Класс

Класс

21 октября 2013 05.56Культура

Музеевидение: по средствам ли живут музеи в Омске?

Музейные экспонаты — это национальное достояние, сохранившееся с разных времен и культур. И пока еще не придумали другой способ путешествия во времени, можно воспользоваться старым добрым методом и пройтись по музеям. В этом обзоре мы написали об истории музеев Омска, а также спросили у главных музейщиков, что интересного у них сейчас происходит, в какое время года наиболее популярно содержимое их хранилищ и по средствам ли живут музеи. Не оставили без внимания и слухи об объединении всех музеев в один большой.
Музеевидение: по средствам ли живут музеи в Омске?


Музейные экспонаты — это национальное достояние, сохранившееся с разных времен и культур. И пока еще не придумали другой способ путешествия во времени, можно воспользоваться старым добрым методом и пройтись по музеям.

В этом обзоре мы написали об истории музеев Омска, а также спросили у главных музейщиков, что интересного у них сейчас происходит, в какое время года наиболее популярно содержимое их хранилищ и по средствам ли живут музеи. Не оставили без внимания и слухи об объединении всех музеев в один большой.

Историко-краеведческий музей
Ни для кого не секрет, что краеведческий музей старейший из музеев Омска. Этой весной он отметил свое 135-летие. Своим рождением, первым домом и первыми коллекциями музей обязан Западно-Сибирскому отделу Императорского Русского географического общества, существующему и сейчас, но уже чуть под другим названием.

Сибирь тогда была поделена на два генерал-губернаторства, подчиненных напрямую императору, а Омск уже перестал быть «заштатным уездным городишкой»: у него был свой дворец, ставший резиденцией западносибирского генерал-губернатора. Музей здесь появился в 1878 году, сразу через год после того, как генерал-губернатор Николай Казнаков учредил Западно-Сибирское отделение Русского Географического общества. А основателем музея стал известный путешественник генерал-майор Михаил Васильевич Певцов. На его частных квартирах первоначально и размещались первые музейные собрания.

Поскольку большинство членов общества были офицерами военно-топографического отдела Русского Географического общества, то и собирались они в Военном собрании Дома офицеров, в крепости. Скорее всего, выставки первых коллекций музея были именно там, пока в 1896 году общество не построило собственное здание на нынешней улице Музейной. Сейчас этот деревянный дом расположен там же, на Музейной, 3а.

После революции, уже в 1924 году, музей обосновался в том самом бывшем генерал-губернаторском дворце (улица Ленина, 23), став годом ранее самостоятельным Западно-Сибирским краевым музеем, независимым от географического общества. Здесь он размещался до 1984 года, когда переехал в специально построенное для него здание по ул. Ленина 23а, где до сих пор и находится.

IMG 1346

До того как стать тем Историко-краеведческим музеем, каким мы его знаем, в 1980 году Западно-Сибирский краевой музей стал основой объединенной сети музеев под названием «Государственный объединенный исторический и литературный музей». В объединение на правах филиалов вошли музей В. В. Куйбышева, литературный музей имени Ф. М. Достоевского, музей воинской славы омичей и несколько краеведческих музеев в районных центрах Омской области. Но просуществовало объединение недолго. В 1992 году оно было расформировано, а головной музей преобразован в Омский государственный историко-краеведческий музей.

Коллекции пополнялись сборами экспедиций географического общества, а затем и самостоятельных музейных экспедиций. Как и сегодня, это были геолого-минералогические, ботанические и зоологические коллекции, а также археологические и этнографические. Сейчас в фондах музея насчитывается 23 363 единицы хранения. Чувствуется явная нехватка площадей — не только чтобы показать многие экспонаты, но и чтобы их хранить.

IMG 1356

Одними из самых выдающихся экспонатов музея можно признать скелет мамонта и знамя Сибирского казачьего войска. Мимо этого гиганта из четвертичного периода, нельзя пройти мимо — трехметровый скелет неизменно встречает посетителей выставок на втором этаже.

IMG 1354

Знамя Сибирского казачьего войска 1690 года хранилось в Воскресенском соборе города Берёзова Тобольской губернии до 1883 года, когда в ознаменование 300-летия присоединения Сибири было доставлено в Омск. А в 1958 году его отправили в Москву на реставрацию, и оно было утеряно. Спустя 40 лет знамя нашли и вернули в Омский краеведческий музей.


DSC01952

Петр Вибе, директор музея:
Перспективы развития
«Мы оформили наш филиал в городе Таре, это музей Михаила Александровича Ульянова, в доме, в котором в довоенное время он провел юношеские годы. Второй филиал мы сейчас создаем в Любинском районе, в Политотделе, — это историко-этнографический музей под открытым небом. Хорош этот филиал тем, что расположен рядом с базой отдыха, где постоянно обновляется публика, и мы рассчитываем на то, что посетители у нас будут постоянно. Этот музей будет не сугубо научным, но еще и рекреационным. В нескольких археологических и этнографических зонах мы воссоздадим памятники сельской архитектуры, возможно, даже сделаем подворье, это сейчас очень популярно и востребовано, куда могли бы приезжать туристы, селиться жить и вкушать реальную деревенскую жизнь: поколоть дрова, приготовить себе что-нибудь, корову подоить и в бане настоящей попариться. Это, естественно, не очень просто, но мы надеемся, что справимся. Кроме того, мы ведем большую подготовку к 300-летию города, огромный по музейным масштабам выставочный проект "Сибирский град Петров". Вот такие перспективы.
Помимо того, мы ориентированы и на молодёжь, у нас была группа таких проектов, как областная молодежная научная конференция "Омское Прииртышье", она снова будет в ноябре, игра "Знатоки-краеведники". Есть и другие перспективы, но о них пока не хотелось бы сильно распространяться».

Объединение музеев
«Я думаю, что это вброс информации, сделанный с тем, чтобы выяснить мнение общественности. И не так просто это всё, не так просто коллекции из одного музея передаются другому. Эта тема сугубо административная и решается наверху».

Посещаемость
«У нас долгосрочные и различные абонементные программы. Наиболее активно мы работаем с организованным посетителем в осенне-зимний период, когда приходят школьники. Лето раньше было мертвым сезоном, но последние четыре-пять лет чувствуется неплохое внимание омичей и приезжих из-за рубежа даже. Дни школьных каникул, новогодние праздники — в целом достаточно ровно с посетителями».

Экономика
«Если сделать бесплатными для учащихся все услуги музея, то это, безусловно, ударит по нашему бюджету. Посещение музеев студентами дневного отделения бесплатно, и это должно было бы компенсироваться из бюджета, но сейчас так никто не делает. Раньше правительство Омской области брало на себя такое обязательство. Подобная практика есть сейчас в Москве, но ведь нужно понимать: есть ли необходимость и будет ли адекватная компенсация. А то ведь странно, когда нам одновременно ставится очень серьезный план внебюджетных доходов, в том числе для увеличения заработной платы сотрудников. Поэтому все разговоры о бесплатности мне представляются каким-то популизмом. Разумнее было бы выделять финансирование школам на подобную деятельность, почему это нужно решать за счет музеев?»



Музейный комплекс воинской славы омичей
Музей, который был открыт к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, расположен в мемориальном здании по ул. Таубе, 7. Во время войны здесь находился штаб 178-й Кулагинской Краснознаменной стрелковой дивизии, принимавшей участие в боях под Москвой и Ленинградом. Здание музея было построено в 1915 году, вписавшись в ансамбль крепостной площади. Соответственно месту, тут размещался штаб Омского военного округа.

До 1992 года музей был филиалом объединенной сети Исторического и литературного музея. В статусе самостоятельного музея комплекс просуществовал до 2009 года — до объединения с Историко-краеведческим музеем.

IMG 2223

Экспозиция музея состоит из фронтовых реликвий семейных архивов омичей-ветеранов. Постоянная выставка «Этот день Победы» рассказывает о подвигах омичей на фронтах и в тылу. В ближайшее время здесь открывается и выставка, посвященная не только Великой Отечественной войне, но и омичам-участникам всех боевых действий.

IMG 2244

Кроме того, это единственный музей в городе с экспозицией под открытым небом. Здесь, в самом центре Омской крепости, можно посмотреть на образцы военной техники, включая танки и пушки.


IMG 2235

Тут же экспонируется и легенда реактивной полевой артиллерии «Катюша». Это самая первая установка БМ-13 калибра 132, дальностью стрельбы до 8,5 км и снарядом весом в 42 кг.

IMG 2231

По словам директора Петра Вибе, экспозиции музея столь популярны на городские праздники, что приходится усиливать охрану: «Я выхожу и все мои заместители, потому что такое скопление людей для музея необычно».



Литературный музей имени Ф. М. Достоевского
Один из первых в стране музей региональной литературы открывался тяжело и долго. В разное время, начиная с 1940-х годов сбором экспозиционных материалов будущего музея и его созданием занимались писатель Петр Драверт и краевед Андрей Палашенков, но найти помещение для небольшого музея никак не удавалось. Даже когда в 1961 году был учрежден литературный музей писателей-омичей, как филиал краеведческого музея, открытия не состоялось — дома для нового филиала не нашлось. В разные годы принимались многие решения и постановления городских и областных властей, но все было тщетно. Подходящее место для музея всегда оказывалось жилым, а выселить жильцов было не так просто.

IMG 2250

1971 год в ЮНЕСКО объявили годом Ф. М. Достоевского, творчество которого в Советском Союзе в то время было «реабилитировано». Инициативная группа в Омске во главе с Палашенковым собралась все же организовать музей, но уже под именем великого писателя. Тремя годами ранее группа принимала у себя его внука. Как раз тогда решили разместить будущий музей в доме комендантов Омской крепости (ныне улица Достоевского, 1), где бывал пиатель. Но и в нём жили люди. Только в 1975 году филиал краеведческого музея с экспозицией, посвященной писателю и писателям-омичам, был открыт. Немало усилий к формированию первых экспозиций музея приложили Виктор Соломонович Вайнерман и Александр Эрахмиэлович Лейфер. Они добились того, что в 1983 году Литературный музей им. Ф. М. Достоевского получил статус самостоятельного музея, каким он и является до сих пор.

IMG 2269

Коллекции музея отражают историю формирования и развития литературного процесса в Сибири. Помощь в сборе материалов оказали омские писатели, литературоведы, журналисты, пенсионеры, работники архивов, музеев, библиотек. Деятельность по организации музея носила поистине народный характер.

IMG 2274

В литмузее собраны не только ценнейшие архивы из редких книг, рукописей и автографов, но и предметы, касающиеся самого Достоевского. Это экспозиция с кандалами, иллюстрирующая условия жизни писателя-каторжанина, и фигурный круглый стол, привезенный из литературного салона на улице Миллионной в Петербурге, куда после ссылки захаживал Достоевский.

IMG 2257

Виктор Вайнерман, директор музея:
Объединение
«Насчет объединения всех музеев — это полная глупость и нелепость. Не для того музеи в свое время приобретали самостоятельность, чтобы сейчас снова вариться в одном котле. Дело в том, что музеи, объединяясь вокруг какого-то головного учреждения, становятся филиалами, а интересы метрополии всегда поглощают интересы более мелких учреждений. Сколько бы мероприятий в музеях ни проводилось, сколько посетителей ни приходило бы, денег они не зарабатывали, какие бы публикации ни предпринимали, все это будет записано в счёт головного учреждения. Эту ситуацию мы уже неоднократно проходили. Музей был когда-то филиалом краеведческого музея, и мы всеми силами пытались оттуда выйти, поэтому это абсурд, который, надеюсь, никогда не повторится».

Посещаемость
«Обычно начиная с февраля и по июнь — наибольшая активность. Летом в основном приходят туристы. А с 1 сентября и до конца года уже больше народу, к тому же все зависит о того, как музеи и учреждения культуры преподносят в СМИ и рекламных пунктах. Например, когда самолет садится на посадку, по громкой связи объявляют, что в Омске есть такие замечательные музеи, вот если такая информация дается, значит и люди пойдут. У нас пока такой рекламы нет».

Экономика
«Наши основные посетители — школьники и туристы, причем так во всех музеях страны. У нас есть школьные билеты, они стоят дешевле, чем для взрослых и иностранцев. Мы работаем над повышением процента внебюджетных доходов, но у нас их значительно меньше, чем упомянутые другими директорами 15-20 процентов, поскольку у нас нет выставочного зала».



Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Музей Врубеля — крупнейший в Сибири художественный музей, а его собрание состоит из коллекций зарубежного и русского искусства — от античности до наших дней. Как же удалось сибирскому музею собрать такую богатую коллекцию?

Музей Врубеля вышел из тогда только что получившего самостоятельность и новое здание Западно-Сибирского краевого музея. В 1924 году на втором этаже генерал-губернаторского дворца директор Федор Васильевич Мелехин открыл картинную галерею. Омский краевой музей первым откликнулся на предложение наркомпроса, тогдашнего министерства просвещения, принять произведения искусства. Основатель галереи Мелехин каждый год ездил в Москву и Санкт-Петербург, откуда привозил редкие шедевры из государственного фонда, созданного из национализированных столичных музеев и частных коллекций.

IMG 2279

В 1940 году художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея обрел самостоятельность и стал музеем изобразительных искусств. Но только в 1995 году он стал носить имя художника М. А. Врубеля, а все потому, что здесь экспонируется единственное в Сибири его живописное произведение — триптих «Цветы» 1894 года. Через год после этого у музея появилось и новое здание — бывший торговый корпус на улице Ленина, 3, построенный в 1914 году.

P1120785

Одной из самых выдающихся экспонатов музея можно назвать выписанную в 1888 году маслом на большом холсте «Римлянку у водоема» Павла Сведомского. Художник писал большие исторические полотна и, к тому же, стал знатоком женской души.

П.А. Сведомский. Римлянка у водоема. 1888

Юрий Трофимов, директор музея:
Перспективы развития
«Сейчас у нас есть несколько важных моментов развития. Естественно, на слуху очень большой проект "Эрмитаж — Сибирь". Представьте себе масштаб этого проекта. Мы планируем задействовать ещё один корпус — это новые экспозиционные площади для открытого хранения, для театра живописи, для показов искусства XX века и временных выставок нашего музея. Подписание соглашения о намерении подтвердить согласие сторон сотрудничать произойдет в праздничные дни Эрмитажа в декабре. Уже многое сказано, и рабочая группа приезжает не в каждый город, но эту процедуру нужно пройти до конца.

Дальше — это развитие технологий. Сейчас мы запускаем новый сайт музея, с виртуальной экскурсией по музею и возможностью быстрого ответа на вопросы посетителей. А ещё у нас в музе уже работают аудиогиды — это возможность ходить по залу и слушать как бы личные экскурсии со специальной техникой, без экскурсовода. На отдельных экспонатах есть значок «Наушники» — значит, к этому экспонату можно послушать аудиоэкскурсию. Мы снабдили их также и QR-кодами. Это есть в центральных музеях, а в региональных — редкость, и мы одни из первых, кто запустили подобное направление.

Очень большой пласт — это работа с детской и школьной аудиторией. Первое — программа "Здравствуй, музей". Мы на основе учебных разработок Русского музея создаем семинары, на которые привлекаем детские сады и школы и формируем у детей эстетический вкус и понимание красоты, окружающей действительности, мира.

Второе направление работы с детьми — это уроки в музее. Мы делаем спецвыставки, которые совмещены со школьной программой. Например, химия и искусство, экология и искусство. На первый взгляд, очень далекие вещи, но очень близкие. В этом году делаем проект по экологии и искусству "Среда обитания": показываем мир, как он есть в природе, и как он изменился с воздействием человека. И задача выставки — спровоцировать задуматься о том, как мы все же относимся к природе и какую цену платим за индустриальное развитие.

Еще один проект — "Древняя Греция". Это экскурсии классические, на которых мы показываем материалы, например из мифов. Здесь можно взять и посмотреть точные копии экспонатов. Это игровая форма, ведь находки можно сделать прямо не выходя из музея. Такие вещи привлекают внимание, в них история искусства оживает. Вы же знаете, например, что скульптура в древней Греции не была белой, и одежда греческая была очень яркой, а мы эту одежду не только показываем, но и даем примерить, и любой человек может на себя примерить новую роль. Вот такие вещи: пропустив через себя изнутри, придя на выставку собственно и увидев все эти шедевры, по-другому начинается понимание этой культуры».

Объединение
«Есть примеры разные: и успешного объединения, и успешного самостоятельного существования музеев, и также безуспешное объединение и безуспешное самостоятельное плавание. Другой вопрос — правильный менеджмент. Это взаимодействие руководителей музеев на разных уровнях, как учредителей, так и музейных директоров и заведующими филиалами. Всегда плохо заканчивались примеры объединения разных профилей».

Посещаемость
«Мы проводим мониторинг посещаемости, и понятно, что осенние и весенние месяцы наиболее популярны, а к ним примыкают новогодние праздники. Менее популярно лето, а осенью особенно много организованных групп школьников и студентов».

Экономика
«Мы живём в реальном мире, и мы не замкнуты, а посетители – это не единственный источник нашего дохода. У нас есть деятельность за рамками нашего музея, мы исследуем, мы делаем книги, но это не самоцель, у музея нет цели заработать денег, у нас есть цель просвещать и к этому мы привлекаем различные госструктуры. Музей ведь не может себя сам обеспечивать — это точно. У нас около 15-20 процентов доходов внебюджетных средств и это немало. Хотя билеты довольно дешевые, и я не сторонник повышения цен. Мы действуем избирательно для разных аудиторий. Такая гибкость позволяет привлечь посетителей. Наша самоцель — именно привлечь как можно больше посетителей».



Омский музей Кондратия Белова
Еще одна картинная галерея, но уже персональная, была открыта в 1991 году. Это музей народного художника России Кондратия Белова. Перед смертью Белов успел выбрать дом для своего музея — это ветхий особняк по улице Чокана Валиханова, 10. Именно желание уберечь памятник деревянного зодчества от сноса и заставило Белова выбрать его для своего музея. Любопытно, что этот дом с мезонином, построенный в 1901 году промышленником и предпринимателем Филиппом Штумпфом, оказался ровесником художника.

IMG 1363

Белов прославился как один из самых лучших сибирских пейзажистов, а кроме официальных почетных званий имел и неформальный титул «патриарха сибирской живописи». Его персональные выставки проходили в самых престижных залах Москвы и Ленинграда. Он успел дождаться даже решения об открытии его собственного музея.

IMG 1382

Музей Кондратия Белова известен и своими ароматными пирогами, которыми можно угоститься после экскурсии, и посидеть здесь за долгим душевным разговором.

Памятной картиной музея стала последняя работа художника, написанная им в 1987 году. На ней изображено старинное сибирское село Пача на берегу Томи. Здесь в большой крестьянской семье прошло детство будущего живописца.

PICT0030

Владимир Белов, директор музея:
Перспективы развития
«У нас впереди 115-летие Кондратия Петровича и на сегодня музей достиг определенной высоты. Без крупных финансовых вложений невозможно продвинутся. У нас хранилище всего лишь 15 квадратных метров. Картины стоят очень плотно, если что произойдет, то эвакуировать работы это очень большая проблема. Мы сейчас даже не принимаем работы, потому что нам некуда их ставить. В минкульте в связи с этим было принято решение о разработке проекта реконструкции музея Белова. Мы хотим увеличить площади, а это нам позволяет территория и подвальное помещение. Мы сделаем в подвальном помещении выставочный зал для передвижных выставок, а рядом можно построить на 40 квадратов современное хранилище, куда можно перенести всю нашу коллекцию. Фундамент уже есть».

Объединение
«Я против объединения. Есть несколько причин. Самое главное, что наш музей в своем роде единственный в России. Кондратий Петрович мог подарить свои картины музею Врубеля, но было принято другое решение. Специально было выделено отдельное здание для создания его музея. И статус. Хорошо быть музеем, а не филиалом. У нас коллектив состоит из родственников художника, уже второе поколение. У нас такой нетрадиционный музей с пирогами. Тем более объединяться с нашим музеем совершенно не выгодно экономически».

Посещаемость
«С началом осени и началом весны посетителей у нас всегда становится больше. А вот зимой и летом всегда спад, даже иностранцы редко заходят».

Экономика
«У нас всего пять человек работает и залы маленькие, так что проводить больше одной экскурсии за раз мы не можем. Внебюджетных средств сейчас в музее до пяти процентов. Если увеличим площадь и сделаем перепланировку, то посещаемость станет больше и доход повысится».



Художественный музей «Либеров-центр»
В 1994 году в Омске стало возможным открытие еще одного художественного музея — «Либеров-центра», который совместил в себе и персональную картинную галерею и студию творчески одаренных детей. Алексей Николаевич Либеров, народный художник и член-корреспондент Российской академии художеств, также был создателем художественно-графического факультета в Омском педагогическом институте.

IMG 2289

Музей, созданный еще при его жизни, разместился в особняке, построенном в 1911 году и принадлежавшем большой семье Кабалкиных, члены которой являлись представителями российской интеллигенции. С середины 1920-х годов в национализированном особняке Кабалкиных устроили коммунальные квартиры, в которые поселили артистов театра. Поэтому особняк получил «неофициальное» название: «первый Дом актёра» или «Вместилище муз».

IMG 2297

В фондах музея — работы Алексея Либерова и его учеников, омских художников, выпускников художественно-графического факультета.

Либеров — мастер пастели, и его картина «Город Омск» запечатлела наш город ещё в далёкие советские времена.

IMG 3716

Анна Ожерельева, заместитель директора музея:
Перспективы развития
«Пополнение музейных фондов ведётся постоянно, фонды пополняются с помощью закупов, которые осуществляются у художников, и также в виде подарков и даров, которые нам передают художники. У нас есть специальное хранилище, но хотелось бы, чтобы была какая-то пристройка к музею, было бы больше площади, появился бы выставочный зал, но это всё в планах на будущее.

Сейчас ведутся ремонтно-реставрационные работы второго здания музея по улице Пушкина, 6, где до недавнего времени располагалась наша студия. Успех мероприятия будет зависеть от нашего финансового положения и в нашей стране в целом, это будет глобальный проект. Планируем расширить наши площади и сделать цокольный этаж, где будут проходить выставочные мероприятия и занятия нашей студии. Мы каждый год проводим всевозможные мероприятия, посвященные новогодним праздникам — «Поиск волшебного сундука», а также фестивали, конкурсы. В этом году у нас будет олимпийская ёлка, будут проходить конкурсы на работы юных художников, которым задана тема, посвященная олимпийским играм 2014 года. В последнее время у нас также проходят кинопоказы клуба "Фликер"».

Объединение
«Я считаю, что музеи все самодостаточны, и чем больше музеев будет представлено в городе, тем будет лучше. Наш музей имеет свои особенности, можно сказать, что это визитная карточка города Омска, потому что такого художника, как Алексей Николаевич Либеров, в других городах нет».

Посещаемость
«Самый пик приходится на апрель — время, когда мы проводим мероприятия, посвящённые памяти Алексея Либерова. А также начало учебного года и вплоть до Нового года».

Экономика
«Решение сверху о том, чтобы сделать бесплатным услуги музея для учащихся всех категорий, конечно, ударит по финансовому состоянию музея. Перед нами стоят планы, стоит госзаказ и определенные обязательства. Но в таком случае, я думаю, государством должны быть предприняты определённые меры, чтобы такое поручение или решение вообще посильно было бы выполнить».



Омский музей просвещения
Маленький музей, по количеству экспонатов и активности выставочной деятельности сравнимый с крупнейшими музеями Омска, связывает начало своей истории с концом XIX века. В 1897 году в здании учительской семинарии был открыт «Школьный музей», после революции он стал уже «Научно-педагогическим», но в 1938 году был преобразован в отдел Института повышения квалификации, собственно, перестав быть музеем. Сегодня в том же здании по улице Декабристов, 121, находится новый музей просвещения, вновь зарегистрированный как самостоятельное учреждение культуры в 1998 году.

IMG 4577-1

Музей ютится на одном этаже, не имеет своей постоянной экспозиции и работает в выставочном режиме. Это музей про школьников разных времен, именно про то, что дети всегда будут ходить в школу и интересоваться тем, как делали это их родители и более дальние предки. Но не одной образовательной темой живет музей, здесь ведутся исследования и по русской эмиграции и, благодаря директору-археологу, фонды пополняются весьма необычными археологическими находками.

Самым уникальным и загадочным экспонатом в музее и вообще в Омске стал необычный череп удлиненной формы. Он был найден директором музея Евгением Скандаковым в археологической экспедиции в окрестностях деревни Усть-Тара, на территории курганного могильника. Всего было найдено 7 скелетов, относившихся примерно к V веку н. э. Только один из них остался в Омске, остальные отправили на экспертизу в Тюмень и до сих пор не вернули. Скандаков не верит в инопланетное происхождение находок. На черепе явные следы искусственной деформации, а такая практика в древности применялась, например, среди шаманов и вождей. Принадлежали ли омские скелеты к той или иной категории, трудно ответить.

1  

Игорь Скандаков, директор музея:
Перспективы развития
«Музей просвещения находится в городских помещениях на Декабристов. Музей областной — а находится в городских помещениях. Здание требует ремонта, вот поэтому мы сейчас пытаемся понять перспективу. Мы уже год работаем с небольшими туристическими фирмами Омска, и к нам автобусами возят школьников начальной школы, у нас работает студия лепки. Несмотря на необходимость в ремонте, здание функционирует, но мы уже задыхаемся в этих стенах, нужно расширяться, поэтому перспективу мы связываем с расширением наших экспозиций и с ремонтом.

Мы вырастаем из своих площадей, есть посетители и интересные проекты. Мы работаем с темой русского Харбина, русского образования и просвещения, сохранения русской культуры за рубежом. Тему раскрываем, но места, чтобы постоянно реализовывать этот проект, у нас нет. И вдруг у нас большая делегация из Китая, выставляемся мы сейчас в Конгресс-холле. Обсуждается предмет сотрудничества двух стран, инвестиции и взаимоотношения регионов. И вдруг музей оказался уместен, история взаимоотношения двух стран, русский Харбин, строительство КВЖД, сохранение русской культуры в зоне отчуждения КВЖД и возвращение русских. Я вижу, что тема интересна и востребована, но делегации не каждый день приезжают. Желательно такую тему иметь в постоянной экспозиции.

Депкульт хочет разместить музей в здании музея "Искусство Омска", и поскольку мы областной музей, а здание городское, собственники обратились к городу. И либо мы выживем в этих помещениях вместе с "Искусством Омска", поскольку с финансовым состоянием дело обстоит довольно туго, либо нам предоставляют другие помещения. Мечта музея — иметь хорошее отремонтированное помещение и развернуть свои экспозиции».

Объединение
«Очень осторожно нужно подходить к вопросу объединения. Музеи должны быть разные: и мелкие, и большие, и литературные. Если музеи существуют в регионах достаточно длительно, то какой смысл их объединять, за исключением случаев, когда объединения требует логика развития конкретных музеев. Я считаю, что нужно делать это аккуратно, а не так: объединение ради идеи объединения.

В большом объединении очень тяжело сохранить самобытность, в любом случае финансовые и административные решения будет принимать "большой" директор, а он не захочет на дух и на настрой время тратить. Объединяя музеи в большой музей, мы не даем возможности жителям право выбора, разнообразия. Кто-то любит тишину и маленький музей, кто-то — большой музей и общение. Пусть будет этот выбор».

Посещаемость
«Основные посетители нашего музея — это организованные группы школьников. Легче ими управлять: заказали группу — мы подготовились и ждем. У нас крайне маленькие помещения, нам трудно совместить индивидуального и группового посетителя, работаем мы в основном по заявкам и в последнее время у нас стабильная посещаемость для малого музея.

У нас есть и другой посетитель на наших мероприятиях. Открытие выставок, «Ночь в музее», встречи с писателями, с интересными людьми — здесь появляются уже посетители, которым просто интересно приходить в вечернее время на дополнительные мероприятия».

Экономика
«Доля внебюджетных средств совсем небольшая: в этом году чуть меньше десяти процентов. Важны ли деньги для нас? Конечно. Большое учреждение или маленькое, коммерческое или нет — правила со следующего года ужесточатся. Власти говорят о введении для учащихся бесплатных посещении. Но при намерении компенсировать затраты на это бесплатное посещение государство облекло получение бюджетных средств в очень тяжелую форму. Деньги, которые заработаны по билетам, — они быстрее. С нашей низкой стоимостью билетов, маленькой пропускной способностью, это просто нецелесообразно. Обязаловкой может стать вот эта бесплатность. Мы же ждём заинтересованных посетителей, и этот рубль ограждает нас от любителей халтуры. Этот рубль под контролем у родителей, у учителя, у ребёнка. И какой нам интерес будет дорогие и ценные вещи делать, если очень трудно будет получить компенсацию за это».

Илья Севастьянов


Теги: музеи

Добавить комментарий
Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.