Класс

Класс

21 октября 2013 10.14

Директора омских музеев рассказали, что они думают об объединении музеев

Слух о том, что число музеев хотят сократить объединением, распространился уже очень давно, но никаких реальных к тому действий пока не наблюдается. Музейщики практически единогласны в том, что объединение может плохо сказаться на их работе.
Директора омских музеев рассказали, что они думают об объединении музеев


Слух о том, что число музеев хотят сократить объединением, распространился уже очень давно, но никаких реальных к тому действий пока не наблюдается. Музейщики практически единогласны в том, что объединение может плохо сказаться на их работе.

Филиалами единого областного музея могут стать малые музеи Омска. Такая перспектива работы под руководством головного музейного учреждения не привлекает директоров ни крупных, ни малых музеев.

В истории развития омских музеев были периоды и объединения, и разделения, но основной движущей силой для малых музеев было обретение ими статуса самостоятельности.

Музей имени Врубеля, выросший из картинной галереи второго этажа краеведческого музея, стал одним из крупнейших художественных в Сибири. По стечению исторических обстоятельств и при активной деятельности его основателя, в 1920–1930-х годах галерее удалось собрать богатую коллекцию из государственных фондов. У музеев, появившихся в Омске в конце прошлого столетия, ситуация обстоит не так благоприятно, особенно это касается музейных площадей.

Сам директор «Врубеля», Юрий Трофимов, считает, что есть разные примеры успешного и безуспешного существования музеев: «Другой вопрос — правильный менеджмент. Это взаимодействие руководителей музеев на разных уровнях: как учредителей, так и музейных директоров и заведующими филиалами. Всегда плохо заканчивались примеры объединения разных профилей».

Петр Вибе, вернувший в 2009 году в состав Историко-краеведческого музея Музейный комплекс воинской славы омичей, считает все же, что информация о грядущем объединении музеев, это вброс, сделанный с тем, чтобы выяснить мнение общественности: «Не так просто это всё, не так просто коллекции из одного музея передаются другому. Эта тема сугубо административная и решается наверху».

Виктор Вайнерман, директор литературного музея имени Достоевского, уже по праву считающегося своего рода брендом города, явно не намерен вновь возвращаться в единую сеть музеев: «Насчет объединения всех музеев — это полная глупость и нелепость. Не для того музеи в свое время приобретали самостоятельность, чтобы сейчас снова вариться в одном котле. Дело в том, что музеи, объединяясь вокруг какого-то головного учреждения, становятся филиалами, а интересы метрополии всегда поглощают интересы более мелких учреждений. Сколько бы мероприятий в музеях ни проводилось, сколько посетителей ни приходило бы, денег они не зарабатывали, какие бы публикации ни предпринимали, всё это будет записано в счёт головного учреждения. Эту ситуацию мы уже неоднократно проходили. Музей был когда-то филиалом краеведческого музея, и мы всеми силами пытались оттуда выйти, поэтому это абсурд, который, надеюсь, никогда не повторится».

Против такого объединения высказался и директор музея Кондарития Белова. Одной из причин, конечно, является опасение, что будет потеряна уникальность, самобытность единственного в стране музея народного художника Белова. «Кондратий Петрович мог подарить свои картины музею Врубеля, но было принято другое решение. Специально было выделено отдельное здание для создания его музея. У нас коллектив состоит из родственников художника, уже второе поколение. У нас такой нетрадиционный музей с пирогами. Тем более объединяться с нашим музеем совершенно не выгодно экономически», — пояснил «Классу» Владимир Белов, директор музея и внук художника.

Возрожденный в 1998 году музей просвещения, активности которого и количеству экспонатов можно только позавидовать, сейчас находится в худшем положении среди прочих. Его здание требует ремонта, а количество экспонатов — расширения площадей, ведь музей по-прежнему не имеет своей постоянной экспозиции. Для его неутомимого директора Игоря Скандакова самобытность музея всё же остается главной причиной нежелания объединения с экономически сильными крупными музеями: «Музеи должны быть разные: и мелкие, и большие, и литературные. Если музеи существуют в регионах достаточно длительно, то какой смысл их объединять, за исключением случаев, когда объединения требует логика развития конкретных музеев. Я считаю, что нужно делать это аккуратно, а не объединение ради идеи объединения. В большом объединении очень тяжело сохранить самобытность, в любом случае финансовые и административные решения будет принимать большой директор, а он не захочет на дух и на настрой время тратить. Объединяя музеи в один большой, мы не даем возможности жителям право выбора, разнообразия. Кто-то любит тишину, и маленький музей, кто-то — большой музей и общение. Пусть будет этот выбор».

Илья Севастьянов





Теги: музеи , город

Добавить комментарий

Календарь

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Омская банда, играющая альтернативный рок, рассказала «Классу» о местной сцене, конкуренции между музыкантами и объяснила, чем английский язык лучше русского.

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Что омичи знают о взятках?

Что омичи знают о взятках?

В минувшие выходные отмечался Международный день борьбы с коррупцией. «Новый Омск» спрашивает у читателей, что они знают об истории возникновения взяточничества, о законных подарках чиновникам и самых ...

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...