Класс

Класс

01 ноября 2013 04.32Общество

Анатолий Федоренко: «Общаюсь с учениками через "ВКонтакте"»

Анатолий Федоренко — представитель редкой в наше время породы специалистов: мужчина — школьный учитель. Он с удовольствием преподает информатику школьникам и совершенно не переживает по поводу того, что абсолютное большинство его коллег — женщины. Мы пообщались с Анатолием о том, как живётся мужчине в женском коллективе и как существовать внутри системы образования, которая давно себя изжила.
Анатолий Федоренко: «Общаюсь с учениками через "ВКонтакте"»


Анатолий Федоренко — представитель редкой в наше время породы специалистов: мужчина — школьный учитель. Он с удовольствием преподает информатику школьникам и совершенно не переживает по поводу того, что абсолютное большинство его коллег — женщины. Мы пообщались с Анатолием о том, как живётся мужчине в женском коллективе и как существовать внутри системы образования, которая давно себя изжила.


— Как ты вообще пришёл работать в школу? Ведь молодые специалисты редко выбирают для себя профессию учителя.
— В первый раз я пришёл работать в школу, учась на пятом курсе матфака ОмГУ. До этого я часто участвовал в выездных школах научного общества участников «Поиск» сначала в качестве участника, потом как вожатый, и мне очень нравилось работать с детьми. Видимо, поэтому и в обычной школе мне преподавать понравилось, меня это и затянуло и не отпускает до сих пор.

— Скоро в прокат выходит фильм «Географ глобус пропил», в котором довольно остро поднимается проблема мужчины в школе. Долгие годы мужчины в советских и российских школах отсутствовали как класс. Каково тебе работать в женском коллективе?
— Мне в этом плане повезло. В нашем 64-м лицее есть разделение на кафедры, и на нашей кафедре информатики сосредоточены почти все школьные мужчины — три человека, включая меня. Поэтому недостатка в мужском общении я не чувствую: у нас такой мужской коллектив внутри женского. Работается нам довольно комфортно, мы не чувствуем никакой дискриминации.

Нынешняя система школьного образования была оправдана в 1980-х, 1990-х, и даже начале 2000-х, но совершенно неэффективна сегодня. Она слишком теоретизирована, а сейчас ценятся практические знания

— Многие считают, что школьная система образования себя изжила и не совсем эффективна. Согласен ли ты с этим и что бы ты в ней изменил?
— Нынешняя система школьного образования была оправдана в 1980-х, 1990-х, и даже начале 2000-х, но совершенно неэффективна сегодня. Она слишком теоретизирована, а сейчас ценятся практические знания. Многие люди, заканчивая школу, сразу идут работать, а кто-то начинает зарабатывать, еще учась я старших классах. Раньше жизнь была гораздо медленнее, молодые люди начинали полноценно жить только лет в 25, когда заканчивали институт. Сейчас темпы убыстряются, нет времени раскачиваться. Уже в 18-19 лет ребята начинают жить самостоятельной жизнью. Именно поэтому школа должна давать практические знания, а не только теоретическую базу.

Что касается моего предмета, информатики, я бы сделал систему обучения приближенной к проектной деятельности. Установил бы сотрудничество с программистскими конторами нашего города, чтобы школьники пробовали выполнять их заказы. Неинтересно решать теоретические задачи или писать простые программы, которые потом никуда не пойдут. А вот если бы ребята создавали приложение, которое потом залили бы в AppStore и дружно получали за него деньги, это бы в разы подняло мотивацию. В рамках школьной программы очень сложно внедрять подобные вещи, хотя это было бы интересно с точки зрения и эффективности обучения и практического применения школьником своих знаний в жизни. На этом примере школьник может понять, близко ему это или нет, а благодаря такому практическому подходу он уже в школе получит будущую профессию.

— Правильно ли я понимаю, что ты хочешь приблизить школьную систему образования к вузовской и ссузовской?
— На самом деле, вузы и ссузы сейчас тоже теоретизированы и также дают базу вместо практических навыков. Так исторически сложилось: в СССР не было потребности готовить кадры, поэтому готовили просто образованных людей.

Я сторонник мер, направленных на то, чтобы образование сделать первой ступенькой к будущей профессии, а не фундаментом, получив который приходится заново учиться ремеслу в начале трудовой жизни.


— А для того чтобы школьное образование давало практические навыки, по-твоему, нужно ли вводить какие-то новые прикладные предметы?
— Не совсем. Для этого нужно показывать человеку, как тот или иной предмет может решить конкретную проблему, с которой он может столкнуться в жизни.

— Но если с информатикой примерно все понятно, то как быть с такими науками, как физика, математика, гуманитарные предметы?
— Это непростая задача, но ее можно решить. Например, возьмем русский язык и литературу. Сейчас очень много профессий, связанных с копирайтом и рерайтом, и с этой точки зрения ребятам можно показать, что они смогут заработать на своих знаниях. Да и в принципе интереснее писать, например, статьи в школьную газету, чем просто сочинения и изложения. Что касается математики, каждый человек, даже в таком юном возрасте, сталкивается с необходимостью планирования финансов, и в связи с этим можно придумать практически применимые задачи. Например, составить бюджет, согласно которому через полгода он накопит на велосипед. Школьники должны получать чёткий ответ на свой главный вопрос: «Зачем нам это нужно?»

Еще одна проблема — это непонимание между теми, кто преподает, и теми, кому преподают. К сожалению, большинство школьных учителей имеют слабое представление о том, что такое интернет, и совершенно не представляют, что значит «зачекиниться», «репостнуть», «твитнуть». Они разговаривают со школьниками на разных языках и не чувствуют, что им нужно, не понимают их жизни, ценностей и, соответственно, никак не могут на них повлиять. Речь идет об учителях старшего возраста, которые хорошо преподают, умеют отлично давать фундаментальные знания, но, наверное, никогда уже не перестроятся на новый лад.

— А есть ли смысл пытаться их обучать или это бесполезно?
— Я могу только предполагать. С одной стороны, есть поговорка: «Учиться никогда не поздно». С другой — пословица: «Что не выучил Васечкой, Василием Ивановичем точно не выучить». Это два разных подхода, и сложно сказать, какой из них ближе к реальности. Но я по себе знаю, что если человек хочет чему-то научится, то он это сделает, несмотря ни на что. Если кто-то предложит действительно грамотную программу обучения, может быть, и пожилые учителя, освоив её, смогут влиться в тему.

— Но достаточно ли будет научить таких педагогов навыкам пользования интернетом и соцсетями? Или отсутствие взаимопонимания между людьми с огромной разницей в возрасте это не решит?
— У меня нет ответа на этот вопрос. Могу лишь сказать, что я видел очень возрастных учителей, которые общаются с детьми на одном языке, умеют их увлечь и заинтересовать. И видел молодых педагогов, которые умеют лишь кричать, строить, но не умеют найти общий язык с ребятами. Поэтому, на мой взгляд, все зависит от человека, а не от возраста.


Я сторонник мер, направленных на то, чтобы образование сделать первой ступенькой к будущей профессии, а не фундаментом, получив который приходится заново учиться ремеслу в начале трудовой жизни

— А ты сам какую схему общения с учениками выбираешь? Ты для них строгий, непререкаемый авторитет или человек, разговаривающий как с равными?
— Это не взаимоисключающие понятия. Можно общаться с учениками на одном языке и при этом быть для них авторитетом, первым среди равных. Мне ближе такая схема, но она вызывает много споров. Многие считают, что дети должны чувствовать власть и смотреть на своего преподавателя снизу вверх. Но сколько людей, столько и мнений.

Мне кажется, я на занятиях своих целей добиваюсь: вижу заинтересованность в глазах ребят. При этом я ставлю достаточно высокие требования, которые не все тянут, но ещё никто ко мне не подошел и не пожаловался.

— После всех скандалов, связанных с ЕГЭ-2013 идут активные споры о его эффективности и жизнеспособности. Как ты считаешь, что лучше: ЕГЭ или старые добрые экзамены?
— И то и другое может быть эффективным и неэффективным, всё зависит от людей, которые принимают экзамены, и от организации. В этом году проблема была не в самой процедуре ЕГЭ, а в том, что ответы на задания стали известны до окончания экзамена. Поэтому для меня вопрос состоит не в том, насколько эффективно ЕГЭ оценивает знания школьника, а в том, как грамотно его провести, чтобы не повторилась ситуация этого года.

Если говорить в целом о проекте ЕГЭ, то у него есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что ЕГЭ не зависит от субъективности того человека, который принимает экзамен. Это хорошо, ведь у каждого учителя есть свои любимчики и нелюбимчики, что мешает быть беспристрастным и справедливым при оценке знаний учеников. С этой точки зрения я за ЕГЭ. Но мне кажется, что его можно немного модифицировать, чтобы сделать более адекватным. Например, убрать варианты ответов во всех задачах, чтобы заставить ребенка подумать.

А вообще, я всегда за устный экзамен. Я сам больше люблю его принимать, могу досконально разобраться, насколько ребёнок знает предмет. Но это слишком долго и экономически невыгодно. Потому что провести ЕГЭ у ста человек — это четыре часа на сам тест и час-два на его проверку. А чтобы принять устный экзамен у того же количества придётся потратить несколько дней. На всё влияет экономика, и образование в том числе должно подстраиваться под тенденции рынка.

— Во всем мире и в Америке в частности система образования более индивидуализирована. Есть ли смысл вводить что-то подобное у нас?
— Я наслышан про систему образования в США, но не опробовал её на себе, поэтому не могу с уверенностью говорить, хуже она или лучше. Но кое-что мне в ней нравится. Например, то, что там есть обязательные предметы и предметы по выбору. Если у школьника есть возможность выбирать то, что ему более интересно, в разы поднимается его мотивация к занятиям. Кроме того, там знания даются более точечно и из учеников стараются сделать скорее специалистов узкого профиля, чем широкого.

Сейчас всё больше ценятся люди с узкой специализацией. Если десять лет назад можно было быть экспертом в информационных технологиях и разбираться во всех связанных с IT сферах, то сегодня это невозможно, потому что отрасль слишком развилась. Так же и в других сферах. Знания сейчас растут гораздо быстрее, чем наша способность к обучению. Поэтому нет смысле готовить специалистов, которые должны знать всё. Это просто невозможно.
Современная система школьного образования в России учит фактам, но не учит школьников думать. На своем предмете я сталкиваюсь с тем, что ребята знают очень много фактов, но не умеют связывать их друг с другом. С этим нужно что-то делать.


— В современном обществе сложилось такое представление о школе как о месте, где не всегда побеждают нравственность и высокие моральные принципы. А в СССР считалось, что школа должна воспитывать человека. Как, по-твоему, должна ли школа брать на себя такую ответственность и удается ли ей это сегодня?
— Школа однозначно должна воспитывать. Вообще, я считаю, что нынешняя школа должна научить ребенка трём вещам: во-первых, быть человеком, социализировать его, во-вторых, думать, связывать между собой факты и, в-третьих, корректно пользоваться интернетом — находить с его помощью качественную информацию.

— А эта воспитательная функция должна быть сконцентрирована в руках классного руководителя или распределяться по всем учителям одновременно?
— Конечно, каждый учитель должен воспитывать учеников. Это как в семье: нельзя, чтобы мама воспитывала, а папа нет. Все учителя, школьная администрация, даже охранники и вахтёры должны помнить о том, что от них тоже зависит, какими вырастут эти дети. Поэтому очень важно ответственно подходить к подбору персонала в школах.

— В российских школах в ближайшее время планируют заменить бумажные учебники электронными — на планшетах или ридерах. Как ты думаешь, оправдано ли это, или совсем без бумаги все же не обойтись?
— Я считаю, что нельзя отказываться от ведения записей от руки. К примеру, я до третьего курса был таким в меру ботаником и писал абсолютно все лекции. Чтобы подготовиться к экзамену, мне было достаточно на один раз прочитать свои конспекты, ничего не заучивая. А на старших курсах я обнаружил, что совсем не обязательно ходить на все пары, ведь можно сделать ксерокопии у своих более ответственных одногруппниц. Но я обнаружил, что мне недостаточно на раз прочитать чужие конспекты, чтобы подготовиться: я сам лишил себя механической памяти. Даже психологи уверены, что если человек что-то записывает рукой, он запоминает это лучше.

Должна быть золотая середина. Электронные учебники — это круто, но не нужно забывать и про тетради для записей от руки. Пусть в портфеле школьника вместо кучи тяжелых учебников будет один ридер или планшет, но при этом пять-шесть тетрадей, где он будет писать и рисовать. Но отказ от тетрадей и перенос абсолютно всего учебного процесса, включая тесты и контрольные, на гаджеты — это крайность, противоположная абсолютному запрету использования таких устройств на уроках.

В нашем лицее со следующего года собираются вводить экспериментальный младший класс, который будет обучаться на планшетах. Если всё пойдет хорошо, эту систему будут поднимать всё выше и выше.

— А как ты считаешь, должен ли быть в школах Wi-Fi? Ведь в вузах он уже появляется.
— Все зависит от того, как позиционирует себя система образования. Если она, как сейчас, обучает фундаментальным знаниям и ориентирована в первую очередь на факты, то смысла в доступном школьнику Wi-Fi нет, ведь он может залезть в сеть и найти для себя подсказки. Но если система повернётся к проектным видам деятельности, начнет учить думать, то свободный интернет станет необходим. В этом случае Wi-Fi будет всего лишь инструментом, с помощью которого ребёнок сможет найти какие-то факты, сопоставить их и сделать выводы. Тогда на поиск информации будет уходить минимум времени, и его больше останется на аналитическую работу.

uchitel2

— Социальные сети для школьника это зло или, наоборот, полезная штука?
— Можно всё назвать злом, главное, как к этому относиться. Давайте сразу определимся, главная социальная сеть для российских школьников — это «ВКонтакте». Её нужно использовать в образовательном процессе, ведь это возможность влиять на школьника посредством того, что ему нравится. Приходя домой после уроков, он неизбежно погружается в среду соцсети, и если его там что-то будет мотивировать на учебный процесс, то это большой плюс. С другой стороны, «ВКонтакте» — это, конечно, такой «таймкиллер», который не дает школьнику заниматься полезными вещами. Но, как говорили великие, нужно брать своих злейших врагов и делать своими друзьями.
Другой вопрос, насколько эффективно школьные учителя могут использовать этот инструмент. Многие школы пытаются создавать сообщества «ВКонтакте», но подходят к ним как к какому-то официозу. Это сразу вызывает неприязнь у ребёнка, ведь в социальной сети он не привык общаться на строгом формализованном языке. Создавая подобные сообщества, нужно общаться в них по правилам соцсети, иначе мы просто пытаемся влезть со своим уставом в чужой монастырь.

— Стоит ли преподавателю общаться с учениками через социальные сети?
— Мне иногда проще общаться с ребёнком во «ВКонтакте». Есть альтернатива — внутришкольная сеть «Дневник», но она предоставляет далеко не все возможности, которые есть у «ВКонтакте», например передачу файлов разного формата. Кроме того, во «ВКонтакте» я могу оперативно ответить на возникающие вопросы и с мобильного телефона. Мы с ребятами активно общаемся через «ВКонтакте», туда мне присылают домашние задания, задают вопросы. Поэтому обмениваться информацией с учениками через соцсети можно и даже нужно. Главное, не забывать и про живое общение на уроке.

Нынешняя школа должна научить ребенка трем вещам: во-первых, быть человеком, социализировать его, во-вторых, думать, связывать между собой факты и, в-третьих, корректно пользоваться интернетом — находить с его помощью качественную информацию

— Ты упомянул проект Общероссийской образовательной социальной сети для школ «Дневник». Насколько успешно он сейчас функционирует и какое, на твой взгляд, у него будущее?
— Мне кажется, что у «Дневника» грандиозное будущее, это классный проект. Его минус в том, что создатели программы мало внимания уделяют интерфейсу. А от удобства интерфейса зависит 80% успеха любого программного обеспечения. Если интерфейс «Дневника» адаптировать, сделать более удобным и красивым, то это будет просто бомба.

С точки зрения позиционирования «Дневника» относительно системы образования, то для обычных учителей этот проект стал дополнительной нагрузкой, которая им не оплачивается. Мы обязаны сейчас вести два однотипных документа вместо одного — обычный бумажный журнал и его электронную версию на сайте «Дневника». Зачем делать двойную работу — непонятно. Пока не установлено однозначно, должен ли электронный журнал заменить бумажный, хотя последний при наличии специального интернет-ресурса выглядит рудиментом.

В результате возникает путаница: какие-то учителя ставят не все оценки в «Дневник», забывают это делать, и у родителей учеников складывается неполная картина. Многим преподавателям, особенно старшего поколения, тяжело: они боятся интернета, как кто-то мышей или темноты. Они часто просят своих детей или старост класса выставить оценки из дневников в электронный журнал.


— Как ты считаешь, нужно ли школьному учителю именно педагогическое образование?
— У меня педагогического образования нет. По этому поводу могу рассказать одну историю. Когда я учился на матфаке, у нас ежегодно проходила неделя математики, которая начиналась с 1 апреля — дня дурака. В рамках этой недели проходит олимпиада по методике преподавания математики. В один из годов нам с моими сокурсниками нечего было делать, и мы решили попытать счастья в этой непонятной нам науке. В результате из пяти команд, четыре из которых учились на педагогов, мы заняли первое место с большим отрывом. И потом каждый год по привычке приходили на эту олимпиаду и у всех выигрывали. У нас за плечами был опыт работы в выездных школах, где мы учили детей, одарённых и не очень. Мы были практиками, не теоретиками, и это, на мой взгляд, важнее. Можно учиться методике преподавания, это будет полезно. Но нужно в первую очередь иметь преподавательские способности и любить это дело.

— Сейчас не так много молодых специалистов идут работать в школу. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы привлечь молодёжь в учителя? Достаточно ли будет просто повысить им зарплату или нужна ещё какая-то дополнительная мотивация?
— Высокая зарплата — один из главных мотивирующих факторов для молодых специалистов. За небольшие деньги в школу будут идти только люди с низкой квалификацией. Хотя есть какие-то исключения — люди, которые просто любят преподавать и готовы делать это за небольшие деньги.

Если вернуться к мужчинам-педагогам, то почти все они преподают «для души», а зарабатывают деньги где-то в другом месте. Но в нашей школе, например, уровень зарплат достаточно неплохой. Сейчас денежный фонд школы разделён на окладную часть и стимулирующий фонд. Как распределять стимулирующие выплаты, решает администрация, но в приоритете всегда оказываются опытные и заслуженные педагоги. Поэтому зарплаты учителей в разных школах могут отличаться.

Большинство школьных учителей имеют слабое представление о том, что такое интернет, и совершенно не представляют, что значит «зачекиниться», «репостнуть», «твитнуть». Они разговаривают со школьниками на разных языках и не чувствуют, что им нужно и, соответственно, никак не могут на них повлиять

— У тебя есть возможность сравнить несколько поколений школьников, начиная с твоего и заканчивая нынешним.
— В школе я работаю уже семь лет и могу сравнить три поколения. Я думаю, что все они различаются. Не могу сказать, что нынешние дети глупее, это не так. У них просто другие приоритеты. У нас не было компьютеров с быстрым интернетом, мобильных телефонов, в которые можно играть — нам нечем было заниматься, кроме как учиться.

У поколения школьников с 2005 по 2008 год уже был интернет и компьютеры, но было гораздо меньше гаджетов, чем у школьников сегодняшних. Им некуда было отвлекаться на уроках, но, приходя домой, они уже погружались в интернет, где мы их теряли. Нынешнюю молодёжь мы теряем уже на уроках. Когда ученик достает гаджет, учителю очень сложно снова перехватить его внимание. Сами дети такие же умные и способные, но у них появилось больше отвлекающих факторов. Возможно, если сделать обучение на основе гаджетов с использованием интернета, то мы их вернём и снова сможем общаться в рамках образовательного процесса. Но это лишь предположение.

— Ну и напоследок. Что для тебя самое приятное и самое сложное в работе учителя?
— Самое сложное — это бороться с системой. Мы с ней каждый день сталкиваемся интересами. Часто я понимаю, что хочу детей чему-то научить, но не могу, потому что это не позволяет сделать образовательная программа, которой я должен следовать. Мое мнение не истина в конечной инстанции, я всего лишь человек. Но я могу сказать, что мне многое не нравится в нынешней школьной образовательной системе.

А самое приятное — это когда ты видишь, что ребёнок что-то не понимал и благодаря тебе смог разобраться. Значит, ты сделал всё правильно.

Записала Анастасия Шугаева




Добавить комментарий
Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.

Как приветствуют друг друга в разных странах: факты и рекорды

Как приветствуют друг друга в разных странах: факты и рекорды

Ответьте на наши вопросы и узнайте, сможете ли вы стать своим в любой части мира.