачно матерящихся юнош в плащ-палатках — пресс-показ.

С первых кадров «Сталинград» кажется просто неприлично красиво снятым. Качество картинки такое, что фильм похож скорее на современную компьютерную игру с шикарной графикой. Дымящиеся военные пейзажи выглядят чересчур глянцево и поэтому совсем не страшно. Так и кажется, что на фоне горящих руин сейчас покажется блондинка в мехах, рекламирующая бриллианты. Видимо, спасибо за это нужно сказать тому факту, что «Сталинград» — первый российский фильм, снятый в IMAX 3D. Кинотеатров, поддерживающих такой формат, у нас нет, так что остается радоваться качеству картинки и тому, что глаза за два с половиной часа фильма почти не устают.

В центре повествования — история девушки Кати, её разрушенного дома, ставшего крепостью, и шестерых мужчин, её обороняющих. Это не смысловая неточность — мужчины действительно обороняли и дом-крепость, и Катю. Дом стал последней преградой между засевшими в городе немцами и переправляющимися на берега Волги советскими солдатами, а Катя — последней частичкой тёплого и человеческого в этом сплошном военном месиве из пепла, руин и человеческих тел. Для каждого из оказавшихся по воле войны в сталинградском доме мужчин хрупкая Катя стала воплощением любимой женщины, которая либо погибла, либо ещё не успела появиться. И воевать теперь солдаты будут не за Родину, а за неё — маленькую Катю. «Родина большая, её не убьют. А тебя убьют — и они сломаются!» — орёт командир, пытаясь выгнать Катю из собственного дома, в котором она осталась последней живой жительницей. Но поздно, и в его иссушенном войной сердце Катя уже заняла своё место.

Stalingrad-2

Есть у Кати антипод. Блондинка Маша, которой не повезло стать возлюбленной немецкого офицера, яркая красавица, но при этом беспомощная заложница его амурного интереса. Немецкий офицер, который сначала был девушке отвратителен, становится милее, когда на горизонте возникает угроза отправится в плен к фашистам. Но альтернатив у красавицы действительно практически нет. Попавшая под огонь общественного осуждения после визитов немца она понимает, что теперь никому во всем мире, кроме него, не нужна: «Меня теперь либо ваши, либо наши к стенке поставят».

Пожалуй, самая сильная сцена фильма — показательное сожжение мнимых евреев немцами на центральной площади. То чувство, которое заставляет русских солдат вшестером бросаться практически без оружия на фрицев, нарушая приказ, потому что невыносимо видеть их изуверства, передаётся зрителю, как электричество. «Мурашит» по полной: начинаешь понимать, что именно помогло русским выиграть войну. Тем нелепее выглядит огромный плакат «Гитлер — освободитель», на фоне которого маршируют немецкие захватчики. А ведь такие действительно устанавливали в захваченных городах фашисты — тут Бондарчук ничего не нафантазировал. Они даже пытались распространять одноименный фильм на русском языке на территории СССР.

Если отвлечься от качества картинки и эпичности батальных сцен, для которых на «Мосфильме» построили целый город, к «Сталинграду» есть и некоторые претензии. Например, такая мелочь, как идеально прокрашенная блондинистая голова любовницы фрица Маши. Думается, что на втором году войны в оккупированном городе девушке было слегка не до того, чтобы приводить в идеальный вид свою причёску. Мария Смольникова в роли Кати несколько не дотягивает: её героине явно не хватает мимики и вообще каких-либо эмоций для девушки, похоронившей собственными руками своих родных. Да и вообще, для любой девушки. Все то же самое можно сказать и о ее партнёре по фильму, Бондарчуке-младшем — Тюте, которому не веришь от начала и до конца.

Но в общем и целом, как любил говорить один из героев ленты, «Сталинград» — один из тех фильмов, за которые не стыдно. Это качественное, в меру тяжелое, в меру романтичное, патриотичное и очень круто сделанное кино, которое стоит посмотреть каждому россиянину. Даже тому, который, как я, не любит военные фильмы.

Анастасия Шугаева


Добавить комментарий
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.