Класс

Класс

18 октября 2013 03.10Общество

Vox populi

Это спустя полчаса в «Пятом театре» Леонид Геннадьевич попадёт в липкие объятия «омского бомонда», который широко, по-купечески объяснит ему, что «уплочено, а значит, терпи». А сейчас он был в центре внимания, на него смотрело полторы сотни пар восторженных глаз.
Vox populi

Это спустя полчаса в «Пятом театре» Леонид Геннадьевич попадёт в липкие объятия «омского бомонда», который широко, по-купечески объяснит ему, что «уплочено, а значит, терпи». А сейчас он был в центре внимания, на него смотрело полторы сотни пар восторженных глаз. Большинство из них, студентов филфака ОмГУ, никогда не станут его коллегами, почти для всех них его «Намедни» — это не воспоминания о личной истории, а цикл программ в одном ряду с «Историей Российской империи». Но сейчас он их развлекает диалогами из Monkey Dust, перемежая сюжетами из «Зворыкина-муромца» и «Глаза божьего». Настоящий его звёздный час в Омске — здесь, а не в «Пятом театре», в окружении бриллиантов «омского бомонда».

Парфёнов — это стайер российской журналистики. Несмотря на то что образования у него «нет» («Советское гуманитарное образование — это значит, никакого. Приложение к моему диплому ЛГУ – это вообще список лженаук»), мало кому не придёт в голову назвать его фамилию одной из первых, когда речь заходит о профессии.

Попасть на его короткую встречу со студентами филфака ОмГУ для журналистов других изданий было проблематично: Парфёнова привёз один из омских «глянцев» и конкурентов кормить он не хочет. Однако это и своеобразный тест на журналистский профессионализм: для того чтобы делать не «старости», а «новости» иногда нужно придумывать особые ходы.

Парфёнов в профессии 30 лет. Он попал в журналистику в 13 лет — получил от «Пионерской правды» грамоту и «как честный мужчина, обязан был жениться на журналистике». «Талант в журналистике — это чушь собачья, — говорит мастер. — Это ремесло. Нужна предрасположенность к профессии, потому что иногда просто устаёшь». Тем не менее «внутреннего журналиста» ему усыпить не удаётся никогда: «Даже когда я еду в машине на переднем сиденье, я читаю вывески, задаю вопросы, отмечаю знаки ПДД, спрашиваю, к какому региону относятся номера автомобилей».

От историй, которые Парфёнов доверяет рассказывать самому себе экранному — показывает студентам нарезку из «Зворыкина-муромца» и «Глаза божьего», своих недавних фильмов для «Первого канала», — разговор переходит на современность. Аплодисменты аудитории собирает вопрос студентов про Навального — его автор потом и получает от Парфёнова один из томов его книги «Намедни». На орехи достаётся бывшим коллегам: «Общественное российское телевидение — это камзол, который застёгивается не на те пуговицы, сшитый с горем пополам. <...> Такое телевидение, как у нас, в Европе есть только в Белоруссии, даже в Молдове лучше с телевидением».

Это здесь Парфёнов изящен и элегантен, язык его «без костей», он легко переходит от одной темы на другую — резкий контраст с тем Парфёновым, который стоял когда-то, затянутый в смокинг, на трибуне и по бумажке, запинаясь и заикаясь, читал свою знаменитую речь о современном ТВ.

Состояние телевидения беспокоит и публику. «Вернётся ли телевидение от развлекательного к умному?» — спрашивают Парфёнова. «Нужен запрос аудитории на умное телевидение, нужно давать такой продукт аудитории, — обозначает тот прописную истину. — Глупая аудитория и умные журналисты — это чушь собачья. Если это не канает, то это не пройдёт». Интернет? Нет, «интернет-сообщество не является срезом российского общества». Его самого, кстати, нет в социальных сетях. Во всяком случае, активно свои аккаунты он не продвигает и с коллегами в «Фейсбуке» не общается.

И дальше диалог вновь перетекает к личности Парфёнова. Почему он согласился озвучивать британский сериал «38 обезьян» на канале «2 х 2»? «Да я сам за такую работу готов был доплачивать!» — восклицает серьёзный журналист, озвучивший 28 мужских ролей в остро политическом мультике, и тут же, прямо за университетской кафедрой, начинает играть пару наиболее остроумных диалогов, перевоплощаясь то в старую миссис, то в продавцов полония, то в арабских террористов, которые никак не могут взорвать центр Лондона, потому что «сегодня играет "Арсенал", а через неделю — переигровка». И конечно, в ответ на вопрос, близка ли журналистика к актёрскому мастерству, Парфёнов лукавит, отвечая, что всё, что он может делать в кадре, — это стараться не сутулиться.

Вообще, Парфёнов на этой встрече много лукавит. Вот он называет себя «безработным предпринимателем», вот говорит, что давно не следит за региональной журналистикой, а сам вдруг выдаёт несколько монологов из своей той, давнишней жизни, из начала карьеры в питерской журналистике, когда его шефами были Геннадий Селезнёв и Валентина Матвиенко. «Язык-то помнит», — шутит официальный твиттер филфака ОмГУ, который ведёт трансляцию выступления Леонида Парфёнова перед студентами.

Какой он, Парфёнов-настоящий: тот, который со смешным акцентом играет сценки из Monkey Dust перед студентами, тот, который пытается не сутулиться на экране и сдерживать сбивчивое дыхание, когда произносит свои длинные монологи на камеру, тот, который силится получить удовольствие и житейскую мудрость от Марины Хариби на омском корпоративе? Я запомнил одного Парфёнова, который, запинаясь и проглатывая сухим горлом окончания, сказал по бумажке слова о судьбе профессии, которые едва ли не впервые в жизни могли повлиять на его собственную судьбу. Он «и сам никакой не борец и от других подвигов не ждёт», но всё же журналиста бьют / приглашают на корпоративы / слушают с открытым ртом «не за то, что он сказал, снял или написал». «А за то, что это прочитали, услышали, увидели».

Александр Жиров
Фото: Анатолий Галюкшев


Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.