Класс

Класс

18 октября 2013 03.10Общество

Vox populi

Это спустя полчаса в «Пятом театре» Леонид Геннадьевич попадёт в липкие объятия «омского бомонда», который широко, по-купечески объяснит ему, что «уплочено, а значит, терпи». А сейчас он был в центре внимания, на него смотрело полторы сотни пар восторженных глаз.
Vox populi

Это спустя полчаса в «Пятом театре» Леонид Геннадьевич попадёт в липкие объятия «омского бомонда», который широко, по-купечески объяснит ему, что «уплочено, а значит, терпи». А сейчас он был в центре внимания, на него смотрело полторы сотни пар восторженных глаз. Большинство из них, студентов филфака ОмГУ, никогда не станут его коллегами, почти для всех них его «Намедни» — это не воспоминания о личной истории, а цикл программ в одном ряду с «Историей Российской империи». Но сейчас он их развлекает диалогами из Monkey Dust, перемежая сюжетами из «Зворыкина-муромца» и «Глаза божьего». Настоящий его звёздный час в Омске — здесь, а не в «Пятом театре», в окружении бриллиантов «омского бомонда».

Парфёнов — это стайер российской журналистики. Несмотря на то что образования у него «нет» («Советское гуманитарное образование — это значит, никакого. Приложение к моему диплому ЛГУ – это вообще список лженаук»), мало кому не придёт в голову назвать его фамилию одной из первых, когда речь заходит о профессии.

Попасть на его короткую встречу со студентами филфака ОмГУ для журналистов других изданий было проблематично: Парфёнова привёз один из омских «глянцев» и конкурентов кормить он не хочет. Однако это и своеобразный тест на журналистский профессионализм: для того чтобы делать не «старости», а «новости» иногда нужно придумывать особые ходы.

Парфёнов в профессии 30 лет. Он попал в журналистику в 13 лет — получил от «Пионерской правды» грамоту и «как честный мужчина, обязан был жениться на журналистике». «Талант в журналистике — это чушь собачья, — говорит мастер. — Это ремесло. Нужна предрасположенность к профессии, потому что иногда просто устаёшь». Тем не менее «внутреннего журналиста» ему усыпить не удаётся никогда: «Даже когда я еду в машине на переднем сиденье, я читаю вывески, задаю вопросы, отмечаю знаки ПДД, спрашиваю, к какому региону относятся номера автомобилей».

От историй, которые Парфёнов доверяет рассказывать самому себе экранному — показывает студентам нарезку из «Зворыкина-муромца» и «Глаза божьего», своих недавних фильмов для «Первого канала», — разговор переходит на современность. Аплодисменты аудитории собирает вопрос студентов про Навального — его автор потом и получает от Парфёнова один из томов его книги «Намедни». На орехи достаётся бывшим коллегам: «Общественное российское телевидение — это камзол, который застёгивается не на те пуговицы, сшитый с горем пополам. <...> Такое телевидение, как у нас, в Европе есть только в Белоруссии, даже в Молдове лучше с телевидением».

Это здесь Парфёнов изящен и элегантен, язык его «без костей», он легко переходит от одной темы на другую — резкий контраст с тем Парфёновым, который стоял когда-то, затянутый в смокинг, на трибуне и по бумажке, запинаясь и заикаясь, читал свою знаменитую речь о современном ТВ.

Состояние телевидения беспокоит и публику. «Вернётся ли телевидение от развлекательного к умному?» — спрашивают Парфёнова. «Нужен запрос аудитории на умное телевидение, нужно давать такой продукт аудитории, — обозначает тот прописную истину. — Глупая аудитория и умные журналисты — это чушь собачья. Если это не канает, то это не пройдёт». Интернет? Нет, «интернет-сообщество не является срезом российского общества». Его самого, кстати, нет в социальных сетях. Во всяком случае, активно свои аккаунты он не продвигает и с коллегами в «Фейсбуке» не общается.

И дальше диалог вновь перетекает к личности Парфёнова. Почему он согласился озвучивать британский сериал «38 обезьян» на канале «2 х 2»? «Да я сам за такую работу готов был доплачивать!» — восклицает серьёзный журналист, озвучивший 28 мужских ролей в остро политическом мультике, и тут же, прямо за университетской кафедрой, начинает играть пару наиболее остроумных диалогов, перевоплощаясь то в старую миссис, то в продавцов полония, то в арабских террористов, которые никак не могут взорвать центр Лондона, потому что «сегодня играет "Арсенал", а через неделю — переигровка». И конечно, в ответ на вопрос, близка ли журналистика к актёрскому мастерству, Парфёнов лукавит, отвечая, что всё, что он может делать в кадре, — это стараться не сутулиться.

Вообще, Парфёнов на этой встрече много лукавит. Вот он называет себя «безработным предпринимателем», вот говорит, что давно не следит за региональной журналистикой, а сам вдруг выдаёт несколько монологов из своей той, давнишней жизни, из начала карьеры в питерской журналистике, когда его шефами были Геннадий Селезнёв и Валентина Матвиенко. «Язык-то помнит», — шутит официальный твиттер филфака ОмГУ, который ведёт трансляцию выступления Леонида Парфёнова перед студентами.

Какой он, Парфёнов-настоящий: тот, который со смешным акцентом играет сценки из Monkey Dust перед студентами, тот, который пытается не сутулиться на экране и сдерживать сбивчивое дыхание, когда произносит свои длинные монологи на камеру, тот, который силится получить удовольствие и житейскую мудрость от Марины Хариби на омском корпоративе? Я запомнил одного Парфёнова, который, запинаясь и проглатывая сухим горлом окончания, сказал по бумажке слова о судьбе профессии, которые едва ли не впервые в жизни могли повлиять на его собственную судьбу. Он «и сам никакой не борец и от других подвигов не ждёт», но всё же журналиста бьют / приглашают на корпоративы / слушают с открытым ртом «не за то, что он сказал, снял или написал». «А за то, что это прочитали, услышали, увидели».

Александр Жиров
Фото: Анатолий Галюкшев


Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq &amp; Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.