Класс

Класс

21 октября 2013 10.14

Директора омских музеев рассказали, что они думают об объединении музеев

Слух о том, что число музеев хотят сократить объединением, распространился уже очень давно, но никаких реальных к тому действий пока не наблюдается. Музейщики практически единогласны в том, что объединение может плохо сказаться на их работе.
Директора омских музеев рассказали, что они думают об объединении музеев


Слух о том, что число музеев хотят сократить объединением, распространился уже очень давно, но никаких реальных к тому действий пока не наблюдается. Музейщики практически единогласны в том, что объединение может плохо сказаться на их работе.

Филиалами единого областного музея могут стать малые музеи Омска. Такая перспектива работы под руководством головного музейного учреждения не привлекает директоров ни крупных, ни малых музеев.

В истории развития омских музеев были периоды и объединения, и разделения, но основной движущей силой для малых музеев было обретение ими статуса самостоятельности.

Музей имени Врубеля, выросший из картинной галереи второго этажа краеведческого музея, стал одним из крупнейших художественных в Сибири. По стечению исторических обстоятельств и при активной деятельности его основателя, в 1920–1930-х годах галерее удалось собрать богатую коллекцию из государственных фондов. У музеев, появившихся в Омске в конце прошлого столетия, ситуация обстоит не так благоприятно, особенно это касается музейных площадей.

Сам директор «Врубеля», Юрий Трофимов, считает, что есть разные примеры успешного и безуспешного существования музеев: «Другой вопрос — правильный менеджмент. Это взаимодействие руководителей музеев на разных уровнях: как учредителей, так и музейных директоров и заведующими филиалами. Всегда плохо заканчивались примеры объединения разных профилей».

Петр Вибе, вернувший в 2009 году в состав Историко-краеведческого музея Музейный комплекс воинской славы омичей, считает все же, что информация о грядущем объединении музеев, это вброс, сделанный с тем, чтобы выяснить мнение общественности: «Не так просто это всё, не так просто коллекции из одного музея передаются другому. Эта тема сугубо административная и решается наверху».

Виктор Вайнерман, директор литературного музея имени Достоевского, уже по праву считающегося своего рода брендом города, явно не намерен вновь возвращаться в единую сеть музеев: «Насчет объединения всех музеев — это полная глупость и нелепость. Не для того музеи в свое время приобретали самостоятельность, чтобы сейчас снова вариться в одном котле. Дело в том, что музеи, объединяясь вокруг какого-то головного учреждения, становятся филиалами, а интересы метрополии всегда поглощают интересы более мелких учреждений. Сколько бы мероприятий в музеях ни проводилось, сколько посетителей ни приходило бы, денег они не зарабатывали, какие бы публикации ни предпринимали, всё это будет записано в счёт головного учреждения. Эту ситуацию мы уже неоднократно проходили. Музей был когда-то филиалом краеведческого музея, и мы всеми силами пытались оттуда выйти, поэтому это абсурд, который, надеюсь, никогда не повторится».

Против такого объединения высказался и директор музея Кондарития Белова. Одной из причин, конечно, является опасение, что будет потеряна уникальность, самобытность единственного в стране музея народного художника Белова. «Кондратий Петрович мог подарить свои картины музею Врубеля, но было принято другое решение. Специально было выделено отдельное здание для создания его музея. У нас коллектив состоит из родственников художника, уже второе поколение. У нас такой нетрадиционный музей с пирогами. Тем более объединяться с нашим музеем совершенно не выгодно экономически», — пояснил «Классу» Владимир Белов, директор музея и внук художника.

Возрожденный в 1998 году музей просвещения, активности которого и количеству экспонатов можно только позавидовать, сейчас находится в худшем положении среди прочих. Его здание требует ремонта, а количество экспонатов — расширения площадей, ведь музей по-прежнему не имеет своей постоянной экспозиции. Для его неутомимого директора Игоря Скандакова самобытность музея всё же остается главной причиной нежелания объединения с экономически сильными крупными музеями: «Музеи должны быть разные: и мелкие, и большие, и литературные. Если музеи существуют в регионах достаточно длительно, то какой смысл их объединять, за исключением случаев, когда объединения требует логика развития конкретных музеев. Я считаю, что нужно делать это аккуратно, а не объединение ради идеи объединения. В большом объединении очень тяжело сохранить самобытность, в любом случае финансовые и административные решения будет принимать большой директор, а он не захочет на дух и на настрой время тратить. Объединяя музеи в один большой, мы не даем возможности жителям право выбора, разнообразия. Кто-то любит тишину, и маленький музей, кто-то — большой музей и общение. Пусть будет этот выбор».

Илья Севастьянов





Теги: музеи , город

Добавить комментарий
Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Календарь

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов сменили имидж

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов сменили имидж

Как красили Маслова, в чем новая фишка Хариби и где в Омске дом, в котором меняют имидж.

Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

О профессиональном уровне оркестров в России, гастролях по миру, и о нелегкой жизни музыкантов — в нашем интервью с человеком, который успевает все.

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.