Класс

Класс

21 октября 2013 10.14

Директора омских музеев рассказали, что они думают об объединении музеев

Слух о том, что число музеев хотят сократить объединением, распространился уже очень давно, но никаких реальных к тому действий пока не наблюдается. Музейщики практически единогласны в том, что объединение может плохо сказаться на их работе.
Директора омских музеев рассказали, что они думают об объединении музеев


Слух о том, что число музеев хотят сократить объединением, распространился уже очень давно, но никаких реальных к тому действий пока не наблюдается. Музейщики практически единогласны в том, что объединение может плохо сказаться на их работе.

Филиалами единого областного музея могут стать малые музеи Омска. Такая перспектива работы под руководством головного музейного учреждения не привлекает директоров ни крупных, ни малых музеев.

В истории развития омских музеев были периоды и объединения, и разделения, но основной движущей силой для малых музеев было обретение ими статуса самостоятельности.

Музей имени Врубеля, выросший из картинной галереи второго этажа краеведческого музея, стал одним из крупнейших художественных в Сибири. По стечению исторических обстоятельств и при активной деятельности его основателя, в 1920–1930-х годах галерее удалось собрать богатую коллекцию из государственных фондов. У музеев, появившихся в Омске в конце прошлого столетия, ситуация обстоит не так благоприятно, особенно это касается музейных площадей.

Сам директор «Врубеля», Юрий Трофимов, считает, что есть разные примеры успешного и безуспешного существования музеев: «Другой вопрос — правильный менеджмент. Это взаимодействие руководителей музеев на разных уровнях: как учредителей, так и музейных директоров и заведующими филиалами. Всегда плохо заканчивались примеры объединения разных профилей».

Петр Вибе, вернувший в 2009 году в состав Историко-краеведческого музея Музейный комплекс воинской славы омичей, считает все же, что информация о грядущем объединении музеев, это вброс, сделанный с тем, чтобы выяснить мнение общественности: «Не так просто это всё, не так просто коллекции из одного музея передаются другому. Эта тема сугубо административная и решается наверху».

Виктор Вайнерман, директор литературного музея имени Достоевского, уже по праву считающегося своего рода брендом города, явно не намерен вновь возвращаться в единую сеть музеев: «Насчет объединения всех музеев — это полная глупость и нелепость. Не для того музеи в свое время приобретали самостоятельность, чтобы сейчас снова вариться в одном котле. Дело в том, что музеи, объединяясь вокруг какого-то головного учреждения, становятся филиалами, а интересы метрополии всегда поглощают интересы более мелких учреждений. Сколько бы мероприятий в музеях ни проводилось, сколько посетителей ни приходило бы, денег они не зарабатывали, какие бы публикации ни предпринимали, всё это будет записано в счёт головного учреждения. Эту ситуацию мы уже неоднократно проходили. Музей был когда-то филиалом краеведческого музея, и мы всеми силами пытались оттуда выйти, поэтому это абсурд, который, надеюсь, никогда не повторится».

Против такого объединения высказался и директор музея Кондарития Белова. Одной из причин, конечно, является опасение, что будет потеряна уникальность, самобытность единственного в стране музея народного художника Белова. «Кондратий Петрович мог подарить свои картины музею Врубеля, но было принято другое решение. Специально было выделено отдельное здание для создания его музея. У нас коллектив состоит из родственников художника, уже второе поколение. У нас такой нетрадиционный музей с пирогами. Тем более объединяться с нашим музеем совершенно не выгодно экономически», — пояснил «Классу» Владимир Белов, директор музея и внук художника.

Возрожденный в 1998 году музей просвещения, активности которого и количеству экспонатов можно только позавидовать, сейчас находится в худшем положении среди прочих. Его здание требует ремонта, а количество экспонатов — расширения площадей, ведь музей по-прежнему не имеет своей постоянной экспозиции. Для его неутомимого директора Игоря Скандакова самобытность музея всё же остается главной причиной нежелания объединения с экономически сильными крупными музеями: «Музеи должны быть разные: и мелкие, и большие, и литературные. Если музеи существуют в регионах достаточно длительно, то какой смысл их объединять, за исключением случаев, когда объединения требует логика развития конкретных музеев. Я считаю, что нужно делать это аккуратно, а не объединение ради идеи объединения. В большом объединении очень тяжело сохранить самобытность, в любом случае финансовые и административные решения будет принимать большой директор, а он не захочет на дух и на настрой время тратить. Объединяя музеи в один большой, мы не даем возможности жителям право выбора, разнообразия. Кто-то любит тишину, и маленький музей, кто-то — большой музей и общение. Пусть будет этот выбор».

Илья Севастьянов





Теги: музеи , город

Добавить комментарий
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.