Класс

Класс

22 октября 2013 06.09Бизнес

Дмитрий Пашкевич и Павел Сумароков: «Много разговоров: "Омск, перспектив нет" — вот мы их и создаём»

В нашем городе существует небольшой, но быстро развивающийся IT-уголок, одну часть которого составляет «Тамтэк» во главе с Дмитрием Пашкевичем, а другую — Al Digit Павла Сумарокова. Эти люди создают проекты для таких гигантов, как New York Times, Hachette, Forex Club, Nissan, «Газпром» и других. Дмитрий и Павел рассказали «Классу», где в Омске работают сибиряки мирового уровня, всегда есть вакансии «джедая-программиста» и свежие фрукты.
Дмитрий Пашкевич и Павел Сумароков: «Много разговоров: "Омск, перспектив нет" — вот мы их и создаём»


«14 октября 2013 года две ведущие IT-компании города Омска — "Тамтэк" и Al Digit — заключили соглашение о стратегическом партнерстве…» — этими и остальными буквами откликнулись новостные ленты на известие о слиянии двух крупных, но мало кому известных за пределами сферы информационных технологий компаний. А между тем в нашем городе существует небольшой, но быстро развивающийся IT-уголок, одну часть которого составляет «Тамтэк» во главе с Дмитрием Пашкевичем, а другую — Al Digit Павла Сумарокова. Эти люди создают проекты для таких гигантов, как New York Times, Hachette, Forex Club, Nissan, «Газпром» и других. Дмитрий и Павел рассказали «Классу», где в Омске работают сибиряки мирового уровня, всегда есть вакансии «джедая-программиста» и свежие фрукты.

— Когда появились ваши компании? Они давно существовали на рынке по отдельности?
Дмитрий: «Тамтэк» появился в конце 2005 года. Я тогда познакомился с Беном Энгбером из США, он предложил мне совместный проект по моему профилю. Работа была рассчитана явно не на одного человека, поэтому я стал сколачивать команду программистов. Начинал с родного ОмГУ — я заканчивал физфак, с людей, с которыми работал. Сначала мы сделали почтовую систему для The Ladders — это крупное кадровое агентство в США и Великобритании, затем несколько проектов для New York Times, и так постепенно развивались. Сейчас у нас в штате более 60 сотрудников, а в портфолио — IT-разработки для многих крупных компаний.

— Американское подразделение «Тамтэк» было создано раньше?
Дмитрий: Да, Thumbtack Technology, Inc существует с 2002 года. Наши компании связаны партнёрскими отношениями. Бен — мой компаньон.

— А как вы познакомились с Энгбером?
Дмитрий: Случайно познакомились, удалённо друг от друга, этому способствовала волшебная сила интернета.

— Павел, Al Digit тоже зародилась благодаря волшебной силе интернета?
Павел: У нас всё началось с моей командировки в Канаду в 2009 году. Там я познакомился с бывшим архитектором программного обеспечения компании Apple, который продемонстрировал мне возможности iOS — это был первый год, когда компания Стива Джобса активно продвигала свои мобильные технологии. Я их изучил, вернулся в Омск и стал ими заниматься. После осознал, что новый рынок быстро растёт и мне необходима помощь. Соответственно, с 2009 года начал нанимать людей. Дальше всё было монотонно, линейно – мы росли. Вот доросли до 20 сотрудников Al Digit и продолжаем расширяться.

Своих денег почти никогда не хватает, поэтому подключаются «венчурные капиталисты», и постепенно твой продукт становится «чьим-то» — вспомните историю Павла Дурова

— Получается, обе компании начались с успешного стартапа. Можете дать несколько советов по взаимодействию между людьми во время зарождения бизнеса? Как не разойтись ещё в самом начале пути?
Дмитрий: Стартапы — это всё-таки больше о высокорисковой разработке продуктов. Своих денег почти никогда не хватает, поэтому подключаются «венчурные капиталисты», и постепенно твой продукт становится «чьим-то» — вспомните историю Павла Дурова, как его уже почти «оттёрли» от «ВКонтакте». Поэтому мы решили сначала сколотить собственный капитал, выполняя чужие заказы, а потом уже инвестировать свои деньги в собственные продукты. Сейчас мы как раз подошли к этому этапу.
Павел: Чтобы не разойтись, члены команды должны устраивать друг друга как в профессиональном, так и в личном плане. Партнёры должны доверять друг другу и дополнять друг друга по характеру, компетенциям и обязанностям. 

— Как вы думаете, почему IT-отрасль в нашей стране бурно развивается, а российские компании, такие как «Яндекс», «ВКонтакте», Mail.ru, доминируют на родном рынке, не уступая по качеству продукции зарубежным конкурентам? Об остальных отраслях производства в России такого с уверенностью сказать не получается.
Дмитрий: На самом деле ответ прост: IT-отрасль бурно развивается во всём мире. Это первое. Второе: в России процент высокообразованных людей в области точных наук довольно высок, наши программисты ценятся во всём мире.
Павел: Мы унаследовали очень мощное образование от Советского Союза, особенно по части математики, физики, инженерных наук. Выпускники вузов почти сразу же выходят готовыми специалистами, которым нужно от трёх до шести месяцев, чтобы начать выполнять какие-то серьёзные коммерческие проекты для той же Америки.

— Дмитрий, как вы выстраиваете сотрудничество с американскими коллегами? Они жёстко вас контролируют?
Дмитрий: Нет, жёсткий контроль отсутствует. Фактически выполнение работ идёт на нашей стороне. На стороне американцев — отдел продаж, выстраивание отношений с клиентами. Они ищут заказчика, заключают с ним соглашение, дальше работа переходит к нам. Само взаимодействие с работодателем происходит по разным каналам. Если есть возможность, постоянно общаемся по «Скайпу», электронной почте и так далее. Иногда «на место» — в США, Москву, в зависимости от местоположения заказчика, — можем отправить специального человека.

— Если говорить о заказах: вы упоминаете о США и Москве, а в целом по России заказов много в сравнении с Америкой? Есть заказы из Омска?
Павел: Чуть ли не 90% заказов приходит из США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Канады, Австралии. В России мы работали с Москвой, Воронежем и Омском. Из омских заказчиков, пожалуй, можно назвать «Газпром нефть» и «КАСИБ».
Дмитрий: Львиная доля наших заказов — из США. Российский рынок мы ещё только начинаем осваивать. Для Омска сделали систему для хранения и анализа данных Всероссийской олимпиады школьников для Института развития образования.

— Чем работа с заказчиком из России отличается от работы с заказчиком из Америки? Что должно произойти, чтобы заказов из Омска и России стало больше?
Павел: Американцы строят бизнес на доверии и прозрачности процессов. В России много значат личные взаимоотношения между людьми. И там и там ценятся профессионализм, репутация и результат. Мы должны перестать продавать нефть и природные ресурсы. Когда разовьются малый и средний бизнес, вырастет конкуренция за потребителя, информационные технологии станут востребованы для повышения эффективности предприятий.


— Вы самодостаточные бизнесмены, ваши компании быстро развиваются. Почему вы вдруг решили объединиться? И какие перспективы перед вами теперь открываются?
Дмитрий: У «Тамтэка» давно было желание заняться мобильными технологиями. Мы в этом направлении двигались, но недостаточно быстро, собственно технологии движутся быстрее, чем мы. При этом направление «мобильной разработки» играет всё большую роль в мире: если у компании имеется серьёзный сервис, но нет для него мобильного приложения, это значит, что сервис, скорее всего, просуществует на рынке ещё год-два, а затем его закроют. Мы понимали, что без «мобильного» подразделения нам будет сложно развиваться дальше.
Павел: У нас симметричная ситуация, мы специализируемся с 2009 года на iOS, с 2010 года — на Android, то есть на ведущих мобильных платформах. При этом у нас очень слабо развивалось серверное направление, собственно базы данных и то программное обеспечение, которое обслуживает миллионы пользователей на серверах.

— Вы теперь будете действовать под одним названием? Переедете в один офис?
Дмитрий: Бренд Al Digit будет и дальше развиваться как флагман в сфере «мобильной» разработки для международного рынка. То есть оба названия останутся. И мы уже в одном офисе.

Нужно уметь действовать в ситуации «недоопределённой» задачи

— Ценности ваших компаний напоминают о западных, о том же Google. Так, например, в объявлении о вакансии «джедая-программиста» у вас написано, цитирую: «С вас — труд и навыки, с нас — свежие фрукты и тотальная доброжелательность…»
Дмитрий: Это то, на что люди обращают внимание в первую очередь, но на самом деле, это не главное. Бесплатные фрукты на столе — это обычно, это норма, люди к нам идут работать не за плюшками.

— Это понятно, я хотел вывести к тому, что атмосфера в ваших компаниях способствует стиранию грани между «я на работе» и «я дома». Не способствует ли это ещё тому, что ваши сотрудники засиживаются в офисе допоздна? Хватает ли им времени на что-то помимо работы?
Дмитрий: Все наши сотрудники — увлечённые люди. Кто-то занимается лыжами, кто-то альпинизмом, бегом. У кого-то дача, дом строится за городом. Мы не заманиваем людей сюда, чтобы они пахали по 20 часов в сутки и спали тут на диванах.
Павел: Человек в офисе может работать восемь часов, как и положено. Но если человек из этих восьми часов, допустим, два проведёт на кухне, а затем за оставшиеся шесть выполнит работу, на которую ему отвели неделю, — нам же лучше. Важны не часы, проведённые на рабочем месте, а выполненная задача.

— Где вы находите специалистов для ваших компаний?
Павел: Я два года преподавал в ОмГУ, сам выпускник математического факультета. Сейчас мой сотрудник преподаёт там же и в СибАДИ. Мы приглашаем на работу лучших выпускников вузов — это устроенный канал, который уже несколько лет регулярно работает по определённым правилам и приносит свои плоды. Те люди, которые к нам пришли три года назад, сейчас составляют костяк компании. Что касается программистов с десятилетним опытом работы, тут важны личные связи…
Дмитрий: Связи, знакомые, наработанное имя. Люди о нас знают, люди идут, им интересно поработать в таком месте, где для них создаются условия и существуют перспективы.

— У вас есть какие-то замысловатые тесты для претендентов на работу?
Павел: Во время интервью с претендентами мы задаём им разные задачи, проверяем не только на знание языков программирования, знание архитектуры ПО, но и ещё на соображалку. Следим за их реакцией на нестандартные условия задач…
Дмитрий: Для нас типична ситуация, когда сам заказчик не до конца понимает, чего он хочет. Нужно уметь действовать в ситуации «недоопределённой» задачи. Пытаться самому её доопределить, предложить решение. Творческий момент. А просто исполнительность — «Вот мне объяснили, надо сделать так и так, вот я сделал так и так, я молодец!» — это ещё начальный уровень. Ведущий специалист должен шире смотреть на задачу, должен сотрудничать с заказчиком, должен стремиться действительно ему помочь.

— Часть миссии ваших компаний направлена на то, чтобы «молодые талантливые омичи оставались работать в родном городе». Скажите, а вам какая разница, где будут работать омичи?
Павел: Мы родились и живём в Омске.
Дмитрий: Много разговоров: «Омск, перспектив нет» — вот мы их и создаём для наших работников, чтобы они, находясь здесь, могли выполнять заказы высокого уровня, учиться у профессионалов самого высокого уровня. Ну и, соответственно, момент зарплат и социальных гарантий позволяет нашим людям меньше посматривать в сторону заграницы или столицы.

— Многие стороны жизни в Омске застоялись, не затормозит ли это и вас в итоге?
Дмитрий: Мы не можем повлиять на то, как развивается город: мы не правительство, мы делаем то, что можем на своём месте, и делаем это хорошо. А дальше… Делай, что должно — и будь, что будет.

Сергей Рыбин


Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.